Потребности как предпосылка пр-ва.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Предмет и функции эк. теории. Предмет ЭТ – это исследование отношений между людьми по поводу производств, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эф-го использования редких рес-в для удовлетворения безграничных потребностей. Функции ЭТ: 1) познавательная – заключается в изучении реально существующих производственных процессов, законов и категорий. 2) практическая – это разработка научных основ эк политики государства и принципов хозяйствования вообще (вплоть до фирмы). 3)методологическая – экономическая теория выступает в качестве фундамента для конкретных экономических наук (экономика отрасли, статистика, менеджмент, финансы). 4) мировоззренческая – состоит в том, что экономическая теория способствует формированию системного, научного мировоззрения, анализируя с помощью экономических категорий и законов, практику хозяйственной жизни, она дает возможность познавать не только экономические, но и др. отношения, складывающиеся в обществе.
Методы эк. науки: общие и частные. При изучении ЭТ применяются общенаучные и частные методы. К общенаучным методам относится диалектический метод, т. е. каждое явление рассматривается в своем развитии в постоянном движении. К частным методам относятся: 1) метод абстракции – процесс сбора нужных фактов предполагает отвлечение от реальности. Экономическая теория 3) метод индукции это своего рода абстрактная модель всей экономики или какого-либо сектора экономики. 2) метод дедукции – это движение в экономическом анализе т общего к частным, от теории к практике.– движение от частного к общему или от фактов к теории. 4) метод анализа и синтеза – анализ предполагает расщепление экономических явлений на более простые процессы и отдельные явления, затем подвергнутые анализу единичные процессы и явления благодаря метода синтеза объединяются в целое. 5) метод единства логического и исторического – основан на том, что все общественные явления имеют свою историю и нужно проследить по этапам их историческое развитие, а затем построить четкую логически обоснованную взаимосвязь явлений. 6) метод допущения «при прочих равных условиях» - экономисты при построении своих теорий допускают, что изменяется данное явление, а все другие переменные остаются неизменны. 7) метод экономико-математического моделирования – дает упрощенное или схематическое выражение эк жизни, но четко отражает взаимосвязь процессов и явлений. 8) эк эксперимент – это научно поставленный опыт в эк области с целью проверки эффективности намечаемых хозяйственных мероприятий. 9) графический метод – позволяет выражать экономические модели и принципы в виде рисунков, схем, графиков, таблиц.
Проблема выбора в экономике. Проблема выбора -необходимость принимать такое решение, когда, отдавая предпочтение одному варианту развития нац. пр-ва приходится отказываться от других вариантов. Вмененные издержки пр-ва – количество продукта «у», от которого следует отказаться, чтобы получить прирост пр-ва другого товара «х». Альтернативная цена - потеря одного блага, от пр-ва которого определенный момент приходится отказаться ради получения другого блага. Единичные ВИП- это ВИП, которые образуются при переходе от одного варианта пр-ва к другому. Общие ВИП-альтернативная стоимость пр-ва, отделяемая между базовым вариантом и другим. Закон возрастания ВИП: при переходе от одного варианта пр-ва к другому нарастают единичные ВИП. Следует обратить внимание на то, что содержание закона возрастания ВИП отражается на кривой производственных возможностей она приобретает выпуклую форму.
Эк теория и эк. политика. Позитивная и нормативная эк. теория. Цели об-ва:1)эк.рост 2)эк. Эф-ность3)полная занятость4)стабильность цен или отсутствие инфляции. инфляция -обесценивание денег.5)эк.свобода6)социальная справедливость7)социальная обеспеченность 8) поддержание платёжного баланса и валютного курса.Эк.политика-это система эк.мероприятий, осуществляемых государством по руководству общественным пр-вам распределением, обменом и потреблением благ.Эк.политика подраз. на:эк.стратегию и эк.практику.Эк.стратегия рассчитана на долговременную перспективу развит. Об-ва предполаг.осуществ. крупномасштабных эк.и соц.задач.Эк.практика включ.средства для реализации поставленных целей:1)ускорение НТП(научн.техн.прогресс.2)рост произ-ности обществ.труда,мотивацию труда работников и др. Эк. Наука может быть разделена на позитивную(теоритический раздел) и нормативную(прикладной раздел) науку, содержащую рекомендации, принципы, установки, которым надлежит следовать в практической деятельности. Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть, например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него (при прочих равных условиях). Нормативный подход основан на исследовании того, как должно быть. Поэтому здесь выносятся оценки – справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.И тот и другой раздел эк.науки развиваются под влиянием практики. Они стремятся постичь суть процессов, происходящих в эк. Действительности. 14. Рынок: понятие, функции, условия возникновения. Рынок – отношения складывающие между продавцами и покупателями в определенное время и в конкретном месте и состоящая в обмене произведенных продуктов по ценам формирующимся в результате взаимодействия спроса и предложения. Условия возникновения рынка: общественное разделение труда; специализация. Причины возникновения рынка: 1) естественная ограниченность производственных возможностей человека и др. факторов пр-ва (земли, техники и т. д.). 2)экономическую обособленность товаропроизводителей, т. е. только сам производитель решает какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. 3) возможность или свобода для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Функции рынка: 1) регулирующая, т. е. рынок выступает регулятором пр-ва спроса и предложения. 2) стимулирующая; 3)информационная; 4)коммуникативная – связь производителя и потребителя. 5) распределительная.
Потребности как предпосылка пр-ва. Потребность-это ощущение нужды и недостатка в чём-либо для поддержания жизнед.человека социальной группы и об-ва в целом.Классифик. потребностей:1)потребности об-ва бывают:-личные(физ:пища,одежда;духовные: познание мира и социальные);-производственные связаны с использованием рес-в для создания материальных и духовных благ и услуг.2)потребности по масштабу и структуре пр-ва.- абсолютные(максимальные-ориентированы на предельные возможности пр-ва,основанного на последнихдостижениях науки и техники).-действительные-подлежащие удовлетворению в условиях достигнутого уровня пр-ваи НТП.-фактически удовлетворяемые выступают в форме удовлетворенного спроса.3)потребности по соц-ой структуре(семейные, коллективные, культурные, общественные, религ.,военные).Наибольшее распространение современной эк.теории получила теория американского ученого А.Маслоу,согласно кготорой виды потребностей располагаются в восходящем порядке.(рисунок):1-физиологические потребности(одежда,жильё и т.д.)2-потребности в безопасности(направлены на обеспечение потребностей в будущем)3-социальные потр.4-потребности к признанию(уважение со стороны других)направлена на самоукрепление5-развитие направленное на самореализацию.Различные виды потребностей взаимодействуют друг с другом до тех пор пока остальные потреб.в достаточной мере не удовлетворены.Они определяют желание человека.первые2группы-низшего порядка.последние 2-высшего.Закон возвышения потребностей:кол-во благ,товаров и услуг,в котором испытывают потребность люди непрерывно расширяется и растёт как в колич-ом,так и в качественном отношении.Обуслав.возвышение потреб.прогресс человечества,рост культуры и знаний,НТП.Эк. интерес-это поставленные цели и побуждения к достижению. Интересы бывают:личные, групповые.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|