Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Устройство губной гармошки




Основой инструмента являются две пластины с язычками, верхняя работает на выдохе, а нижняя на вдохе. Эти пластины находятся внутри корпуса, который в свою очередь закрывают две накладки. Каждая пластина имеет прорези разной длины, над которыми заклепкой за один конец крепятся язычки соответствующего размера.





Воздушная струя, направленная в корпус или из него, проходит над язычками и заставляет их вибрировать. Однако звучание инструмента определяется не вибрацией язычков. Вы можете убедиться в этом, если снимите накладку и подцепите один из них. Вы услышите тоненький звук "пинь", не имеющий ничего общего со звучанием гармошки. На самом деле эффект создается тогда, когда вибрирующий язычок прерывает воздушную струю. По тому же самому принципу работает и сирена. Зазор между язычком и краями соответствующей прорези чрезвычайно мал, поэтому, когда язычок во время вибрации попадает в прорезь, проход для воздушной струи временно перекрывается. Когда язычок проходит прорезь в ту или другую сторону, путь для воздуха вновь остается открытым. Таким образом, звучание губной гармошки определяется колебаниями воздушной струи. Язычки это не гитарные струны, звучание которых усиливает акустический резонатор. Скорее их можно сравнить с пружинами, которые заставляют вибрировать воздушную струю.

Миниатюрная губная гармошка не обладает таким большим акустическим резонатором, как скрипка или гитара. В ней нет ничего, что может усилить звук, который создается исполнителем. Вот почему гармошка настолько зависит от возможностей музыканта.

Существует мнение, что звук этого инструмента во многом определяется материалом, из которого изготовлен корпус. Возможно так оно и есть, однако уловить эту разницу могут только очень опытные специалисты.

 

 

Продолжающим

Артикуляция

Артикуляция на губной гармошке осуществляется при помощи языка. Именно язык используется при извлечении повторяющихся нот (например 4-х подряд на выдохе), а также при создании специальных эффектов. Причем в данном случае все происходит совсем не так, как при звукоизвлечении одиночной ноты методом "блокирования языком".

Если вы извлекаете одиночную ноту методом "свистка", то повторить ее несколько раз можно двумя различными способами. Первое, что приходит в голову - это сделать подряд несколько выдохов (или вдохов). Но проблема заключается в том, что проделать это с короткими длительностями в достаточно быстром темпе иногда бывает физически невозможно. Кроме того, существует вероятность, что при этом ноты будут отличаться низкой разборчивостью (то есть вместо нескольких коротких нот вам будет слышаться одна длинная). Естественно, что такой способ не требует использования языка, более того, это даже не желательно.

Второй, и наиболее удачный способ артикуляции, наоборот подразумевает артикуляцию при помощи языка. В этом случае ноты становятся более разборчивыми даже в достаточно быстрых темпах. На выдохе вы совершаете повторяющееся движение языком как при произношении звука "та". Этот звук мягкий, как в английском языке. Язык при этом касается нёба. При вдохе вы совершаете движение, как при произношении звука "да". Язык при этом касается зубов.

Выбор этих звуков обусловлен тем, что они позволяют вашему рту находиться в полуоткрытом состоянии. А это обеспечивает более полное богатое звучание повторяющихся нот.

Чем больше сочетаний гласных и согласных вы можете произнести, тем больше вариантов звучаний сможете получить на губной гармошке.

Среди наиболее распространенных комбинации можно назвать "да", "та", "дит", "тук", "тука", "до", "ди", "ту", "ки", "уи" и так далее.

Кстати, большим разнообразием различных вариантов артикуляции на диатонической губной гармошке отличаются Сонни Терри (Sonny Terry) и Джон Майалл (John Mayall).

Вообще говоря, каждый исполнитель имеет свой набор приемов артикуляции и вариантов звучаний. Некоторые используют язык для получения звуковых эффектов, некоторые для чистого звукоизвлечения одиночной ноты, однако, большинство все-таки прибегают к помощи языка для решения обеих вышеперечисленных задач.

Использование ладоней

Чтобы научиться использовать звуковые эффекты, вы в первую очередь должны понять их природу и определить ситуации, в которых они будут уместны. Секрет правильного положения гармошки в ваших ладонях заключается в том, что последние должны образовывать максимально большую и по возможности непроницаемую для воздуха камеру, которая станет своеобразной ловушкой для извлекаемого вами звука. Эта камера должна примыкать к задней стороне гармошки. Чем больше и герметичнее она будет, тем лучше будет звучание используемых вами эффектов. Когда ладони замкнуты, уровень звука понижается, когда раскрыты - громкость увеличивается. Если вы поймете это, то следующие советы не будут для вас бессмысленным набором рекомендаций.

Итак, мы держим гармошку таким образом, что смыкание и размыкание ладоней может изменить звучание ноты или аккорда. Такой эффект известен под названием "тремоло". Он придает вибрацию нотам и аккордам с большой длительностью, которые обычно встречаются в конце музыкальных фраз. В этом случае изменяется не высота звучащей ноты (что обычно бывает при использовании приема "вибрато"), а ее громкость. Образно говоря, вы удерживаете извлеченный звук в созданной вашими ладонями камере, а затем, размыкая их, выпускаете его на свободу.

При сомкнутых ладонях звук получается более тихим, приглушенным, при разомкнутых - его громкость увеличивается. Правда здесь есть еще один нюанс. Чтобы тремоло было эффективным, недостаточно одного правильного положения ладоней. Кроме этого вы должны извлечь ноту или аккорд настолько громко, чтобы разница в динамике (громко - тихо) была достаточно ощутимой. Если силы в ваших нотах будет недостаточно, то размыкание ладоней не даст никакого заметного эффекта.

Для оптимального достижения звуковых эффектов лучше, чтобы гармошка находилась в вашей левой руке (независимо от того левша вы или нет). Здесь основное значение имеет тот факт, что большая часть формируемой вашими ладонями камеры должна располагаться возле отверстий, соответствующих нижним нотам. По мере своего прогресса вы все больше будете играть именно в этой части диапазона. А эффекты лучше накладываются на звуки, исходящие из той части камеры, которая имеет больший объем. При этом имеется в виду, что гармошку вы держите так, что нижние ноты располагаются левее, как на фортепианной клавиатуре.

Возьмите гармошку между большим и указательным пальцами левой руки настолько близко к заднему краю, насколько это только возможно. Левый край инструмента должен упираться в промежуток между основаниями большого и указательного пальцев. Сначала это может вызвать у вас неудобство, однако через неделю вы привыкните к такому положению. Почему же нужно держать гармошку поближе к заднему краю? Да потому, чтобы освободить больше пространства для ваших губ (вспомните главное правило для извлечения одиночных нот).

С левой рукой мы разобрались. Теперь перейдем к правой. Сделайте так, чтобы ладонь была плоской (пальцы сомкнуты), а большой палец находился по отношению к остальным почти под прямым углом. Сомкните основания ладоней, при этом форма правой не изменяется. Можно сказать, что пальцы правой ладони практически параллельны пальцам левой, однако при этом они располагаются под углом около 30 градусов вправо относительно вашей груди. Торчащий большой палец теперь можно убрать, чтобы он не упирался в ваши губы или лицо.

Теперь, чтобы добиться звукового эффекта, вы должны отклонить правую ладонь еще больше назад. При этом запястья обеих рук остаются сомкнутыми. Контролируйте себя при помощи зеркала. Это поможет вам найти и устранить щели между сомкнутыми ладонями. Они должны быть плотно сжаты, особенно на уровне тыльной стороны гармошки. Попробуйте раскрыть правую ладонь, а затем вернуть ее в исходное положение. При закрытой правой ладони извлеките через 4-е отверстие по возможности чистую громкую одиночную ноту на выдохе. Теперь, пока нота продолжает звучать, отклоните ладонь правой руки назад, не разъединяя запястья рук. Вы сразу услышите, как меняется звук. Далее, не прерывая звукоизвлечения, поочередно открывайте и закрывайте ладонь правой руки с определенной скоростью. Таким образом вы и получите эффект тремоло. Он должен одинаково работать как на вдохе, так и на выдохе. Так что попробуйте исполнить тремоло с чередованием вдоха и выдоха через 4-е отверстие.


Пример

Если при использовании этого эффекта, вы не слышите изменений в силе звука, значит между сомкнутыми ладонями есть щели, через которые и происходит утечка воздуха. Если их обнаружить не удается, значит, причина в недостаточно сильном звукоизвлечении.

Попробуйте записать себя на магнитофон, это поможет вам оценить свои усилия более объективно. На первый взгляд все вышеописанное может показаться ужасно сложным, однако, позанимавшись неделю или чуть больше, вы будете воспринимать эти вещи более спокойно.

Вполне естественно, что руки у начинающего будут уставать довольно быстро. Скажу еще раз, не пытайтесь перебороть себя, но и не сдавайтесь раньше времени. Не забывайте периодически контролировать себя при помощи зеркала. Запомните, что эффект тремоло применяется обычно к нотам с большой длительностью, которые встречаются обычно в конце музыкальной фразы или риффа. Частое использование тремоло снижает производимый им эффект, однако, если вы любите его, и в вашем исполнении он звучит убедительно, то без сомнений пользуйтесь им, когда посчитаете нужным.

Использование языка

Здесь я хотел бы рассказать об использовании языка при игре на губной гармошке.
Врятли, какой исполнитель на губной гармонике не использует язык в своей технике. С помощью языка можно получить очень интересный звук, а так же ритмические мелодические эффекты.

Артикуляция используется для придания мелодии более ритмичной окраски (очень чётко получается играть стаккато) и при игре быстро повторяющихся нот. Для этого нужно, играя на гармонике, отстукивать кончиком языка по нёбу, как бы произнося слог «та». Особо большой разницы в том, что вы там произносите, нет. Это может быть «та», «да», «ту», «ти» и так далее. Возможны также и сочетания слогов. Например, у Дона Бекера есть композиция, где он артикулирует триоли. Выглядит это примерно так:

«Тид-ли - Тид-ли - Тид-ли - Тид-ли - Тид-ли - Тид-ли – Та - Та» и так далее.

Естественно, артикулировать можно, как и вдох, так и выдох. При этом важно следить, чтобы в артикуляции участвовал только язык и никак не губы. Так же важно помнить, что повторяющиеся ноты не нужно модулировать лёгкими, а только языком – только один вдох и только один выдох (либо смена дыхания).

Артикулируя в 3 или 4 отверстия одновременно можно получить аккорды, имитирующие поезд, особенно, если научится делать это быстро и ритмично.

Другие интересные ритмические эффекты могут быть получены, при артикуляции разных слогов при игре аккордов, например:

«Ху-Ка-Ти-Ка, Ху-Ка-Ти-Ка… или Ху-Ка-Та, Ху-Ка-Та»....

Тремоло

Так же, при помощи языка можно получить небольшое тремоло. Это особенно актуально для исполнителей, которые не могут использовать руки для этого, например, при игре на гармошке, зажатой в холдер, и на гитаре одновременно.

Язык в этом случае должен достаточно быстро перемещаться по небу за верхними зубами: вправо-влево-вправо-влево… Это достаточно просто.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...