Социальное взаимодействие: сущность, типы
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Социальное взаимодействие – это система социальных действий, в которой действия одного субъекта являются причиной и одновременно следствием действий другого. Совокупность социальных взаимодействий очень разнообразна. Их можно классифицировать по разным основаниям: Ø По характеру используемых средств: − вербальные – письменные и устные взаимодействия; − невербальные – взаимодействия, связанные с проявлением эмоций и основанные на мимике и жестах; − физические (тактильные взаимодействия). Ø По форме: − кооперация – взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон; − конкуренция – отстранение, опережение или подавление соперника в борьбе за социальные блага; − конфликт – скрытое или открытое столкновение сторон, стремящихся навязать друг другу свою волю, изменить поведение соперника или устранить его. Ø По способу образования: − формальные − взаимоотношения, востребованные обществом и его социальными институтами, закрепленные в виде формальных ролей; − неформальные – взаимодействия, порожденные индивидуальными мотивами и ценностями людей. Ø По сферам общественной жизни: − экономические; − политические; − семейные; − религиозные и.т.п. Теории социального взаимодействия В социологии существует немало теорий, по-разному понимающих и оценивающих данный феномен. Наиболее известные из них – теория социального обмена Джорджа Хоманса, теория символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида, социодраматический подход Ирвина Гоффмана. Теория социального обмена полагает, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Основные идеи теории состоят в следующем:
ü Природа человека основана на гедонизме и рационализме. ü Внутреннее состояние личности не наблюдается, изучать можно только реакции индивида на стимулы внешней среды. ü Сущность социального взаимодействия – это обмен. Система социальных взаимодействий – это "рынок", где происходит обмен личными "капиталами". ü При обмене каждый индивид стремится к большему вознаграждению за свое поведение (вознаграждение – разница между издержками и пользой). Исследования представителей этой теории позволили им сформулировать постулаты социального обмена: v Постулат успеха: чем чаще действие вознаграждается, тем чаще повторяется. v Постулат стимула: определенное поведение воспроизводится в схожих обстоятельствах. v Постулат ценности: чем большую ценность представляет для человека результат его действия, тем выше вероятность того, что он так поступит. v Постулат пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом человек получал определенное вознаграждение, тем меньшую ценность будет для него представлять каждая последующая единица такого вознаграждения. v Постулат агрессии-одобрения: получая ожидаемое вознаграждение человек испытывает удовлетворение, не получая – раздражение. Теория символического интеракционизма трактует общество как процесс выработки и изменения значений в ходе их интерпретации участниками социальной ситуации. Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяются тем значением, которое они им придают. Основные идеи данной теории: ü Сознание человека – мир символов. ü Все, что воспринимает человек, он воспринимает через призму своего сознания. ü Смысл взаимодействий зависит от совместной интерпретации общих символов.
ü Условие взаимопонимания – наличие общей системы символов (язык). ü В процессе взаимодействия происходит формирование конвенциональных смыслов (общепринятых значений слов, жестов и т. п.). Социодраматический подход Ирвина Гоффмана рассматривает социальные ситуации как драматические спектакли в миниатюре: люди действуют подобно актерам на сцене, создавая определенные впечатления о себе. Основной мотив поведения – признание в качестве членов сообщества. Суть его идей сводится к следующим положениям: ü Взаимодействия – это игра (пьеса, спектакль), исполняемая актерами на множестве сцен (жизненных ситуаций). ü Цель актеров – управлять впечатлениями других людей и добиться от них необходимых реакций. ü Действия по управлению впечатлениями неосознанны индивидами, что основано на подсознательном желании нравиться другим людям. ü Умения управлять впечатлениями других – умения управлять другими людьми. ü От степени достоверности исполняемой роли зависит реакция зрителей и дальнейший ход спектакля. ü Повторение социальных игр превращает их в ритуалы, которые мы поддерживаем, делая поведение нормативным.
Литература 1. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. – С. 602-643 2. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман: М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2000. – 304 с. 3. Хоманс Дж. Социальное поведение / Дж. Хоманс // Социология: РЖ /ИНИОН. – 2001. – № 3. – С. 132-169
Лекция 5 СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
1. Сущность социального контроля. 2. Механизмы реализации социального контроля. 3. Феномен девиантного поведения. 4. Социологические теории, объясняющие девиацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|