Общая сумма товаров употребляемых на рынке и в магазине
В части развития торговых компаний с 2011 года крупные российские продуктовые торговые сети уделяют значительное внимание развитию собственных логистических центров, осуществляя значительные вложения в строительство собственных складских помещений, так как это положительно влияет на показатели рентабельности деятельности компаний, позволяя существенно сокращать издержки на логистику. В условиях роста потребительских цен крайне важной стала задача развития саморегулирования на потребительском рынке, что в 2015 году нашло отражение в заключении соглашений между производителями сельхозпродукции, переработчиками продовольственных товаров и организациями торговли для стабилизации ситуации на продовольственном рынке. Указанная практика способствует повышению доступности товаров, развитию конкуренции в сфере торговли и формированию взаимовыгодных условий взаимодействия по всей товаропроводящей цепочке. Ключевыми форматами для торговых сетей продолжают оставаться дискаунтеры и гипермаркеты. Кроме того, продуктовые торговые сети начинают развивать мини-форматы «магазинов у дома». Сети на большинстве рынков продолжают расширять линейку собственных торговых марок, цена на которые в среднем ниже, чем стоимость брендов-производителей.
По мнению аналитиков «РБК.research», ключевыми тенденциями на российском рынке сетевого продовольственного ритейла, определяющими его развитие в краткосрочной перспективе, являются следующие: появление новых форматов торговли у российских и иностранных сетей; рост продаж товаров среднего ценового сегмента; экспансия федеральных и глобальных сетей в средние и небольшие города РФ; рост доли импортных поставок. В Тюмени развитие продуктовой розницы во многом определяют не форматные супер- и гипермаркеты, хотя их роль с каждым годом только возрастает, а всевозможные лоточные продуктовые рынки и несетевые магазины с устаревшей формой прилавочной торговли и низким уровнем сервиса. Значительная часть населения предпочитает покупать продукты на дворовых мини-рынках, хотя рядом с ними может находиться и местный супермаркет. Существует распространенное предубеждение, идущее еще с советских времен, о том, что на рынке продукты дешевле и качественнее, чем в магазинах. Объективный анализ зачастую свидетельствует об обратном факте. Широкое распространение уличной лоточной торговли, по мнению экспертов, объясняется низким уровнем доходов многих самарских граждан (таблица №2.14). Помимо роста количественных показателей развития торговли, наблюдаются и качественные изменения: постепенно растет доля крупных операторов, функционирующих на продовольственном рынке, распространяются передовые методы обслуживания населения, происходит активное внедрение сетевого принципа организации бизнеса. Таблица №2.14
Доля продуктов питания, приобретаемых населением в магазинах или на рынке в Тюмени (%), 2014 г.
Продолжается процесс внедрения прогрессивных форм поддержки торговли за счет перепрофилирования, а также внедрения на продовольственных предприятиях торговли технологических и технических инноваций: 1) в формате самообслуживания в настоящее время функционирует 345 предприятий, что составляет 13,3% от общего количества стационарных предприятий; 2) использование эквайринга (терминалов оплаты, позволяющих применять банковские карты для оплаты товаров или услуг) – 56, что составляет 2,2% от общего количества стационарных предприятий; 3) использование электронных ценников – оснащение торгового зала специальными устройствами, позволяющими покупателям получать информацию об интересующем товаре (страна-производитель, состав, количество товара на складе ит. д.) со штрих кода – 7, что составляет 0,3% от общего количества стационарных предприятий; 4) электронная торговля – филиал традиционного торгового предприятия в сети Интернет, позволяющий дистанционно приобретать и оплачивать товары и услуги – 4, что составляет 0,15% от общего количества стационарных предприятий. Как показывают результаты исследования, темпы восстановления экономики будут влиять на рост потребительских расходов в России. Ожидается, что по этому показателю Россия скоро догонит развитые рынки. В течение ближайших пяти лет продолжающийся рост доходов станет надежной основой для увеличения покупательной способности населения, что позволит России приблизиться к уровню развитых стран. В целом прогнозируется дальнейшее снижение доли расходов на продукты питания и напитки в общем объеме расходов с 29% в 2014 году до 26% в 2015 году. Рынок молочной продукции является одним из крупнейших в российском секторе продуктов питания и напитков с точки зрения объемов. Ожидается, что темпы его роста в стоимостном выражении в Тюмени по-прежнему будут самыми высокими (примерно 9–13%) – в основном это обусловлено более быстрым ростом цен на молочную продукцию по сравнению с общим уровнем инфляции потребительских цен в связи с дефицитом сырого молока (сырое и сухое молоко импортируются преимущественно в данное время из Беларуси). Другие факторы, стимулирующие рост на этом рынке, – увеличение объемов потребления и его продолжающееся смещение в сторону йогуртов и десертов: в 2015 году на эти сегменты, согласно прогнозам, будет приходиться более 30% от общих объемов рынка молочных продуктов.
На Тюменском рынке, как и на российском рынке шоколада прогнозируется рост в стоимостном выражении примерно на 7–11%. Основным фактором этого роста, как ожидается, будет общее увеличение объемов потребления на душу населения, которому способствует появление новых продуктов и их разновидностей (например, продукции в маленькой упаковке, с новыми вкусами и наполнителями). Еще один фактор увеличения стоимости – это прогнозируемый рост цен на какао-бобы, который повлияет на потребительские цены кондитерских изделий в России. На рынке кофе ожидаются самые медленные темпы роста как с точки зрения объемов, так и с точки зрения стоимости, поскольку в России этот рынок почти полностью сложился и достиг точки насыщения. Тем не менее, общая доля потребления кофе является низкой, поскольку в нашей стране сильна традиция чаепития. По мнению аналитиков, в перспективе в Тюмени рынок продуктов питания и напитков ждет консолидация, концентрация и снижение темпов роста в основных сегментах. Еще несколько лет назад темпы роста рынков товаров повседневного спроса выражались двузначными числами, а компании реализовывали стратегии органического роста, следуя общим тенденциям потребительского сектора. Однако в будущем органический рост, возможно, не сможет обеспечить достижение поставленных акционерами целей по росту, что приведет к усилению внимания к слияниям и поглощениям. Среди проанализированных рынков наиболее привлекательными с точки зрения инвестиций будут рынки молочной продукции, напитков и соленых закусок, поскольку они по-прежнему обладают наиболее высоким потенциалом дальнейшего роста и предлагают большие возможности для дальнейшей консолидации и разработки новых видов продуктов.
Одна из основных тенденций российского рынка товаров повседневного спроса, в том числе, его крупнейшего сегмента – продовольственного – это устойчивый рост его объема, обусловленный растущими доходами населения и низким уровнем потребления на душу населения по сравнению с рынками Европы и США. Таким образом, рынок продовольственных товаров в Тюмени развивается быстрыми темпами, для него характерно наличие большого числа иностранных игроков. Одна из основных тенденций российского продовольственного рынка – это устойчивый рост его объема, обусловленный растущими доходами населения.
2.3. Анализ конкурентоспособности ООО "ЛАНАС"
Ключевой момент в стратегии развития организации – это анализ внутренней и внешней среды, т.е. оценка информации о внешнем окружении организации, направленная на обнаружение угроз и возможностей. Для того, чтобы сформулировать стратегию организации с помощью сбора и анализа информации о тенденциях развития факторов макро- и микросреды, необходимо определить, каковы перспективы развития отрасли и экономики в регионе и в целом в стране, каковы правовые аспекты деятельности организации и возможны ли изменения, каковы технологические новшества в отрасли, кто является основными конкурентами, в чем их преимущества и недостатки, как это использовать для придания собственных конкурентных преимуществ, кто является поставщиками и потребителями продукции, каковы их запросы, поведение, вкусы, привычки, отношение к вашей продукции, какова демографическая ситуация и т.д. Для изучения внешней среды в организации должна быть создана система регулярных наблюдений, которая может осуществляться маркетинговыми, плановыми службами, комитетом по стратегическому планированию путем применения следующих способов: анализ публикаций в книгах, журналах и других информационных источниках; участие в профессиональных конференциях; анализ опыта деятельности других организаций; проведение внутриорганизационных собраний, обсуждений; изучение мнения сотрудников организации. Особенности макросреды были рассмотрены с помощью PEST (STEP) анализа, он включает в себя факторы внешней среды: политический, экономический, социальный, технологический и характер его воздействия (Таблица №2.15).
Анализ показал, что воздействие политического фактора (изменение законодательства) – это угроза, вероятность этого события низка, но проявление этого фактора приведет к увеличению издержек. Спрос на услугу (экономический фактор), вероятность события высока, потому что цветы постоянно пользуется спросом. Таблица №2.15
PEST(STEP) анализ
Реклама и связь с общественностью (социальный фактор) - это возможность укрепить свои позиции на рынке. Появление специализированных технологий (технологический фактор) требует их использования, которое приводит к дополнительным издержкам. Развитие конкурентных технологий — это возможность повышения своей конкурентоспособности. Анализ конкурентной среды. Модель 5-ти сил Портера – инструмент стратегии, который используется для анализа привлекательности структуры рынка. Анализ проводится путем идентификации 5 основных сил: - угроза появления конкурентов. Насколько легко или трудно для новых участников начать конкурировать, какие существуют барьеры; - уровень конкуренции среди существующих компаний. Присутствует ли сильная конкуренция между существующими компаниями? Есть ли доминирующая компания или все равны по силе и размеру; - рыночная власть покупателей. Насколько сильно положение покупателей. Могут ли они совместно заказывать большие объемы; - рыночная власть поставщиков. Насколько сильно положение продавцов. Угроза появления товара - заменителей. Насколько просто заменить продукт или услуг, в частности, удешевить. Модель «5-ти сил» по Портеру: 1 Барьеры очень низкие, достаточно заключить договоры с поставщиками и открыть торговую точку. Даже при возможном появлении новых конкурентов, ООО «ЛАНАС» имеет вполне достаточное количество сильных сторон, для победы в конкурентной борьбе. 2 Что касается соперничества в отрасли, то здесь можно провести анализ рынка по основным конкурентам (Таблица №2.16). Таблица №2.16
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|