Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Несоблюдение требований по введению является основанием для недопуска ВКР к защите.




Актуальность –одно из основных требований, предъяв­ляемых к дипломной работе. Это требование предполагает соответствие дипломной работы состоянию экономики на сегодняшний день, ее реальным потребностям и практической пригодности дипломной работы. Иными словами, актуальность темы дипломной работы исходит из попытки решить насущные проблемы экономики.

Обоснование актуальности темы приводится в тексте введения дипломной работы и должно соответствовать следующим конкретным требованиям:

во-первых, дипломник должен кратко осветить причины обращения именно к этой теме и именно сейчас;

во-вторых, показать, как обращение к этой теме обусловлено накоплением новой информации по данной проблеме; необходимостью изучения проблемы в новых ракурсах, с применением новых методов и методик исследования; недостаточностью ее разработанности и т.д.

Теоретическая значимость дипломной работы может проявиться в разработке методов и средств совершенствования экономического развития исследуемого хозяйствующего субъекта.

Практическая значимость заключается в выработке конкретных мероприятий, которые следует провести экономическому субъекту для повышения эффективности своей деятельности. Практическое внедрение оформляется справкой, образец которой приведен в Прил. 14. Форма внедрения результатов выражается в предложениях по совершенствованию систем социально-экономического регулирования деятельности субъекта исследования или рекомендациях по совершен­ствованию механизма управления экономическими процессами деятельности субъекта. Актуальность разработки или совершен­ствования расчетных методик обычно выражается в положительном эффекте, связанном с повышением точности расчетов, возможностью на стадии прогнозирования получить количественную оценку выбора рациональных параметров.

Вместе с определением объекта и предмета исследования устанавливается цель работы.

Цель дипломной работы.

Цель – это предполагаемый результат исследования, полу­чаемый с помощью определенным образом организованных и направляемых действий.

Цель работы содержит направления решения проблемы, определенной в актуальности исследования. Формулировка проблемы в актуальности дается на основе оценки реальных экономических явлений и процессов и сопоставления их с должным состоянием. Проблема должна выявлять несоот­ветствие между реальным и необходимым состоянием экономических, организационных и управленческих явлений и процессов, а цель должна содержать определенные действия, которые преодолевают данное несоответствие.

При постановке цели нужно учитывать, что цель может быть достигнута в случае, если есть возможность и пути вмешательства в эти явления и процессы и разрешения проблемной ситуации. Поиск решения проблемы должен быть вариативным, то есть в процессе исследования необходимо разработать и обосновать различные подходы к решению проблемы. Экономическое обоснование дается по каждому варианту: прогнозируются и рассчитываются затраты, связанные с данным вариантом решения проблемы, оцениваются возможные доходы от реализации этого варианта, оценивается эффективность предложенных управленческих, экономических и организационных решений, раскрываются технологии решения проблемы.

Перечень действий по достижению цели представляет собой задачи исследования. Состав задач должен быть упорядочен и систематизирован, то есть каждая следующая задача исследования должна служить логическим продолжением предыдущей, а последовательное решение задач должно обеспечивать достижения цели.

Формулировки цели начинаются словами: «проанализировать и обобщить опыт...», «выявить возможности использования...», «разработать и обосновать систему мер по...». При формулировании цели не оправдано использовать слово «путь». Так, например, формулировки такого содержания, как «обосновать пути наиболее рационального использования...», «выявить пути повышения эффективности...» – используют слово «путь» в значении направления деятельности. И именно в этом значении содержатся неопределенность и расплывчатость формулировки. Получается, что дипломник не представляет, в каком направлении он будет работать.

Формулировки «повышение эффективности процесса...», «совершенствование процесса учета (анализа)...», «разработать обоснованные рекомендации...» – это не цели дипломной работы, а задачи, способствующие повышению практической значимости работы.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования – это часть объекта, которая изучается. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Именно на предмет исследования ориентирована основная часть курсовой работы. В формулировке предмета исследования должны присутствовать ключевые слова темы. Например, в теме «Анализ источников формирования и направлений использования средств федерального бюджета» предметом исследования будет процесс формирования и использования средств федерального бюджета.

После определения объекта, предмета и цели дипломной работы формулируются предположения, каким образом студент намерен достичь поставленной цели. Затем определяются задачи, которые чаще всего выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели. Задачи дипломной работы логически вытекают из общей цели и рассматриваются как основные этапы работы. Формулировки задач необходимо делать как можно точнее и очень тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав или параграфов дипломной работы. Формулировки задач можно использовать и в названии глав работы. В последующем, при написании заключения, целесообразно будет сделать выводы, отражающие достижение цели и задач работы. Стилистическое изложение задач делается в форме перечисления: проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.

Например: «Исходя из указанной цели дипломной работы ее основными задачами являются: 1) изучить..., 2) выявить..., 3) разработать..., 4)экспериментально проверить..., 5) оценить экономический эффект...»

В конце введения желательно раскрыть структуру дипломной работы, то есть кратко дать перечень структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Объем введениядо 5 страниц.

2. Основная часть. Дипломная работа содержит, как правило, 3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 3-5 параграфов (подглавок). Следует избегать больших диспро­порций между объемом глав. Рекомендуемый объем первой главы – 30%, второй главы – 45 %, третьей главы – 25 % основного текста.

Объем дипломной работы должен быть в пределах 70-80 страниц печатного текста. Примерное соотношение между отдельными частями работы следующее: введение 4-5 страниц, основная часть – 50-60 страницы, заключение 3-5 страниц, список использованной литературы 2-3 страницы.

Помимо выделения частей текста, имеющих названия и номера, существует деление текста на абзацы – периодическое, логически обусловленное отделение фрагментов написанного друг от друга отступом в начале строки (обычно 5 знаков). Абзацы позволяют сделать излагаемые мысли более рельефными, облегчают восприятие текста при чтении. Желательно, чтобы их объем был средним. Редкость отступов делает текст монотонным, а чрезмерная частота мешает читателю сосредоточиться на мысли автора.

Первая глава носит теоретико-методологический характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается социально-экономическая сущность иссле­дуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, обосновывается и излагается собственная точка зрения дипломника по освещаемым вопросам. Свои обобщения, выводы и заключения можно иллюстрировать отдельными цитатами из опубликованных источников, делая на них ссылку.

Содержание первой главы является по сути теоретическим обоснованием будущих разработок, так как дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения качественного и количественного анализа состояния вопроса в конкретных условиях производства.

Примерный объем 1-ой главыдо 25 страниц.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается технико-экономическая характеристика предприятия (организа­ции), на материалах которого выполняется работа и проводится глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием раз­личных методов исследования, включая экономико-математи­ческие. Во второй главе рекомендуется проанализировать состояние деятельности субъекта на определенном темой участке. Анализ проводится с учетом следующего:

во-первых, приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверными;

во-вторых, при подборе фактических данных необходимо помнить, что при их сравнении они должны быть сопоставимы;

в-третьих, цифровой материал должен отражать общую направленность и закономерность исследуемого экономического процесса, а не исключения из них.

При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития предприятия, вскрывает соответст­вующие недостатки и причины, их обусловившие, намечает пути их возможного устранения. Эта глава должна служить экономическим обоснованием последующих разработок. От полноты и качества ее выполнения непосредственно зависят глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.

Примерный объем 2-й главыдо 35 страниц.

Третья глава является проектной. Она должна содержать методическое, организационное и экономическое решение задач, предложения и рекомендации. В ней студент разрабатывает предложения по совершенствованию экономики, организации или управления производством, повышению результативности и качества работы данного предприятия (организации).

На данном этапе работы важно показать, как предлагаемые мероприятия отразятся на общих показателях деятельности производственно-хозяйственной системы. Здесь определяется эффективность их внедрения.

Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит проведенный анализ исследуемой проблемы во 2-й главе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт. Проектная часть дипломной работы наиболее значима, ее детальной и конкретной проработке должно быть уделено особое внимание.

Высказанные предложения, которые необходимо довести до уровня конкретных методик, рекомендаций, должны быть связаны с задачами, сформулированными во введении. Разрабатывая комплекс мероприятий по теме исследования, важно определить их состав, содержание, последовательность и сроки внедрения. Обязательно провести экономическое обоснование путем сопоставления разработанного варианта с фактическим положением дела. Сформулированные и обоснованные выводы этой главы определяют практическую значимость дипломной работы.

Обязательным для дипломной работы являются логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи темы на протяжении всей работы.

Примерный объем 3-ей главыдо 20 страниц.

 

3. Заключение. В заключении логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснован­ности и эффективности разработок. Пишутся они тезисно и должны отражать основные выводы по теории вопроса, проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям совершенствования проблемы с оценкой их эффективности по конкретному объекту исследования. По возможности следует указать пути и перспективы дальнейшего исследования темы, обрисовать задачи, которые еще предстоит решить.

Примерный объем заключения5-10% объема работы, то есть до 8 страниц.

 

4. Список использованных источников и литературы является обязательным компонентом дипломной работы. Каждый включенный в такой список источник должен иметь отражение в тексте дипломной работы (см. 4.2.). Он содержит библиогра­фические описания использованных источников, цитируемой и упоминаемой литературы и помещается в конце работы, после заключения. Список источников составляется в соответствии с правилами нового ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».

Полное библиографическое описание – совокупность библио­графических сведений, которая включает все обязательные и все факультативные элементы, необходимые для идентификации документа.

Краткое библиографическое описание – библиографическое описание, которое включает только элементы, которые необходимы для идентификации документа.

Применение: При оформлении списков использованной литературы в дипломных работах применяетсябиблиогра­фическое описание, состоящее из обязательных элементов; краткое библиографическое описание используется в курсовых, контрольных работах, рефератах, а также в ссылках (внутритекстовых и подстраничных) во всех работах.

Из существующих 5 способов построения списка литературы (алфавитный, хронологический, тематический, по видам изданий, по характеру содержания) в УрСЭИ АТиСО рекомендуемый принцип построения библиографического списка в дипломных работах – по видам изданий.

Источники в библиографическом списке по видам изданий располагаются в следующем порядке:

• Законы и иные нормативные акты:

Конституция РФ.

Законы РФ и решения Федерального Собрания РФ.

Указы и иные нормативные акты, выступления Президента РФ.

Постановления, решения и иные нормативные акты Правительства РФ.

Постановления, решения, распоряжения иных высших и центральных органов государственной власти и управления РФ.

Решения и иные официальные акты представительных, исполнительных, судебных органов республики, краев, областей, городов, районов.

(Перечисленные выше документы располагаются в каждом из разделов в хронологическом порядке по датам их принятия или подписания).

Справочно-статистические материалы (располагаются в алфавитном порядке)

• Архивные материалы (в алфавитном порядке)

• Монографии, учебники, пособия, сборники, брошюры и т.д. (располагаются в алфавитном порядке фамилий авторов)

• Статьи из периодических изданий (в алфавитном порядке авторов и заглавий статей)

• Литература на иностранных языках

Необходимо строго соблюдать правила библиографического описания использованных источников. Образцы описания изда­ний в библиографических списках и ссылках приведены в Прил. 15.

5. Приложения. В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст.

К вспомогательному материалу относятся: промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, распечатки на ЭВМ, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности и других документов, регистров учета.

Если приложений больше десяти, их следует объединить по видам: промежуточные математические расчеты, результаты испытаний и т.д. – и отделить от текстовой части дипломной работы страницей, посередине которой прописными буквами написать: ПРИЛОЖЕНИЯ.

5.1. Графический материал. Графический материал является обязательной частью дипломной работы. Он должен быть органически увязан с содержанием работы и в наглядной форме иллюстрировать основные положения анализа и проектирования. Типовыми графическими материалами являются: схемы динамики основных технико-экономических показателей производственных подразделений, диаграммы, характеризующие результаты анализа производственно-хозяйственной деятельности, схемы алгоритмов и программ решения задач на ПЭВМ, графическая интерпретация экономико-математических моделей. Весь иллюстративный материал готовится в электронной форме в программе Power Point и используется при защите с помощью мультимедийной техники. Необходимое количество, состав и содержание графического материала в каждом конкретном случае согласуется с руководителем дипломной работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...