Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффективность производства: понятие, показатели оценки




Лекция по эффективности

 

1. Эффективность производства

2. Эффективность инвестиционной и инновационной деятельности

3. Оценка деловой активности предприятия

4. Экономическая безопасность

Эффективность производства: понятие, показатели оценки

 

Проблема эффективности занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с увеличением конкуренции, глобализации бизнеса, увеличением предпринимательских рисков.

Эффективность сложная экономическая категория и для ее измерения используется широкий круг показателей.

В теории эффективности различают два понятия: эффект и эффективность. Под эффектом понимается результат производственной деятельности, инвестиций и т.п. Эффективность характеризует соотношение эффекта и затрат на его получение.

В условиях рыночной экономики основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, поэтому в качестве критерия экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат ресурсов при высоком уровне качества труда и обеспечения конкурентности продукции.

Для оценки эффективности деятельности предприятия используют различные показатели прибыли, которую классифицируют по различным критериям./ /

Использование того или иного показателя прибыли для оценки эффективности работы предприятия зависит от цели анализа, а также от категории заинтересованных лиц.

Для собственников предприятия важен конечный финансовый результат – чистая прибыль, которую они могут использовать в виде дивидендов или реинвестировать в расширение масштабов производства и упрочения своих рыночных позиций. Для кредиторов интерес представляет величина прибыли до налогообложения. Для государства интерес представляет налогооблагаемая прибыль, которая служит источником поступления денег в бюджет.

Для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции используется прибыль от реализации продукции до выплаты процентов и налогов, для оценки доходности совокупного капитала – общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала – чистая прибыль, для оценки устойчивости экономического роста предприятия – капитализированная (реинвестированная прибыль и т.д.).

Прибыль является абсолютным финансовым показателем работы предприятия. Абсолютные показатели прибыли дают возможность определить их динамику, но не позволяют дать сравнительную оценку деятельности предприятия во времени или в сравнении с другими предприятиями.

Прибыль связана с масштабами производства, зависит от размеров предприятия, что в определенной мере ограничивает ее аналитические возможности как критерия эффективности.

Оценить эффективность функционирования предприятия и деловую активность предприятия можно только по относительным показателям доходности или по соотношению темпов роста основных показателей: совокупных активов ( А), объема продаж ( РП), и прибыли ( П).

 

П > РП > А > 100% (1)

 

Неравенство ( А>100%) показывает, что предприятие наращивает экономический потенциал и масштабы своей деятельности.

Неравенство ( РП> А) свидетельствует о повышении интенсивности использования ресурсов на предприятии.

Неравенство ( П > РП) свидетельствует о повышении уровня рентабельности продаж.

Данное соотношение принято называть «золотым правилом экономики предприятия».

Для оценки эффективности функционирования предприятия чаще всего используют систему относительных показателей – показателей рентабельности (доходности, прибыльности).

Рентабельность – характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности предпринимательской деятельности. Она измеряется с помощью системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатель рентабельности отражает соотношение эффекта (результата) с величиной вложенного капитала или потребленных ресурсов.

Показатели рентабельности используют не только для оценки эффективности, но и как инструмент инвестиционной политики и политики ценообразования.

Показатели рентабельности в зависимости от положенных в основу классификации признаков делятся на показатели, базирующиеся на затратном подходе, показатели, в основе которых лежит ресурсный подход и показатели, характеризующие прибыльность продаж.

1. К затратным показателям рентабельности относятся: рентабельность отдельных видов продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельность инвестиционной деятельности, рентабельность основной деятельности

Рентабельность основной деятельности характеризует способность предприятия самостоятельно покрывать свои расходы прибылью и наиболее широко применяется для оценки эффективности работы предприятия:

РОД = ПРП /З, (2)

где П РП прибыль от реализации продукции (валовая прибыль);

З затраты на производство продукции.

Расчет рентабельности основной деятельности по соотношению затрат на производство и прибыли от реализации не учитывает отрезок времени между производством и моментом реализации. Поэтому для оценки рентабельности основной деятельности необходимо соотносить прибыль от реализации с затратами, приходящимися на реализованную продукцию.

 

РОД = ПРПРП, (3)

 

где З – затраты на производство реализованной продукции.

Рентабельность операционной деятельности наиболее полно характеризует окупаемость операционных затрат, так как при его определении учитываются не только результаты от реализации, но и внереализационные результаты.

РОП = ПОПОП, (4)

 

где ПОП прибыль от операционной деятельности (до выплаты налогов и процентов);

ЗОП - затраты по операционной деятельности, относящиеся к реализованной продукции.

Рентабельность операционной деятельности определяется только в целом по предприятию.

Рентабельность продукции (товарного выпуска продукции, реализованной продукции, работ, услуг) характеризует величину прибыли, приходящейся на рубль реализованной продукции

РПР = ПЧ / РП, (5)

где РП – объем реализованной продукции;

ПЧ – чистая прибыль предприятия.

Рентабельность продукции характеризует не только эффективность хозяйствования, но и эффективность системы ценообразования, уровень конкурентоспособности продукции и величину спроса на продукцию предприятия.

Рентабельность продукции целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и по ее отдельным видам.

На величину рентабельности продукции оказывают влияние структура и индивидуальная рентабельность отдельных видов продукции, которая резко изменяется в результате различной материалоемкости и трудоемкости их изготовления.

2. К показателям рентабельности, в основе которых лежит ресурсный подход (уровень рентабельности определяется отношением прибыли к общей сумме или отдельным частям авансированного капитала), относятся показатели: рентабельность совокупных активов (общая рентабельность), рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала.

Рентабельность капитала показывает величину прибыли, получаемую вкладчиком капитала с каждого рубля средств, вложенных в предприятие. Для оценки рентабельности капитала в современной экономической теории существует две концепции капитала.

В основе первой концепции лежит финансовая природа капитала, которой представляет собой обязательства предприятия перед акционерами, учредителями, государством, кредиторами, физическими и юридическими лицами (по признаку принадлежности различают собственный и заемный капитал).

Рентабельность собственного капитала характеризует отношение чистой (реализованной ит.п.) прибыли к стоимости собственного капитала.

РСК = ПЧ / СК, (6)

 

где СК – величина собственного капитала.

Согласно второй концепции капитал определяется как совокупность определенных материальных и нематериальных ценностей, то есть капитал рассматривается в форме запасов (в активе баланса отражен основной и оборотный капитал).

Для оценки деятельности предприятия важнейшее значение имеет показатель рентабельности производственных фондов (активов, имущества).

Рентабельность производственных фондов (производства) характеризует эффективность использования основных и оборотных средств.

 

РПФРП / (ОФ + ОБС), (7)

 

где ОФ – стоимость основных производственных фондов;

ОБС – оборотные средства (стоимость материальных оборотных средств).

Рентабельность основных производственных фондов показывает величину прибыли, приходящейся на рубль стоимости основных фондов:

РПФРП / ОФ (8)

Показатели рентабельности по видам деятельности, продукции, продаж, и производственных ресурсов полезны в сопоставлениях внутри отрасли и в динамике по отдельным предприятиям и не могут быть использованы для межотраслевых сопоставлений, так как доходность в разных отраслях зависит не только от уровня рентабельности затрат и продаж, но и от скорости оборота капитала.

Скорость оборота капитала характеризует коэффициент оборачиваемости, который показывает, сколько рублей выручки приходится на рубль совокупных активов.

В отраслях с высокой оборачиваемостью капитала высокая отдача на вложенный капитал может быть получена при невысоком уровне рентабельности продукции. В отраслях с низкой скоростью оборота капитала, предприятия должны иметь высокий уровень рентабельности продаж для обеспечения требуемой нормы доходности на вложенный капитал.

Рентабельность акционерного капитала характеризует эффективность использования капитала акционеров и отражает привлекательность данного предприятия для вложения капитала.

 

РАК =(ПЧ – ДПА)/АК (9)

где РАК – рентабельность акционерного капитала по обыкновенным акциям;

ДПА дивиденды по привилегированным акциям;

АК – акционерный капитал по обыкновенным акциям

3. Прибыльность продаж характеризует рентабельность реализованной продукции (рентабельность продаж). Рентабельность продаж (модифицированный показатель нормы прибыли) в отличие от рентабельности продукции характеризует эффективность производственной и сбытовой деятельности предприятия

 

РОП = ПРП /РП, (10)

 

где РОД – рентабельность продаж.

Данный показатель рассчитывается в целом по предприятию и по видам продукции. По уровню агрегирования факторов рентабельность продаж является комплексным показателем, так как приращение прибыли может быть вызвано как интенсивными, так и экстенсивными факторами использования производственных ресурсов.

Для оценки эффективности использования отдельных видов ресурсов используют систему частных показателей эффективности производства: производительность труда, фондоотдача и фондоемкость, материалоотдача и материалоемкость продукции. / /

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...