Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные правила ценовой эластичности спроса




 

Правило 1. Чем больше заменителей имеет товар, тем эластичнее спрос, поскольку изменение цен на заменяющие и заменяемые товары всегда позволяет сделать выбор в пользу более дешевых. Напротив, отсутствие товаров-заменителей предопределяет абсолютную или относительную неэластичность спроса. Например, у соли нет заменителей, поэтому при любой цене на соль размеры спроса будут изменяться незначительно. Однако если возрастет цена на какую-то марку шампуня, то многие покупатели могут переключиться на потребление другой.

Правило 2. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар. Например, спрос на хлеб менее эластичен, чем спрос на услуги химчистки или прачечной.

Правило 3. Чем больше удельный вес затрат на товар в рас ход ах потребителя, тем выше эластичность спроса. При этом необходимо иметь в виду, что это правило выполняется при учете постоянства действия данного фактора и значимости продукции для потребителя. Например, зубная паста необходима, приобретается регулярно в относительно постоянных количествах, но затраты на нее невелики. Поэтому повышение цен на такую продукцию не приводит к изменению спроса на нее. Однако если возрастут цены на мясо, являющееся одним из основных продуктов питания, расходы на которое в бюджете потребителей достаточно высоки, спрос на него снизится. Это может существенно отразится на величине коэффициента эластичности.

Правило 4. Чем сильнее ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на этот товар. Ограниченность доступа к товару означает его недоступность, дефицит. Именно поэтому фирма, имеющая власть над рынком, заинтересована в создании дефицита, поскольку это дает возможность повышать цену.

Правило 5. Чем выше степень насыщения потребностей, тем менее эластичен спрос. Например, если у каждого члена семьи есть автомобиль, то приобретение еще одного возможно только при значительном снижении цены.

Правило 6. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса. Под агрегированием понимается возможность объединения товара с другими товарами во все более расширяющиеся товарные группы.

1. Плавленый сыр «Дружба» в супермаркете «Рамстор».

2. Плавленый сыр «Дружба».

3. Плавленый сыр.

4. Сыр.

5. Молочные продукты.

В данном примере степень агрегирования товара возрастает, поэтому спрос на наиболее агрегированный товар – молочные продукты – будет наиболее эластичным.

Правило 7. Спросстановится более эластичным с течением времени. Это объясняется тем, что потребителю необходимо время для отказа от привычной ему продукции и перехода на новую. Кроме этого, при росте цен на некоторые товары и услуги (жилье, транспорт) требуется время для подбора новых, заменяющих вариантов. Аналогичным образом поступают предприятия в случае, например, повышения цены на нефть, газ, уголь и т.п.: они снижают спрос на данную продукцию, поскольку им требуется время для перестройки производства, изменения технологии, поиска новых источников доходов.

 

5.3. Перекрестная эластичность спроса

 

Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар (например, Х) при изменении цены другого товара (например, Y). Коэффициент перекрестной эластичности спроса вычисляется по формуле

 

Коэффициент перекрестной эластичности спроса может иметь положительное, отрицательное и нулевое значения.

Взаимозаменяемые товары имеют Exy>0, так как повышение цены товара Y вызовет увеличение спроса на товар X, поскольку Х заменяет Y. Например, с ростом цены на уголь спрос на жидкое топливо или дрова увеличивается. Чем выше коэффициент перекрестной эластичности, тем больше взаимозаменяемость двух товаров.

Взаимодополняемые товары имеют Exy < 0. Например, с повышением цены на автомобили спрос на бензин уменьшится. Чем больше отрицательное значение коэффициента перекрестной эластичности, тем больше взаимодополняемость товаров.

Независимые товары имеют Exy =0. Это значит, что изменение цены на один товар никак не скажется на спросе на другой товар. Например, с ростом цены на хлеб спрос на цемент не изменится.

Перекрестная эластичность спроса может быть асимметричной. Очевидно, например, что если мяса снизится, то спрос на кетчуп возрастет; однако если цена кетчупа увеличится, то спрос это вряд ли повлияет на спрос на мясо.

 

5.4. Эластичность спроса по доходу

 

Поскольку доход воздействует на спрос, то возникает необходимость определения эластичности спроса по доходу.

Эластичность спроса по доходу характеризует чувствительность спроса потребителей при изменении их дохода.

 

Коэффициент эластичности спроса по доходу Е, показывает, на сколько процентов изменится спрос на продукцию изменении дохода покупателя на 1%, и вычисляется по формуле:

 

,

 

где I - доход потребителя.

Особенность коэффициента эластичности спроса по доходу состоит в том, что он меняет свой знак для некоторых товаров. Товары, спрос на которые с ростом дохода падает, имеют отрицательную эластичность спроса по доходу (EI < 0). Такие товары называются малоценными (масло, сметана, цельное молоко Товары, спрос на которые с ростом дохода увеличивается, и положительную эластичность (EI >0). Такие товары называются нормальными, или стандартными.

При этом экономисты различают три группы стандартных товаров:

а) товары первой необходимости. Спрос на эти товары растет медленнее роста доходов. Коэффициент эластичности 0 < ЕI < 1;

б) предметы роскоши. Спрос на них опережает рост Для этих товаров не существует предела насыщения. Коэффициент эластичности EI > 1.

в) товары второй необходимости. Спрос на них растет повышения доходов. Коэффициент эластичности EI =1.

Эластичность спроса по доходу зависит от:

· значимости того или иного блага для бюджета семьи. Чем больше благо нужно семье, тем меньше его эластичность;

· того, является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для второго;

· консерватизма спроса. При увеличении дохода покупатель не сразу переходит на потребление более дорогих благ.

Практическое значение коэффициента эластичности спроса по доходу заключается в том, что с его помощью прогнозируются перспективы отраслей: развитие, стабильность или застой, умирание. Чем выше в отрасли эластичность спроса по доходу, тем активнее эта отрасль развивается. Отрицательный коэффициент эластичности спроса по доходу — признак сокращения производства.

 

5.5. Эластичность предложения

 

Концепция ценовой эластичности спроса применима и к предложению. Если производители восприимчивы к изменению цен, то предложение эластично; если же производители относительно нечувствительны к изменению цен, то предложение неэластично.

Степень ценовой эластичности или неэластичности предложения рассчитывается так же, как и в случае со спросом, разница лишь в том, что процентное изменение величины спроса заменяется процентным изменением величины предложения.

Для определения реакции продавцов на изменение цен используется коэффициент эластичности предложения.

Эластичность предложения — это степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение их цены, измеряемая как отношение процентного изменения в количестве к процентному изменению в цене.

 

 

Методика расчета коэффициента эластичности предложения аналогична методике расчета коэффициента эластичности спроса:

 

 

Особенность коэффициента Еs в том, что он имеет положительное значение, поскольку объем предложения и цены всегда движутся в одном направлении и кривая предложения имеет наклон вверх (является возрастающей).

Эластичность предложения зависит также:

а) от способности товара к длительному хранению;

б) от возможности расширения производства товаров;

в) от фактора времени.

Фактор времени играет решающую роль в определении величины коэффициента эластичности предложения. Чем длительнее период, которым располагает производитель, тем больше у него возможностей для приспособления производства к изменению цены и перераспределению ресурсов между альтернативными целями их использования.

В графическом изображении предложения более пологая кривая S соответствует большей эластичности. Предложение эластично, если Es>1, неэластичное предложение имеет Es<1/

На рис. 5-2 кривая S, характеризует эластичное предложение. При Еs > 1 (кривая S1) доход продавцов повышается быстрее с повышением цены. Напротив, при Е < 1 (кривая S2) доход продавцов с повышением цены растет медленнее (сравним В1 и С1). Вместе с тем, чем выше эластичность предложения, тем быстра снижаются доходы продавцов, чем ниже эластичность — тем медленнее падение доходов (сравним В2 и С2). Этим, между прочим, объясняется, почему падение цены товара вследствие изменения спроса приводит к более быстрому разорению мелких предприятий. Предложение в сфере мелкого бизнеса эластично по сравнению с крупными предприятиями.

       
   
 
 


P

       

P1

PA

 

   

P2

 

0 QA Q

Рис. 5-2. Конфигурации кривых предложения: эластичное и неэластичное предложение

 

Существуют также предельные случаи эластичности предложения: пулевая и бесконечная. Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна, как S1, на рис. 5-3. Здесь объем предложения Q* не увеличивается в зависимости от того, насколько возрастает цена. В этом случае говорят, что предложение совершенно неэластично. Кривая предложения картины какого-нибудь выдающегося художника например Рембрандта, совершенно неэластична, поскольку наличии имеется одна картина и не может быть больше, как высоко ни поднялась цена.

 

P

 
 


 

P0

       
   
 
 

 

 


0 Q* Q

 

Рис. 5-3. Кривые предложения: совершенно эластичное и совершенно неэластичное предложение

 

Эластичность предложения бесконечна, когда кривая предложения горизонтальна. В этом случае предложение возмоги только при цене Р0

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...