Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

26. Немецкая и английская историография первой половины XIX в.




С начала XIX века историческая наука в Германии постепенно превращается в важный инструмент различных концепций объединения страны. Историки становятся на службу государственным интересам, которые они понимают по-разному, в зависимости от традиций и особенностей немецких земель.

В течение 20 – 40-х годов XIX столетия в исторической науке Германии развернулась борьба двух идейных и методологических направлений:

консервативно-романтического, представленного прусской исторической школой во главе с Л. Ранке,

и либерально-романтической, юго-западной или Гейдельбергской исторической школой. Идеалом для немецких романтиков-консерваторов было сильное сословно-патерналистское государство способное сохранить традицию и обеспечить её поступательное развитие. Элементы историзма существовали в работах великих немецких просветителей И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Новалиса, братьев Августа и Фридриха Шлегелей и др. Большую роль в становлении немецкого идеалистического историзма сыграл И. Г. Гердер. Ранние немецкие романтики Юстус Мёзер, Адам Мюллер использовали в своих трудах принцип исторического сравнения. Они идеализировали немецкое средневековье и противопоставляли его современности. Таким образом, историческая школа права связывала существующие государственные и правовые институты Германии с эволюцией исторических традиций немецкого народного духа. Окончательное становление немецкого историзма происходит в философии истории Георга Гегеля (1770 – 1832) и в исторических трудах Леопольда фон Ранке (1795 – 1886). Гегель применил к познанию исторического процесса свой знаменитый метод диалектики. Согласно Гегелю, исторический процесс это прогрессивный процесс, который развивается через единство и борьбу противоположностей. История делается не великими людьми, а подчиняется независящей от воли людей объективной закономерности, которую можно постичь рационально. Главную цель всемирной истории Гегель усматривал в развитии свободы. Главной движущей силой истории является разум, который выступает в форме мирового духа. На различных этапах истории мировой дух воплощается в народный дух. Причём мировой дух может воплощаться на каждом этапе всемирной истории только в дух одного избранного народа, который и определяет вектор исторического развития. Сообразно с таким подходом Гегель выстраивает схему развития мирового духа в истории. Дух зарождается на Востоке, затем переходит в греко-римский мир и останавливается в германском мире, который, по мнению Гегеля, является высшим воплощением свободы.

В 1824 году никому неизвестный учитель гимназии Ранке выпустил труд под названием «История романских и германских народов с 1494 до 1535 года» с приложением историографического очерка «Критика новейших историографов». Эта работа сделала Ранке одним из ведущих историков Германии. В 1825 году он становится профессором Берлинского университета, в котором преподаёт до 1871 года. В 1841 году Ранке назначают официальным прусским историографом. С момента выхода первой книги в 1824 году слава Ранке неуклонно возрастала. Его собрание сочинений насчитывает несколько десятков томов. Он стал символом немецкой исторической науки XIX века. Ранке и наряду с Гегелем, внес решающий вклад в формирование принципов немецкого историзма. Историческая концепция Ранке базировалась на религиозно-консервативной трактовке истории. «Всемирная история – писал Ранке – доступна одному богу». Но Ранке, в отличие от Г. Гегеля, отрицал существование закономерностей в истории и отвергал его абсолютный идеализм. Творческим кредо Ранке как исследователя стал тезис писать историю «как это было в действительности». Объективному познанию истории должны способствовать источники. Ранке принадлежат большие заслуги в развитии источниковедения. Он одним из первых стал использовать архивы, разработал принципы внешней и внутренней критики источников. Другим принципом методологии Ранке стал индивидуализирующий подход к историческим событиям и фактам. Он был убеждён, что главным объектом исторического исследования должно стать индивидуальное событие, идея или историческая эпоха. Таким образом, историзм Ранке был логическим завершением генезиса немецкого историзма с его повышенным интересом к конкретным историческим феноменам.

Ранке начертал следующую схему европейской истории, начиная со средних веков и заканчивая XIX столетием. В европейской истории он выделял шесть эпох:

1) время Каролингов и образования германской империи. Господствующие тенденции:

а) соединение церкви и государства;

б) образование национальностей;

в) объединение Европы;

г) основание культуры;

2) эпоха папства XI – XIII века. Господствующая тенденция – подчинение государства церкви;

3) эпоха распада единства государства и церкви XIV – XV века. Господствующая тенденция – децентрализация государства;

4) эпоха Реформации и религиозных войн конец XV века – середина XVII веков. Господствующая тенденция – религиозное и культурное обновление западного мира;

5) эпоха возникновения и развития великих держав (Франция, Англия, Россия, Австрия, Пруссия) середина XVII – конец XVIII веков. Господствующие тенденции:

а) создание сильных централизованных государств;

б) возникновение абсолютной монархии;

6) эпоха революций конец XVIII – первая половина XIX веков. Господствующие тенденции:

а) дифференциация принципов монархии и народного суверенитета;

б) рост материальных сил.

Под влиянием идей Ранке находилось большинство немецких историков XIX – начала XX веков

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...