Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классические концепции управления.




Понятие мен-та, его основные категории, используемые в теории и практике.

М-т - это область знаний и проф. дея-ть, направл. на формирование целей орг-ции и их достижения путем рационального использования имющихся ресурсов. Осн. цель м-та: обеспечение гармонии орг-ии, т.е. согласованного и эфф. функционир-ия всех внутр. и внешн. элементов орг-ии. На содержание м-та оказывает влияние 2 группы факторов: сущ-ие тенденции в развитии орг-ии; специф. национ. факторы развития экономики.

Совр. тенденции в развитии орг-ции: 1) Развитие традиц. орг-ии имело поступат. хар-р, характеризовалось непрерывностью, большое значение иммел прошлый опыт. М-т характер. практ.мышления. Соврем. орг-ция характ-ся прерывностью в своем развитии, неопред-ью, относительностью значения опыта. В менеджере ценится ситуационное мышление (оценивать ситуацию и искать решения для данной сит.)

Задача менеджера – создать повторение жизненных циклов орг-ии.

2) Традиц. орг-я характер. прозрачностью всех процессов, опред-ью технологии, низким уровнем

риска. Реш. проблем носили дискретный хар-р. Совр.орг-ия характер-ся закрытостью процессов, их неопрд-ью, имеется тенденция к росту риска, решения проблем носит системный хар-р.

3) Осн. в развитии трад. орг-ии являлось ее внутр. динамика. Орг-ия слабо зависела от влияний среды, м-т в орг-ии ориентировался на отдельные задания, отд. группы исполнителей. В соврем. резкое возрастание значения динамики внешн. среды, зав-ть орг-ии от вн. среды, на первый план выходит проблема адаптации к вн. среде. Содержание м-та можно рассматривать в трех аспектах: как науку и искусство управления; как вид деят-ти и процесс принятия управл. решения; как аппарат

управл. деят-тью орг-ции. Категория м-та - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существ. св-ва и устойчивые отношения в процессах управл. орг-цией. К основным

категориям относят: объект и субъект м-та, ф-ции м-та, виды м-та, методы м-та,

принципы. Объектом м-та явл. орг-ция – как сознательно координируемое для

достижения установленных целей сообщество людей. Вид объекта: операция, проект,

система. Уровень объекта: раб. место, участок, цех, произ-во, предпр.,

объединение предпр. Функцион. области: инновации, пр-во, снабжение, сбыт,

персонал, финансы… Субъекты м-та, м-ры – рук-тели различного уровня, занимающие

пост. дол-ть в орг-ции и наделенные полномочиями принятия решения в опред.

сфере деят-ти орг-ции. Различают три вида м-та по их иерархич. уровню: высший,

средний и нижний. На одном уровне имеются раличные зоны, своя гориз. структура

– функцион. области управления.

Виды м-та – это специальные области управл. деят-ти, связанные с решением

определ. задач в управлении. Различают общий и функциональный менеджмент. Общий

м-т заключается в управлении деят-тью орг-ции в целом или ее самост. хоз.

единиц. Функц. м-т заключ. в управл. определ. сферами деят-ти орг-ции. (напр.

персоналом, маркетингом, финансами). По признаку содержания различают

нормативный, стратег. и оперативный м-т. Норм. м-т предусматривает разработку и

реализацию философии орг-ции, ее предпринимат. политики, определение позиции

орг-ции в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегич. намерений.

Стратегич. м-т предполагает выработку набора стратегий, их распределение во

времени, формирование потенциала успеха орг-ции и обеспечение стратегич.

контроля за их реализацией. Оператив. м-т предусматривает разработку

тактических и оперативных мер, направл. на практич. реализацию принятых

стратегий развития орг-ции.

Ф-ции м-та определяют устойчивый состав специфич. видов управл. деят-ти,

характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложений.

Различают: общие (формирование целей, планирование, орг-ция и контроль), технологич. (решения и коммуникации) и социально-психологи. (делегирование и

мотивация).

Методы м-та – это система правил и процедур принятия управл. решения по

различным задачам с целью эффект. развития орг-ции. Методы м-та позволяют

снизить интуитивный хар-р управления, внести упорядоченность, обоснованность и

эффект. орг-цию в построение и фукцион-ние системы управления орг-ции.

Осн. факторы, влияющие на становление и развитие м-та в рос. экономике.

1)Формирование рыночного механизма и сочетание его с госуд. регулированием.

2)Изменение в структуре потребностей общества в продукции и услугах, ориентация

мен-та преимуществ. на удовлетворение потребностей в предметах потребления.

3) Обострение внутр. конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижение спроса на традицион. отечеств. товары и услуги.

4) Интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к междунар. стандартам.

5) Усиление социальных и эколог. требований к деят-ти орг-ции, ориентация м-та на внешн. факторы эффективности орг-ции. 6)Возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация (разнообразие деят-ти) и кооперация (объед. компаний в многоуровн. орг-цию) орг-ций.

7) Профессионализация мен-та, повышение его обществ. значимости и оценки, стремление к обучению и повышению профес. квалификации.

Принципы эффективного мен-та.

Принципы мен-та – это общие закономерности и устойчивые требования, присоблюдении кот. обеспечивается эффект. развитие орг-ции. К числу важн. относят:

-п. целостности предполагает необх-ть рассмотрения орг-ции как целостной

соц.-эконом. системы; -п. иерархической упорядоченности регламентирует уровень

дифференциации процессов управления в орг-ции (распределение властных

полномочий); -п. целевой направленности развития определяет приоритет целевой

стратегич. ориентации орг-ции и достижение этих целей как важнейший критерий

эффект-ти мен-та; -п. научной обоснованности и оптимальности формулирует

необх-ть использования научного подхода, методов и инстр-тов м-та для

обоснования управл. решения; -п. рацион. сочетания централизации и децен-ции

устанавливает требование рацион. разделения управл. процедур и решений на базе

обоснованного делегирования, полномочий, ответственности м-та; -п.

демократизации предполагает использование поведенч. инструментов м-та для

мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров.

Связь фаз промышл. развития и сложности рыночного окружения с методами

Мен-та.

Методы и формы мен-та изменялись в связи с прохождением общества фаз пром.

развития: 1)фаза массового произ-ва – нач. 20в. по 30-е годы. характеризовалась

выпуском стандартной продукции, неогранич. рынками сбыта, низкой себ-ти прод.,

мен-т направлен внутрь фирмы на снижение произ. издержек; 2)фаза массового

произ-ва – 30-60-е годы- хар-ся выпуском дифференциров. прод., бурно развив.

маркетинг, возрастает внимание м-та к формированию имиджа фирм;

3)постиндустриальная фаза – от 60-х до сегодня – хар-ся жесткой конкуренцией,

быстрым устареванием основного капитала и интернац-ция предпр-ва, осн. внимание

м-та направлено на решение стратегич. задач, страт. маркетинг.

Классические концепции управления.

Тейлор исследовал труд. процесс, ввел контроль за рацион. использ. труда и

хронометраж. Он на практике отыскал тот V работы, соответствующим образом

выполняя кот. рабочий наиболее рационально может отдавать свою раб. силу в теч.

длит. времени. Черты: 1) тесное сотрудничество адм-ции и рабочих; 2)

расчленение операций на сост. элементы; 3) введение оплат труда, стимулир рост

выработки

Эмерсон разработал 12 принципов производ-ти. Точность целей для каждого уровня

рук-ва, здравый смысл в анализе новых ситуаций, компетентность

консультирования, дисциплина и диспетчирование, справедливое отношение к

персоналу, быстрый и полный учет, нормы и расписания, нормирование операций,

стандартные инструкции, вознаграждение за произ-ть.

Форд внедрил модель модель Тейлора в массовом пр-ве машин, осуществл. пр-ва по

стандартным технологиям, непрерывные технол. процессы, четкая система контроля

и план-ния.

Бюрократич. школа (Вебер). Гл. идея – четкое разделение задач, обяз-тей и

компетенции м-ров, специализация ф-ций, строго иерархич. построение служб,

рук-во по четко установлен. правилам, высокая роль документооборота.

Админист. школа Файоль. формулирует систему мер по рационализации не только

пр-ва, но и управл., введение в практику ф-ций управл.: предвидение, орг-ция,

рук-во, контроль. Разделение труда, полномочия и ответ-ть, дисциплина,

единоначалие, единство рук-ва, подчинение частных интересов общим.

вознаграждение. централизация, порядок, справедливость, стабильность рабочего

места для персонала, инициатива, корпоративный дух.

Психотехнич. подход.- исследование физиолог, психолог. факторов влияния на

производ-ть персонала.

6.Современные концепции управления.

1)Сущность новых подходов отражает концепция м-т без иерархии, кот. ставит

цели: -отказ от легитимизации права одностороннего распорядительства над

ресурсами и инф-цией (любой может получить инф-цию); -деперсонализация властных

полномочий и отмена дуального принципа «санкция» и «вознаграждение»;

-учреждение автономных групп с высоким потенциалом саморегулиров; -утверждение

гуманных ценностей и форм поведения взамен односторонней ориентации на экон.

рез-т; -учет эконом. требований в принятии предпр. решений.

2)Just-in Time Producton (точно в срок) – это фил-фия м-та, нацеленная на

устранение потерь в пр-ве и в смежных с ним сферах деят-ти. Изготовлению

подлежит только то кол-во, кот. необходимо к заданному сроку.

3)Total Quality Control (всеобщий котроль качества) – концепция

гарантированного качества, предполаг. охват работников всех произв. звеньев для

полноты удовлетворения запросов потребителя

4)Total Productive Maintenance (всеобщее повышение эффект-ти произв). Концепция

ориентирует на комплексное повышение эф-ти производ. системы за счет вовлечения

в этот процесс всех работников орг-ции.

5)бенчмаринг – направлена на мониторинг последних достижений основных

конкурентов во всех функц. сферах, тенденций развития техники и технологии и

использования этой инф-ции при определении стратегии развития орг-ции.

6)реинженеринг – это перепроектирование бизнес-процессов с чистого листа с

целью их качеств. улучшения, ликвидации наслоения организац. хар-ра, учета

совр. возм. в технике и технологии

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...