Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЗАКОН спроса гласит: снижение цен увеличивает приобретаемое количество товара, а повышение цен уменьшает это количество.




Экономисты считают, что практически для всех товаров кривая спроса понижается слева направо. Именно поэтому такая ее конфигурация принимает статус закона или принципа, поскольку он многократно подтверждается в реальной действительности. Исключения настолько редки, что их практически невозможно привести в качестве примера, а те явления, которые имеют место в хозяйственной практике, могут быть охарактеризованы не иначе как "парадоксы " закона спроса.

3.3. "Парадоксы" закона спроса

 

Существование закона спроса не означает, что он всегда и при любых условиях совершенно очевидно проявляет свою сущность.

Возможные исключения из закона спроса:

а) товары рассчитаны на снобов;

б) покупатели судят о качестве товара по его цене;

в) явления, получившие в экономической теории название "эффект Гиффена ".

 

Пояснения. Известно, что такие товары, как дорогостоящие ювелирные изделия, покупаются только потому, что цены их высоки; снижение цен на подобные товары может уменьшить их привлекательность для снобов и поэтому, вероятно, приведет к сокращению объема их продаж. (Хотя менее состоятельные потребители в таком случае могут быть заинтересованы покупать эти товары, тем самым компенсируя потерю на рынке богатых покупателей.) Аналогичным образом в тех случаях, когда покупатели не имеют возможности судить о качестве товаров непосредственно и пользуются для этой цели ценами, снижение цен, а товары может привести к уменьшению спроса на них. Иногда рост спроса на товар происходит в условиях повышения цены на его. Эти явления были названы эффектом Гиффена.

 

Эффект Гиффена

Этот эффект получил название по фамилии английского статистика и экономиста Р. Гиффена (1837—1910), который наблюдал его в Англии в середине XIX в. и впервые описал. Р. Гиффен заметил, что в современной ему Англии "чем дороже становился хлеб, тем больше его покупали". Почему был возможен такой парадокс? Дело в том, что он наблюдался в весьма специфической ситуации. В то время бедные слои населения в Англии располагали очень низким доходом и жили в нищете. Повышение цены на хлеб — необходимый продукт питания — так сильно сказывалось на их общей покупательной способности, что рабочие семьи вынуждены были отказываться от покупки мяса и фруктов, которые были еще дороже хлеба, а покупать хлеб в еще больших количествах, так как он стал почти единственным продуктом питания. Когда цена на хлеб снижалась, то потребители начинали снова интересоваться другими продуктами и спрос на хлеб сокращался.

Таким образом, проявление эффекта Гиффена определяется несколькими условиями: во-первых, продукт, на который цена растет, должен принадлежать к числу предметов первой необхо­димости; во-вторых, уровень доходов покупателей должен быть таким низким, что изменение цены на этот товар (эффект дохода) имело бы более чем пропорциональное влияние на их покупательную способность (эффект замещения). В этом случае кривая спроса на товар будет иметь не отрицательный, а положительный наклон (это означает, что абсолютная величина эффект дохода при росте цены становится больше, чем отрицательная; величина эффекта замещения). В-третьих, чтобы эти бедные ело жили в рыночном хозяйстве и не имели побочных источнике существования.

Как видим, эффект Гиффена характерен для периода обнищания населения. Его проявление наблюдается сегодня не то ко в слаборазвитых странах, но и в России и других стран СНГ, где переход к рынку привел к резкому росту инфляции пролетаризации широких слоев населения. При инфляции, смотря на рост общего уровня цен, товар может стать относительно более дешевым даже при росте текущей цены на если цены на другие товары растут быстрее.

ВЫВОД- Эффект Гиффена не отменяет действия закона спроса. Увеличивается объем спроса на относительно подешевевший товар, несмотря на то что текущая его цена повысилась.

 

3.4. Кривая спроса и цена спроса

Продолжим анализ кривой спроса. Какой практический смысл имеет кривая спроса, зачем ее знать, например, предпринимателю? Дело в том, что эта кривая выражает цену спроса.

Цена спроса — это максимальная цена, которую согласен уплатить потребитель при покупке данного товара. Цена спроса не тождественна рыночной цене, т. е. цене конкретной покупки, которую называют еще ценой рыночного равновесия. Цена спроса определяется размером дохода. Она упирается в доход и остается фиксированной, так как покупатель не может уплатить больше.

Например, покупатель с доходом 1 млн. руб. выступил на рынке часов. Интересующие его часы стоят 1,5 млн. руб. (это их рыночная цена). Однако покупатель исходя из своих предпочтений выделил на часы лишь 1 млн. руб. и за пределами этой суммы не может их купить. Поэтому кривая цены спроса очер­чивает максимальную цену, которую готов уплатить конкретный потребитель (или группа потребителей) за определенное количество товара.

Очевидно, что, чем выше цена спроса, тем больше число покупателей, чьи доходы не позволяют приобрести им данный товар, тем, следовательно, меньший объем товара будет продан. Это значит, что, если предложены высокие цены спроса, все покупатели, чьих доходов не хватит для приобретения данного товара, уйдут с рассматриваемого рынка.

Следует различать индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос характеризует желание отдельных индивидов купить данный товар по определенной цене. Для разных покупателей он может существенно различаться, поскольку связан с многими факторами (различия в уровне доходов неодинаковость вкусов и т. д.). Когда покупатели выходят на рынок со своими индивидуальными кривыми спроса, то в результате появляется рыночная кривая спроса. Рыночный спрос — это совокупный спрос на данный товар всех его покупателей.

 

3.5. Предложение и его функция

 

Теперь посмотрим на рынок глазами продавца. Он представляет другую сторону рыночного отношения — предложение.

Предложение на рынке — результат производства, которого отражает желание производителей продавать свой товар, естественно, что это желание зависит от многих факторов. Как вило, цель продажи — получение прибыли. Поэтому все продавцы будут стремиться продать свой товар по самой высоко цене, и, чем выше будет цена, тем большее количество товар будет предложено для продажи. \

На этом основании мы можем определить зависимость приложения от цены, т. е. функцию предложения. Она имеет ел дующий вид:

Qs = f (P),

где Qs. — объем предложения supply);

S — предложение;

Р — цена товара.

Как и функция спроса, функция предложения от цены м быть представлена в виде таблицы, где приводятся цены товара и его предложение в натуральном выражении, а графически. Для построения графика на оси абсцисс откладываются точки, характеризующие объем предложения, а на ординат— цены предложения.

Графическое изображение функции предложения от цен кривая предложения S (рис. 3-2), которая имеет положительный наклон ("восходящий" характер).

Двигаясь по кривой предложения от точки А к точке В, обнаруживаем рост объема (количества) предложения товар; Q1 до Q2 под влиянием возросших цен на него; движение вниз по кривой от точки В к точке А означает снижение объема предложения от Q2 до Q1 под влиянием снижающихся цен на этот товар.

 
 


P

 

 
A

B
Р2

 

Р1

 

0 Q1 Q2 Q

 

Рис. 3-2. Кривая предложения

Таким образом, объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении. В этом состоит смысл закона предложения. Он действует, поскольку у производителя есть желание при повышении цены на его продукцию изготовить и реализовать больший ее объем для получения большей прибыли. Низкие цены, наоборот, не будут стимулировать производство товара, и объем предложения снизится.

Надо иметь в виду, что функция предложения от цены — частный случай более общей функции предложения. Рассмотрим, какие еще факторы влияют на предложение товара, кроме его цены.

Предположим, фермер решил производить на продажу бройлеры (куриное мясо). Что он сделает, прежде чем начнет строить птицефабрику? Очевидно, кроме изучения цен на куриное мясо (мы уже знаем зависимость между ценой и объемом предложения) фермер поинтересуется ценами на мясо индейки, кролика, утки, возможно, говядины; затем узнает, во что обходятся корма; какие технологии применяются при производстве бройлеров, какие налоги придется уплачивать с полученных от данного бизнеса доходов (или какие субсидии предоставляются фермерам под это дело); наконец, он обязательно изучит рынок бройлеров, узнает, сколько человек занимается производством куриного мяса в данной местности.

В результате мы получим общую функцию предложения, которая имеет следующий вид:

Qs = f (P, Ps, Pc, Pres, K, T, N),

 

где Р – цена продаваемого товара;

Ps - цены взаимозамещаемых товаров;

Pc - цены взаимодополняемых товаров;

Pres - цены ресурсов и факторов производства;

К — уровень технологии, т. е. способ производства товара

используемого в данном виде деятельности;

Т — налоги, субсидии (tax);

N — число продавцов данного товара.

Все эти факторы — внешние детерминанты предложения - носят объективный, т. е. не зависящий от производителя продукции, характер.

Мы отметили, что при изменении иены происходит движет вдоль кривой предложения, что означает изменение величины предложения. В случае реакции продавцов на изменение новых факторов произойдет сдвиг кривой предложения, что, означает изменение характера предложения. Сдвиг кривой предложения вправо означает увеличение предложения, сдвиг влево — его уменьшение.

Следует различать индивидуальное и рыночное предложение. Индивидуальное предложение — это тот объем товара, который может быть предложен отдельным продавцом при разных ценах. Кривые индивидуального предложения будут разными для разных продавцов, поскольку факторы предложения будут оказывать неодинаковое влияние на каждого из них. Рыночное предложение характеризует тот объем товара, который будет предложен всеми продавцами данного товара данном рынке. Кривая рыночного предложения получается в результате суммирования всех кривых индивидуального плана предложения.

Для понимания функции предложения важное значение и фактор времени. Экономисты различают мгновенный (рыночный), кратко- и долгосрочный периоды.

В мгновенном периоде под предложением принято понимать то количество товара, которое может быть произведено производственных мощностях при неизменных материальных и трудовых ресурсах.

В краткосрочном периоде предложение означает такой объем продукции, который может быть произведен на существующих производственных мощностях, но при изменении объема привлекаемых материальных и трудовых ресурсов.

В долгосрочном периоде предложение — это тот объем продукции, который можно произвести на существующих и дополнительно созданных мощностях.

Глава 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Учебные цели главы:

· знать, что представляет собой рыночное равновесие, как оно устанавливается и в чем его экономический смысл;

· уметь объяснить последствия установления неравновесных цен;

· знать природу дефицита и избытка благ вследствие неравновесия рынков;

· уметь моделировать при помощи графиков спроса и предложения разные рыночные ситуации;

· понимать воздействие нетоварных налогов на рыночное равновесие и уметь его моделировать;

· понимать смысл общественной выгоды в виде излишка потребителя и излишка производителя от конкурентного равновесия и уметь его рассчитывать.

В данной главе будет рассмотрен процесс взаимодействия спроса и предложения и установления равновесного объема и равновесной цены, по которой совершаются сделки между продавцами и покупателями.

 

4.1. Модель частичного рыночного равновесия. Смысл рыночного равновесия

 

Понятие равновесия. Слово "равновесие" означает ситуацию, в которой уравновешиваются разнонаправленные силы. Это определение относится и к рыночному равновесию. Рассмотренные в предыдущих главах кривые спроса и предложения показывают желания покупателей купить, а продавцов продать определенное количество товара при заданной цене. Иначе говоря, данные кривые характеризуют цены покупателей и цены продавцов, которые те назначают, идя на рынок, исходя из своих доходов и издержек.

 

 

Р

 
 

 

 


PE

 
 
D


 

(Pd=Ps)

0 QE (Qd = Qs) Q

Рис. 4-1. Модель частичного рыночного равновесия

 

Однако товары и услуги продаются не по ценам-спроса и предложения, а по ценам рыночного равновесия.;

При равновесной цене количество товара, которое покупатели желают и имеют возможность приобрести, в точности соответствует количеству, которое продавцы желают и имеют возможность продать. Цену равновесия иногда называют ценой чистого рынка, потому что она удовлетворяет всех участников рынка: покупатели приобрели все, что они желали купить, а продавцы реализовали все товары, которые они стремились продать.

Как устанавливается рыночное равновесие? Если нале жить друг на друга кривые спроса и предложения, показывающие рыночный спрос и рыночное предложение одного и тоя же товара, получим модель, иллюстрирующую одновременное поведение спроса и предложения интересующего нас товара. В экономической теории эта модель получила название модели частичного рыночного равновесия (равновесие на рынке одного товара).

На рис. 4-1 показано, что в точке пересечения кривой спроса D и кривой предложения S, которая называется точкой равновесия и обозначается буквой Е (от Equilibrim — равновесие) объем спроса равен объему предложения (Qd=Qs), а цена равна цене предложения (Pd=Ps) Такое равенство цен экономисты называют ценой рыночного клиринга или равновесным объемом. Точка равновесия означает такой баланс, когда на рынке нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Если Рынок находится в равновесии, цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить.

Смысл рыночного равновесия заключается в том, что в этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели не стремятся его нарушить. В точке равновесия их интересы совпадают.

 

4.2. Последствия установления неравновесных цен

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...