Выпускной квалификационной работы
Стр 1 из 7Следующая ⇒ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ
Выполнение выпускной квалификационной работы (далее - ВКР), является заключительным этапом освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы. ВКР служит средством контроля приобретенных обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций за весь период обучения по программе бакалавриата, на основе которого Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК) принимается решение о присвоении выпускнику квалификации «бакалавр». Основными целями выполнения ВКР являются: 1. Систематизация, закрепление, расширение теоретических знаний и практических навыков по направлению подготовки (программе подготовки) обучающегося, и применение их при решении конкретных прикладных и научных задач. 2. Освоение соответствующих компетенций, определенных ФГОС ВО. 3. Укрепление навыков ведения самостоятельной работы, комплексного проектирования и научного исследования [10]. ВКР представляет собой самостоятельную и логически завершённую работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится студент по соответствующему направлению подготовки. ВКР может выполняться по заказу предприятия, государственного или муниципального органа власти (бланк документа приведен в приложении 1). Письмо-заказ от предприятия, государственного или муниципального органа власти должно быть предоставлено на кафедру не позднее, чем за 3 недели до начала выполнения ВКР. Первым этапом подготовки ВКР является выбор ее темы. Тема ВКР должна соответствовать профилю подготовки. При выборе темы ВКР необходимо учитывать: - актуальность (научная и практическая значимость проблемы, уровень разработки);
- интерес к той или иной проблеме, необходимость расширения диапазона своих знаний с учетом будущей профессиональной деятельности; - возможность подбора необходимого материала и проведения исследования в целом, наличие статистической и иной информации; - возможность последующего более глубокого исследования проблемы, например, при подготовке магистерской диссертации. После выбора темы, ее осмысления и уяснения целевой установки ВКР определяются (с помощью научного руководителя) объект, предмет и границы исследования, тем самым ограничивается объем и масштаб «поисковой» деятельности. На первом этапе работы над ВКР происходит сбор, накопление и изучение научной литературы, нормативных документов, материалов, опубликованных в периодической печати и т.п. Главной целью данного этапа является составление библиографии, целенаправленный подбор, систематизация и анализ соответствующего материала, определение глубины его разработки. Для этого необходимо владеть знаниями современной библиографии и иметь навыки: - работы с указателями, каталогами, обзорами и т.д.; - пользования информационно-справочными системами типа «Гарант», «КонсультантПлюс» и др.; - поиска информации в сети Интернет; - работы с научной литературой. Поиск необходимой информации целесообразно вести по нескольким направлениям путем ознакомления: - с нормативно-правовыми документами; - со справочной литературой, энциклопедиями, справочниками, словарями и т.п.; - с основными фундаментальными источниками по теме ВКР (монографии, реферативные и периодические научные издания по теме и т.д.). Для сбора фактического материала необходимо максимально эффективно использовать все виды проводимых практик (особенно преддипломную). Во время преддипломной практики рекомендуется активно вести подбор статистических данных, характеризующих современное состояние исследуемой в ВКР проблемы.
Изучение подобранной литературы целесообразно проводить в два этапа. В процессе первого, предварительного, прочтения литературного источника необходимо, прежде всего, понять сущность работы в целом, что предполагает выделение ведущей идеи и основных подходов к ее реализации. Важно также разобраться в используемой автором терминологии и определить соответствие содержания информации теме ВКР. При более глубоком изучении литературного источника следует определить ценность фактического материала, отобрать факты, подтвержденные или опровергнутые другими авторами. Очень важно понять ход рассуждений автора, их взаимосвязь и логику. Повторное чтение может носить фрагментарный характер, когда пропускается хорошо известное, понятое при первом чтении или не имеющее отношение к теме. Окончанием работы над литературным источником можно считать его конспектирование, а критерием усвоения способность пересказать основную идею, объяснить ее и сопоставить с уже известными фактами теории и практики. В зависимости от объема изучаемого источника и ценности его отдельных положений для исследователя используются разные формы записи, а иногда одновременно две-три. Цитирование используется, когда необходимо точно воспроизвести определение какого-то понятия, процесса или явления, подкрепить или обосновать собственное утверждение, а также выразить критическое замечание в адрес автора. Тезисы дают возможность лаконично изложить главные положения публикации в той последовательности, в которой они представлены в подлиннике. Требования лаконичности и точности изложения авторской мысли делают эту форму записи довольно сложной. Конспект представляет собой изложение материала, публикации с описанием фактического материала, с его аргументацией, доказательствами, с анализом, обобщениями, выводами и подразделением текста на пункты и подпункты под их названиями. Такой конспект включает в себя цитаты и тезисы, а также может иметь таблицы, графики и рисунки. После изучения научной литературы, других источников информации необходимо обобщить и систематизировать собранный фактический материал, дать ему объективную оценку и интерпретацию, а затем разработать развернутый план ВКР с указанием глав (разделов) и параграфов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|