Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура выпускной квалификационной работы




Приступая к изложению материалов ВКР, студенту необходимо помнить, что работа должна иметь четкую структуру, которая включает в себя:

- титульный лист;

- аннотацию;

- задание на выполнение ВКР;

- содержание;

- введение;

- основной текст;

- заключение;

- список литературы и иных источников;

- приложения (в случае необходимости).

Рекомендуемый объем ВКР составляет 60-80 страниц печатного текста, включая рисунки и схемы.

Шаблон титульного листа представлен в приложении А.

Задание на выполнение ВКР выдается основным руководителем в течение одной недели после закрепления темы ВКР приказом ректора ДГТУ.

Аннотация (от лат. annotatio – «заметка») представляет собой краткую характеристику ВКР. Данное описание дает представление о содержании работы, главной цели и методах ее достижения.

Основные функции краткого описания:

- указать основные идеи содержания ВКР;

- подать в доступной форме сведения о специфике работы: тема, методы, цель;

- заинтересовать слушателя на защите или читателя при присмотре, вызвав интерес для углубленного изучения.

Пример аннотации приведен в приложениях.

В содержании приводятся заголовки глав, параграфов ВКР и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки, указанные в содержании, должны полностью соответствовать заголовкам в тексте ВКР. Не допускается сокращать или давать заголовки в другой формулировке.

Введение состоит из следующих элементов: актуальность темы ВКР, степень ее разработанности, объект, предмет ВКР, цель и задачи ВКР, теоретическая и практическая значимость работы, основные методы исследования, информационная база исследования, структура работы.

Актуальность темы ВКР - краткое изложение сути рассматриваемой проблемы, как теоретической, так и практической, ее значимость в данный момент времени. Объем раздела «Актуальность темы ВКР» составляет
1-1,5 страницы.

Степень разработанности темы ВКР содержит краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке. Объем раздела «Степень разработанности темы ВКР» составляет 0,5 страницы.

Обязательным элементом введения ВКР является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект и предмет ВКР соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Объектом ВКР, как правило, является процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет исследования значительно уже и конкретнее объекта, он и определяет тему работы. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

От определения объекта и предмета исследования логично перейти к формулировке его цели, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

Цель ВКР формулируется в соответствии с темой работы. Цель исследования - это прогнозирование результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки ВКР. Формулировку цели предпринимаемого исследования необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание его решения должно составлять содержание глав ВКР.

Задачи ВКР – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют её. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели и решения проблемы. Задачи устанавливаются в форме перечисления (охарактеризовать…, установить..., выяснить..., определить…, разработать…, выделить… и т. п.).

Формулировка задач ВКР должны отличаться четкостью и точностью, поскольку описание их решения отражает содержание разделов работы. Это важно также и потому, что заголовки таких разделов отражают именно задачи работы.

Теоретическая и практическая значимость ВКР. Теоретическая значимостьвыявляется путем определения важности теоретических выводов и положений автора, обладающих новизной, при изучении рассматриваемой проблемы. Практическая значимость предполагает указание на возможность дальнейшего применения предложенных автором практических рекомендаций (содержащихся в приложениях проектов нормативных правовых актов, методических рекомендаций и т.п.). Объем раздела «Теоретическая и практическая значимость ВКР» составляет 0,5 страницы.

В разделе введения «Основные методы исследования» приводится инструментарий научного исследования, позволяющий изучить предмет глубоко и всесторонне, проникнуть в суть. Метод исследования является своеобразным связующим звеном между теорией и практикой, т.е. между поставленными задачами и процессом их решения. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему. В ВКР могут применяться теоретические методы исследования (сравнение, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический, логический, субъектно-объектный методы и др.) и практические методы исследования (наблюдение, эксперимент, опрос, метод схематического представления взаимосвязей исследуемых категорий и др.).

В разделе введения «Информационная база исследования» указываются источники получения фактического материала (например, сайт Федеральной службы государственной статистики, сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики, сайты Министерств и ведомств, сайт Правительства региона, данные консалтинговых компаний и т.д.). В данном разделе введения также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических и др.).

В конце введения раскрывается структура ВКР, то есть дается перечень ее структурных элементов и обосновывается последовательность их изложения. Структура работы должна кратко раскрывать содержание введения, глав основной части ВКР, заключения.

Рекомендуемый объем введения составляет 3-4 страницы.

Основная часть ВКР должна содержать не менее трех глав, которые включают параграфы. Каждая глава посвящена решению задач, сформулированных во введении, и заканчивается выводами, к которым привели результаты проведенных исследований. Формулировки названий глав должны быть в меру краткими, четкими, точно отражать их основное содержание, они не должны повторять название диссертации.

В первой главе, как правило, приводится обзор отечественной и зарубежной литературы по разрабатываемой проблеме, раскрываются основные понятия и сущность изучаемого вопроса.

Вторая и третья главы содержат описание и результаты самостоятельного исследования. В них приводятся исходные данные, последовательность проводимых расчетов, в том числе с использованием современных технических средств, информационно-коммуникационных технологий, излагаются результаты решения поставленной задачи. Широко представляется табличный и графический материал, характеризующий соответствие теоретических и экспериментальных данных результатам практики.

Требуется, чтобы все главы и параграфы были примерно соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему.

Главы и параграфы ВКР должны быть связаны единой логикой, последовательностью содержательного рассмотрения проблемы. Излагая материал необходимо обеспечить лаконичность и четкость формулировок, точность определений, литературную форму изложения. В то же время работа не должна носить характер справки или доклада.

Заключение является важнейшей неотъемлемой структурной частью ВКР, в которой подводится итог проведенного исследования. Заключение должно быть связано с поставленными во введении целью и задачами. В нем излагаются основные результаты работы и их оценка, делаются выводы и обобщения, вытекающие из содержания работы, а также могут быть намечены пути дальнейших исследований в рамках изученной проблемы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность, в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы. Рекомендованный объем заключения составляет 3-4 страницы.

Не рекомендуется вести изложение полученных результатов от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «разработанный мною метод», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», то есть фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора ВКР» или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение опыта работы структурных подразделений государственных и муниципальных органов свидетельствует о том, что …», «на основе выполненного анализа можно утверждать…», «проведенные исследования подтвердили...» и т.п.

Ссылаясь в тексте на графики, диаграммы или таблицы, следует пользоваться словами «приведены», «показаны», «изображены», «построены». Например, «…динамика оснащения муниципальных органов современными вычислительными средствами приведена...». Рисунки и таблицы используются в тексте для иллюстрации формулируемых тезисов, отражения результатов проведённого анализа и т.д., поэтому в тексте работы обязательно необходимо ссылаться на все таблицы и рисунки. После каждой таблицы и рисунка кратко, в одном-двух предложениях, следует сформулировать вывод. Например: «Как следует из анализа данных, приведённых в таблице 2,…». Таким образом, таблицы и рисунки в тексте работы не должны следовать подряд, без аналитического текста.

В ВКР должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая и пунктуационная грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

Типичными ошибками, допускаемыми при выполнении ВКР, являются:

- недостаточное обоснование актуальности исследуемой проблемы и слабый анализ ее состояния;

- использование устаревших статистических данных;

- недостаточное использование экономико-статистического аппарата и вычислительной техники;

- отсутствие в работе иллюстративного материала;

- поверхностные выводы по ходу работы, а также в заключении;

- нечеткое изложение, а порой отсутствие предложений и рекомендаций по практическому использованию полученных результатов;

- отсутствие ссылок в тексте работы на использованные источники;

- нарушение требований к оформлению работы.

После окончания работы над ВКР обучающийся представляет её научному руководителю на проверку.

ВКР принимается основным руководителем к защите в печатной форме, а после защиты на хранение – в печатной и электронной формах. Электронная версия ВКР принимается в формате распознаваемого многостраничного файла с расширением *.doc и *.pdf.

Основной руководитель рассматривает законченную работу на выполнение её в соответствии с заданием на ВКР. В случае, если руководитель не считает возможным согласовать представленную работу, ВКР отдается студенту на доработку. Если после проверки основной руководитель подписывает ВКР, то он передает её на согласование нормоконтролеру.

Нормоконтроль является завершающим этапом разработки документов ВКР.

Нормоконтроль должен соответствовать требованиям ГОСТ 2.111 и выполняется нормоконтролером с учетом требований, действующих на данный момент, стандартов и нормативно-технических документов.

Нормоконтролю подлежат выпускные квалификационные работы. Проведение нормоконтроля направлено на проверку правильности выполнения текстовых и графических документов ВКР в соответствии с требованиями ГОСТ, стандартов. Нормоконтроль осуществляет основной руководитель ВКР.

В процессе нормоконтроля пояснительных записок ВКР проверяется:

– соблюдение правил оформления;

– внешний вид ПЗ;

– комплектность ПЗ в соответствии с заданием на проектирование;

– правильность заполнения титульного листа, наличие необходимых подписей;

– правильность заполнения ведомости проекта (работы);

– наличие и правильность рамок, основных надписей на всех страницах;

– выделение заголовков, разделов и подразделов, наличие абзацев;

– правильность оформления содержания, соответствие названий разделов и подразделов в содержании соответствующим названиям в тексте записки;

– правильность нумерации страниц, разделов, подразделов, рисунков, таблиц, формул;

– правильность оформления рисунков;

– правильность оформления таблиц;

– правильность оформления формул;

– правильность размерностей физических величин, их соответствие СИ;

– соответствие нормам современного русского языка;

– правильность примененных сокращений слов;

– наличие и правильность ссылок на используемые источники;

– наличие и правильность ссылок на нормативные документы;

– правильность оформления списка использованных источников;

– правильность оформления приложений.

Проверенные нормоконтролером в присутствии студента-разработчика документы вместе с перечнем замечаний (если он составляется) возвращаются студенту для внесения исправлений и переработки. Если замечания существуют, пометки нормоконтролера сохраняются до подписания им документа. Если документ заново перерабатывается студентом, то на повторный контроль сдаются оба экземпляра: с пометками нормоконтролера и переработанный.

Предъявляемые на подпись нормоконтролеру документы должны иметь все визы согласования, кроме визы заведующего кафедрой. Чистовые оригиналы проектов (работ) нормоконтролер подписывает в графе «Н.контр.» основной надписи на листе содержания.

Запрещается без ведома нормоконтролера вносить какие-либо изменения в документ после того, как этот документ подписан и завизирован нормоконтролером.

    Нормоконтролер имеет право в обоснованных случаях не подписывать предоставленный документ:

– при невыполнении требований нормативных документов;

– при отсутствии обязательных подписей;

– при небрежном выполнении;

– при нарушении установленной комплектности.

Нормоконтролер несет ответственность за соблюдение в разрабатываемой документации требований действующих стандартов и других нормативно-технических документов наравне с разработчиками документации.

Заведующий выпускающей кафедрой рассматривает законченную и согласованную с руководителем и нормоконтролером работу и решает вопрос о допуске ВКР к защите. При положительном решении заведующий кафедрой утверждает представленную ВКР.

В случае если заведующий кафедрой не считает возможным допустить обучающегося к защите, рассмотрение вопроса выносится на заседание кафедры с обязательным участием руководителя проекта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...