Определение трудоёмкости отдельных видов работ
4.2. Проектирование календарного плана строительства промышленных зданий
Разработка календарных планов является одним из основных этапов в проектировании организации строительства и производства строительно-монтажных работ. Календарным планом в строительстве называется проектный документ, устанавливающий на основе принятых организационно-технологических схем и решений целесообразную очередность, взаимную увязку во времени и сроки выполнения работ. На основе календарных планов выявляется потребность в рабочей силе, строительных машинах, материально-технических и энергетических ресурсах, транспортных средствах, временных зданий и сооружениях.
Календарным планом устанавливаются сроки и очередность поставки технологического оборудования и комплектующих изделий, разработки проектно-сметной документации, распределение во времени капитальных вложений и объемов строительно-монтажных работ. Календарный план производства работ по объекту (виду работ) разрабатывается в составе проекта и устанавливает последовательность и сроки выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ и их взаимную увязку во времени при возведении отдельного здания. Он является основным документом производственного назначения, на основе которого осуществляется оперативное планирование и управление работами на объекте, составляются годовые, квартальные, месячные, недельно-суточные и часовые графики производства работ, а также графики обеспечения конструкциями, изделиями, материалами и оборудованием.
4.2.1. Выбор рациональных способов производства работ
На данном этапе проектирования необходимо обосновать и описать способы выполнения всех видов работ от начала до полного завершения строительства. При выборе способов производства работ следует обеспечить максимальный охват современными средствами механизации строительных процессов, использование прогрессивных приемов труда. Принятые решения по технологии производства работ должны соответствовать правилам техники безопасности и быть подробно описаны в пояснительной записке. Ниже приведен пример описания рациональных способов строительства подземной части промышленных зданий.
В курсовом проекте все земляные работы производятся механизированным способом. Разработка грунта в котлованах и траншеях производится, как правило, экскаватором с ковшом вместимостью 0,33 - 0,65 м3. После экскавации осуществляют добор грунта бульдозерами. При производстве работ по отрывке котлована предусматривается следующий комплекс работ: · установка экскаватора в забое; · разработка грунта с очисткой ковша; · передвижка экскаватора в процессе работы; · переходы экскаватора в пределах разработки; · очистка мест погрузки грунта. Параметры забоев и проходок должны обеспечить возможность работы экскаватора с наименьшими затратами времени на выполнение рабочего цикла экскавации (наполнение ковша грунтом, поворот к месту выгрузки грунта, разгрузка ковша, поворот к забою в новое исходное положение). В зданиях, имеющих до четырех пролетов, разработка грунта планируется в одну захватку, а для более протяженных – в две и более. В последнем случае монтаж фундаментов начинают после окончания механизированной разработки грунта на одной захватке. Следующим этапом работ по строительству подземной части здания является монтаж сборных и устройство монолитных фундаментов. Монтаж конструкций современных одно- и многоэтажных зданий, как правило, осуществляют по захватной системе. В зависимости от конструкций и объемов производится деление общего фронта работ на захватки. Желательно иметь не менее двух захваток. Это позволяет расчленить работы и организовать их поточное выполнение. Установку сборных фундаментов начинают после инструментальной проверки правильности положения их осей и вертикальных отметок бетонного основания под фундаменты. Перед монтажом сборные фундаменты обычно раскладывают у мест их установки. Точность установки фундаментов часто проверяют при помощи различных шаблонов. После установки проводят инструментальный контроль положения фундаментов по осям и отметкам и сдачу их под монтаж каркаса по актам. При монтаже фундаментов может быть предусмотрена установка ленточных или отдельно стоящих фундаментных блоков или плит на постель из готового цементного раствора или на готовую гравийную (песчаную) подготовку с проверкой отметок основания по визирам. Установка маячных блоков ленточного фундамента и угловых блоков отдельно стоящих фундаментов предусмотрена по нивелиру. Для установки рядовых блоков ленточного фундамента натягивается причалка, рядовые блоки отдельно стоящих фундаментов устанавливаются по натянутой осевой проволоке. Монтаж сборных фундаментов состоит из комплекса следующих работ:
· приготовление постели из раствора или частичное выравнивание готового гравийного (песчаного) основания; · установка фундаментных блоков (плит); · выверка правильности установки блоков (плит); · заделка швов раствором между блоком ленточных и составных фундаментов. При устройстве монолитных фундаментов работы ведутся в три этапа: · опалубочные работы; · арматурные работы; · бетонные работы. Тип опалубки определяется проектом производства работ. Работы по изготовлению и установке опалубки ведутся по специальному проекту, который состоит из маркировочных чертежей, где приведены расположение элементов опалубки в плане, разрезе, а также фасад или развертка. Кроме маркировочных чертежей в состав проекта опалубки входят чертежи лесов и других поддерживающих и крепежных устройств. При арматурных работах во время работ по изготовлению фундаментов арматуру по способу установки различают как штучную, арматурные каркасы и сетки. Штучная арматура применяется в виде стержней, которые свариваются в арматурный каркас на месте бетонирования. Для заанкеривания в бетоне арматура (кроме арматуры периодического профиля) имеет на концах стержней крюки. При заливке сплошных фундаментов арматурные сетки нарезают и в зависимости от конфигурации опалубки устанавливают в один или несколько рядов. При бетонировании монолитных фундаментов бетонная смесь подается в опалубку, в зависимости от принятой технологической схемы, автосамосвалом с разгрузкой смеси непосредственно в опалубку с передвижного моста или эстакады при помощи вибропитателей и виброжелобов или бадьями при помощи кранов. Бетонная смесь укладывается слоями в 20-30см. Наибольшая толщина слоя бетонной смеси не должна превышать 1,25 длины рабочей части вибратора. Более глубокое погружение вибратора может привести к нарушению структуры ранее уложенного слоя бетона. При бетонировании фундамента применяются глубинные вибраторы, а при устройстве крупных массивных фундаментов - вибрационные пакеты, подвешенные на стреле автомобильного крана.
Нулевой цикл строительства здания завершается работами по обратной засыпке грунта. Засыпку пазух фундамента осуществляют после его распалубки и выполнения гидроизоляции фундамента с помощью бульдозера. Продолжительность работ по подземной части здания существенно влияет на общие сроки строительства. Несмотря на значительные успехи в индустриализации этих работ, сооружение подземной части зданий занимает больше времени, чем монтаж надземной части, хотя стоимость этих работ составляет 12-15 % общей сметной стоимости. При подготовке исходных данных для календарного планирования в курсовом проекте должен быть выполнен выбор строительных машин и механизмов для производства работ. При выборе монтажного механизма следует отдавать предпочтение рельсовым кранам для нулевого цикла (МСТК-90, БК-404 и т.п.) или кранам на гусеничном ходу. При использовании пневмоколесных кранов на недренирующих грунтах необходимо предусматривать для них устройство дополнительных временных дорог. Применение автокранов на работах нулевого цикла нежелательно ввиду малой грузоподъемности. При определенных условиях на монтаже подземной части целесообразно использовать кран, предназначенный для сооружения надземной части здания. Такими условиями можно считать небольшой разрыв во времени между обоими циклами, незначительную глубину котлована, позволяющую установить кран за пределами призмы обрушения. В любом случае целесообразность выбора крана должна быть экономически обоснована и выполнен расчет требующихся параметров монтажных кранов исходя из основных характеристик и конфигурации возводимого здания, габаритных размеров и расположения на здании монтируемых сборных элементов и поднимаемых грузов. К основным рабочим параметрам башенного крана относятся: грузоподъемность, вылет стрелы и высота подъема грузового крюка. Для определения требующейся грузоподъемности башенного крана пользуются формулой:
(4.3)
где - масса наиболее тяжелого груза для заданного вылета стрелы крана, т; - масса грузозахватного приспособления (в курсовом проекте масса стропа принимается равной от 50 до 100 кг).
Требующийся вылет стрелы крана определяют по формуле:
(4.4)
где а – расстояние от оси вращения крана до наружной стены здания, м; - расстояние от наиболее выступающей наружной стены здания со стороны крана до центра тяжести монтируемого сборного элемента или поднимаемого штучного груза, м. В расчетах принимается ориентировочное значение = 5,5 м. Для определения требующейся высоты подъема грузового крюка крана пользуются формулой:
(4.5)
где hо – расстояние от уровня подкранового пути (от головки рельса) до опоры монтируемого сборного элемента или устанавливаемого штучного груза, м; ho = hэт * nэт (hэт – высота этажа; nэт – количество этажей); hз – запас по высоте, требующийся по условиям монтажа для обеспечения безопасного проноса сборного элемента (груза) над выступающими частями возводимого здания. Принимается равным не менее 0,5 м; hг – высота (толщина) монтируемого сборного элемента (поднимаемого штучного груза) в монтажном положении, м; hс – высота строповки (стропа) в рабочем положении от верха монтируемого элемента до грузового крюка крана, м. В ориентировочных расчетах величину hс можно принимать равной половине длины монтируемого сборного элемента, но не менее 1,5 м. Выбор гусеничного крана осуществляется на основе определения требующихся основных рабочих параметров, к которым относятся грузоподъемность и вылет стрелы крана. Расчет требующейся грузоподъемности гусеничного крана осуществляется по формуле:
(4.6)
где Qmax – масса наиболее тяжелого груза для заданного вылета стрелы крана, т; q – масса грузозахватного приспособления (стропа). Требуемый вылет крюка для самоходных стреловых кранов, при котором обеспечиваются достаточные зазоры между стрелой крана и смонтированными конструкциями, а также поднимаемым элементом, определяется по формуле:
(4.7)
где a – расстояние от центра строповки до ближайшего края монтируемого элемента (принять a=h3); d – расстояние от стрелы крана до ближайшего края монтируемого элемента, включая зазор между элементом и стрелой не менее 0,5 м (принять равным 1м); H – расстояние от уровня стоянки крана до верха стрелы; h1 – высота шарнира плиты от уровня стоянки крана (принять равной 1,4 м); h2 – высота полиспаста (принять равной 1м); h3 – высота строповочных элементов (принять равной половине размера монтируемого элемента); c – расстояние от поворотной оси крана до базы стрелы (принять равным 3м). Расстояние от уровня стоянки крана до верха стрелы определяется по формуле:
(4.8)
где Нтр – требуемая высота подъема крюка, определяемая как наибольшая по величине для группы элементов, подлежащих монтажу данным краном, т.е. высота здания плюс высота стропа. На основе полученных расчетных данных из каталога грузоподъемных машин выбираются монтажные краны, которые используются для возведения подземной и надземной частей здания.
4.2.2. Разбивка общего фронта работ на частные
В основу организации строительства комплекса промышленных зданий в курсовом проекте должен быть положен поточный метод, обеспечивающий непрерывность, ритмичность и равномерность работы бригад строителей неизменного состава, с совмещением профессий и увязкой работ различной специализации. При строительстве объектов поточным методом требуется меньше времени, чем при последовательном, меньшее количество одновременно потребляемых ресурсов, чем при параллельном, равномерно потребляются однородные материально-технические ресурсы и загружается специализированный транспорт, а бригады рабочих постоянно выполняют одни и те же работы. Для создания строительного потока необходимо: · расчленить сложный производственный процесс по строительству объекта или объектов на составляющие процессы; · разделить труд между исполнителями и закрепить за ними эти процессы; ·разделить весь фронт работ на частные фронты (захватки) и установить для них продолжительность выполнения каждого процесса; ·назначит очередность работ на частных фронтах, чтобы максимально совместить выполнение разнотипных работ во времени и пространстве, т.е. осуществить их технологическую увязку. Поточная организация возможна лишь при разбивке общего фронта работ на частные, что обеспечивает возможность одновременного выполнения разных работ на различных частных фронтах. Объект строительства разбивается на частные фронты работ исходя из планировочных, объемных и конструктивных решений здания, а также основных направлений развития строительных процессов по его возведению. Частный фронт работ (захватка) — это отдельный объект в составе комплекса или часть объекта, где можно обеспечить высокопроизводительное и безопасное ведение работ одного вида. В качестве частных фронтов принимают повторяющиеся пролеты, секции, этажи и т.д. Кроме того, разбивку здания на частные фронты надо осуществлять с учетом необходимой устойчивости и пространственной жесткости несущих конструкций. Границы частных фронтов часто совмещают с конструктивными членениями здания, температурными и осадочными швами. Это обеспечивает возможность прекращения и возобновления работы на частном фронте без нарушения технических условий. Увеличение числа частных фронтов работ или уменьшение их размеров способствует сокращению общей продолжительности строительства за счет одновременного выполнения большого числа разнотипных работ. Излишнее дробление фронтов работ приводит к их перенасыщению трудовыми ресурсами. В курсовом проекте рекомендуется одноэтажные здания разбить на два фронта работ, а многоэтажные – на столько фронтов, сколько этажей в здании. В любом случае необходимо обеспечить возможность эффективного ведения на каждом частном фронте любого вида работ, а также геометрическую неизменяемость частей здания в процессе строительства. Полученные результаты заносятся в таблицу 4.5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|