Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие эмпирических методов организации и управления производством




 

Первые зафиксированные «на твердом материале» идеи в области организации производства относятся к временам египетских фараонов. В то время большое внимание уделялось вопросам государственного управления.

В Египте, где сооружение пирамид и гигантских ороси­тельных, систем требовало усилий тысяч людей, организация и планирование целенаправленной деятельности и контроль за ее результатами были насущной необходимостью. В V - VI ты­сячелетиях до н. э. в обиход вошла практика письменных запросов и консультаций специалистов по различным «узким» вопросам.

Примерно в то же время в соседнем Вавилоне на глиняных дощечках был записан свод законов царя Хаммурапи. В них были узаконены свидетельские показания, запрещено перекладывание должностными линями ответственности на своих подчиненных, законодательно установлена оплата работы свободных людей. А тысячу лет спустя правивший там же Навуходоносор II увидел в ней (оплате) мощный стимул труда. Ему также приписывается внедрение в практику принципов контроля за производством.

За 400 лет до н. э. в древней Элладе знаменитый философ Сократ сформулировал принцип системности применительно к управлению, а Ксенофонт признал его особым видом искусства. Их современник, персидский царь Аир, выдвинул идею о необходимости специальных исследований причин, побуж­дающих людей к действию, то есть мотивации. Он также поставил проблему обработки управленческой информации и составления планов. Чуть позже в Греции не без успеха занимались изучением методов выполнения трудовых операций, вопросами их ритмичности, а Платон сформулировал принцип специализации.

В 3225 г. до н. э. свой вклад в копилку управленческих идей внес Александр Македонский, впервые использовав для выработки военных решений штаб. Последним же известным нам словом представителей античного мира в данной области было применение римским императором Диоклетианом в 284 г. до нашей эры принципа делегирования полномочий.

Сонное Средневековье, где отсутствовала необходимость управлять могучими империями и огромными армиями, а хозяйственная жизнь редко выходила за пределы феодальных усадеб и ремесленных мастерских, почти ничего не прибавило по сравнению с древностью к решению интересующих нас проблем. Лишь в 900 г. один из крупнейших ученых Востока Аль-Фараби сформулировал, а мусульманский теолог из Пер­сии Аль-Газали дополнил и развил систему требований к руководителям.

Гораздо позже в Европе этими проблемами занимался итальянец Николо Макиавелли, выдвинувший, кроме того, принцип массового согласия и обосновавший роль целеполагания в деятельности организации, а его современник англича­нин Томас Мор проделал анализ неблагоприятных последствий плохого управления.

В XVII в. ученые обратили внимание на мотивацию чело­веческого поведется. Так, например, в 1651 г. английский фи­лософ Томас Гоббс в своей книге «Левиафан» попытался пока­зать, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти. Более обстоятельно спус­тя столетие эту проблему разработал его соотечественник Джеймс Стюарт (1767). В то же время Иеремия Бентам в книге «Введение в принципы морали и законодательства» счи­тал главным мотивом поведения пользу и удовольствие.

Новую эпоху в развитии теории и практики управления открыла промышленная революция конца XVIII- начала XIX вв. Она потребовала применения не только эмпирических методов но и широкого внедрения научного эксперимента, с помощью которого делались попытки определить нормы выработки и оплаты труда, максимальные скорости работы обо­рудования, рассчитать оптимальный выпуск продукции, усо­вершенствовать организацию производства и труда.

Это вызвало широкий интерес к разработке элементов нау­ки об организации производства. Так, в начале XVIII века в книге французского автора JJ. Шевалье «Техника организации производства предприятий» приводятся данные о докладе Аммонтонэ (1700) «Об экспериментах о действительной скорости людей и лошадей при различных работах», о работе Вобана (1688) «О поведении хронометража для установления сдельной оплаты труда», о работе Перрона (1738) по вопросу разде­ления труда при изготовлении булавок.

Известный физик Кулон опубликовал в 1798 г. доклад «О производительности человеческого труда», где предлагаются рекомендации но хронометражу.

Так, англичанин Г. Аркрайт, официально считающийся изобретателем прядильной машины, объединил под крышей своей фабрики все процессы текстильного производства и ввел иерархический принцип его организации. На основе пла­нирования размещения оборудовать, разделения труда, коор­динации работ машин и персонала, дисциплины последнего, ему удалось обеспечить непрерывность технологических процессов, что позволяло экономить на издержках и добиваться успеха в борьбе с конкурентами. Этим самым Аркрайт зало­жил основы того, что можно назвать индустриальным управлением, или организацией производства. Кроме того, Аркрайт создал «дисциплинарный кодекс» фабричной системы в виде совокупности штрафных санкций, фиксируемых в специаль­ной книге и сводящихся к вычетам из заработной платы.

Учение о разделении труда, которое составляет одну из важнейших составляющих науки об организации производст­ва, в окончательном виде было создано шотландским эконо­мистом Адамом Смитом (1723-1790). Это учение он изложил в первой главе своего классического труда «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).

В этом труде и других работах он сформулировал принцип «экономического человека», стремящегося к обогащению и удовлетворению собственных потребностей, разработал кон­цепции котроля и расчета оплаты труда.

Книга Смита «Исследование о природе и причинах богат­ства народов» начинается со знаменитого, ставшего хрестоматийным примера разделения труда в булавочной мануфактуре, где специализация рабочих позволяет по мною раз увеличить производительность труда и обьем производства.

Далее все основные вопросы книги рассматриваются сквозь призму разделения труда. Оно, как отмечал Смит, повышает производительность труда тремя способами: за счет увеличе­ния ловкости и искусства отдельного рабочего; за счет эконо­мии времени, необходимого для перехода от одного вида работ к другому; способствуя изобретению машин. Вместе с тем Смит отмечал и отрицательные последствия капиталистиче­ского разделения труда в мануфактуре и в развивающемся машином производстве. Деятельность рабочего сводилась к не­скольким операциям, не требующим ни ума, ни образования; труд становился отупляющим, безрадостным.

Многие управленческие идеи и новшсства в организации производства воплотил на практике Роберт Оуэн (1771 - 1858).

Р. Оуэн был директором и управляющим ряда шотландских текстильных фабрик. В 1800 - 1828 гг. он провел, как сейчас говорят, социально-экономический эксперимент, суть кото­рого состояла в предоставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшении условий труда, быта и отдыха, создании для них магазинов, торговавших товарами первой необходимости по доступным ценам. Кроме того, был повышен минимальный рабочий возраст для детей и сокращена продолжительность рабочего дня; в рабочих поселках создавались школы. При этом Р. Оуэн совсем не был сторонником массовой благотворительности. Им руководили строгий экономический расчет и забота о повышении с помощью таких мер производительно­сти труда.

Идеи Оуэна почти па полтора столетия обогнали свое вре­мя, а потому были отторгнуты обществом и вскоре преданы забвению.

Важный шаг в развитии теории и практики управления был сделан англичанином Чарльзом Бэббиджем (1791 - 1871), изобретателем первой вычислительной машины. Он разработал методику изучения затрат рабочего времени при осуществлении различных операций, а также методику сравнительного анализа работы однопрофильных предприятий, выявления путей повышения эффективности работы нa основе изучения данных ста­тистики; применения премиальной системы оправы труда.

Результаты своих исследований и практические рекоменда­ции Бюбидж изложил в книге «Об экономии материалов и оборудования» (1832). В сущности, это была первая в мире публикация в области научного управления, хотя как целостная система оно еще не сложилось.

Тем не менее важный шаг к этому был сделан в конце XIX столетия - в 1881 г. американец Джозеф Вартон разработал первый управленческий курс для преподавания в колледже.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...