32. Проблемы европейского феодализма.
ГДР На фоне явных кризисных явлений в ряде восточноевропейских стран положение в ГДР в 70. -80. годы внешне выглядело довольно благоприятным. Об этом свидетельствовали и относительно стабильный производственный процесс, и сравнительно высокий по сравнению с другими странами Центральной и Юго-Восточной Европы жизненный уровень. Однако к концу 80. годов ситуация резко изменилась. Ухудшилось экономическое положение. Правда, официальные статистические данные указывали на ежегодный рост национального дохода на 4%, а продукции промышленности- на 6%. Однако, как выяснилось позже, эти данные в течение ряда лет фальсифицировались. На самом деле государственные планы систематически не выполнялись, непродуманная инвестиционная политика привела к серьезным диспропорциям в хозяйстве страны, выросли дефицит государственного бюджета и вне шняя задолже нность. Государстненный долг составил огромную сумму в 20, 6 млрд. долл. [34] Ежегодно возрастал отток квалифицированных рабочих, покидавших ГДР. К 1989. году он достиг рекордных размеров: число уехавших в ФРГ достигло 350 тысяч человек. Это привело к существенному сокращению объемов производства. Около 250 тысяч рабочих мест стали незанятыми. [35] Общественно-политический кризис в ГДР, вызревавший долгое время подспудно, усугубился нежеланием и неспособностью руководства во главе с Э. Хонеккером признать острую необходимость обновления всей общественно-политической жизни в стране. Росло недоверие к политике Социалистической единой партии Германии, разочарование в модели авторитарно-бюрократического “социализма”, которую отстаивало партийное руководство. Этому способствовал и внешний фактор- воздействие на население ГДР перестройки, демократизации и гласности в СССР, а также кардинальные изменения в Польше и Венгрии, особенно введение там многопартийности и отказ от руководящей роли компартий. [36]
Однако Э. Хонеккер и его окружение не считались с критикой, раздававшейся в их адрес, превозносили “достижения” ГДР, скрывая от народа факты углубления кризисных явлений в экономике страны и полностью отгораживаясь от советской перестройки и изменений в других социалистических странах., выступая с критикой происходивших там процессов (особенно в Польше и Венгрии). Культ личности Э. Хонеккера приобретал все более уродливые формы. [37] Реакцией на все эти явления стало то что многие лица, утратив надежды на внутренние изменения в стране стали связывать свои расчеты на будущее с переселением в ФРГ. Возросла волна беженцев. В январе 1989. ć ī ä ą было зарегистрировано 400 тыс. заявлений на выезд. В начале лета 1989 г. это бегство приобрело массовый характер, когда открылась возможность ухода на Запад через венгерскую территорию. Облегчение режима на венгеро-австрийской границе привлекло десятки тысяч туристов из ГДР, которые, приехав в Венгрию, затем направлялись через Австрию в ФРГ. В Чехословакии и Польше сотни туристов из ГДР проникали в посольства ФРГ и просили политического убежища. В начале сентября 1989. годана улицы городов выплеснулась проблема переселенцев и беженцев. Строгие демарши правительства ГДР, требовавшего от Венгрии выдворения тысяч туристов из ГДР, которые не желали возвращаться на родину, а также запреты на выеза и з ГДГ и Чехословакии не дали никаких результатов. Напротив, в ряде городов страны, особенно в Лейпциге (первая несанкционированная демонстрация 15. января 1989. года. ), Дрездене и Берлине, все чаще стали проводиться митинги с требованиями политических реформ, демократии и свободы. В ответ на попытки властей применить силу для разгона митингов и массовых демонстраций росло народное возмущение. Оно достигло кульминации, когда более 70 тысяч демонстрантов в Лейпциге 9. октября 1989 года потребовали привлечь к ответственности лиц, виновных в разгоне контрдемонстрации в Берлине в день 40. летия ГДР. [38]
Правительство Венгрии после переговоров с властями ГДР приняло решение открыть границу с Австрией для скопившихся на венгерской территории “туристов” из ГДР, требовавших выезда в ФРГ. Только за первые тридня границу пересекло более 15. тыс. человек. Пытаясь удержаться у власти, часть руководства ГДР начала искать выход из создавшейся ситуации на путях политического лавирования. 11. октября было опубликовано заявление ЦК СЕПГ о готовности обсуждения требований гласности, демократии, свободы выезда за границу и других вопросов. Однако напряжение в стране не спадало. Тогда был сделан еще один шаг. 18. октября пленум ЦК СЕПГ освободил Э. Хонеккера от обязанностей генерального секретаря и вывел из политбюро его ближайших сторонников Г. Миттага и X. -И. Херманна. Хонеккера освободили также от поста председателя Государственного совета ГДР. На обе должности, которые до этого занимал Хонеккер, был избран Эгон Кренц- один из близких к Хонеккеру деятелей, секретарь ЦК СЕПГ и член политбюро. [39] Объявленные новым руководством меры по обновлению управления страной были совершенно недостаточными. Хотя был провозглашен курс на реформы и демократизацию, но реально ничего не предпринималось. Руководство явно не поспевало за ходом событий, теряло над ними контроль. Еще одна попытка спасти себя была предпринята руководством СЕПГ 8. ноября. Пленум ЦК существенно обновил состав политбюро. В него вошел Ханс Модров- первый секретарь Дрезденского окружного комитета СЕПГ, известный своим критическим отношением к старому руководству партии и пользовавшийся авторитетом среди населения. [40] 17. ноября Народная палата ГДР утвердила состав нового правительства страны. Его возглави л X. Модрои. Правительство было сформировано на коалиционной основе: из 28 министров 12 представляли СЕПГ, а остальные 16 министров- другие партии (Христианско-демократический союз, Либерально-демократическая партия, Национально-демократическая партия и Демократическая крестьянская партия).
Правительство начало свою деятельность в совершенно новой ситуации. Резко изменились взаимоотношения с другим германским государством- ФРГ. 9. ноября 1989 года руководство ГДР приняло решение об открытии своих западных границ для свободных поездок в ФРГ и Западный Берлин. “Берлинская стена” перестала играть свою роль грозного препятствия. Ее стали разбирать на сувениры. [41] Однако кризисная обстановка в стране не спадала. Напротив, она еще более углубилась в связи со ставшими известными фактами злоупотребления властью и коррупции в годы режима Хонеккера. ЦК СЕПГ принял решение об исключении из партии и предании суду бывших руководителей партии Э. Хонеккера и Г. Миттага, премьер-министра В. Штофа, министра госбезопасности Э. Мильке и других партийных и государствен ных деятелей. К ответственности были привлечены также руководители профсоюзов. Христианско-демократического союза и Национально-демократической партии. [42] Новое руководство СЕПГ не смогло сдержать распада своей партии. За два последних месяца 1989. года из нее вышло около половины членов (900 тыс. из 2 млн. человек). Народной палатой ГДР было принято решение изъять из конституции страны положение о “руководящей роли СЕПГ” Полная недееспособность руководителей СЕПГ в новых условиях привела 3. декабря к коллективной отставке политбюро и ЦК партии во главе с Э. Кренцем, а через три дня Кренц вынужден был оставить и пост председателя Государственного совета. Состоявшийся в середине декабря 1989. года чрезвычайный съезд СЕПГ избрал новое руководство партии. Из прежнего состава ЦК в новое правление пар тии (101 человек) вошло всего три человека. Изменилось и название п артии. Она стала называться “Социалистическая единая партия Германии — партия демократического социализма”. Однако вскоре первая часть названия перестала фигурировать. Председателем партии стал молодой адвокат Г. Гизи, объявивший о ее коренной перестройке. [43]
Вслед за реорганизацией СЕПГ произошли другие важные перемены в политической жизни ГДР. Были созданы новые партии и организации, заявившие о своем намерении бороться за места в будущем парламенте страны. Большую активность проявляли. Социал-демократическая партия, а также организации “Новый форум”, “Демократическое пробуждение”, “Объединение левых”, “Инициатива за мир и права человека” и др. В развернувшейся предвыборной борьбе четыре бывших союзника СЕПГ- Христианско-демократический союз, Либерально-демократическая партия, Национально-демократическая партия и Демократическая крестьянская партия- объявили о своем выходе из традиционного блока с коммунистами. Эти четыре партии, а также новые политические объединения заявили об отказе от социалистического пути развития ГДР. Перспективу ближайшего развития они видели в “спасении страны через воссоединение Германии”. Лозунг объединения Германии стал главным программным пунктом всех политических течений. На этой волне в стране поднялись и право-экстремистские силы. Все оппозиционные к СЕПГ- ПДС партии пользовались активной поддержкой со стороны политических и государственных учреждений ФРГ и Западного Берлина. Ведущие деятели ФРГ, включая канцлера Г. Коля, принимали прямое участие в митингах и демонстрациях, проводившихся на территории ГДР. [44] Вопрос об объединении двух германских государств стал в центре внимания всей политической жизни страны. Поддерживаемые руководством ФРГ многие политические силы ГДР выступили за немедленные меры по созданию единого германского государства. Не отрицая самой перспективы объединения, некоторые бо лее умеренные деятели рассматривали Об изменении своего отношения к германскому вопросу заявило и правительство X. Модрова. Была признана ошибочной официальная концепция наличия двух немецких наций- социалистической и капиталистической. Правительство ГДР заявило о стремлении развивать широкое сотрудничество с ФРГ и Западным Берлином и выразило свою заинтересованность в получении от ФРГ экономической помощи. Одновременно провозглашалась верность ГДР своим союзническим обязательствам. Признавалась нерушимость европейских границ. [45] Дальнейшую судьбу страны, ход ее экономического и политического развития, ее внешнюю политику должны были решить выборы в Народную палату ГДР, назначенные на 18. марта 1990. года. Весь ход избирательной кампании свидетельствовал об оттеснении СЕПГ - ПДС от руководства страной. Это показали и результаты выборов в парламент. Партия демократического социализма стала оппозиционной.
Большинство голосов на выборах получил Христианско-демократический союз (40, 9%), затем следовали социал-демократы (21, 8%). Партия демократического социализма завоевала 16, 3% голосов. Соответственно определилось и распределение мест, полученных различными партиями в Народной палате. Партии правого блока во главе с ХДС обеспечили себе 193 места из общего числа 400 мест, СДПГ- 87, а ПДС- 65 местКардинальные изменения в ГДР в конце 1989. - начале 1990. года показали, что германский вопрос вновь заявил о себе не только как задача, стоявшая перед двумя германскими государствами, но и как сложнейшая международная проблема. От ее решения стала в прямой зависимости определяться и судьба Европы, и новая система обеспечения международной безопасности. Германская проблема стала предметом обсуждения между четырьмя великими державами- участниками мирного урегулирования после окончания второй мировой войны — СССР, США, Великобританией и Францией. [46] 12. с ентября 1990. года четыре державы- победительницы и представители ГДР и ФРГ подписали в Москве Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, который фактически подвел черту под итогами второй мировой войны в Европе. Договор и другие документы зафиксировали признание нерушимости европейских границ, запрет на обладание Германией средствами массового уничтожения, определили пределы численности бундесвера и временное сохранение (до конца 1994. года) вооруженных сил СССР в восточной части объединенной Германии. Ñ 1. è þ í ÿ 1990.. Процесс объединения Германии сопровождался принятием 1. октября министрами иностранных дел четырех держав и двух германских государств Документа о прекращении с объединением Германии действия четырехсторонних, прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом. Румыния Если в ГДР, Болгарии и Чехословакии бурные события не сопровождались кровопролитием и проходили в цивилизованных формах, то в Румынии они приняли другой характер. Тоталитарный режим, установленный семейством Чаушеску, действовавшей в духе чисто сталинских традиций и господствовавший почти четверть века, привел Румынию к тяжелому кризису. Вопреки официальной статистике, рисовавшей в 80. годы радужную картину развития, экономика страны находилась в состоянии стагнации. Полностью провалились фантастические программы модернизации производства, повышения качества и конкурентоспособности продукции, внедрения достижений научно-технического прогресса. Страна ощущала острую нехватку топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. На 30- 40% были недогружены производственные мощности в промышленности. [47] Тяжелейшим бременем для румынского народа была все возраставшая финансовая задолженность западным державам. К началу 80. годов она составила 10, 2 млрд. долларов. Увеличение долга с наивной целью улучшения экономической ситуации, совершенно неэффективное использование полученных кредитов привели к увеличению числа промышленных объектов без учета необходимости структурной перестройки и модернизации экономики. [48] А без этого нельзя было обеспечить погашение полученных кредитов. Выплата долгов вела к сокращению импорта и увеличению экспорта остро необходимых для внутреннего потребления товаров, прежде всего продовольствия и нефтепродуктов. С 1975. по 1989. года Румыния выплатила западным кредиторам около 21 млрд. долларов, в том числе более 7 млрд. долларов в счет процентов за кредиты. Необходимостью выплаты долгов руководство страны объясняло политику “затягивания поясов” и тяжелейшие жизненные условия большинства румынского населения. Из года в год неуклонно ухудшалось продовольственное снабжение трудящихся. Но не только непосильная задолженность, а и все другие просчеты в экономической политике в конечном счете определялись господствовавшей в стране административно-командной системой, тоталитарным режимом, прикрывавшимся социалистическими лозунгами и опиравшимся на компартию, превращенную Н. Чаушеску в инструмент власти его семейного клана. А ведь в партии насчитывалось около 4. млн. человек, т. е. каждый пятый житель и каждый третий занятый на производстве являлся ее членом. [49] Румынский диктатор Николае Чаушеску категорически отрицал саму возможность каких-либо изменений в управлении хозяйством, да и вообще в жизни страны. Он заявлял, что в Румынии уже давно якобы проведены реформы, к которым в 80. годы приступили другие восточноевропейские страны. Пытаясь поднять эффективность сельского хозяйства, Чаушеску еще больше ужесточил систему директивного управления госхозов и огосударствленных кооперативов, развернул кампанию “систематизации” деревень, предусматривавшую ликвидацию 7. тысяч деревень и переселение их жителей в “агропромышленные центры”. Систематически проводилась насильственная ассимиляция венгерского населения, проживающего в Трансильвании. [50] Тоталитарная система власти, низкий жизненный уровень, положение на грани голода- все это вызывало рост социального напряжения в стране, резкого недовольства методами строительства “всесторонне развитого социализма”, провозглашенного господствовавшим кланом. Об этом же свидетельствовало принявшее массовый характер бегство граждан венгерской и румынской национальностей за пределы страны: к марту 1989. года примерно 30 тыс. человек скопилось на территории Венгрии и примерно такое же число беженцев проследовало в другие европейские страны. Выступления рабочих на угольных шахтах Решицы, заводах Брашова и в других местах жестоко подавлялись. Робкие протесты представителей румынской интеллигенции игнорировались или вели к суровым репрессиям. В стране не было организованной оппозиции, но даже здесь выступление ряда бывших политических деятелей — “письмо шести”, обнародованное в начале 1989. года и содержавшее резкую критику состояния делв стране, показывало напряженностьобстановки. Но все же подавляющая часть населения готова была выступить против ненавистного режима. Однако ослепленный властью диктатор, хотя и изрядно напуганный радикальными изменениями в соседних странах, продолжал верить в незыблемость установленного им строя. [51] Даже на фоне начавшихся перемен в Восточной Европе Чаушеску демонстрировал абсолютное нежелание последовать примеру соседей, ссылыясь на право Румынии идти своим путем. 20. ноября 1989. года, когда уже рухнула берлинская стена и свершилась " бархатная революция" в Чехословакии, в Бухаресте состоялся XIV съезд Румынской компартии. Чаушеску в своем докладе ни слова не сказал о том, что произошло в соседних странах. Съезд был провозглашен “съездом великих побед и торжества социализма”. Безудержно восхваляемый на съезде “герой из героев”, “любимый сын нации”, “титан мысли”, Н. Чаушеску объявил о переходе страны к “новому этапу”- завершению строительства “всесторонне развитого социалистического государства”. Съезд принял новые планы развития социалистического общества до 2010. года. [52] Подлинно новый этап в развитии Румынии действительно начался через три недели после завершения съезда. Но он был связан уже не с программой съезда, не с самой партией и не с ее лидером. Начало ему положил восставший против диктатуры народ. В середине декабря Чаушеску отправился с официальным визитом в Иран. В это время 16. -17. декабря в Трансильванском городе Темишоара, после того как служба безопасности пыталась выселись местного священника Ласло Текеши. События в Тимишоаре всколыхнули всю страну. Начались стихийные демонстрации в его поддержку. Армия и служба безопасности жестоко подавили их. Вернувшийся из Ирана Чаушеску объявил эти события результатом происка внешних врагов и назначил на следующий день митинг в поддержку действий властей. Собравшиеся на площади люди, выслушав речь, стали однако выкрикивать антиправительственные лозунги. Произошли первые столкновения с милицией. Начались стихийные выступления. Против восставших были направлены отряды спецназначения и личной охраны диктатора. В Бухаресте развернулись ожесточенные уличные бои. Народное восстание было поддержано армией. Но силы, верные Чаушеску, в течение нескольких дней продолжали вести бои. Вооруженные столкновения развернулись в Тимишоаре, Бухаресте, Брашове, Сибиу. [53] Власть в стране перешла к созданному в первые часы восстания Совету Фронта национального спасения (ФНС), который провозгласил свержение авторитарного режима Н. Чаушеску. Бежавшие из Бухареста Николае и Елена Чаушеску вскоре были схвачены и по приговору специального военного трибунала были казнены за преступления перед народом. Столь спешные и не соответствующие элементарным нормам права действия военные объясняли опасностью со стороны службы безопасности. В любом случае этот факт свидетельствовал о степени ожесточенности нравов. Победа революции стоила многих жертв. [54] Совет Фронта объявил о роспуске всех прежних государственных органов, в том числе и компартии. Была обнародована политическая платформа, предусматривавшая отказ от руководящей роли одной партии, создание плюралистической системы, отказ от командно-административных методов управления хозяйством, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, уважение прав и свобод личности, прав национальных меньшинств. Фронт приступил к разработке новой конституции страны, объявил о предстоящих весной 1990. года свободных выборах. Началась подготовка аграрной реформы. Руководство Совета Фронта было очень неоднородным. В него вошли в прошлом опальные партийные и государственные деятели, студенты, рабочие, представители творческой и научной интеллигенции. Возглавил Совет Ион Илиеску, бывший в 70. годы секретарем ЦК компартии и подвергавшийся затем гонениям за критику официальной политики. Правительство возглавил профессор Бухарестского политехнического института Петре Роман. Совет Фронта образовал исполнительное бюро в составе 11 человек. В уездах, муниципиях, городах и коммунах (деревнях) сформировались местные советы Фронта и органы самоуправления. [55] Острота полчитического напряжения ощущалась повсюду- и в Совете Фронта, и в местных органах власти. Полностью дискредитировавшая себя компартия не только не могла играть какую-либо роль в обществе, но и подвергалась массовому давлению. В стране резко возросли антикоммунистические настроения. На волне политического подъема в Румынии одна за другой возникали политические партии. Уже к середине января 1990. года их было около десяти. Прежде всего заявили о себе две старые “исторические” партии — Национал-царанистская и Национал-либеральна я. Первая из них, приняв название Национал-крестьянской христианской демократической партии,. свою основную социальную базу имела в деревне, а также привлекала часть интеллигенции и многих верующих. Главными программными положениями этой партии стали безоговорочный отказ от коммунизма, возврат к частному землепользованию, “очищение общества на основе христианских ценностей”. Возглавил партию один из бывших лидеров национал-царанистов К. Копосу. Была воссоздана и Национал-либеральная партия, которая, по словам одного из ее руководителей, “имеет опыт руководства обществом, так как с перерывами находилась у власти в Румынии с 1859 по 1937 год”. Партия рассчитывала опираться на интеллигенцию, студенческую молодежь, часть рабочих. Она ставила своей целью либерализацию экономических и политических структур, использование западноевропейского (в частности, шведского) опыта демократического управления. Созданная в это же время Экологическая партия основной задачей считала борьбу за чистоту среды обитания, соблюдение прав человека, за разоружение и мир. Национал-демократическая партия провозгласила своей целью возвращение к частному предпринимательству, рыночной экономике. Представители венгерского населения Румынии объединились в Венгерском демократическом союзе, заявившем о праве на восстановление индивидуальных и коллективных прав венгерского меньшинства, региональную и культурную автономию венгров в рамках румынского государства. Студенчество, наиболее активная сила демократической революции, объединилось в рамках Демократического фронта студентов Румынии. В Румынии сформировались также свободные профсоюзы, “группа за общественный диалог ”, куда вошли представители творческой и научной интеллигенции. [56] Главной задачей революции Совет Фронта национального спасения провозгласил преодоление тяжелого социально-экономического наследия тоталитарного строя. Программой Фронта была предусмотрена реформа управления хозяйством, отказ от бюрократических командных методов, поощрение инициативы и компетентности. Предполагалось произвести структурную перестройку промышленности, нормализовать снабжение населения потребительскими товарами и энергией. В сельском хозяйстве были повышены закупочные цены, членам сельскохозяйственных кооперативов выделены в бесплатное семейное пользование по 0, 5 га земли, приусадебные участки членов кооперативов (до 0, 6 га) объявлены частной собственностью с правом наследования. [57] Декабрьская революция 1989. года в Румынии смела тоталитарный режим. Она пыталась обеспечить путь подлинно демократического развития. Но после столь длительного политического застоя процесс демократического преобразования общества продвигался с большими трудностями. К тому же на волне демократической революции поднялись и консервативные силы, пытавшиеся взять реванш за былые поражения. Предстояла сложная и длительная борьба за сохранение и развитие демократических завоеваний революции. В мае 1990 года в Румынии состоялись выборы, на которых победу одержал Фронт национального спасения. Лидер ФНС И. Илиеску был избран президентом страны. Правительство Румынии возглавил П. Роман. Острая борьба по вопросу о путях дальнейшего развития румынского общества продолжалась и после выборов. [58] Заключение Возникший в середине 40. годов социалистический строй не сумел завоевать умы и сердца людей. Надежды на то, что социализм с его господством общественной собственности на средства производства станет обществом социальной справедливости, приведет к уничтожению эксплуатации человека человеком и всеобщему благосостоянию, не оправдались. На практике ликвидация частной собственности и абсолютное господство госсобственности привело к тому, что у людей исчезла заинтересованность в результатах своего труда. Государственная собственность принадлежала по-существу бюрократическим структурам, присваивавшим результаты общественного труда. В результате утвердилась экономика, не способная обеспечить насущные потребности населения. Монопольный характер власти коммунистических партий обусловил создание недемократической политической системы, лишивщей народные массы права свободно высказывать свое мнение и избирать по своей воле правящие структуры. При таком существующем положении система именующая себя “ социалистический лагерь” не могла существовать вечно. Падение ее было лишь делом времени, необходимого для созревания внутренних сил, могущих начать коренные изменения. Чем мы и стали свидетелями в 1989. -90. годах. 32. Проблемы европейского феодализма. Понятие государственной власти сохранялось, оно воспринималось как доминирующее над множеством мелких властей, но при этом государство было крайне ослаблено и не могло исполнять своих функций, в частности, функций защиты. При этом нельзя сказать, что феодальное общество резко отличалось от общества, построенного на родственных связях, или от общества, управляемого государством. Оно было сформировано именно такими обществами, и, естественно, сохраняло на себе их отпечаток. Честно говоря, в том, что практически все связи в обществе приобрели вид вассальных, было что-то искусственное. Умирающая государственность империи Каролингов пыталась выжить с помощью института, который возник, потому что она умирала. Система взаимозависимостей сама по себе могла бы служить сплоченности государства, примером тому англо-нормандская монархия. Но в этом случае центральная власть должна была быть усилена — нет, не силой завоевателей, — а новыми моральными и материальными стимулами. В IX веке слишком велика была тенденция к дробности. На карте западной цивилизации в эпоху феодализма мы видим несколько белых пятен: скандинавский полуостров, Фризия, Ирландия. Может быть, важнее всего сказать, что феодальная Европа никогда не была феодальной целиком, что феодализм затронул те страны, в которых мы можем его наблюдать, в разной степени и существовал в них в разное время, ни одна из стран не была феодализирована полностью. Ни в одной из стран сельское население не попало целиком в личную, передаваемую по наследству, зависимость. Почти повсюду, — в одном районе больше, в другом меньше — сохранились аллоды, большие или маленькие. Никогда не исчезало понятие государства, и там, где государство сохраняло хоть какую-то власть, люди продолжали называть себя «свободными» в старом понимании этого слова, потому что они зависели только от главы всего народа и его представителей. Крестьяне-воины сохранились в Нормандии, датской Англии и Испании. Взаимные клятвы — противоположность клятвам подчинения — сохранились в «движениях мира» и восторжествовали в городских коммунах. Конечно, несовершенство воплощения — удел любого человеческого начинания. В европейской экономике начала XX века, безусловно, развивающейся под знаком капитализма, тем не менее остаются институты, остающиеся вне этой схемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|