Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концептуально –образное проектирование

Дизайн (художественное проектирование) — изначально возник как привнесение в утилитарный объект художественного начала, улучшающего его потребительские свойства. Образные характеристики здесь — цель второго и даже третьего (после гармонизации) порядков. Больше того, множество предметов, вещей, явлений, отработанных дизайнерских, не в состоянии приобрести черты художественного образа сами по себе, вне нестандартного контекста потребления, либо вне связи с другими архитектурными и дизайнерскими формами (данного комплекса предметов или окружающей среды). Подвластный дизайнеру мир своей конкретностью назначений, частой ограниченностью масштабов, целеустремленностью форм как бы останавливает художественный поиск собирательным предметным образом и задачами гармонизации и лишь очень редко позволяет создать художественный символ. И дело не в уникальности или массовости дизайнерских решений или изделий, а в характере средств передачи идейного содержания. Не случайно, поэтому многие объекты архитектурного творчества сегодня, в век массового тиражирования, например, жилых построек, практически относят к сфере дизайна.

С увеличением масштаба осваиваемой архитектором-дизайнером системы многое меняется: от единичных зданий к комплексам и от них дальше — ко всей совокупности архитектурных сред. Архитектурная среда, таким образом, является примером синтетического объекта. Она отличается от объекта деятельности зодчего — архитектурного пространства — включением в систему как собственно архитектурных компонентов, так и всего того "заполнения", что сегодня принадлежит другим художественным профессиям. А также, образно говоря, всего того, что попадает в данное пространство — дождя, машин, посетителей, сквозняков... и т.п. Но при этом, однако, предполагается, что ведущим свойством этого пространственного образования является возможность его "архитектурного освоения" — в отличие от просто природной среды, случайных пространств города или какого-либо сооружения. Другими словами весь набор подлежащих проработке форм позволяет реально стремиться к художественному образу как цели, и вопрос лишь в выборе путей ее достижения. Образ современной жизни и культуры, кроме того, подвержен влиянию экологизации, т.е. стремлению к учету оптимального соотношения между миром живого и средой его обитания. В результате происходит сближение среды и культуры (экология культуры), складывается концепция объединения воедино архитектуры, промышленного дизайна, визуальных коммуникаций, а также прикладных и изобразительных видов искусства, т.е. то, что О. Генисаретский называл "средовым искусством", а мы — дизайном архитектурной среды. Концепция такого объединения позволяет в образе предметно-пространственной среды воссоздать ценности, достигнутые (выявленные) в истории ценностей и стилей жизни предшествующих поколений, что как бы подтверждает выдвинутую С. Аверинцевым концепцию "рефлектированного традиционизма".

В "экологическом дизайне", который является и дизайном архитектурной среды, учитываются и региональные особенности городской и сельской среды: их пространственно-временная организация, тип расселения, структурные взаимосвязи жилья, мест приложения труда и массовых коммуникаций, особенности предметного наполнения среды и, наконец, образные характеристики, сжимающие в себе ценности всех "слоев региональности".

Это следствие того, что забота о сохранности природы должна распространяться и на этносы, являющиеся ее необходимой частью. Этнокультурная идентичность (слитность) среды участвуют, с одной стороны, в обеспечении культурного взаимодействия людей, а с другой — в обеспечении культурного разнообразия и собственной самобытности. "Установлено, — отмечал С. Хан-Магомедов, — что люди национальной или религиозной культуры осваивают пространство в соответствии с принятыми именно их культурой "моделями". В зависимости от специфики своей культуры люди, так или иначе, относятся к организации пространства, к его размерам и форме, к размещению в нем предметов, соответственно строится их отношение к оборудованию интерьера, к объемно-пространственной композиции отдельных сооружений, к организации городского пространства в целом.

О тоне и цвете.

Тон — это светосила цвета. Мы говорили о черном и белом. Средним в отношении к этим двум тонам является серый.

Самое простое — принять серый тон как смешение черного и белого. Будучи по природе своей ахроматическим, серый тон представляет собой в одно и то же время ослабленный черный и утемненный белый. Черный, серый, белый — основа всякого тонального изображения. Причем серый тон может быть до бесконечности разнообразен.

При работе цветом дизайнеры следуют принципу: целостная соподчиненность всех элементов, выразительный ритм, контраст. Но цвет делает изображение богаче, усложняет его структуру дополнительными модуляциями "теплого" и "холодного". Правильно разобраться в сложности этих соотношений помогает лишь ясно осознанная цель, творческий замысел.

Допустим, вы создаете композицию в очень "теплой" цветовой гамме. Если нужен контраст к какому-либо цвету этой гаммы, то можно взять цвет из ряда "холодных ". Сколько и где именно нужно этого "холодного", заведомо предсказать нельзя, здесь все решает своеобразие конкретной работы, индивидуальная цель автора.

Говоря о цветовом контрасте, под "теплым" цветом понимается красный и ему родственные цвета, а под "холодным" - синий и родственные ему. Но "теплая" гамма и сама по себе внутренне контрастна. Например, красный и коричневый цвета - оба "теплые". Но коричневый "холоднее" красного - вот и контраст внутри гаммы. Следовательно, закономерность контрастов возникает в процессе творческого поиска.

В рекламе и в искусстве создания баннеров для веб-сайтов используется и другой метод. Он происходит от назначения рекламы привлекать зрителя. Haпример, сочетают три совершенно разных цвета - желтый, черный, красный. Отношение этих цветов друг к другу по ритму, массе, по количеству и яркости создает определенную неповторимость композиции.

Предусмотреть все возможные варианты композиционных комбинаций нельзя. В результате творческого поиска могут быть иные, порой даже неожиданные решения. Индивидуальное воображение дизайнера, своеобразие творческого почерка играют здесь решающую роль.

Композиция, которую вы будете создавать, может состоять из непредметных форм, например из геометрических фигур. Но при этом вы должны помнить о той задаче, которую ставите перед собой.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...