Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное действие: понятие, типы




Лекция 4

СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

 

1. Социальное действие: понятие, типы

2. Механизм социального действия

3. Социальное взаимодействие: сущность, типы

4. Теории социального взаимодействия

 

Социальное действие: понятие, типы

Общество представляет собой сложную социокультурную систему, которая существует, функционирует и развивается посредством человеческой активности. Именно поэтому социальная деятельность – одна из центральных категорий социологии.

Социальная деятельность – сознательная активность человека. Социальная деятельность проявляется в виде поступков и поведения индивида и состоит из множества отдельных социальных действий, объединенных одной целью. Социальное действие – простейшая единица социальной деятельности.

Впервые понятие социального действия ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер.

Социальное действие – это действие, которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей и ориентировано на них.

Вебер подчеркивал, что не все действия людей являются социальными, так как достижение далеко не всякой цели предполагает ориентацию на других людей. Социальные действия – это всегда преднамеренные действия, прямо или косвенно ориентированные на других членов общества. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения, последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта, является уже социальным действием.

Макс Вебер разработал также первую типологию социального действия, основанную на степени рациональности поведения индивидов. В ее рамках выделяются следующие типы социальных действий:

· Целерациональное действие, направленное на достижение рационально поставленной и продуманной цели. Совершая подобные действия, человек, прежде всего, руководствуется логикой и пытается спрогнозировать реакцию других людей, на совершаемые им поступки.

· Ценностно-рациональное –действие, характеризующееся сознательной верой в безусловную значимость определенного поведения, независимо от его успеха. Оно направлено на удовлетворение потребностей, порожденных культурными предписаниями и является рациональным только в пределах культуры, породившей данную цель.

· Аффективное – бурнопротекающее действие, совершаемое под влиянием эмоций и слабо поддающееся контролю. Социальным подобное действие является только в том случае, если речь идет о сублимации, т. е. если действие, обусловленное аффектом, находит свое выражение в сознательной эмоциональной разрядке.

· Традиционное – субъективно-иррациональное действие, основанное на привычке и протекающее по давно принятому образцу. Такое действие лишь в самом широком понимании может быть названо социальным, это, как правило, автоматическая реакция на некий раздражитель.

 
 

Следует учитывать, что приведенные выше виды действия являются идеальными типами и в чистом виде в жизни встречаются редко. Как правило, в реальности действия человека обусловлены целым комплексом самых разнообразных мотивов и сочетают в себе элементы сразу нескольких типов социального действия.

Механизм социального действия состоит из следующих элементов:

1. Стимул – абстрактное ощущение расхождения между желаемым состоянием и реальным. Стимулы вызывают потребность.

 

Рисунок 1 – Иерархия потребностей А. Маслоу

 

2. Потребность – острое ощущение нехватки чего-либо, не имеющее конкретного объекта. Существуют самые разнообразные виды потребностей, Наиболее известная классификация потребностей разработана А. Маслоу (рисунок 1). Она представлена следующей иерархией:

v Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

v Потребности в безопасности – это потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

v Социальные потребности – потребность в чувстве принадлежности к чему или кому-либо, чувстве, что тебя принимают другие, чувстве социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

v Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижениях, уважении и признании со стороны окружающих.

v Потребности самовыражения – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и личностном росте.

3. Ценностные и нормативные ориентации выбор объекта действия на основе норм, ценностей и убеждений, значимых для человека.

4. Цель четкий образ желаемого результата действия.

Несмотря на то что социальное действие – важнейшая составляющая общественных отношений, социология интересуется не столько единичными действиями индивида, сколько устойчивой системой социальных действий или социальными взаимодействиями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...