Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка уровня развития академической группы




Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистической идентификацией и т.д.

Научно-педагогическая практика проводилась магистрантом в академической группе второго курса экономического факультета Воронежского государственного университета специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» группа 8, где количество обучающихся составляло 17 человек, из которых 14 – девушки и 3 – юноши. Возраст студентов варьировался в пределах от 18 до 21 года, в среднем был равен 18 годам. Все студенты не состоят в браке.

Можно сказать, что данной группой пройден путь коллективообразования. Ценности и цели членов группы достаточно тесно взаимодействуют, зачастую совпадая. Студенты видят направление развития взаимоотношений и проявляют личную заинтересованность в их развитии. Для данной академической группы характерно товарищеское равноправие ее членов. Было отмечено отсутствие каких-либо устойчивых традиций в группе, но наряду с этим ярко выражены стремление к совместному времяпрепровождению вне стен вуза со стороны большей части студентов и дружелюбная, комфортная атмосфера.

Отношение студентов к учебной деятельности оставалось на протяжении всего периода практики различным, причем среди юношей интерес и активность в обучении были заметно выше, чем у девушек. Возможными причинами этого можно назвать большую предрасположенность к аналитической работе и внимательность, необходимую при построении математических расчётов. Однако согласно результатам тестирования по «Методике диагностики социально-психологического климата коллек-тива» все члены группы отметили, что их место обучения им нравится и они не нуждаются в смене вуза или группы. В целом большая часть членов группы удовлетворена материально-технической базой университета, загруженностью, подготовкой по специальности и самой организацией учебного процесса. Интересным, на взгляд практиканта, явился тот факт, что мало кто из опрашиваемых смог дать четкий ответ на вопрос, от кого в большей степени зависит успешность их подготовки к специальности, давшие же ответ возложили ответственность на преподавателей и деканат. Никто из студентов не связал результаты учебы со своими усилиями и достижениями, что, по всей видимости, говорит о незрелом, недостаточно ответственном отношении к учебе, отсутствии четких целей обучения и понимания всего учебного процесса.

Тем не менее, результаты изучения мотивов учебной деятельности показали, что приоритетными мотивами являются: 1) возможность стать квалифицированным специалистом, 2) обеспечить успешность выбранной профессии, 3) получить диплом и 4) приобрести глубокие и прочные знания, что на практике реализовывалось не всегда. Наименее важными мотивами были: 1) не запускать изучение предметов учебного цикла, 2) выполнять педагогические требования, 3) достичь уважения преподавателей.

Данную академическую группу отличает взаимопомощь в обучении при выполнении практических заданий со стороны более сильных студентов.

Как известно, в ходе социально-психологического изучения групп особое внимание уделяется взаимоотношениям. Межличностные отношения в данной академической группе можно назвать устойчивыми. С учетом того, что восприятие индивидом группы – это фон, на котором протекает межличностное восприятие, особенностью коллектива является прагматический характер взаимодействия между студентами. По данным проведенного исследования, около 80% учащихся являются прагматиками, то есть оценивают группу с точки зрения полезности и воспринимают ее как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. На взгляд практиканта, это является фактором, препятствующим гармоничному развитию группы, но одновременно служит основой для стабильного взаимодействия внутри коллектива, так как для его членов характерно совпадение целей и ценностей.

По результатам проведенного анализа социально-психологического климата коллектива был сделан вывод, что в целом члены группы оценивают ее как очень хорошую и хорошую, и только примерно тридцатью процентами группа оценивается как средняя или плохая. Более 50% считают, что в большинство студентов группы – хорошие, симпатичные люди, порядка 40% отметили, что в группе есть всякие.

Результаты анализа, направленные на выявление особенностей сложившихся межличностных отношений с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента, показали положительные оценки по всем составляющим. Эмоциональный компонент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Он включает все то, что связано с состояниями и может быть зафиксировано на уровнях физиологической регистрации и субъективных отчетов. Это, прежде всего, положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эмоциональный компонент взаимодействия и отношений сопровождает процесс познания (оценивания) другой личности, меняя его в соответствии с тем, какие эмоциональные состояния сопровождают этот процесс. Он определяет совместимость членов группы и варьируется от симпатий до антипатий. По результатам исследования можно сделать вывод, что в целом участники коллектива симпатизируют друг другу, нет открытых проявлений конфликта или противостояния.

Когнитивный компонент межличностных отношений включает в себя все психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Взаимодействующий с другими людьми человек с помощью этих процессов познает индивидуально-психологические особенности партнеров по совместной деятельности. Под влиянием особенностей взаимных восприятий складываются и взаимопонимание, и взаимоотношения. Наиболее существенными характеристиками взаимопонимания являются его адекватность и идентификация. Результаты исследования по данному компоненту межличностных отношений показали, что практически все участники коллектива адекватно воспринимают друг друга, достаточно хорошо осведомлены о круге делового и дружеского общения одногруппников.

Поведенческий компонент включает результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, пантомиму, локомоцию, речь - все то, в чем проявляется личность человека и может наблюдаться другими людьми. Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. Положительная оценка данного компонента межличностных отношений свидетельствует о том, что в целом поведение участников группы доброжелательно по отношениюк окружающим, направлено на сотрудничество и взаимопомощь, и это подтверждается на практике.

Структура группы в целом однородна, нет ярко выраженных аутсайдеров или «отверженных», нет и определенных лидеров. Это подтверждают результаты исследования, в которых при ответе на вопрос «Кто из членов группы пользуется наибольшим уважением?» не было одной часто повторяющейся фамилии. Были названы практически все члены коллектива, однако, по всей видимости, ответы были лишены объективности, так как респонденты указывали своих близких друзей. Несколько раз повторялись фамилии студентов, наиболее успешных в учебе, а также староста группы.

С уверенностью можно выделить несколько отдельных групп общения, которые менее активно поддерживают отношения со студентами вне такого образования.

По данным исследований социально-психологический климат достаточно комфортен, степень психологической защищенности членов коллектива высока, нет открытого давления на отдельных студентов, а также конфликтных ситуаций.

В определенной степени лидером можно считать старосту группы, в основном по существующим полномочиям и обязанностям. Направленность такого лидерства – учебная деятельность. Организаторами каких-либо внеучебных коллективных действий выступают также люди из круга общения старосты. Среди юношей можно отметить одного скрытого лидера, который пользуется уважением среди одногруппников, но не предпринимает активных действий по организации жизнедеятельности группы. Между лидерами нет конфликтов, взаимодействия между ними и группой непротиворечивы и направлены на достижение совместных целей обучения и проведения досуга.

В жизни студенческой группы активное участие должен принимать куратор, оказывая влияние на взаимоотношения в коллективе, контролируя учебный процесс и поощряя внеучебную деятельность. Однако руководство коллективом осуществляется куратором эпизодически, преимущественно в виде информационной деятельности или учебных рекомендаций. Характер его взаимодействия со студентами можно определить как либеральный, так как педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу студентам. Организацию и контроль деятельности осуществляет без системы, отсутствует решительность, общественная активность. Куратор был охарактеризован студентами как человек с высокими профессиональными знаниями, доброжелательный, справедливый, но не требовательный, а также недостаточно отзывчивый и общительный. В связи с этим, роль куратора в формировании и сплочении коллектива достаточно незначительна, он пользуется уважением как преподаватель, но не как руководитель.

Таким образом, данный студенческий коллектив достаточно самостоятелен, способен на принятие непротиворечивых совместных решений, характеризуется наличием общих целей и интересов, его участники в большинстве своем удовлетворены атмосферой и организованностью группы. К основным направлениям дальнейшего развития можно отнести, например, совместную творческую деятельность - участие в культурно-массовых мероприятиях университета. Со стороны преподавателей возможна организация творческих заданий к практическим занятиям, что должно способствовать сплочению коллектива при решении общей задачи. Для выявления и воспитания лидера в группе необходима постановка проблем - учебных, творческих, которые будут требовать наличие организатора и определенной личной ответственности. В целом впечатление от группы положительное, среди большей части студентов возможно дальнейшее взаимодействие вне стен университета, прогноз дальнейшего развития группы также благоприятный.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...