Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расположение нот на гармошке




Приемы извлечения звука

Существуют три способа извлечения одной отдельной ноты:

1. Метод свистка (или как его еще называют "губы трубочкой");

2. Метод "блокирования языком" (у вас во рту находится 3 или 4 отверстия и все кроме одного перекрываются языком);

3. Метод под названием "язык трубочкой" (язык сворачивается трубочкой и располагается точно над отверстием, из которого будет извлекаться нота.

В начале имеет смысл сосредоточиться на 1-м способе, поскольку он проще. 2-й метод также необходимо будет освоить, но уже на более поздних этапах обучения. 3-й же требует определенных физиологических особенностей строения организма, которыми обладает 50-70% людей, поэтому он не может быть рекомендован всем. Проще говоря, некоторые из нас просто физически не могут свернуть язык трубочкой, как бы ни старались. Наконец, во 2-м и 3-м методах используется язык, с помощью которого начинающему значительно сложнее освоить прием "бенд".

Чтобы получить представление о том, как на губной гармошке должна звучать одиночная нота, выберите одно из отверстий, предположим 4-е. Закройте 3-е и 5-е отверстия указательными пальцами обеих рук и дуньте в 4-е изо всей силы. Если ваши пальцы плотно прикрыли указанные отверстия, то вы услышите чистую ноту, звучащую на выдохе через 4-е.

Проделайте эту процедуру несколько раз, пока у вас в памяти не отложится звучание одиночной ноты. Если пальцы вас не слушаются, то заклейте указанные отверстия (3-е и 5-е) скотчем.

Если впоследствии у вас возникнут сомнения, еще раз проделайте эту процедуру.

Когда вы четко выясните для себя, как должна звучать на губной гармошке одиночная нота, попробуйте извлечь ее уже без помощи указательных пальцев или скотча. Наверное, вы обратили внимание на то, что губы у большинства людей имеют горизонтальную ориентацию. К сожалению, это усложняет извлечению одиночных нот на губной гармошке. В результате нам приходится сложить губы так, чтобы они приняли более вертикальную форму. Попробуйте проделать это перед зеркалом. Откройте рот, опустите нижнюю челюсть и сожмите уголки рта пальцами.

Вам когда-нибудь приходилось строить гримасу с втянутыми щеками? Именно так мы будем добиваться вертикального положения губ для извлечения одиночной ноты. Поработайте над этим перед зеркалом (естественно без гармошки). Когда вы поднесете гармошку к губам, следите за тем, чтобы щель между ними не увеличивалась в горизонтальном направлении (проверьте это перед зеркалом). Гармошка должна находиться между губ, а не перед ними, именно так и не иначе. Теперь попробуйте сделать медленный выдох и вдох через 4-е отверстие.

Если даже и в этом случае одиночная нота у вас не получается, попробуйте прикрыть уголки губ пальцами. Зафиксируйте это положение и постарайтесь сохранить его без помощи пальцев. Обычно у человека со средними способностями освоение этого приема занимает несколько недель.

Если вам по какой-то причине не везет с этим, вернитесь на несколько шагов назад и проделайте все то же самое более основательно.

Когда у вас начнет получаться извлечение чистой одиночной ноты на вдохе и выходе через 4-е отверстие, попробуйте повторять ее без перерыва до тех пор, пока ваши губы ослабнут настолько, что не смогут сохранять правильное положение.

Повторяйте это упражнение в медленном темпе вновь и вновь, пока у вас не выработается правильная мышечная память.

После нескольких дней или недель, добившись положительных результатов при извлечении одиночной ноты на вдохе и выдохе через 4-е отверстие, вы можете попробовать сыграть мажорную гамму. Имейте в виду, что при переходе от отверстия к отверстию должна перемещаться гармошка, а не голова. И вновь здесь вам поможет зеркало.

Если при игре гаммы у вас перестают получаться одиночные ноты, попробуйте отработать переход от 4-го отверстия к 5-му, и наоборот. Занимайтесь этим столько, сколько понадобится для получения положительного результата.

Если при движении от отверстия к отверстию ваши губы прилипают к гармошке, оближите их и ту часть инструмента, которую вы в данный момент используете.

При игре старайтесь держать голову приподнятой. Периодически вытряхивайте из инструмента слюну и скопившуюся сконцентрировавшуюся влагу. Для этого можно резко ударить гармошку о ладонь или о бедро. Излишняя, влага затрудняет свободную вибрацию язычков, что может привести к полной потере звука в том или ином отверстии.

На протяжении первых недель занятий вы будете обеспокоены тем, что губы довольно быстро устают и перестают вас слушаться. Это нормальное явление, которое со временем в результате занятий постепенно будет преодолено. Просто на начальном этапе не стоит пересиливать себя или наоборот сдаваться раньше времени. Главное правило - старайтесь, чтобы гармошка располагалась во рту как можно глубже. Естественно, при этом вы должны быть в состоянии извлекать чистую одиночную ноту. Не забывайте об этом во время занятий. Кстати, к работе над этим приемом звукоизвлечения вам в дальнейшем придется неоднократно возвращаться. Азы техники должны быть освоены вами как можно более основательно.

Дыхание

Правильное дыхание применительно к игре на губной гармошке вовсе не означает втягивание воздуха или его вдувание в отверстие инструмента. Такие действия осуществляются губами и мышцами в передней части вашего рта.

Простейший способ научиться правильно дышать при игре на гармошке, это упражнение по извлечению одиночной ноты, когда инструмент находится у вас во рту на максимально возможной глубине. Чем глубже вы можете поместить гармошку, не теряя при этом способности извлекать одиночную ноту, тем лучше. Это поможет вам исключить из процесса губы и мышцы передней части рта и позволит сосредоточиться на дыхании при помощи диафрагмы.
Качество тембра, сила и мощь звука при игре на губной гармошке во многом определяются правильным дыханием. Не стоит путать правильное дыхание с выносливостью. Последняя постепенно развивается по мере ваших занятий. Как правило, основная масса новичков устает уже через несколько минут работы с гармошкой. Эта проблема разрешается сама собой по прошествии некоторого времени.

Правильное дыхание при игре на губной гармошке, означает в первую очередь, что звукоизвлечение связано с движением вашей диафрагмы. Именно оно создает воздушный поток, который и заставляет инструмент звучать. Такой способ дыхания иногда называют "дыханием при помощи диафрагмы", "глубоким дыханием", "дыханием дзен" или "дыханием йогов". Возможно, он вам уже знаком по занятиям спортом (восточные единоборства, тяжелая атлетика, бег и т.д.). В этом случае вы сэкономите время. Правильное дыхание при игре на губной гармошке очень похоже на аналогичную дисциплину, которую изучают вокалисты и практически все духовики, но только немного сложнее.

Большинство спортсменов, вокалистов и духовиков контролируют только выдох. Однако дело не только в том, что при игре на губной гармошке кроме выдоха используется еще и вдох. Самое интересное заключается в том, что при игре во 2-й позиции вдох играет ведущую роль, что для большинства из нас совсем не естественно.

Во время пения или при разговоре мы находимся в фазе выдоха. В обычной ситуации мы используем вдох только для заполнения легких воздухом, не более того. Именно поэтому правильное дыхание при игре на губной гармошке оказывается для некоторых людей более трудным для освоения, чем они ожидали. Однако пусть это вас не пугает. Конечно, пройдет какое-то время, прежде чем вы научитесь извлекать полноценный, богатый, мощный как у профессионалов звук. Но если вы последуете предложенным ниже рекомендациям, то несомненно добьетесь желаемых результатов.

Во-первых, всегда по возможности играйте и занимайтесь стоя. Работая над дыхательными упражнениями, голову держите приподнятой, спину прямой, а тело расслабленным так, чтобы воздушный поток мог начать свой путь от диафрагмы, а не изо рта. Кстати говоря, хотя во сне мы дышим правильно и расслабленно, проснувшись далеко не все из нас способны проделать то же самое.

Если вы считаете, что при глубоком вдохе мы должны наполнить воздухом свою грудь, то вы имеете достаточно превратное представление о том, что на самом деле представляет собой "глубокое дыхание". По настоящему оно идет от диафрагмы. Когда легкие заполняются воздухом, он давит на диафрагму, которая в свою очередь воздействует на желудок. Мы можем назвать это желудочным дыханием, однако в данном случае просто воздух проникает в легкие на максимальную глубину.

Попробуйте проделать перед зеркалом следующее упражнение: встаньте прямо, слегка приподнимите голову и положите любую из ладоней на живот. Откройте рот, опустите челюсть вниз и постарайтесь оставить ее в таком положении (через некоторое время, когда мышцы челюсти окрепнут, у вас это будет получаться без труда).

Теперь попробуйте выпятить живот, а затем спрятать его назад (пока без участия дыхания). Убедитесь при помощи зеркала, что ваш живот ходит взад-вперед перпендикулярно позвоночнику, а не вверх-вниз. Теперь сделайте вдох, одновременно произнося звук "ха", и посмотрите в зеркало, выдвинулся ли ваш живот. В идеале он должен выпятиться в направлении перпендикулярном позвоночнику. Усилием руки верните живот в исходное положение. При этом через ваш рот должна выйти струя воздуха. В этом случае мы косвенно воздействуем на диафрагму, которая в свою очередь выдавливает воздух из легких. Он далее проходит через горло и рот, и, в конечном счете, через отверстие губной гармошки.

Теперь проделайте то же самое упражнение, на этот раз уже с инструментом. Положите одну ладонь на живот, чтобы контролировать его движение. Гармошку расположите как можно глубже во рту так, чтобы она попала между зубов. Гармошку держите зубами, это позволит вам высвободить руку. Именно в таком положении вы будете извлекать аккорд (2-5 нот); чем больше нот, тем лучше. Теперь попробуйте стимулировать воздушный поток от диафрагмы. Старайтесь, чтобы в зеркало вам было видно все ваше тело. При правильном дыхании вы увидите, что живот начинает движение в том или ином направлении за мгновение до того, как прозвучит извлеченный на гармошке звук.

Пример

Для многих это упражнение проще выполнять, используя ноты на выдохе. Когда живот втягивается, вы извлекаете звук на выдохе. Когда живот выпячивается, происходит звукоизвлечение на вдохе.

А вот еще несколько советов, касающихся правильного дыхания. Чтобы добиться более качественного, мощного звука с хорошей интонацией, вы должны сосредоточиться на том, чтобы ваша воздушная струя прошла сквозь отверстие губной гармошки, а не просто попала в нее. Представьте себе, что воздух выходит из тыльного отверстия инструмента еще на 7 см и движется параллельно язычку. Если струя движется под углом, то вы неумышленно изменяете высоту ноты, а некоторые верхние ноты в таком положении могут вообще не прозвучать. Именно в этом кроется причина того, что у некоторых новичков возникает проблема со звукоизвлечением на вдохе через 2-е и 3-е отверстия.

Не переусердствуйте в борьбе за извлечение одиночной ноты. Это обычная проблема для музыкантов уже прошедших начальный этап. Начинающие имеют тенденцию слишком сжимать губы в попытке научиться извлекать одиночную ноту. В результате через отверстие проходит уже не максимально возможное количество воздуха. Следите за тем, чтобы ваши губы имели оптимальную для этого конфигурацию. Чуть раскройте их, чтобы захватить соседние отверстия, а потом вновь слегка сожмите. Старайтесь использовать отверстие на все 100%, то есть полностью. Это поможет вам добиться более качественного звука при минимальных усилиях.

При коррекции дыхания вы можете использовать свой нос в качестве клапана. В большинстве случаев, особенно это касается начинающих, во время игры он должен быть закрыт. Имеется в виду, что воздух должен входить и выходить из вашей головы только через гармошку.

Попробуйте выполнить следующее упражнение с мажорной гаммой: сделайте так, чтобы ваши ноздри были закрыты. Например, зажмите их пальцами. Медленно играйте гамму вверх-вниз, и периодически затягивайте любую из нот настолько, насколько нужно для вашего дыхания. Выполняйте эту процедуру по крайней мере 1-2 минуты. Это упражнение поможет вам научиться использовать ноты на вдохе и выдохе для наполнения ваших легких воздухом и наоборот.

В любых ситуациях мы стремимся к равновесию в нашем организме. Если вы ощущаете, что в ваших легких слишком много воздуха, то стараетесь освободиться от избытка. Если вы ощущаете недостаток, спешите наполнить их. Во время игры на гармошке вы должны поддерживать тот же уровень комфорта в легких, который присутствует у вас в обычной ситуации.

Освоив упражнение с мажорной гаммой при закрытом носовом "клапане", вы можете попробовать открывать его на короткие промежутки времени, в том случае, когда вам необходимо выбросить лишний воздух из легких. Если вы постоянно ощущаете переизбыток воздуха в легких, что обычно происходит с музыкантами играющими во 2-й позиции, то вы можете взять на вооружение один прием, который используется при извлечении ноты на выдохе. Его суть состоит в том, что при извлечении ноты на вдохе ваш носовой "клапан" закрыт. При переходе к ноте на выдохе вы быстро можете выпустить излишний воздух. Для этого вы энергично втягиваете живот и позволяете воздуху выходить как через гармошку, так и через нос. Затем закрываете "клапан" на время извлечения следующих нот на вдохе. Немного сложновато, но со временем вы сможете научиться и этому.

Разновидности губных гармошек

Диатонические гармошки

Диатонические и хроматические гармошки принципиально отличаются друг от друга. Диатонические имеют диатонический строй (например: С D E F и так далее) без полутоновых интервалов между нотами (С# D# и так далее). Игра на диатонической гармошке напоминает игру по белым клавишам фортепиано. Полутона (черные клавиши) в ее строе отсутствуют.

В диатонических гармошках используются три способа настройки язычков: одиночный, тремоло и октавный. В первом случае в каждом отверстии располагается один язычок, работающий на вдохе или выдохе. Каждый язычок настраивается на свою высоту звука. В каталоге фирмы "Hohner" существует большое количество моделей подобной конструкции. Бывает, что модель представлена только в тональностях С и G. В такой конструкции четыре отверстия перекрывают диапазон в одну октаву. Другие модели могут выпускаться в мажорных тональностях А, В, Вb С, Db, E, Еb, F, F#, G и Аb. На таком инструменте с десятью отверстиями можно играть уже в 3-х октавах.

Есть гармошки с минорным строем С или G. Они также имеют десять отверстий и перекрывают 3 октавы.

Существует модель и для блюзовых музыкантов, которая выпускается в различных тональностях и работает в 3-х октавах.

Расположение нот для одно-язычковой конструкции с 10-ю отверстиями вы можете посмотреть здесь.

Отверстия 1-3 и 8-10 используются для извлечения аккордов. А через отверстия 4-7 вы можете полностью исполнить диатоническую гамму. Ноты гаммы играются как последовательность выдохов и вдохов. Натуральный до-мажор включает в себя следующие ноты: С(до) D(pe) Е(ми) F(фа) G(соль) А(ля) В(си) С(до). Чтобы исполнить эту восходящую гамму вверх, нужно проделать следующую последовательность действий: выдох (C), вдох (D), выдох (Е), вдох (F), выдох (G), вдох (А), вдох (В) и выдох (C). При нисходящем движении выполните те же действия, но уже в обратном порядке.

Второй способ настройки - тремоло. Такие гармошки имеют ряд двойных отверстий. Каждое отверстие оборудовано двумя язычками, настроенными на одну ноту. Однако при этом один из язычков настраивается чуть выше. При звукоизвлечении эта едва заметная разница в настройке создает вибрацию, напоминающую эффект тремоло. Существуют одиночные, двухсторонние, квартетные и секстетные модели подобных гармошек, с диапазоном от двух до четырех октав. Каждая из моделей выпускается в нескольких тональностях. Одиночная модель представляет собой гармошку с одним рядом двойных отверстий. Двухсторонняя имеет два ряда отверстий с разным строем, располагающихся с противоположных сторон корпуса. Другие модели представляют собой от 4-х до 6-ти гармошек в разных тональностях, закрепленных на едином держателе.

Третий тип настройки губных гармошек - октавный. Конструктивно он не отличается от предыдущего. Разница лишь в том, что язычки расположенные в двойных отверстиях настраиваются в октавный интервал. Такие модели обладают мощным звуком без всякой вибрации. Гармошки с таким вариантом строя существуют лишь в одиночном или двухстороннем варианте.

Хроматические гармошки

Тип гармошки, который позволяет исполнителю извлекать и полутона, называется хроматической губной гармошкой. Подобный инструмент был предложен фирмой "Hohner" в 1920 году. Существует два типа хроматических гармошек: для игры соло и для аккомпанемента. Первая разновидность, как видно из названия, предназначается для игры соло или в ансамбле. На таком инструменте полутона извлекаются при помощи слайдера, то есть кнопки, располагающейся на одной из боковых сторон корпуса инструмента.

Диапазон хроматических гармошек может составлять от 2-х до 4-х октав. Существуют модели для начинающих и для профессионалов. 2-х октавная хроматика имеет диапазон от С 1-й октавы до С# 3-й октавы. На профессиональной модели в 2 1/2 октавы можно играть от С 1-й октавы до F# 3-й октавы. 3-х октавные модели также выпускаются как для начинающих, так и для профессионалов. Их диапазон также начинается от С 1-й октавы. 4-х октавные, профессиональные модели имеют диапазон от С малой октавы до D 4-й октавы. Когда слайдер на хроматической гармошке отжат, то исполнитель имеет доступ к диатоническим нотам (белые клавиши ф-но), а когда слайдер нажат - к полутонам (черным клавишам).

Другим типом хроматики является басовая гармоника, которая используется в оркестровом аккомпанементе. Эти инструменты работают в басовом регистре, начиная от ноты Е, расположенной в контроктаве. Еще одним аккомпанирующим инструментом является 48-аккордовая гармошка. Этот инструмент используется в ансамблевом аккомпанементе. Модель "Hohner The 48 Chord" представляет собой две соединенные друг с другом гармошки с 12-ю аккордами на вдохе или выдохе в каждой, что в сумме дает 48 аккордов. Причем это могут быть мажорные, минорные, доминантовые, уменьшенные и увеличенные аккорды. Этот инструмент имеет 96 двойных отверстий и 384 язычка. При длине в 58,4 см - это самая длинная губная гармошка в мире.

Расположение нот на гармошке

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...