Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политический кризис второй половины XI в. Начало борьбы за инвеституру




Политический кризис второй половины XI в. Начало борьбы за инвеституру

Инвеститурой вообще, как указывалось выше, назывался акт ввода во владение землей — передача сеньором феода своему вассалу. В применении к епископам и аббатам инвеститура включала не только ввод нового епископа или аббата в управление землями и зависимыми людьми соответствующего церковного учреждения (епископства или аббатства), но и утверждение в духовном сане, в знак чего вручались кольцо и посох. Право инвеституры означало, в сущности, право назначать и утверждать в должности выбранных духовенством епископов и аббатов.

Императоры, начиная с Оттона I, осуществляли инвеституру епископов и аббатов и видели в этом одну из важнейших опор своей власти. Папы, мирившиеся ранее с таким порядком, во второй половине XI в. стали оспаривать право императора на инвеституру высших духовных лиц — епископов и аббатов. В этой борьбе, охватившей все части империи, решался целый комплекс социально-политических вопросов, имевших важное значение для различных классов и социальных групп феодального общества: о верховенстве в церковных делах императора или папы, о судьбах раннефеодальной монархии в Германии, об основах дальнейшего политического развития немецкого феодального общества, о взаимоотношении Германии и итальянских областей империи, о дальнейшем развитии городов Северной и Средней Италии. В борьбу были вовлечены как верхи, так и низы феодального общества.

Крушение церковной политики германских императоров

Подавив саксонское восстание, Генрих IV решительно выступил против стремления Григория VII подчинить себе немецкое духовенство и ослабить его связь с королевской властью. В 1076 г. на собрании высшего немецкого духовенства в Борисе он объявил о низложении Григория VII. В ответ на это папа отлучил Генриха от церкви и лишил его королевского сана, а подданных короля освободил от присяги своему государю. На эти действия Григория VII тотчас же откликнулись в Германии крупные немецкие феодалы, не только светские, но и многие епископы и аббаты, найдя в них удобный повод для сепаратистских выступлений. Южнонемецкая феодальная знать начала против короля настоящую войну, вновь восстали саксонские феодалы.

Генрих IV вынужден был капитулировать перед Григорием VII. В январе 1077 г. с небольшой свитой он отправился на свидание с папой в Италию. По сообщениям хронистов, Генрих, сняв все знаки королевского достоинства, босой и голодный стоял три дня с утра до вечера перед замком. Наконец он был допущен к папе и на коленях вымолил у него прощение.

Однако покорность Генриха была только маневром. Несколько укрепив после снятия с него папой отлучения свое положение в Германии, он снова выступил против Григория VII. Шедшая еще долгое время после этого с переменным успехом борьба империи и папства завершилась подписанием так называемого Вормского конкордата (1122) — соглашения, заключенного сыном и преемником Генриха IV Генрихом V и папой Каликстом II и регулировавшего порядок выборов епископов.

Вормский конкордат устанавливал разную систему выборов епископов в различных областях империи. В Германии епископы должны были впредь избираться духовенством в присутствии императора, которому принадлежало решающее слово при наличии нескольких кандидатур. Император совершал светскую инвеституру — передачу скипетра, символизировавшего власть над землями епископства. После светской инвеституры следовала духовная, осуществлявшаяся папой или его легатом, — передача кольца и посоха, символизировавших духовную власть епископа. В Италии же и в Бургундии выборы епископов должны были происходить без участия императора или его представителей.

В XII в. центральная государственная власть в Германии ослабевает, начинается длительный период феодальной раздробленности.

31. Восточная Европа между Западом и Россией в 1995-2005 годах.

История взаимоотношений России со странами Центральной и Восточной Европы в 90-е годы — это повествование о ее отступлении из региона. Отступлении во многом вынужденном и неизбежном, но принявшем особо дезорганизованный характер после кончины Советского Союза. Многое в этом поспешном уходе было оставлено безвозмездно или уступлено за бесценок, немало было просто брошено впопыхах, существовавшие тогда возможности гарантировать и договорно закрепить оборонные и экономические интересы страны были необдуманно упущены. Однако сам этот процесс был задан объективно. Особая роль региона в советском блоке и повышенная геополитическая значимость для СССР как выдвинутого рубежа обороны определялась контекстом глобального противостояния двух систем. Этим объяснялось и приоритетное место среднеразвитых стран ЦВЕ во внешнеэкономических связях Советского Союза, и сам характер этих связей, которые по сути сводились к оплате военно-политической лояльности союзников по Варшавскому договору значительными экономическими дотациями им. Дотирование осуществлялось через заниженные цены на российские энергоносители и сырье и завышенные — на товары партнеров по Совету Экономической Взаимопомощи, через невыгодную для СССР структуру товарооборота и систему расчетов, при которых " твердовалютные" товары топливно-сырьевого экспорта " обменивались" на " мягковалютные" изделия среднего качества. Прекращение " холодной войны" уменьшило стратегическое значение региона для обеих соперничавших сверхдержав.

Распад СССР и переход России к несоциалистическому развитию, казалось бы, стерли линию политико-идеологического размежевания со странами региона. В действительности это еще более ослабило ее позиции: соотношение удельных весов двух полюсов тяготения — западного и восточного — стало еще менее благоприятным для Москвы.

Экономическая, политическая и военная сила объединяющейся Европы возросла, значимость России и дезинтегрирующегося постсоветского пространства стала еще меньше. Поскольку же и Россия взяла за ориентир общественный строй западноевропейского типа, то естественно общим центром притяжения европейских постсоциалистических государств становится Брюссель, а не Москва, которая издалека, с отставанием от соседей в ЦВЕ и с большими трудностями, начала движение к той же цели. В системе координат и приоритетов стран региона Запад и Восток как бы поменялись местами: ЕС и США предложено сыграть ту же роль, которую прежде исполнял СССР — взять на баланс и оплатить экономической помощью военно-политическую лояльность новых союзников в ЦВЕ.

И для ЕС движение на восток обойдется недешево и пройдет непросто. Но расширение общего рынка с 370 до 480 миллионов потребителей, ликвидация таможенных барьеров в большей части Европы даст новый толчок экономическому развитию континента, обеспечит его экономическую, политическую и военную целостность и усилит позиции Европейского Союза в мировой экономике и политике.

2. СТРАНЫ ЦВЕ: ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Центральная Европа обладает большим экономическим потенциалом и перспективами и более значима как зона транзита в торговле России с ЕС — одним из ее ведущих партнеров.

3. 5. Россия по существу утратила традиционные рынки сбыта машинотехнической продукции в ЦВЕ. Ее доля в экспорте РФ в страны региона в 1992-1994 гг. не превышала 7, 5% (18-20% в 80-е годы). В 1995 г. она возросла до 8, 3% (7, 3% в 1994 г. ).

4. БУДУЩЕЕ ЦВЕ В СВЕТЕ РОССИЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Былая роль Советского Союза в Центральной и Восточной Европе, зоне его почти безраздельного и монопольного влияния, для многих в России, наверное, еще долго будет оставаться искусительным соблазном, источником " фантомных болей" и нереалистических подходов. Пытаться занять место альтернативного центра тяготения для России попросту непосильно, коль скоро она не может выполнять этой функции в своем " ближнем зарубежье". Хотя ЕС объективно замещает Россию в регионе, рассматривать его как соперника бесплодно. Быть его конкурентом она в обозримой перспективе не способна, а сам ЕС и для России, и государств ЦВЕ — более значимый партнер, чем они друг для друга.

Расширение НАТО повышает значение региона для России с точки зрения национальной безопасности, он остается крупным потребителем российского топливно сырьевого экспорта и важной зоной его транзита.

Готовящееся расширение ЕС и НАТО*** на восток по-новому ставит вопрос о характере взаимоотношений России с их участниками.

Поэтому современное состояние экономических связей между Россией и странами Восточной Европы можно охарактеризовать как «инерционно-ослабевающее».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...