Лекция 8 - проектирование организации
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Разделение труда в организации происходит по двум направлениям: Горизонтальная специализация – это постадийное разделение работ в организации, начиная с поступления в нее ресурсов и заканчивая выходом из нее продукции или услуги (снабжение, планирование, производство, сбыт). Вертикальная специализация – это разделение работ по уровням иерархии в организации как в целом, так и в отдельных ее частях. Преимущества специализации:
Недостатки специализации:
Департаментизация – это процесс группирования схожих работ и их исполнителей или определенное организационное обособление исполнителей схожих работ. Типы связей, возникающих в организации, рассматриваемые менеджментом: • Вертикальные и горизонтальные; • Линейные и функциональные; • Прямые и косвенные; • Формальные и неформальные Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в организации. Горизонтальные связи – это связи между двумя или более равными по положению или статусу частями или членами организации. Линейные связи – это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными. Они направлены в организационной иерархии сверху вниз и выступают в форме приказа, распоряжения, команды и т.д. Функциональные связи – совещательные по своей природе связи. Они имеют направленность снизу вверх и выступают в форме совета, рекомендации, альтернативного решения и т.д.
Прямые связи возникают непосредственно между двумя частями или членами организации и не предполагают участия в них третьих лиц. Косвенные связи возникают в процессе выполнения человеком своей роли в организации и предполагают активное участие в связи третьих лиц. Формальные связи – это связи координации, регулируемые установленными или принятыми в организации целями, политикой и процедурами. Неформальные связи появляются тогда, когда формальные связи не выполняют своей роли: либо не служат интересам работников, либо – интересам организации. Аксиома менеджмента, учитываемая при определении масштаба управляемости: Если количество подчиненных увеличивается в арифметической прогрессии, то число потенциально возможных межличностных отношений между руководителем и подчиненными возрастает в геометрической прогрессии. В основе ситуационного подхода к определению оптимального масштаба управляемости лежит анализ факторов, которые могут быть сгруппированы следующим образом: 1) Факторы, связанные с характером выполняемой работы: - схожесть работ; - территориальная удаленность работ; - сложность работ. 2) Факторы, связанные с характеристиками тех, кем управляют и кто управляет: - уровень подготовки подчиненных; - уровень подготовки руководителя. 3) Факторы, имеющие отношение к самому руководству и организации: - степень ясности в делегировании прав и ответственности; - степень четкости в постановке целей; - степень стабильности организации; - степень объективности в измерении результатов работы; - техника коммуникации. Централизация – это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации.
Децентрализация – это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией. 1) При проектировании организации на выбор между централизацией и децентрализацией могут влиять следующие факторы: Капиталоемкость принимаемых решений. 2) Единообразие политики. 3) Размеры предприятия. 4) Организационная культура. 5) Философия управления. 6) Стремление частей к самостоятельности. 7) Наличие соответствующих кадров. 8) Развитие техники контроля. 9) Степень разделения труда. 10) Тип предпринимательства. 11) Изменения внешней среды. Дифференциация- это деление в организации работ между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения. Интеграция- это уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением. Лекция 10 – коммуникации Смысл принятого сообщения никогда в точности не совпадает со смыслом посланного, однако степень различия может сильно варьировать: от различия в нюансах до полного искажения. Коммуникации тем более эффективны, чем ближе по смыслу посланное и принятое сообщения. • Характеристики коммуникативных навыков • Некоторые стили поведения при слушании: • Нейтральное слушание. Цель – сбор информации. Реализуется довольно редко. • Оборонительное слушание. Так чаще всего слушают критику в свой адрес. Малейшая неточность со стороны критикующего – и исходящая от него информация перестает восприниматься слушателем, который тут же формулирует возражения. • Наступательное слушание. Практикуют тогда, когда хотят «срезать» говорящего. • «Вежливое» слушание. Это – не слушание, а пауза между собственными высказываниями. • Селективное слушание. Слушатель реагирует только на определенные фрагменты речи (подтверждающие его точку зрения). НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЭФФЕКТИВНЫМИ! • Действия, помогающие • Действия, помогающие
• Для следующих четырех ситуаций опишите (сформулируйте) свою реакцию в рамках действий: прояснение, переспрашивание, эмпатия, выражение сопереживания • «У меня в группе 10 работников и всего два компьютера. Как я могу организовать работу подчиненных в таких условиях?» • «У меня и так очень большая нагрузка. А Вы даете мне еще одно дополнительное задание. Я каждый день возвращаюсь домой очень поздно.» • «Я купил оборудование, которое Вы мне посоветовали, но когда опробовал его, то понял, что оно меня не устраивает. Я истратил на него уйму денег. Куда мне его девать?» • «Это глупое задание. Все, что Вы заставляете нас делать, скучно, неинтересно.» • Структура устного выступления • Структура делового письма Большинство деловых писем пишется с целью реализовать или предложить что-либо. Правильно написанное письмо ничем не отличается от добротного рекламного объявления. Существуют особые правила составления писем, цель которых – привлечь внимание адресата и стимулировать его к действиям. Каждое из этих правил можно выразить одним словом: ВНИМАНИЕ ИНТЕРЕС ПРОСЬБА ДЕЙСТВИЕ Правильно составленные деловые письма и записки строятся по одной схеме. Начальные строки привлекают внимание, следующие одно или два предложения пробуждают интерес читателя, в следующих двух абзацах высказывается просьба.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|