Школа человеческих отношений
К двадцатым годам XX века крупное машинное производство довело интенсификацию использования физических возможностей человека до предела. Наступила очередь интенсификации интеллектуальных возможностей личности. Но поскольку умственной деятельностью управлять труднее, чем физической, необходимо было искать новые подходы, помогающие «разбудить» людей, поскольку тейлоризми фордизм ориентировались в основном на материальное поощерение и казарменный тип отношений. В новых исторических условиях нужны были формы, предполагающие отношения сотрудничества между работниками и менеджерами (предпринимателями). Необходимость перемен была вызвана нетерпимым отношением к тяжелому монотонному труду, выливающимся в массовые забастовки, протесты, конфликты между рабочими и мастерами, текучесть кадров. Возникла потребность в новых способах организации мотивов деятельности людей, обеспечивающих их высокопроизводительный труд. Решающий шаг в этом направлении сделала школа человеческих отношений, рассматривавшая каждое предприятие, каждую фирму как определенную социальную систему. Сторонники школы человеческих отношений считали технократический подход к организации управления узким и односторонним и заменили смитовскую концепцию экономического человека, взятую на вооружение тейлоризмом, новой концепцией «социального человека». Управляющий одной из американских компаний Р. Вулф ввел ряд новых материальных стимулов повышения производительности труда и привлек рабочих к решению некоторых вопросов управления. Вопреки концепции Тейлора он придавал большое значение заинтересованности рабочего в общих результатах работы, считая, что именно на этой основе можно добиться проявления его творческих способностей. А это лучший стимул к напряженному труду.
Профессор Гарвардского университета Г. Мюнстерберг (1863 - 1916) подчеркивал зависимость производительного труда от психологических факторов. Он был автором первого теста и первого систематического очерка инженерной психологии, положил начало научному подходу к выбору профессии. Впоследствии идеи, выдвинутые Г. Мюнстербергом, получили широкое развитие. Наряду с инженерами и другими специалистами производства психологи тоже занялись проблемой предотвращения аварий и травм, а также влияния на производительность труда окружающих физических условий - освещения, отопления, вентиляции, влажности. В настоящее время исследуются проблемы соответствия человека той или иной специальности, приспособления машин и механизмов к психофизическим возможностям человека. В Европе эту науку называют эргономикой, в США - человеческой инженерией. Социолог Мэри Фоллет (1868 - 1933) занялась главным образом проблемой конфликтов на предприятии, а также стилем рук оводства, или «техникой лидерства». Подобно многим буржуазным социологам, она сводила конфликты к чисто психологическим столкновениям. По словам журнала «Бизнес уик», именно труды М. Фоллет проложили мост между концепцией научного управления Тейлора и его собратьев-инженеров и новой социальной психологией 20-х годов, поставившей перед управляющими проблему улучшения отношения с людьми. Самыми крупными представителями школы человеческих отношений были Мэри Фоллет и Элтон Мсйо. Они полагали, что рационализация производства и высокая заработная плата далеко не всегда ведут к росту производительности труда; желаемые для менеджеров и предпринимателей цели могут быть достигнуты не только под воздействием материальных стимулов, но и сил, порожденных взаимодействием между коллегами в рамках трудового коллектива. В основе таких выводов были результаты экспериментов, проводившихся Э. Мейо на заводе «Вестерн Электрик» в Хоторне.
Произошло это в заводском пригороде Чикаго - Хоторне, где расположены заводы телефонного оборудования компании «Вестерн Электрик«». На них тогда было занято 29 тыс. рабочих. Событие в Хоторне стало вехой в истории буржуазной науки управления. Там было положено начало новой научной отрасли - индустриальной социологии, создатели которой обещали положить конец классовой борьбе, разумеется, при сохранении капитализма. Администрация заводов искала способы повысить производительность труда. Местные инженеры, применяя систему Тейлора, столи изучать, как влияют на выработку различные физические факторы: темп трудового процесса, освещение рабочего места, вентиляция и т. п. Помощь компании в обобщении материала оказал профессор Гарвардской высшей школы деловой администрации Э. Мейо (1880 - 1949), психолог по специальности, руководитель созданного при Гарвардском университете отдела промышленных исследований. Мейо и его сотрудники отобрали контрольную группу из шести молодых работниц, которым предварительно разъяснили, зачем нужен эксперимент. Им отвели отдельное помещение вне цеха и поручили несложную работу. Пять девушек собирали телефонные реле, состоящие каждое из 30 мелких деталей. А шестая подготавливала детали и укладывала готовую продукцию. Весь процесс осуществился вручную, без всякой, механизации. За работающими был установленпостоянный контроль. Режим работы группы непрерывно изменялся: варьировалась длина рабочего дня, вводились более частые или более длительные перерывы, изменялись интенсивность осветления и отопления, временами выдавалось бесплатное питание, применялись различные способы оплаты труда. Вместо мастера присутствовал наблюдатель, который вместе с помощниками всегда был готов вмешаться в ход производственного процесса. Они зорко следили за поведением каждой работницы, записывали содержание их разговоров, проводили медицинские обследования. Через 2,5 года часовая производительность труда работниц выросла в среднем на 40%.
Затем сразу был установлен рабочий день обычной продолжительности, были отменены добавочные перерывы, бесплатные завтраки, ухудшилось электрическое освещение. Вот тут-то и произошло знаменитое «чудо в Хоторне» (как его в дальнейшем стали называть): несмотря на ухудшение физических и материальных условий, выработка по-прежнему оставалась высокой и даже продолжала расти. Решающее значение, по утверждению Э. Мейо, имело то, что в группе и се окружении возникли необычные неформальные отношения. Была создана непринужденная атмосфера. Работницы подружились между собой. Они могли свободно разговаривать во время работы. Их поведение не скончалось жесткими рамками режима. Такой морально- психологический фактор оказался сильней всех материальных. Работницы трудились в полную силу. На результатах этого опыта Мейо воздвиг целую социальную философию. Если в искусственных условиях удалось вызвать такой трудовой подъем у нескольких работниц, то почему нельзя добиться того же и в большой группе: в цехе, на всем предприятии, во всем обществе, которое, в конечном счете, состоит из малых групп? Если можно «приручить одну малую группу» то почему, применяя тс же способы, нельзя сделать то же самое с рабочими вмасштабе общества? Если это возможно, то можно положить конец борьбе классов. Цель у Тейлора и Мейо была одна: добиться высокой отдачи ог рабочего. Но Мейо критиковал Тейлора за то, что тог в своих стремлениях не принимал во внимание личность трудящихся. Ограниченный набор материальных стимулов, деньги не создают послушных и преданных рабочих, доказывал Мейо. Рабочий не просто «механизм, реагирующий на заработную плату». Он в первую очередь член коллектива. Выводы Мейо были опубликованы в разгар Великого экономического кризиса 1929 - 1933 гг., однако расцвет «теории человеческих отношений»пришелся на 50 - 60-е голы. Тейлоризм к тому времени, казалось, достиг уже своего потолка. Основное содержание «теории человеческих отношений» заключается в следующем:
1. Развитие у рабочих чувства как индивидуальной, так и коллективной ответственности. 2. Создание на предприятиях атмосферы «подлинной общности интересов». 3. Переход от «центрального» авторитета к «фундаментальному» авторитету, то есть от авторитета должности к авторитету знания и профессионализма. Теория, обосновывающая «человеческие отношения, получила широкое распространение. Ее стали изучать в высших учебных заведениях, на курсах мастеров, в семинарах для управляющих. Большинство крупных компаний создало у себя специальные отделы по управлению персоналам. В них велся учет текучести кадров, прогулов, фиксировалась подготовка рабочих и повышение их квалификации, выявлялось настрое пне в коллективе. Рабочих убеждали в том, что их интересы и интересы предпринимателей едины. Чем же был вызван ново рот от грубых мер эксплуатации «живых машин», предлагаемых Тейлором, к более гибким способам повышения производительности труда рабочих, рассматриваемых уже не только как простое орудне производства? Научно-технический прогресс существенным образом меняет роль человека ня производстве. Он требует, чтобы работник имел известное представление о тех производственных процессах, в которые его включают. Для современного рабочего типичным становится совмещение функций физического и умственного труда. Все большее значение для него приобретает содержание труда, возможность применения своих спсобностей В 60-е голы свою концепцию стимулирования труда выдвинул американский специалист по психическим заболеваниям промышленных рабочих Ф. Херцберг, автор книг «Стимулирование труда» и «Труд и природа человека». Он критиковал Мейо за невнимание к содержанию труда. Сторонники Херпбсрга (не только в США, но и в ряде других стран) доказывали, что для того, чтобы преодолеть отчуждение рабочих, мало изменить психологический климат на производстве - прежде всего нужно отказаться от дробности і разделении труда, упразднить конвейер, обогатить содержание трудового процесса. Практика показала, что доведенная до крайности дробность трудовых операций, возложенных на отдельного работника, не всегда даст высокий эффект. Поэтому в современном производстве при сохранении общей тенденции на дробную специализацию проводится также и укрупнение операций, расширение трудовых функций рабочих (совмещение профессий). Во многий случаях, особенно при мелкосерийном и многономенклатурном производстве, '"когда нужна частая перестройка производственного процесса отказ от конвейера, введение автономных сборочных стендов способствуют повышению гибкости производства и качества продукции, снижают издержки производства.
Херцберг также рекомендовал поручать каждой групперабочих изготавливать не отдельную деталь, а но возможности все изделие, переводить рабочих с одной операции на другую, заменить мастеров-надсмотрщиков лидерами бригады, советоваться с рабочими - пусть даже по самым незначительным вопросам. По его мнению, все это могло бы увеличить отдачу умственных и физических возможностей каждого отдельного рабочего. Несмотря на критику отдельных теоретических и практических положений Мейо, на западных предприятиях «человеческим отношениям», то есть отношениям между руководством и сотрудниками, уделялось исключительно большое внимание. Ведь от них во многом зависит эффективность работы предприятия. Предприниматели, менеджеры и организаторы производства в своих практических действиях по улучшению «человеческих отношений» руководствовались следующими положениями: 1. сотрудники в равной степени желают получить удовольствие как от самого процесса работы, так и от успеха всего предприятия и хотят, чтобы руководство наглядно демонстрировало, что они хорошо выполняют возложенную на них работу; 2. только хорошо заинтересованные рабочие и служащие в состоянии внести существенный вклад в достижение предприятием высоких результатов, и лишь довольные всем сотрудники могут с высокой ответственностью относился к работе своего предприятия, 3. положительные или отрицательные взаимоотношения между руководством, рабочими и служащими довольно быстро сказываются в положительном и отрицательном смысле на положении предприятия на рынке, от которого предприятие зависит. И все же «школа человеческих отношений» не смогла дать ответы на все вопросы, которые ставила жизнь. Поэтому вскоре на ее основе возникла целая группа поведенческих концепций, разработчики которых ставили перед собой задачу помочь людям наиболее полно раскрыть свои внутренние возможности и тем самым дать дополнительный стимул повышению производительности труда. Наиболее яркими представителями этой школы были Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт. И, наконец, с появлением ЭВМ, широким распространением кибернетики и математических методов возникли количественные теории управления. Их приверженцы, основываясь на формализованных описаниях различных ситуаций, поиск внутриорганизационных взаимосвязей и с помощью моделирования пытались найти оптимальное решение стоящих перед организацией проблем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|