Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ учебной и внеаудиторной работы по предмету




Содержание

1. Анализ учебной и внеаудиторной работы по предмету

2. Самоанализ проведенного семинарского занятия

3. Оценка уровня развития академической группы

4. Анализ личности студента

5. Анализ воспитательной работы

6. Анализ стиля педагогической деятельности практиканта

7. Общие выводы по практике


 

Анализ учебной и внеаудиторной работы по предмету

В процессе реализации учебной работы по предмету практикантом были определены следующие цели:

- формирование у студентов теоретических знаний, а также умений и навыков в области их практического применения;

- формирование взглядов, убеждений, мнений, критических оценок в спорных, проблемных моментах;

- развитие интереса к существующей экономической ситуации, формирование аналитического мышления.

В ходе прохождения научно-педагогической практики в период с 16.03.2011 по 06.06.2011 практикантом самостоятельно было проведено 6 вузовских учебных занятий по дисциплине «Теория экономического анализа» у студентов второго курса специальность «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», из которых 6 - практические. Тематика занятий соответствовала учебно-методическому плану и включала следующие вопросы:

1) Элементарные методы обработки рядов динамики;

2) Балансовый метод;

3) Способ пропорционального деления (долевого участия);

4) Специальные методы экономического анализа.

При самостоятельной подготовке к лекциям использовались учебные пособия, материалы периодических изданий и интернет-ресурсов. Для построения практических занятий основой послужили сборники задач и тестовых заданий, интернет-сайты по экономическим дисциплинам. Практикантом посещено и проанализировано 5 занятий у сокурсников, проходящих педагогическую практику, 4 занятия у педагога-методиста.

В период практики активно осваивались различные методы, средства и формы обучения. В частности, исходя из новизны тематики, применялись методы обучения, направленные на первичное овладение знаниями: информационно-развивающие и проблемно-поисковые. В группе информационно-развивающих использовались, в первую очередь, передача инфор-мации в готовом виде (объяснение), а также самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с литературой, самостоятельная работа с информационными базами данных). В процессе первичного изложения материала применялись также методы проблемно-поисковые, предполагающие, например, коллективную мыследеятельность в ходе дискуссионного обсуждения материала, а также самостоятельную исследовательскую работу при подробном изучении проблемных моментов материала. Практические занятия предполагали использование методов обучения, направленных на совершенствование и формирование умений и навыков: репродуктивные (пересказ учебного материала, выполнение упражнения по образцу), творчески-репродуктивные (решение задач, анализ спорных ситуаций). Активные методы обучения включали в себя неимитационные (проблемные лекции, тематические дискуссии) и имитационные (в частности, неигровые: например, анализ конкретных ситуаций).

На взгляд автора, для первичного овладения знаниями наиболее эффективной является комбинация информационно-развивающих и проблемно-поисковых, например, лекция с объяснением и учебная дискуссия по рассмотренному материалу, или самостоятельная работа с литературой и информационными базами данных, результатом которой может стать коллективная мыследеятельность в ходе обсуждения поставленной проблемы. Для совершенствования знания и формирования умений и навыков репродуктивные методы обучения ограниченно эффективны, так как предполагают стандартное, шаблонное изложение материала и не развивают творческой составляющей и аналитического мышления. Другими словами, для закрепления полученной информации и развития умений и навыков необходимо использование творчески-репродуктивных методов (анализ практических ситуаций, решение нестандартных задач).

Средства обучения наряду с другими элементами образовательного процесса являются важным компонентом и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы[1]. При подготовке и проведении занятий преимущественно использовались печатные средства (учебники и учебные пособия, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.), а также электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, универсальные энциклопедии и т.п.) Однако, по мнению автора, наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения, обеспечивающие наглядность и создающие зрительные и звуковые образы. Хотя их применение ограничено техническими возможностями образовательного учреждения и особенностями отдельных методических вопросов.

В современной педагогике различают следующие формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная. При прохождении практики преимущественно применялась коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Практические занятия дополнялись применением групповой формы обучения, например, при анализе практических ситуаций, а также индивидуальной – при решении задач, различных по степени сложности, исходя из личностных особенностей обучающихся.

Практические занятия также проводились в соответствии с методическими рекомендациями, а также по аналогии с приемами их проведения у отдельных преподавателей. Особое внимание уделялось не только соответствию заданий определенной тематике предмета, но и уровню подготовки студентов, и их индивидуальным особенностям.

В целом в ходе учебной работы по предмету, на взгляд практиканта, поставленные цели были реализованы, хотя и не в полной мере. В частности, у студентов сформированы теоретические знания в области эко-номиической теории по пройденным темам, что доказывает достаточно успешно сданный экзамен по дисциплине, отработаны навыки решения типовых задач и тестовых заданий. Определенные сложности возникли при формировании у студентов убеждений и критических оценок в проблемных моментах, так как они не всегда в достаточной степени владели материалом, необходимым для обсуждения, хотя и достаточно активно принимали в нем участие. И конечно, хотелось бы считать, что учебная работа практиканта способствовала развитию аналитического мышления учащихся и их интереса к предмету и методам экономического анализа.

Затруднениями в учебной работе, возникшими в ходе прохождения практики, можно назвать недостаточную активность учащихся в обсуждении вопросов лекции, сравнительно невысокую степень заинтересованности отдельных студентов в предмете. Возможно, более информативными и содержательными занятия могли бы стать при использовании средств визуализации (презентаций, слайдов). Главной трудностью непосредственно практиканта в учебной деятельности стал процесс оценки успеваемости студентов. Достаточно сложно было объективно и непредвзято выставлять баллы за ответы, сохраняя при этом уважение и не проявляя излишней лояльности. Возможно, данная трудность преодолевается при проведении большего количества занятий и накоплении опыта педагогической деятельности.

Проведенная внеаудиторная работа по предмету имела своей целью формирование навыков самостоятельной работы по предмету, развитие заинтересованности в обучении и творческого подхода к решению поставленных задач. Для реализации этих целей практикантом проводились дополнительные консультации по необходимым вопросам, предполагающие более полное освещение проблемных моментов, а также предлагались здания для самостоятельной подготовки. Активность студентов при проведении внеаудиторной работы различалась, они были дифференцированы по заинтересованности в выполнении, например, самостоятельных заданий, желанию более глубоко изучать предлагаемый материал. Это можно назвать основной проблемой при осуществлении данного аспекта практики. Возможным путем преодоления данного затруднения можно считать, на взгляд практиканта, дополнительное стимулирование, например, возможностью получить поощрение при допуске к экзамену по результатам внеаудиторной работы.

Личная внеаудиторная работа практиканта по предмету ставила целью приобретение навыков самостоятельной педагогической деятельности, овладение основами научно-методического процесса в высшей школе и ведения лекционных и практических занятий. В рамках данных целей практикантом проводилось ознакомление с методиками и технологиями проведения учебных занятий, осуществлялся поиск и анализ дополнительных материалов по заданной теме, изучался опыт проведения лекций и семинаров студентами-практикантами и преподавателями-методистами. Стоит отметить доступность и полноту информации для осуществления личной внеаудиторной работы, что позволило в достаточной мере успешно достичь поставленных практикантом целей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...