Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эк. блага: виды, основные характеристики.




Блага- это всё то, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить им пользу, доставлять удовольствие. Классификация благ:1)по назначению и роли в воспроизводстве:-потребительские;-производственные2)по роли в потреблении:- предметы первой необходимости;- предметы роскоши3)по продолжительности использования в воспроизводстве:-долговременные;-недолговременные.4)по характеру удовлетворения потребностей:- взаимозаменяемые (субституты) относятся блага,кот. Могут заменять друг друга в удовлетворении одной и той же потребности(чай или кофе).-взаимодоволняемые (комплименты)относ. блага, кот. дополняют какую-либо потребностьтолько при совместном их использовании. (ручка со стержнем (стержень дополняет, чай и сахар, машина и топливо).5)с учётом фактора времени: 1.настоящие,находящие в непосредственном распоряжении субъектов хозяйствования в каждый данный момент.2.будущее,которыми хоз.субъект будет распоряжаться в будущем.6)в зависимости от кол-ва потребителей:1.частные,которыми пользуются исключительно отдельные потребители. 2.общественные,которые идут на пользу всем(на улице горит фонарь). Отличительной особенностью эк. Блага явл. редкость. Блага бывают:- свободные- это те, которые при нашем желании и неограниченном кол-ве готовы предоставить сама природа. –эк.блага-это такие,которых в готовом виде нету в природе,такие балага нужно производить.Отсюда и понимание их редкости. Производственные блага назыв. эконо-ми, потому что для образования их запасов необходимо организовывать пр-во,расходывать эк. рес-ы, вступать в эк. отношения с другими людьми,нести ответственностьза результат хозяйства. Эк. Благо относится в воспроизводимым,а свободное благо относ. к невоспроизводимым запасам.

44. Денежно-кредитная система и ее структура. ДКС-сов-ть мероприятий в области ден обращения и кредита, направленных на регулир эк роста, сдерживания инфляции, обеспечение занятости трудоспособного населения и выравнивание ПБ. Инструменты ДКС:изменение учетной ставки – в основе лежит право центрального банка предоставлять ссуды фин устойчивым ком банкам за что взымает с заемщика определенный %. Размер такого % называется учетной ставкой. Центр банк имеет право изменять ее, регулируя тем самым предложение денег в стране; изменение норм обязательных резервов – норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, т.е. на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования; операции на открытом рынке – это покупка и продажа центральных банков государственных ценных бумаг. При необходимости увеличить денежную массу он начинает покупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения и наоборот.

11. Эк. система об-ва: понятие, субъекты, структура. В узком смысле под эк системой понимают особым образом упорядоченную систему связи между производителями и потребителями экономических благ. В широком смысле экономическая система – это исторически возникшая или установленная действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений возникающих в процессе пр-ва, обмена, распределения и потребления экономического продукта. Важнейшими элементами любой эк системы являются производственные силы и производственные отношения. Производственные силы – это факторы пр-ва и рес-ы используемые для создания материальных благ и обеспечивающие рост производительности труда. Производственные отношения – это совокупность отношений между людьми по поводу пр-ва, распределения, обмена и потребления материальных благ. Совокупность производственных в масштабе об-ва характерна для определенного этапа его развития составляет его эк базис. Над базисом возвышается определенная надстройка в виде политических, правовых, нравственных, религиозных и др. взглядов и убеждений и соответствующих им учреждений. Все три элемента (производственные силы, производственные отношения и соответствующие им надстройки) образуют общественно-экономическую формацию. Определенным этапом развития человеческого об-ва соответствует свойственный только им производственные силы, производственные отношения и надстройка, поэтому история выделяет первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую общественно-экономические формации.

35. Издержки пр-ва в долгосрочном периоде. В долгосрочном периоде фирма может изменить объем всех использованных факторов. Все издержки поэтому становятся переменными. Рассматривается поэтому лишь динамика средних издержек. Долгосрочные издержки пр-ва отражают изменение затрат в зависимости от изменения масштабов пр-ва. Воздействие изменения масштаба пр-ва на объем выпуска называется эффектом масштаба пр-ва. Он может быть положительным, постоянным и отрицательным. Положительный эффект масштаба пр-ва имеет место тогда, когда выпуск продукции растет более быстрыми темпами, чем средние издержки. Этому способствует экономия фирмы на масштабе, специализации и управлении. Постоянный эффект от роста масштаба возникает тогда, когда рост объема пр-ва пропорционален росту объему используемых рес-в. Тогда на определенном интервале средние издержки не меняются. Отрицательный эффект возникает тогда, когда происходит более быстрый рост издержек по сравнению с ростом объема пр-ва

12. Понятие собственности. Преобразование отношений собственности в РБ. Центральное место в эк системе занимают отношения собственности. Именно собственность обуславливает цель функционирования и развития эк системы. Отношение собственности определяет в чьих интересах ведется пр-во, кому принадлежат средства пр-ва и производственный продукт. Собственность – это система экономических и правовых отношений между людьми по поводу владения, распоряжения, управления, использования и присвоения жизненных благ обусловленных каким-либо преимуществом (землей, недвижимостью, деньгами, капиталом) или информацией (авторские права, интеллектуальная собственность). Отношение собственности формируют все остальные виды экономических отношений являются системно-образующими и поэтому основные. Собственность осуществляет свою экономическую функцию только тогда, когда приносит ее субъекту определенную экономическую выгоду в форме прибыли, дохода, ренты, девиденты и т. д. Субъект собственности – это физ и юрид лица, между которыми возникают отношения собственности. Их можно объединить в три большие группы: частные лица, коллективы, об-ва или государство. Объекты – это то по поводу чего складываются отношения собственности. К ним относятся: средства пр-ва, предметы потребления, рес-ы, рабочая сила. Различают два типа собственности: 1) частная – характерный признак частной собственности это передача собственности по наследству. Выделяют две формы частной собственности: трудовая и нетрудовая. 2) государственная – выступает в виде: республиканской и коммунальной собственности.

 

21. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены,величину выигрыша потребителя графически можно изобразить через площадь……..В свою очередь равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы. Если Е – точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются товары, равна Р..,а объем проданного товара равен Q… Следовательно, совокупная выручка равна TR=P x Q. Совокупные затраты производителей равны площади фигуры.

Излишек потребителя - разница между максимальной ценой, по которой потребитель готов приобрести товар, и той ценой, по которой он его приобретат. Излишек производителя – это разница между текущей рыночной ценой товара и минимальной ценой, по которой производитель готов продать свой товар.

13. Способы координации хоз. Жизни: традиции, рынок, команда. Современная эк. теория 3 основных типа механизма координации:1)традиции 2)команда(иерархия) 3)рынок(спонтанность). Механизм координации –традиции. Координационный механизм, основанный на доминировании традиций, означает, что решения по использованию эк. рес-в принимаются на основе исторического опыта и устоявшихся национальных обычаев. Плюсы: Традиции всегда легко воспринимаются,стабилизируют эк. систему.Минусы: исторические традиции не обеспечивают альтернативность и гибкость эк. поведения, а также конкуренцию разных вариантов эк. решений. Опыт большой группы, африканских стран показывает, что при доминировании традиций потребности человек а определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. При доминировании традиций тормозится технический прогресс. Механизм координации-команда. В таких условиях всё решает центр. В роли центра могут выступить крупный феодал, вождь, орган госуд-го управления(министерство экономики). В условиях командной экономики это может быть орган правящей партии и т.п. Только центр принимает стратегические решения, касающиеся распределения эк. благ,рес-в, цен на продукцию. Одному центру физически невозможно всё держать под контролем, тогда выстраивается система иерархии. Координационный механизм,основанный на иерархии преполагает строгую подчинённость, идущую снизу вверх. Иерархия всегда основана на власти-эк-ой и полит-ой. Мех. Коорд. –рынок.Гланая черта такого механизма спонтанность. Решения могут принимать сами хозяйствующие субъекты, среди которых доминируют частные собственники и предприниматели. В условиях спонтанного механизма эк. информация, передаётся через цены и объёмы продаж, через уровень доходности и прибыльности отдельных видов производств. Пр-во ориентрируется на платежеспособный спрос. Соотношение преложения и спроса определяет поведение покупателя и продавца. Типы современных эк.систем: -чистый капитализм;-командная экономика;- смешанная экономика;- традиционная экономика. Черты чистого капитализма: 1)наличие частной собственности на рес-ы; 2)ограничение роли гос-ва защитой частной собственности;3)использование хоз. Субъектами цен в качестве информационного источника; 4)наличие множественности продавцов и покупателей в эк. системе. Такого рода эк. системы существовали ещё в средние века, что позволяет назвать их эпохой свободной конкуренции. Черты командной экономики: 1) наличие общенственной собственности; 2) вмешательство гос-ва во все сферы эк. жизни; 3)принятие решений гос-вом посредством централизованного планирования; 4)выполнение планов в соответствии с директивами; 5)нормированое распределение ресурчов и доходов. Традиционная экономика характерна для слаборазвитых стран Наследственность и касты здесь определяют эк. роли индивидов, технический прогресс и внедрение инноваций резко ограниченны, т.к. они идут вразрез с местными традициями. Эк. рост отсутствует, зато ярко выражен соц.-эк.-ий застой. Трансформационная экономика- это особое состояние эк. системы, когда она функционирует в период об-ва от одной сложившейся эк. системы к другой. Черты:-она представляет сочетание административно-командной и современной рыночной систем. –характеризуется неустойчивостью состояния.Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся эк. системы можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики;-характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней «по наследству» остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колохозы, домашние хозяйства и гос-во; - наблюдается изменение системных отношений и связей. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, формируются новые рыночные связи. Существенной чертой переходной экономики явл. соц. –эк. кризис.

15. Классификация рынков. Рынки классиф. По следующ.:1)в зависимости от объектов купли-продажи выделяют: товарный рынок, финансовый рынок, рынок труда. Товарный рынок включ потребительский рынок, рынок информации, рынок средств пр-ва. Потреб. Рынок охватывает рынок продовольственных и непродов. Товаров, рынок жилья, рынок зданий непроизводственного назначения. Рынок средств пр-ва состоит из рынка производственных зданий, рынка орудий труда, рынка сырья, материалов, энергии и других видов производ. назначения, а также рынка полезных ископаемых. В рынок информации входит рынок инноваций и рынок информационного продукта. Финансовый рынок влючает рынок капитала (инвестиционный капитал, рынок кредита и ценных бумаг, валютно-денежный рынок). Рынок капитала предполагает вложение капитала,как в производственную, так и в непроизв. Сферу. Кредитный рынок- это рынок заёмного капитала. На рынке ценных бумаг продаются акции, облегации, сертификаты. Валютно-денежный рынок осуществляет кулю-продажу иностранных валют и платёжных документов в иностр. Валютах. Он также производит международные денежные расчёты. Рынок труда- рынок купли-продажи рабочей сила, выступающей как товар. –по территориальному признаку: местный,региональный(внутри страны), национальный(внутренний), региональный(потгруппе стран) и мировой. –по механизму функционирования рынки бывают: свободными (на основе свободной конкуренции), монополизированными – условие пр-ва и обращение определяет один или группа производителей, регулируемыми- ведущая роль в регулировании рыночн. Отнош. Принадлежит гос-ву. –по степени насыщенности бывают: равновесны, в котором объёмы, спросы и предложения совпадают, дефицитны(спрос превышает предложение), избыточны (когда предложение превышает спрос). –по организации рыночного обмена: оптовый, розничный, экспортный(вывозится), импортный(ввозится в страну). –по формам собственности: частный, кооперативный, гос-ый. –по степени соблюдения законности: легальный и нелегальный. Рыночная инфраструктура – это совокупность материально-технических и организационныъх условий, без которых функционирование товарно-денежного обращения и совершения актов купли-продажи становится невозможным. В инфраструктуру рынка включ.: дороги, все виды используемого транстпорта, банки и др. Функции инфраструктуры: -организационное оформление рыночных отнош. –повышение оперативных сделок.-обеспечение эффективности обмена. –мили. –последовательное соблюдение эк. интересов участников товарно- денежных отнош. –обеспечение устойчивости процессов обмена, сохранение рыночного равновесия. –гарантия контрактгов, эк. и юридический контроль за процессами обмена эк. благами. В эк. науке выделяют ситуации «пиаско рынка»(т.е. рыночное несовершенство), в которых общественное благосостояние не может быть максимизированным только рыночными механизмами и требует вмешательство гос-ва. Основные проблемы рынка: -наличие внешних эффектов(экстернами),полож. Внешн. эффект(фонарь на улице т.е. свет); -проблема пр-ва общенственных благ; -монополизм; -ассиметричность рыночной информации. Внешние эффекты-это влияние деят-ти одного эк. агента на благосостоянгие другого, которое не находит отражение в рыночной цене блага. Отриц эффект в пр-ве. Отриц. Внешний эффект в пр-ве –это загрязнение окруж. Среды. (крупный завод сливает сточные воды в реку и выбрасывает диоксид углерода в атмосферу). Отриц. Внешн. Эффект в потреблении- это когда потребление блага сопровожд. Отриц. Внешн. Эффектом для третьих лиц(прослушивание громкой музыки. В этом случае ваше потребление создаёьт издержки для соседей). Полож. Внешн. Эффект в пр-ве. Примером полож. Внешн. Эффекта в пр-ве явл. инновации. Фирмы в процессе производ-ой деят-ти в поиске эффек. Способов пр-ва нередко прибегают к инновациям, кот. Вскоре становятся доступными длоя всего об-ва. При поло. Внешн. Эффекте в пр-ве товара должно производиться и потребляться больше, а стоить он должен дешевле.Пол.внешн эфф в потреблении. Вы решили облагоусторить собствен. Подъезд и на свои деньги вы покупаетекрасив. Кустарники и деревья,,вешаете на стены картины.но выгоду получаете не только вы, но и остальные жители подъезда. При отриц. Вневш.эфф. товар производится в избыточном кол-ве. Проблема пр-ва общественных благ.(фонарь на улице, т.е. свет, дороги, общественный транспорт,парковка). Обществ. Блага – это благо,которое потребляетяс коллективно всеми гражданами независимо от того платят они за него или нет.проблема обществ. Благ состоит в обеспечении оптимального объёма пр-ва благ. Монополизм.проблема монополизма явл. актуальной.негативным фактором монополий явл. торможение развития НТП. Монополизация приводит к деформации хоз. Отношений и процессов. Монополия обуславливает застой хоз. Механизма, тормозит конкуренцию, явл. угрозой для нормального рынка. Ассиметричность рыночной информации- это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. В случае с ипотечными бумагами проблема ассиметрии информации проявл. В том,что их эмитент имеет больше информации,чем инвестор, относительно качества предлагаемых ценных бумаг и стоящих за ними ипотечных кредитов.

16. Несовершенство (фиаско) рынка. Итак, реальные рынки несовершенны. Это выражается в первую очередь в недостаточности информации и в неполноте информации. Например, недостаточность информации выражается в том, что нередко на рынке покупатель не знает о всех ценах предложения и его объеме, а продавец не знает о всех покупателях и их спросе. Далее, выход на рынок и проведение каждой сделки требуют в реальном мире и от продавца, и от покупателя затрат, которые выражаются в потерях времени и затратах на организацию встречи продавца с покупателем, а также в затратах на перемещение товара. В результате, и продавец и покупатель вынуждены не только оптимизировать свои производственные издержки и полезность, но также транзакционные издержки, т.е. издержки возникающие при покупке или продаже товаров. Необходимость минимизировать эти издержки приводит к тому, что покупатель закупает излишние объемы товара. А продавец бывает вынужден распродавать по заниженным ценам ту часть товара, на которую не нашлось покупателя в течение того времени, пока продавец находился на рынке. Также, критикуя рынок, мы должны сказать, что на любом (даже на совершенном рынке) участнике делятся друг с другом информацией только о своих текущих потребностях и имеющемся товаре. Рынок абсолютно не способен учесть планы своих участников.Неспособность рынков к саморегуляции выражается также в том, что рынки подвержены паникам, т.е. если некоторое событие выводит рынки из равновесия, то вполне может сложиться ситуация, когда действия участников рынка будут направлены не на восстановление равновесия, а на дальнейший отход от него. Кроме того, большинству участников рынка (непрофессиональным участникам) свойственно учитывать лишь очень небольшой объем информации, и в результате поведение этих участников бывает неадекватным, особенно в критических ситуациях. Неоклассическая теория рынка предполагает, что каждый участник рынка действует индивидуально, преследую свою собственную цель, которая противоречит целям прочих участников рынка. Но поскольку такое поведение ведет к потерям для каждого из участников рынка, то рациональный субъект должен искать пути, к тому чтобы от конфронтации с другими участниками рынка перейти к сотрудничеству. Другими словами, конкурентный рынок легко превращается в несовершенный, монополизированный рынок, путем картельного сговора между продавцами или между покупателями. Существуют области жизни об-ва, где рынок терпит фиаско, т.е. рыночный способ распределения благ не может обеспечить их оптимального распределения. Такими областями выступают например, общественная безопасность и экология. К примеру, если за борьбу с преступностью платит один человек, то выигрывает от этого всего общество. Предположим, что каждый из членов об-ва должен внести определенную плату за безопасность. Но по указанной выше причине некоторые члены об-ва смогут воспользоваться безопасностью, не внося свою плату, а это будет означать, что плата за безопасность для оставшихся должна возрасти, но некоторые из оставшихся не пожелают нести дополнительные расходы и откажутся от оплаты безопасности. В результате, в конце концов, никто не будет оплачивать безопасность, хотя она всем нужна...

20. Отраслевое рыночное равновесие. Как показывают кривые спроса и предложения по определенной цене люди планируют купить или продать определенное количество товара. Когда люди встречаются для торговли, то оказывается, что многие продавцы и покупатели не в состоянии выполнить намеченные планы. Пересечение кривой спроса и предложения определяет цену равновесия (рыночную цену) и равновесное количество продукции.

29. Производственные периоды: краткосрочный и долгосрочный. Производственный период- промежуток времени, в который осуществляются создания материальных благ и услуг. Выделяют долгосрочный и краткосрочный период. Это позволяет контретизировать характер применяемый производительной функции по отношению к каждому периоду. Впервой случаи рассматривается единственный примененный фактор, все остальные принимаются постоянными. Во втором случаи все факторы могут быть переменными.

 

17. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской эк. модели. Особенности белорусской эк.модели При наличии некоторых общих принципов организации, черт и механизмов рыночной экономики в каждой стране складывается своя национальная модель. 1.Эк модель США является одним из примеров либеральной рыночной экономики. Гос-во регулирует работу рынка, однако усилия правительства направлены на обеспечение страны общественными благами. 2.Европейская модель. Значительный вклад в разработку этой модели внесли представители фрагбургской эк школы. В Европе роль гос-ва в экономике была традиционно выше, чем в Америке. Экономика основанна приемущественно на частной собственности, рыночные принципы соблюдаются. 3. Скандинавская модель. Особенностью ее является весомая роль гос-ва и различных общественных организаций. В последние годы идут активные дискуссии о необходимости некоторой либерализации этой модели. 4.Японская модель отражает особенности исторического развития и национального менталитета. В ее основе лежат рыночные мотивации, но стратегия субъектов имеет весьма долгосрочный х-р. 5.Китайская не может быть полностью отнесена к моделям, которые основанны на рыночных началах. Это смешанная экономика с доминированием социалистических принципов гос. регулирования. 6.Белорусская модель экономики формируется как социалъно-ориентированная рыночная экономика. Она строится с учетом принципов рыночной экономики, ресурсного потенциала страны, структуры, состояния и тенденций развития национальной экономики. Характерными чертами белорусской модели экономического развития являются: 1. Равноправное функционирование государственного и частного секторов экономики. 2. Приватизация рассматривается не как само-цель, а как средство поиска иквесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии экономики республики, способных взять на себя обязательства по решению социальных проблем работников. Приватизация осуществляется в соответствии с интересами не только государства, отрасли, предприятия, но и работающего человека. В качестве важнейшего условия приватизации выступает обеспечение эф-го и полезного для об-ва пр-ва. 3. Развитие интеграционных процессов с Россией и другими странами СНГ. 4. Повышение конкурентоспособности и эффективности экономики страны, поддержка и реклама национальных достижений в наиболее перспективных областях. 5. Сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая стабильное функционирование экономики и экономическую безопасность государства.

18. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Спрос-это желание и возможность потребителей приобрести определённые товары в данных эк. условиях. Величина (объём) спроса- это некоторое кол-во блага, кот. потребитель покупает по определённой цене в определённое время при данных условиях. Величина спроса зависит прежде всего от цены. Величина спроса индивидуального покупателя на определённый вид товара. Табл.график. P-цена, Q- кол-во товаров. Чем ниже цена,тем выше спрос. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса назыв.законом спроса. Чем ниже цена, тем больше его кол-во при прочих равных условиях готовы купить потребители,тем выше спрос на него. Чем выше цена товара, тем ниже спрос на него. Закон спроса объясняется: 1.здравым смыслом, т.е. люди покупают больше товаров по низкой цене, чем по высокой. 2.закон убывающей предельной полезности. Потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии,что его цена снижается. 3.объясняется законом. Эффект дохода- это эффект, показывающий,что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного товара, при этом не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Эффект замещения выраж. в том, что при более низкой цене у человека появляется стимулприобрести дешёвый товар,вместо аналогичных товаров, кот. Стоят теперь относительно дороже. Неценовые факторы спроса: 1.предпочтение и вкусы потребителей; 2.число покупателей на рынке; 3.денежные доходы потребителей; 4.цены на сопряжённые товары; 5.ожидание потребителей. Названные факторы могут либо увеличить спрос, либо уменьшить его, т.е. вызывают изменения в спросе.

19. Предложение. Закон предля. Неценовые факторы предля. Пред-е – желание и возможность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке. Закон предложения: между ценой и величиной предложения товара или услуги в течении определенного периода существует прямая зависимость (т.е. чем выше цена тем предложение выше). Неценовые факторы: 1) изменение технологий – совершенствование технологий связана с ростом производительности труда, т.е. издержки пр-ва на единицу продукции уменьшаются предложение будет расти. 2) издержки пр-ва – прежде всего опр ценами на рес-ы и научно-техн процессом, обеспечивающим снижение затрат на единицу продукции предложение увеличивается. 3) цены на другие товары – изменение цен на другие товары может побудить производителя увеличивать или уменьшать предложение данного товара. (например, фирма выпускающая спортивные товары может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышаются цены на футбольные мячи). 4) измен ожиданий (например, ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на автомобили может сократить текущие предложения этой продукции и наоборот).

22. Эластичность спроса по цене. Ценовая эластичность спроса (прямая эластичность) показывает степень чувствительности потребителей к изменению цены. Рассчитывается при помощи коэффициента: Ed=∆Q/∆P, %; ∆Q=Q1-Q0/Q0*100; ∆P=P1-P0/P0*100. При появлении в числители или знаменателе отрицательного знака он игнорируется поскольку существует правило, что при изучении эластичности анализируется лишь абсолютная величина коэффициента. Характеристики ценовой эластичности спроса: 1)относительно эластичный спрос, коэф. больше 1 (Еd>1), т.е. величина изменения спроса больше величины изменения цены (цена снизилась на 1%, спрос увеличился на 5%) 2)Относительно неэластичный спрос(Еd<1), т.е. величина изменения цены больше величины изменения спроса. 3)абсолютно неэластичный спрос, (Еd=0). При любом изменении цены спроса остается неизменным. 4)Коэф. с единичной эластичностью, (Еd=1), т.е. величина изменения цены равна величине изменения спроса 5)абсолютно эластичный спрос, (Еd=∞), т.е. самое полное снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от 0 до приделов своих возможностей. На ценовую эластичность спроса влияют следующие факторы: 1)заменяемость товара 2)удельный вес дохода потребителей 3)предметы роскоши и предметы необходимости 4)время (чем больше времени у потребителя, тем эластичнее спрос.

23. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрестной эластичности.

Расчет коэффициента перекрестной эластичности спроса по цене позволяет осветить, на сколько процентов изменится величина спроса на товар А, если цена товара В изменится на 1%. Расчет коэффициента перекрестной эластичности имеет смысл прежде всего для товаров-субститутов и товаров-комплементов, т.к для слабо взаимосвязанных товаров значение коэффициента будет близким к нулю. Если коэффициент эластичности спроса на товар А по цене товара В положительный, мы имеем дело с взаимозаменяемыми товарами, а когда этот коэф.отрицательный, то с взаимодополняющими. Товары называют независимыми, если повышение цены одного товара не влияет на величину спроса на другой,т.е. когда коэф.эластичности равен нулю. Эти положения верны только при небольших изменениях цен. Если ценовые изменения велики, то изменится спрос на оба товара под воздействием эффекта дохода. В этом случае товары могут ошибочно определяться как комплементы.

 

24. Эластичность спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу. – представляет собой процентное изменение объема спроса, вызванное процентным изменением дохода потребителя. Эластичность спроса по дохаду зависит от характеристик товара. Для нормальных товаров коэф.эластичности спроса по доходу имеет положительный знак……, для товаров низшей котегории – отрицательный знак……, для товаров первой необходимости спрос по доходу не эластичен……., для предметов роскоши эластичен…….Кроме цены спрос чувствителен и к доходу. Степень чувствительности спроса к изменению дохода называется ЭЛАСТИЧНОСТЬЮ СПРОСА ПО ДОХОДУ.Показателем, посредством которого измеряется эластичность спроса по доходу, является коэффициент эластичности спроса по доходу. Он определяется как отношение относительного изменения объема спроса на благо к относительному изменению дохода потребителя:где Y - доход потребителя.

Зависимость количества товара X, на которое предъявляется спрос (QDx), от среднего дохода домохозяйств, выражают с помощью так называемых кривых Энгеля

25. Эластичность предложения. Если производители чувствительны к изменению цен предложение эластично и наоборот. .Характеристики эластичности предложения: 1)Относительно эластичное предложение, >1; 2)Относительно неэластичное предложение, ; 3)Предложение с единичной эластичночтью, ,т.е. на сколько изменяется цена на столько изменится обьем.; 4)Абсолютно неэлостичное предложение, ,при любой цене предложение одинакого. 5)абсолютно эластичное предложение ,т.е. небольшое изменение цены вызывает или безграничный при рост предложений или его полное исчезновение. Факторы влияющие на эластичность предложение: 1)количество времени, имеющиеся в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать изменение цены продукта, т.е чем продолжительнее это время, тем больше изменяется V пр-ва. 2)способность перераспределять рес-ы в пользу пр-ва этого продукта за счет сокращения пр-ва др. продуктов, чем продолжительнее это время, тем сильнее подвижность рес-в.

26. Практическое значение анализа эластичности. Эластичность – одна из самых важных категорий эк науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что предприятие, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда. Возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта. Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса или предложения при изменении цены. Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику предприятия. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика в области занятости населения. Изучение понятия эластичности позволяет предпринимателям быть в курсе изменения потребительских предпочтений, своевременно реагировать на динамично меняющуюся среду рынка и реагировать соответствующим образом

27. Понятие рационального потребителя. БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, потребительский, или личный, бюджет — это денежный доход потребителя, в пределах которого может быть предъявлен спрос на отвечающие его запросам блага и услуги. Предположим, что потребитель, имея фиксированный доход, тратит в день 100 руб. На покупку только двух товаров — А и В. Если бы он тратил все 100 руб. на покупку товара А, то приобрел бы его в количестве 6 единиц. Если бы эти 100 руб. были израсходованы на покупку товара В, то потребитель имел бы 8 единиц этого товара. В пределах этих величин он может тратить 100 руб. на приобретение товаров А и В в любых комбинациях. Графически это выглядит, как показано на рис. 7.1. Линия MN показывает ограничения потребителя и называется линией возможностей потребителя, или БЮДЖЕТНОЙ ЛИНИЕЙ. Бюджетная линия дает ответ на вопрос, сколько может приобрести потребитель. Но для окончательного анализа его поведения на рынке надо учитывать и то, что он желает купить. Желание приобрести товары, входящие в набор потребителя, отражает его предпочтения. Их можно исследовать с помощью так называемых кривых безразличия. Кривые безразличия, или кривые рамных полезностей, показывают вес комбинации (наборы) потребления товаров, которые имеют для потребителя одинаковую совокупную полезность (рис. 7.2).

Кривые безразличия обладают следующими свойствами: 1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. 2. Кривые безразличия имеют нисходящий вид. Приобретая больше товара В, потребитель уменьшает покупку товара А. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет нисходящий вид. 3. Кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат.Комбинируя наборы товаров, потребитель замещает одно благо другим. Товар-заменитель при этом называют "субститутом". Для того, чтобы определить, в какой степени потребитель готов заменить один товар другим (товар А товаром В) и при этом удовлетворить потребность, используется показатель предельной нормы замещения одного блага другим. ПРЕДЕЛЬНОЙ НОРМОЙ ЗАМЕЩЕНИЯ блага А благом В (MRSBA) называют количество блага А, которое должно быть сокращено "в обмен "на увеличение количества блага В на одну единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.4. Кривые безразличия никогда не пересекаются, ибо наборы товаров на более высокой кривой безразличия всегда предпочтительнее наборов кривой, лежащей ниже. Наложим на график кривых безразличия бюджетную линию потребителя. На графике это будет выглядеть так, как показано на рис. 7.3.

Положение бюджетной линии на графике показывает, что потребитель при данном уровне своего дохода может приобрести любые наборы товаров А и В, перемещаясь по прямой MN. Очевидно, что на этой линии есть такая точка, в которой наборы товаров А и В дадут потребителю наибольшую полезность. В этой точке (точка Е) бюджетная линия MN касается кривой безразличия II. Это и есть наивысшая кривая, которой он может достичь при данном уровне дохода. Потребителя, который ведет себя так, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе, называют рациональным потребителем.

32. Общий, средний, предельный продукт. Для определения влияния переменный факторов на объем выпуска фирм исп.показатели общего среднего и предельного продукта. Общий продукт-общий объем выпуска при данном количества постоянного и переменного факторов пр-ва (ТР), где (ТР мах при МР=0). Средний продукт-объем выпуска на единицу переменного фактора (АР), где (АР мах при ТР=МР). Предельный продукт-добавочное количество продукции, произведенная дополнительной единицей переменного фактора (МР).

28. Предприятие (фирма) как хоз. субъект. Предприятие или фирма, организация – самостоятельная хозяйственная единица, обладающая обособленным имуществом и правом производственно-коммерческой деятельности. Она является юрид лицом. Главная цель работы фирмы – получение прибыли. Функции фирмы: пр-во продукции и создание услуг необходимых обществу; организация (создание) производственных коллективов и обеспечение их работой; участие в общественном разделении труда; получение доходов и уплата налогов в госбюджет; обеспечение получения доходов работниками; участие в решении социальных проблем. Типичными признаками фирмы является хозяйственная самостоятельность и экономическая обособленность. Предприятие имеет следующие организационно-правовые формы: индивидуальное предприятие (принадлежащее одному предпринимателю(человеку)); партнерство (которое образуется на средствах двух и более лиц, делящих между собой риск и ответственность); акционерное общество (которое образуется на средствах, полученных от продажи ценных бумаг (акции) и является собственностью акционеров, ответственность которых ограничена стоимостью их акций). Существует также государственные предприятия созданные за счет госбюджета и принадлежащие государству.

30. Пр-во и технология. Пр-во -процесс по преобразованию рес-в в блага, прямо или косвенно служащие удовлетворению человеческих потребностей. Рез-ты пр-ва могут принимать как мат, так и немат форму. Любое пр-во связано с использ разл рес-в. Будучи вовлеченными в пр-во, они принимают форму факторов пр-ва и обычно рассматр в виде укрупненных групп: 1) труд как сов-ть привлекаемой рабочей силы; 2) капитал, представляющий собой материальную форму всего комплекса средств пр-ва; 3) земля как комплекс природных условий; 4) предпр-льская способность, понимаемая как деят-ть по организации пр-ва и контролю за ним. Каждый конкретный процесс пр-ва требует не только определенного набора факторов, но и некоего соотношения между ними, что выражается в форме технологии. Следовательно, технология - это определенная устойчивая комбинация факторов пр-ва. Развитие технологии позволяет применять новые методы пр-ва для более эф-го использования факторов пр-ва. Хотя проблема эф-ности самым непосредственным образом связана с применяемыми технологиями, она не может быть решена без учета цен используемых факторов пр-ва. Поэтому различают технолог и эконом эф-ность. Технолог эф-ым явл сп-б пр-ва, при котором данный объем выпуска достигается при меньшем количестве хотя бы одного из применяемых факторов. Эк-ки эф-ым будет тот технолог эф-ый сп-б пр-ва, при котором альтернативная стоимость вмененных факторов пр-ва для данного объема выпуска будет минимальной.

31. Закон убыв предельной произв-ти. Закон убывающей предельной произв-ти действует в краткосрочном временном интервале, когда один производственный фактор остается неизменным. Действие закона предполагает неизменное состояние техники и технологии пр-ва. Если в производственном процессе будут применены новейшие изобретения и другие технические усовершенствования, то рост объема выпуска может быть достигнут при использовании тех же самых производственных факторах, т. е. технический прогресс может изменить границы действия закона. Если капитал является фиксированным фактором, а труд – переменным, то фирма может увеличить пр-во за счет использования большего количества трудовых рес-в. Но по закону убывающей предельной производительности, последовательное увеличение переменного ресурса при неизменности других ведет к убывающей отдаче данного фактора, т. е. к снижению предельного продукта или предельной производительности труда. Если же наем рабочих будет продолжаться, то в конечном итоге, они будут мешать друг другу (предельная производительность станет отрицательной), и объем выпуска сократится. Предельная производительность труда (предельный продукт труда – MPL) – это прирост объема пр-ва от каждой последующей единицы труда: . т.е. прирост производительности к совокупному продукту (TPL) равен: . Аналогично определяется предельный продукт капитала MPK. В движении кривой общего продукта (ТР) можно выделить три этапа. На 1 этапе она поднимается вверх ускоряющимися темпами, так как предельность продукта (MP) возрастает (каждый новый рабочий приносит больше продукции, чем предыдущий) и достигает максимума в точке А, т. е. скорость роста функции максимальна. После точки А (2 этап) в силу действия закона убывающей отдачи, кривая MP падает, т. е. каждый нанятый рабочий дает меньшее приращение общего продукта по сравнению с предшествующим, поэтому темп роста ТР после ТС замедляется. Но пока МР будет положительным, ТР будет все равно увеличиваться и достигнет максимума при МР=0. (график - Динамика и взаимосвязь общего, среднего и предельного продуктов) На 3 этапе, когда количество рабочих становится избыточным по отношению к фиксированному капиталу (станки), МР приобретает отрицательное значение, поэтому ТР начинает снижаться. Конфигурация кривой среднего продукта АР также обусловлена динамикой кривой МР. На 1 этапе обе кривые растут, пока приращение объема выпуска от вновь нанятых рабочих будет большим, чем средняя производительность (АРL) ранее нанятых рабочих. Но после точки А (max MP), когда четвертый рабочий добавляет к совокупному продукту (ТР) меньше чем третий, МР уменьш, поэтому средняя выработка четырех рабочих также сокращается.

33. Понятие и классификация издержек. Различают издержки прямые и косвенные; внешние и внутренние; постоянные и переменные; краткосрочные и долгосрочные. Издержки – затраты на создание и реализацию продукции в денежной форме. Прямые издержки – затраты на пр-во продукции непосредственного производителя. Это с/с фирмы. Косвенные издержки – косвенные издержки на пр-во продукции несет государство, финансируя некоторые убыточные отрасли или предприятия, образование, медицину, оборону и т.д. Внешние издержки (явные)– расходы фирм на закупку рес-в труда, сырья, топлива, энергии. Эти издержки отражаются в бухгалтерской отчетности поэтому их еще называют бухгалтерские. Внутренние (неявные) – затраты на собственные рес-ы, которые имеют не денежный характер и фирма их не оплачивает. Совокупность внешних и внутренних издержек называют экономическими издержками.

34. Издержки пр-ва в краткосрочном периоде. В краткосрочном периоде количество одних факторов пр-ва остается неизменным, а других меняется. Поэтому издержки делят на постоянные и переменные. Поскольку величина постоянных издержек на коротком временном интервале не меняется на графике они выглядят горизонтальной линией. К постоянным издержкам (FC) относят затраты по использованию зданий, сооружений, оборудования, расходы на капремонт, административные расходы. Переменные издержки (VC) – затраты величина которых зависит от объема пр-ва. Это расходы на сырье, топливо, энергию, з/п. Общие или валовые издержки (TC) – сумма постоянных и переменных издержек (ТС=FC+VC). На начальных стадиях пр-ва переменные издержки растут более высокими темпами, чем выпускаемая продукция. При достижении оптимального объема пр-ва темпы их роста снижаются, но при дальнейшем увеличении пр-ва они снова начинают возрастать высокими темпами. Другая группа издержек это средние издержки, которые показывают величину затрат на единицу продукции. Различают средние постоянные издержки (АТС). AFC=FC/Q. Средние переменные издержки (AVC) – величина переменных издержек на единицу продукции. AVC=VC/Q. Средние общие издержки (АТС) – их величина на единицу продукции. АТС=ТС/Q. Для анализа поведения издержек фирмы на выпуск каждой единицы продукции используется понятие предельных издержек (МС) – это прирост общих издержек на пр-во дополнительной единицы продукции. МС= ∆ТС/∆Q. На графике покажем вид каждой группы издержек, где кривая МС пересекает кривые AVC и АТС в точке их минимума. Показатели предельных издержек служат критерием при определение оптимально объема выпуска.

 

36. Изокосты. Правило минимизации издержек. Расходы фирмы на факторы произ-ва можно описать уравнение: TC= + где: TC - совокупные затраты в денеж выражении; , - цены единицы труда и капитала; L, K- затраты труда и капитала. Фирма может иметь одинаковый размер совокупных издержек при различном сочетании факторов произ-ва. Данную ситуацию изобразим графически, на вертикальной оси отложим значения затрат капитала, на горизонтальной – затрат труда. Область значений К опред-ся как TC/ , а значений L как TC/ . (график). Прямая линия, кот показывает равенство совокупных изд-ек в денежном выражении при различном сочетании двух факторов произ-ва, наз-ся изокостой. Тангенс угла наклона ( изокосты равен отношению цен факторов произ-ва, а её отдалённость от начала координат определяется величиной общих изд-ек. Совокупность изокост, отражающих разную величину общих издержек при заданных ценах на труд и капитал, представляет собой карту изокост. Наклон любой из карты изокост равен: . Совмести на одном графике изокванту и карту изокост. (график – определение мин-ых издержек для заданного объёма выпуска). Равновесие произ-ля – это такое положение фирмы, для кот харак-но полное использование денеж-го капитала и при этом достижение максимально возможного для данного кол-ва рес-в объёма выпуска. Точка касания изокванты с наименьшей из доступных ей изокост показывает минимаольно возможный размер совокупных затрат для заданного объёма выпуска. Изокванта касается одной из точек в точке Е, в кот наклон изокванты и изокосты одинаковы. Так как наклон изокванты определяется MRT , а наклон изокосты отношением и , то правило минимизации издержек: . Как известно, то можно записать: , или . Минимальные изд-ки для заданного объёма выпуска фирма получит, если обеспечит равенство взвешенных предельных продуктов каждого ресурса. Если совместить на одном графике карту изоквант и карту изокост и соеденить точки касания изоквант с изокостами, то получим кривую возможного роста объёма произ-ва фирмы или траекторию роста (график – траектория роста фирмы). Траектория роста – кривая, кот показывает изменение оптимального соотношения затрат труда и капитала, позволяющего минимизировать издержки при увеличении объёма выпуска.

 

 

37. Доход и прибыль фирмы. Итогом хоз-нной деятельности предприятия (фирмы выступает его доход. Доход – это важнейший экономич показатель работы пред-ия, отражающий его финансовые поступления от всех видов деятель-ти за определённый период. В категории дохода отражается экономическая результативность деятель-ти предприятия, его зоз-ая политика. Динамика дохода, его велечина свидетельст-ют о степени эф-ности деятель-ти пред-ия, общественном признании производимой им продукции, а также о месте и роли данного предприятия на соответствующем рынке. Соответственно видам издержек доходы подразделяются на общие, средние и предельные. Общий (валовой) доход (TR) – это денежная сумма, получаемая от продажи фирмой определённого кол-ва товара и другая выручка. TR = P * Q Средний доход (AR) – определяется путём деления общего (валового) дохода на кол-во реализованной продукции, это выручка от реализации единицы продукции. Он выступает как цена за ед продукции для покупателя и является доходом от единицы продукции для продавца. Цена и средний доход в зарубежной эк теории – одно и то же явление, рассмотренное с разных точек зрения. AR = TR/Q. Предельный доход (MR) – это добавочный доход к валовому доходу, кот получает пред-тель от продажи ещё одной доп-ной ед продукции. MR = . Показатель предельного дохода явл для пред-лей ориентиром в изменении объёма произ-ва, ибо показывает, как изменится доход в результате увеличения выпуска и реализ-ии продукции. Прибыль – это разность между доходом и издержками произ-ва. Можно сосчитать прибыль на весь объём продукции (общая прибыль), на ед продукции средняя прибыль) и на каждую доп-ую ед продукции (предельная прибыль): общая прибыль = TR – TC, или (AR – ATC); средняя прибыль = AR - ATC; предельная прибыль = MR - MC. Так же, как издержки, прибыль может быть рассчитана как бухгалтерская и как экономическая. Бух-ой прибылью наз разность между общим доходом фирмы и бух-ими (явными) изд-ми. Экономич-ой прибылью наз разность между общим доходом и эк-ми изд-ми. Прибыль пред-тия может быть положительной (TR>TC), нулевой (TR=TC) и отрицательной (TR<TC) в зависимости от того, как соотносятся доход и издержки при разных объёмах выпуска. Возмещение издержек означает, что предпрениматель не только возмещает потери, связанные с использованием труда. Земли и капитала, но и сам получает доход. Возмещающий минимальные затраты предприним-го фактора, нормальную (нулевую) прибыль. Важной задачей пред-тия явл определение того объёма выпуска, при кот общая прибыль максимальна. Эту задачу можно решать двумя способами: 1.Сравнение общего дохода и общих издержек при разных объёмах произ-ва. 2.Сравнение предельного дохода и предельных издержек при разных объёмах произ-ва. MR=MC необходимое условие для поиска объёма произ-ва, максимизирующего прибыль.

38. Государство как эк. субъект. Национальная экономика – это исторически сложившаяся система общественного воспр-ва страны, взаимосвязанная система отраслей производственных и территориальных комплексов. Это народное хозяйство страны называемое также макроэкономикой. Структура национальной экономики – это ее внутреннее строение, т. е. кол-ное соотношение между ее составными частями. Воспроизводственная структура включает домохозяйство, предприятие и государство. Социальная структура включает два крупных сектора – государственный и частный (т. е. по собственности). Отраслевая структура состоит из отраслей материального пр-ва и нематериальной (социальной) сферы. Есть также инфраструктура национальной экономики – т. е. система учреждений и служб, обеспечивающие условия для нормальной работы производственной сферы: транспорт, связь, банки, страховые компании и т. п. Цели национальной экономики можно поделить на долгосрочные и краткосрочные. Первые связаны с реализацией общей концепции данной модели национальной экономики (социально-ориентированая рыночная), а вторая – определяет более конкретные показатели в промежуточные периоды. Конечной общей целью национальной экономики является обеспечение условий оптимальной жизнедеятельности всех членов об-ва на основе экономического роста. Для реализации этой цели необходимо достичь целого ряда конкретных целей: 1) обеспечить высокие темпы роста национального пр-ва (устойчивого роста); 2) достижение стабильности цен; 3) поддержание высокого уровня занятости; 4) сохранение внешнеторгового баланса, т. е. достижения равновесия между импортом и экспортом и стабильности курса национальной валюты. Состояние национальной экономики отражают макроэкономические показатели (ВВП, ВНД, ЧНД и др.). Совокупность макроэкономических показателей называется системой национальных счетов. В системе национальный счетов как и в бухгалтерском учете используется система двойной записи. Каждая операция имеет плательщика и покупателя и записывается один раз как рес-ы и один раз как их/использование.



39. Валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП – это совокупность всей конечной продукции и услуг в экономике страны за год. ВНД – это сумма первичных доходов, получаемых владельцами факторами пр-ва внутри страны (резидентами) плюс сальдо факторных доходов из-за границы. Часть ВНД, которая остается после вычетов стоимости возмещенных ОС пр-ва, составляет чистый национальный доход (ЧНД): ЧНД=ВНД-амортизация. Валовой располагаемый доход – доход, которым располагает общество для конечного потребления и сбережения. Располагаемый национальный доход – чистый национальный доход +(-) сальдо текущих трансфертов между данной страной и др. странами за определенный период. По натурально-вещественной форме ВВП – это предметы потребления и средства пр-ва. Для измерения ВВП используется три метода: 1) расчет ВВП по доходам, который состоит в суммировании всех доходов собственников факторов пр-ва, на всех стадиях пр-ва и распределения (з/п, прибыль, рента, амортизация основного капитала и косвенные налоги). 2) расчет по расходам состоит в суммировании расходов домохозяйств, фирм, государства и иностранцев: ВВП=С+ Ig+G+Xn, где С – потребительские расходы населения (домохозяйств); Ig – валовые чистые инвестиции фирмы; G – государственные закупки товаров и услуг; Xn – чистый экспорт, т. е. X(экспорт)-I(импорт). 3) метод добавленной стоимости: добавленная стоимость – разница между стоимостью продукции фирмы и стоимостью потребленного сырья и материалов, приобретенных у других фирм. Метод добавленной стоимости позволяет избежать двойного счета завышения ВВП.

40. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен. Номинальный ВВП рассчитывается в текущих ценах, но в большинстве случаях цены меняются при их росте происходит инфляция. Для получения сопоставимых данных рассчитывается реальный ВВП, т. е. в неизменных ценах и с поправкой на инфляцию. Применяется дефлятор ВВП, который рассчитывается так: Дефлятор ВВП= ВВПномин./ ВВП реальн., т. е. это индекс цен. Он показывает увеличение ВВП за счет роста цен. Для макроэкономического анализа используется также др. показатели системы национальных счетов. Чистый продукт (ЧП) – это ВВП – амортизация. НД (национальный доход) – сумма первичных доходов собственников факторов пр-ва. НД = ЧНП(чистый национальный продукт) – К (НДС, акции, налог на импорт - косвенные налоги на бизнес). Личные доходы определяются так от национального дохода отнимают: - взносы на социальное страхование; - нераспределенная прибыль; - налоги на прибыль корпорации; + трансфертные платежи. Если из личного дохода вычесть подоходный налог, то остается располагаемый личный доход. После потребительских расходов остаются личные сбережения.

41. Национальное богатство, его состав и структура. Национальное богатство представляет собой все то, что накоплено обществом за весь период его существования и чем оно располагает на данный момент для своей жизнедеятельности. Национальное богатство делят на три группы: 1) природные рес-ы; 2) созданные и накопленные трудом людей средства пр-ва и предметы потребления; 3) накопленные знания и способности к труду членов об-ва или так называемая интеллектуальная собственность. Для подсчета национального богатства используются активы и пассивы. Активами являются объекты собственности, от владения и использования которых собственники получают экономическую выгоду – это здания, машины и оборудование, земли, акции, облигации. Пассивы – это задолженность или обязательство по погашению своих долгов. Совокупная величина активов за вычетом пассивов образует чистые активы. Чистые активы экономики характеризуют величину национального богатства страны.

42. Сущность денег и их функции. В эконом. литературе нет единого понятия деньги. Чаще определение: деньги – всеобщий эквивалент (старая классика). Деньги – финансовые активы которые могут быть использованы для сделок. Деньги – средства используемые в обмене. Деньги – средства оплаты товаров и услуг, измерение стоимости и средства ее сохранения. Деньги – все то, то они выполняют. Деньги определяется через их свойства, т.е. через выполнения ими следовательно функций: средства обращения (товаров и услуг); меры стоимости (ценности); средства накопления (сбережения, сохранению стоимости); средства платежа. Изначально деньги развивались из мира товаров. В качестве денег у разных народов первоначально служили товары, обычно сами имевшие стоимость (скот, меха, драгоценные металлы). Со временем государства стали чеканить монеты, в которых фиксировался определенный вес и проба, как стоимость данных монет. В 19 веке был установлен золотой стандарт в денежном обращении. Тогда деньги выполняли также функции мировые деньги. С 1914 – золотой стандарт перестал действовать в мировых расчетах, получит распространение английский фут стерлингов, а после 1944 – американский доллар. С конца 17 века широко распространились бумажные деньги, которые не имеют внутренней стоимости, а лишь являются ее знаками. В современных условиях практикуются безналичные расчеты через использование электронных денег (пластиковые карточки).

 

 

43. Денежный рынок. Денежный рынок — это совокупность отношений между банковской системой, создающей всеобщие платежные средства — деньги, и небанковскими экономическими субъектами. Денежный рынок – это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег. Спрос на деньги существует у хозяйствующих субъектов и связан с приобретением товаров и услуг. Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйственные агенты. Люди держат деньги для того, чтобы тратить их, используя в качестве средства платежа. Они хотят иметь достаточное количество денег, чтобы не испытывать неудобств при покупке товаров и оплате услуг. Номинальный спрос на деньги – то количество денег, которое люди или фирмы хотели бы иметь. Поскольку деньги держат в основном для того, чтобы приобретать на них товары или услуги, номинальное количество необходимых в экономике денег меняется вслед за изменениями цен. Отсюда, спрос на деньги – это спрос на реальные денежные остатки или, другими словами, величина денежных остатков, исчисленная с учетом их покупательной способности. Покупательная способность денег измеряется суммой товаров, которые можно на них купить. Когда происходит, например, двукратное увеличение и цен, и номинальных доходов, сумма денег, которую люди хотят иметь, также удваивается, чтобы осталась неизменной их реальная стоимость, или покупательная способность.Равновесие на денежном рынке устанавливается, когда спрос на деньги равен их предложению, что может быть достигнуто при определенной банковской процентной ставке. Сохраняться равновесие на денежном рынке будет в том случае, когда процентная ставка будет изменяться в том же направлении, что и доход. Например, если доходы в экономике возрастут, то это приведет к росту спроса на деньги, а следовательно, к увеличению процентной ставки, в этом случае будет увеличиваться альтернативная стоимость хранения денег и снижаться курс ценных бумаг, что уменьшит спекулятивный спрос на деньги, увеличит покупку фирмами и домашними хозяйствами финансовых активов и даст возможность поддерживать денежный рынок в равновесном состоянии. При снижении доходов возникает обратная ситуация.

 

 

45. Понятие финансов и их функции. Понятие «финансы» выражает экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер пр-ва, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Для финансов в целом решающее значение имеют такие функции, как планирование, организация, стимулирование. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения. Функция организации включает выбор предприятиями организационно-правовой формы, бюджетное устройство, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определение прав и обязанностей функц-х подразделений финансовых органов. Функция стимулирования предполагает выбор оптимальных средств и способов, обеспечивающих реализацию поставленных целей. В процессе деятельности, связанной с регулированием реального денежного оборота, реализуются три основные функции финансов: воспроизводственная, распределительная и контрольная. Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении сбалансированности материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспр-ва. Распределительная функция тесно связана с воспроизводственной, так как выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг подлежит распределению и перераспределению. Распределение денежных средств имеет место в процессе предпр-льской деятельности, когда они направляются непосредственно по целевому назначению на покрытие затрат и формирование доходов (убытков). Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом и формированием фондов денежных средств. Она позволяет путем сопоставления и анализа затрат и результатов выявлять как позитивные, так и негативные стороны деятельности хозяйствующих субъектов и принимать на этой основе соответствующие решения.

 

46. Госбюджет, его функции и структура. Государственный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд государства, образуемый для материального обеспечения государственных функций. Бюджет как сводный финансовый план государства рассматривается законодательным органом страны и после его утверждения принимает силу юридического закона. Принципы построения госбюджета: четкое определение всех статей доходов и расходов бюджета; обоснование статей бюджета интересами об-ва и юриди законами; гласность бюджетных действий, доступных для понимания всеми гражданами государства, с обязательной публикацией проекта госбюджета и закона о госбюджете. Структура госбюджета:

1)Доходы(источники поступления средств в бюджет) н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...