Преимущества и недостатки делегирования
⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 Делегирование полномочий обеспечивает возможность принятия наилучших решений и создает соответствующие условия для их успешной реализации, так как на более низких уровнях системы управления концентрируются основная информация, опыт и умение специалистов и лучше учитываются обстоятельства, влияющие на качество выполнения решений. Делегирование полномочий способствует повышению ответственности исполнителей за порученное им дело, лучшему проявлению их способностей и инициативы, оно учит людей руководствоваться прежде всего целями коллектива, а не только своими должностными и личными интересами. Одно из важнейших достоинств делегирования заключается в том, что оно, предоставляя подчиненным определенную самостоятельность в работе, дает возможность выяснить, есть ли у них задатки, необходимые для руководящий работы, а если они есть, то делегирование позволит их развить. На практике настоящим делегированием еще пользуются редко. Если высший руководитель позволяет себе отменять решения подчиненных ему руководителей, значит, здесь нет делегирования. А если нет реального делегирования, бюрократ руководствуется таким правилом: никогда не принимай никаких решений, перевали их на начальство. Это несовместимо с научным управлением, ибо приводит к несвоевременному принятию решений. Грош цена решению, которое выносится несвоевременно. Определяя преимущества «делегирующего» стиля, должен продумать целый ряд аспектов: 1. Повысится ли качество работы в связи с развитием чувства ответственности у подчиненных? 2. Не ухудшатся ли возможности следить за ходом выполнения работ из-за того, что еще несколько человек подключатся к выполнению тех или иных управленческих поручений?
3. Позволит ли делегирование выявить перспективных организаторов? 4. Сможет ли делегирование сообщить побудительный мотив к самосовершенствованию тем или иным подчиненным? К основным преимуществам делегирования можно отнести следующие: • помогает руководителю разгрузиться и высвободить время для важных управленческих функций; • способствует использованию профессиональных знаний и опыта ваших сотрудников; • стимулирует раскрытие способностей, инициативы, самостоятельности и компетентности подчиненных; • часто позитивно воздействует на мотивацию труда сотрудников, на удовлетворенность работой; • большая часть работы любого менеджера должна быть направлена на планирование будущего, а не на организацию настоящего; • для организации гораздо рентабельнее и дешевле, если менеджер будет поручать работу человеку с более низкой заработной платой. Недостатки практики делегирования можно свести к следующим: • существует возможность, что ваш подчиненный, обладая меньшим опытом или знаниями, может пойти по пути, в бесперспективности которого вы уже убедились ранее. Это может привести к излишней трате временных и материальных ресурсов; • выигрыш во времени, полученный руководителем при делегировании, может быть перечеркнут проигрышем из-за неправильно принятого решения; • сильна ориентация на задачи, а не на сотрудников; • неправильное поведение сотрудников, действующих по поручению руководителя, может не только ухудшить моральный климат в коллективе, но и нанести серьезный ущерб авторитету руководителя. В процессе делегирования необходимы, прежде всего, чувство меры, дипломатичность и контроль. Перед тем как дать поручение, необходимо индивидуально побеседовать с исполнителем, дать ему возможность почувствовать, что с его мнением считаются (табл.)
Лучше всего будет, если руководитель сам лично убедится в хорошем исполнении поручения. Такая форма обратной связи наиболее эффективна. Как отмечают современные исследователи, существуют внешние и внутренние причины противодействия делегированию: • Занятость руководителя работой столь велика, что нет времени на объяснение делегируемых заданий и контроль над ними. • Руководитель сам не настолько осведомлен о задачах и проблемах, чтобы знать, что именно нужно делегировать своим сотрудникам. • Руководитель отказывается от делегирования, поскольку считает, что может сам выполнить работу быстрее, чем его сотрудники, и таким образом пытается сэкономить время. • Руководитель опасается того, что подчиненные могут решить задачу лучше, чем он сам (конкуренция).
• Наличие возможности потерять контроль за ходом выполнения дела, как только вы выпустите его из своих рук. • Сомнение в возможностях и способностях сотрудников (нежелание рисковать). • Руководитель не знает, как следует реагировать, если подчиненный отклонит делегирование. Резюме Под делегированием в общем смысле понимается передача подчиненному прав и обязанностей из сферы действий руководителя. Для выполнения рабочей задачи должна делегироваться и необходимая ответственность. Руководитель должен сохранять за собой ответственность за руководство, которая не может быть делегирована. Делегирование высвобождает время для выполнения руководящих функций и предоставляет возможность сотрудникам для раскрытия своих способностей. Успешное делегирование предполагает готовность делегировать (желание), способность делегировать (возможность). Эффективное делегирование предполагает соответствующую организацию труда: планируйте делегирование своих задачи следите за их выполнением и соблюдением сроков. Степень соучастия сотрудников в процессе делегирования отражает умение руководителя выполнять свои функции. По существу, хорошее руководство и делегирование — синонимы. Руководитель, не умеющий или не желающий пользоваться методами делегирования, несовременный руководитель. Пока он не научится всю исполнительскую работу делать руками подчиненных, над ним будет постоянно висеть угроза развала работы. Делегирование — это не способ уйти от ответственности, как может показаться на первый взгляд. Это необходимая в современных условиях форма разделения управленческого труда, позволяющая повышать его эффективность. Конечно, делегирование облегчает работу руководителя, но не уводит его от дела, не снимает с него обязанности принимать окончательные решения и отвечать за них, за конечные результаты подчиненного коллектива, а ведь это и делает его руководителем. Практическое задание
Для получения навыков в делегировании полномочий заполните по приведенному образцу так называемый реестр поручений, в который необходимо заносить: конкретные задачи (в соответствии с приоритетностью АБВ), сроки исполнения и результаты контроля.
2. На основании изученного материала гл. «Делегирование полномочий» и материала гл. «Секретарь руководителя» составьте должностную инструкцию для секретаря руководителя коммерческой организации в соответствии со следующими пунктами: - наименование отдела; - название должности; - требования к образованию; - требования к опыту работы; - перечень выполняемых функций; - требования к профессиональным качествам; - права и обязанности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|