Вязание спицами в европейском прикладом искусстве
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральноегосударственноебюджетноеобразовательноеучреждение Высшегопрофессиональногообразования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет искусств Кафедра искусства костюма и текстиля
КУРСОВАЯ РАБОТА " Проектирование изделия в технике вязания спицами"
Выполнила студентка 3курса, группы 1343 У Кочетыгова Алена Сергеевна ____________________________ (подпись) Научныйруководитель, преподаватель Бацына ____________________________ (подпись) Дата защиты:.06.16 Оценка______________________
Барнаул – 2016 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема является актуальной, так как занятия художественными ремеслами и рукоделием - очень трудоемкая и кропотливая работа. Далеко не каждый может этим заниматься. Необходимо знать различные виды художественного ремесла, историю видов рукоделия, их особенности и тонкости. Путь от замысла будущего образа изделия, до его материализации должен проходить через сложную систему синтеза информации. При этом необходимо увязать воедино все требования к будущему изделию. В результате работы над проектом становится понято, что художественное ремесло играет важную роль в жизни человека. Заниматься рукоделием не только интересно, о и полезно для здоровья. вырабатывается подход, направленный на исследование процесса формообразования костюма.
Анализ литературных источников выявил маленький объем теоретического материала по технике вязания, что создает сложности при создании самостоятельной творческой работы. Существующие материалы ограничиваются сведениями исторического характера. Объектом исследования в курсовой работе является изготовление одежды в технике вязания спицами. Предметом исследования является платье выполненное в технике вязания спицами. Гипотеза – вид платья, выполненного в технике вязания спицами, станет привлекательнее, если грамотно построить чертеж конструкции согласно тенденциям моды, удачно подобрать пряжу, узор вязания. Целью данного исследования разработать и изготовить модель платья, выполненного в технике вязания спицами. Стоит предположить, если в процессе разработки модели вязанного платья использовать элементы исторического костюма, а также направления моды, то в результате будет получен современный женский образ. Для решения обозначенной цели решаются следующие основные задачи: - исследовать литературу по истории вязанной одежды спицами, конструированию, технике изготовления одежды; - разработать фор-эскизы моделей платья, выполненного в технике вязания спицами; - выбрать пряжу, вид кружева, выполненного спицами, используемого для изготовления платья; -построить основу изделия, разработать технологию изделия; Методы исследования: В работе использованы эмпирический метод. Изучение литературы индивидуального изготовления изделия, освоение передовой технологии кружевоплетения спицами.
Методологической основой послужила литература по истории вязанной одежды, ассортименту одежды. А также история кружевоплетения спицами, функции, и требования предъявляемые к одежде. Основа конструировании одежды. Новизна – использование современных инструментов и приспособлений, а также передовых технологий в изготовлении индивидуального изделия, выполненного в технике вязания спицами. Объем и структура работы: Курсовая работа состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложений. Материал изложен на. страницах. Введение показывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе рассматривается исторический контекст европейского прикладного искусства, становление, развитие, классические традиции одежды. А так же рассматривается тунисское вязание спицами. Вторая глава рассказывает о материалах необходимых при создании вязанного изделия, а так же о последовательности выполнения творческой работы. В заключении автор подвел итоги: рассмотрены особенности и тенденции современного дизайна одежды, которые необходимо учитывать при создании новых моделей одежды. А также рассмотрены особенности тунисского вязания с точки зрения формообразования, развития, эволюции.
I ИЗ ИСТОРИИ ВЯЗАНИЯ СПИЦАМИ Вязание спицами в европейском прикладом искусстве Ручное вязание на спицах — один из древнейших и интереснейших видов декоративно-прикладного искусства. В последние годы оно получило большое распространение, и это не случайно. Из клубка ниток можно сделать множество видов красивой и удобной одежды, преимущество которой бесспорно: она легка и удобна в носке, используется во все сезоны года. Вязаные изделия не только красивы и изящны — они позволяют каждой женщине проявить вкус и фантазию. Вязаные вещи должны соответствовать моде, внешним данным человека. Подбор цвета нитей, выбор или создание узора, фасона и отделки изделия — все это воспитывает чувство гармонии, красок, творческое отношение к любимому занятию, приносит радость. Новые вязаные вещи могут рождаться из старых, выгоревших, вышедших из моды. Надоевшую кофточку можно распустить и превратить в клубок нитей, которые можно освежить или перекрасить. А затем из нескольких разноцветных клубков можно связать совершенно новое, модное платье, яркий свитер и даже костюм. [11]
Вязание является одним из самых старинных видов декоративно прикладного искусства, он существует более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. (см. иллюстр. рис. 1, стр. 33) В Детройском институте искусств в Мичигане представлена пара вязаных носков. (см. иллюстр. рис. 2, стр. 33)Датированы они началом первого тысячелетия нашей эры. Это старейшее вязаное изделие, найденное на сегодняшний день на нашей планете! И это самые первые жаккардовые узоры! Предположительно вязались на спицах с крючком на одном конце протягиванием одной петли из другой. Носки выполнены в технике жаккардового кругового вязания из пряжи двух цветов - небеленой шерсти и индиго. Что позволяет предположить, что они согревали ноги знатного египтянина, так как в то время позволить себе окрашенные ткани и пряжу могли только состоятельные люди. Узоры выполнены с использованием так называемого хуфического арабского знака - символа отпугивания злых духов.[12] В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. Большой палец был вывязан отдельно, так как в то время носили обувь, похожую на нашу пляжную. Раскопки в Египте позволили обнаружить часть вязанного полотна из хлопка двух цветов - белого и индиго. А также совсем небольшой, но невероятный по своей цветовой насыщенности фрагмент. Возможно, он являлся частью погребального покрывала жреца. Так как такое количество цветов в одном изделии могли себе позволит либо фараоны, либо жрецы(см. иллюстр. рис. 3, стр. 33) В Риме найден фрагмент вязаного полотна, датируемый 3 веком нашей эры. Образец прекрасно сохранился и позволяет разглядеть петли, провязанные с наклоном в различные стороны. (см. иллюстр. рис. 4, стр. 33) В том же Риме сохранился носок, якобы принадлежащий римскому архиерею 11 века нашей эры. Так это или нет, утвержать сложно, посколько на носке явно видны арабские узоры. И представить их в гардеробе католического священника весьма затруднительно. (см. иллюстр. рис. 5, стр. 33)
Параллельно с Европой вязание развивается и в Северной Америке. Археологические раскопки подтверждают тот факт, что инкам вязание было известно индейским племенам Нового Света и племенам Инков. Разделенные океаном, они используют ту же технику жаккардового вязания, для изображения своих традиционных узоров. (см. иллюстр. рис. 6, стр. 33) В V в. вязание процветает на Востоке и примерно в IX в. попадает в Европу, где до этого времени чулки шили из полотна и тонкой кожи. В Европе появляются вязаные чулки. Их носили и короли, и их свита. В Испании только в XVI в. получили признание вязаные чулки, и английский король Генрих VIII получил оттуда в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки. Чулки были необходимым предметом одежды, в XVII и XVIII вв. в холодное время мужчины надевали сразу 12 пар чулок. Известно, что тогда, как правило, вязанием занимались мужчины, а не женщины. В 1589 г. гальвертонский священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину, но английская королева Елизавета I отказала ему в патенте, так как чулки, связанные на этой машине, показались ей толще сшитых из шелка, и посоветовала изобретателю зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию и в г. Руане основал первую механическую трикотажную мастерскую. В конце XVIII в. во Франции изобрели круговую трикотажную машину, вязавшую полотно в виде трубы. Чулки, вязанные на машине, быстро вытеснили ручные изделия, так как были гораздо дешевле. В различных странах Востока есть предполагаемые доказательства использования вязаных предметов одежды в древнейшие времена. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане был обнаружен настенный рисунок, относящийся приблизительно к ХIХ веку до н.э. и изображающий семитов. Четыре женские фигуры среди них одеты в подобие вязаных жакетов. В развалинах дворца Сенахериба в Ниневии был найден рельеф воина Илиады в носках, поразительно напоминающих современные. В 1867 г. Вильям Фелкин в своем труде о истории чулок пытался с помощью более или менее логических умозаключений доказать, что вязание было известно еще во времена Тройской войны, в период создания "Одиссеи" Гомера и лишь вследствие неточности переводчиков и переписчиков, а также из-за возможной подобности терминов произошла замена слов "вязанье" и "тканье". Как известно, Пенелопа, ожидавшая возвращения своего мужа Одиссея, сдерживала нетерпеливых женихов обещанием, что выйдет замуж, как только будет готов свадебный убор, но по ночам всегда распускала то, что за день соткала. В действительности Пенелопа должна была именно вязать, так как распустить быстро, без нарушений нити и без видимых следов можно только связанное полотно, но не сотканное. И на древнегреческих вазах времен Тройской войны встречаются изображения пленной тройской знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаные трико из торжественного убора венецианских дожей эпохи на 2500 лет позже.
Однако это всего лишь предположения и догадки, ныне часто опровергнутые или поставленные под сомнение археологическими исследованиями. Если принять во внимание, что древнейшие дошедшие до нас вязаные предметы - сравнительно сложные по технологии - относятся к III - V в.в. н.э. и местам, весьма отдаленным друг от друга, это можно считать доказательством, что вязание возникло гораздо раньше, хотя и неизвестно, когда именно. Если исходить из того, что в древности каждый вид труда развивался медленно, нельзя исключить возможности, что люди научились вязать за несколько столетий до нашей эры. О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции. Афина Паллада была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Все девушки Древней Греции, без исключения, почитали Афину за то, что она учила их мастерству рукоделия. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух ткани, славилась Арахна. Она гордилась своим искусством и однажды решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, страшной, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня Афина и предостерегла гордячку - нельзя быть выше богов. Но Арахна не послушалась старуху. Соткала она полотно, чтобы представить его на суд всех богов. Но они не признали ее победы. Несчастье Арахны не знало предела, и она не смогла вынести такого позора. Она покончила с собой. Афина, будучи мудрой и милосердной, спасла девушку. Но не оставила ее жить в человеческом обличии, а превратила ее в паука. И с тех пор паук-Арахна вечно занят паутиной. Он денно и нощно ткет свою паутину. Но не только в мифах и легендах, но и в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. Так, в древнем Китае из паутинного шелка шили платья Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции, Людовик XIV, получил от парламента города Монпелье сувенир - чулки и перчатки, связанные из шелка пауков. Паутина была признана пригодным сырьем для производства шелка. Но пауки нужного вида (нефиллы) обитали только на острове Мадагаскар. А также в восточных областях Африки. Эти пауки, величиной с большой палец, плетут ловчие сети диаметром до 8 метров. Несмотря на свою сверхтонкость, нить прочна. В ней запутываются не только крупные кузнечики, но и мелкие птицы. Жители острова Новая Гвинея ловят такой паутиной рыбу в небольших прудах и тихих речных заводях. На острове Фиджи и Соломоновых островах сачками из такой паутины кроме рыб ловят насекомых, певчих птиц и даже проворных летучих мышей. В связи с этим промышленное производство ткани из паутины организовать не удалось. Ткань из паутины поразительно легкая и воздушная. Она прочнее и эластичнее натурального и всех сортов искусственного шелка, но трудность организации ее промышленного производства привела к тому, что паутинную ткань можно увидеть только в музеях. Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. Вязание спицами известно издавна. Этот вид рукоделия был исключительно мужским ремеслом. Вязание спицами – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Вязание спицами отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание спицами применяют как для изготовления одежды целиком, так и для отделочных элементов одежды или украшений. Полагают, что в Европу вязание проникло через коптов - египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В ХIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности. Вязали шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. В Шотландии появляется традиционный головной убор - вязаный берет. Начиная с 16 века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли "гулять по Европе", а в 19 веке это искусство стало поистине ювелирным. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевров. Так называемое ирландское вязание и по сей день в большой цене. В странах с суровым климатом женщины проводили долгие зимние вечера, вывязывая теплую, красивую и оригинальную одежду для домочадцев. Южанки спасались от солнца шляпами, зонтиками, шалями и перчатками, связанными своими руками, которые не требовали больших затрат на их изготовление - только нитки и крючок. Имея эти принадлежности можно связать все что угодно: скатерти, салфетки, постельное белье, одежда, обувь и игрушки, занавески на окна и полотенца, коврики, сумки, шляпы и перчатки, одеяла, покрывала и подушки, даже некоторые предметы мебели и ювелирные украшения. Ещё существуют такие разновидности вязания спицами как тунисское вязание и брюггское кружево. Вязание - вид рукоделия, ручное плетение из нитей на спицах или крючком. Материалом для вязания служат шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные нити или пряжа. Европейское понятие «трикотаж» часто объединяет ручное и машинное В. Искусство вязания. восходит к технике плетения и связывания, которой люди владеют веками. Вязаные изделия были известны в коптском Египте и Древней Греции. Искусством вязания. владели кельты в Ирландии. Древнейшие ирландские (аранские) свитера вязали из шерсти овец, не смывая жира с ниток, чтобы пряжа не впитывала воду. Аранские свитера сплошь покрыты рельефными узорами - косами, жгутами, сотами, дожившими до наших дней и известными каждой любительнице вязания. В Англии вязание. появилось в XV в., а в Италии - в XIII в., и первоначально это занятие считалось сугубо мужским. Шотландия также славились ремеслом ручного вязания. и в современной моде до сих пор бытует ряд шотландских узоров. Используются костяные, деревянные и металлические спицы. В. чулок, рукавиц, шалей и платков традиционно бытовало в России, а в конце XIX -начале XX вв. превратилось в промысел. Оренбургские пуховые платки до сих пор составляют гордость русского рукотворного творчества. К разновидности вязания. относятся филе и фриволите, а в европейской традиции эти виды техники рассматриваются как кружево. Филе ведет свое начало от плетения силков, сетей, веревок. В качестве инструментов используются челнок и палочка. Основа филейного В. - узелки, которыми вяжутся петли. Выполняется из шерсти, сутажа, бумаги, льняных ниток. В Европе производили филе - гипюр. В технике филе плетут прошвы, кружева, скатерти и др. Фриволите исполняется с помощью челнока, состоящего из двух пластинок, заостренных на концах и соединенных посередине. Челноком вяжутся узлы, комбинации которых создают ажурные узоры кружев. Тунисское вязание спицами Тунисское вязание - это техника вязания, известная также как техника вязания длинным крючком, считается промежуточным звеном между вязанием крючком и вязанием на спицах. Скорее всего, вязать длинным крючком стали раньше, чем спицами или крючком, следовательно тунисское вязание можно считать предшественником этих сегодня более популярных приемов. Как и на спицах, полотно в тунисском вязании формируется из множества петель, но все они собраны на одном-единственном крючке, отличающимся от обычного длиной (35-45 см) и ровным по толщине гладким стержнем. Вещи, связанные тунисским вязанием, практичны в носке, из-за того что тунисское полотно не растягивается ни в ширину, ни в длину и практически не меняет форму после стирки. Главной для всех узоров этой техники служит цепочка из воздушных петель.[13] Вязание тунисским крючком - оригинальная техника. Каждый ряд выполняется в два приема: в лицевом ряду в направлении справа налево набирают петли, а в изнаночном ряду провязывают их уже в направлении слева направо. Узоры больше напоминают ткань, нежели вязаное полотно, и мало растягиваются. Полотно имеет лицевую и изнаночную стороны. Тунисское полотно не вытягивается ни в длину, ни в ширину и почти не деформируется после стирки. Эти свойства надо учитывать при расчёте изделия перед началом вязания, увеличивая припуск на свободное облегание. Расход пряжи в тунисском вязании примерно на 20% меньше, чем при вязании полотна такой же плотности коротким крючком. Это происходит благодаря простому переплетению нитки (столбик без накида образуется тремя, а тунисский столбик - только двумя нитками). Характерной особенностью тунисского вязания является выполнение каждого ряда в 2 этапа: первый (наборный) — набор петель из каждой петли основания в направлении справа налево по всей ширине полотна, и второй (закрепительный) — последовательное провязывание набранных петель в обратном направлении слева направо, не поворачивая изделие. Основой для всех узоров служит цепочка из воздушных петель. Она не входит в счет рядов узора и обозначается как нулевой ряд. Над последним рядом провязывают справа налево 1 ряд столбиков без накида или полустолбиков. Можно выполнять самые разные узоры. При наборе тунисских столбиков можно вводить под одну или несколько вертикальных нитей предыдущего ряда, а также под горизонтальную цепочку внутри полотна, или под вертикальную нить на 2 ряда ниже и т. д. При этом, можно между набираемыми петлями дополнительно накидывать на спицу. При тунисском вязании получается очень прочное и долговечное трикотажное полотно. Для тунисского вязания потребуется специальные длинные спицы. При таком вязании работу поворачивать не нужно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|