Классические концепции управления.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Понятие мен-та, его основные категории, используемые в теории и практике. М-т - это область знаний и проф. дея-ть, направл. на формирование целей орг-ции и их достижения путем рационального использования имющихся ресурсов. Осн. цель м-та: обеспечение гармонии орг-ии, т.е. согласованного и эфф. функционир-ия всех внутр. и внешн. элементов орг-ии. На содержание м-та оказывает влияние 2 группы факторов: сущ-ие тенденции в развитии орг-ии; специф. национ. факторы развития экономики. Совр. тенденции в развитии орг-ции: 1) Развитие традиц. орг-ии имело поступат. хар-р, характеризовалось непрерывностью, большое значение иммел прошлый опыт. М-т характер. практ.мышления. Соврем. орг-ция характ-ся прерывностью в своем развитии, неопред-ью, относительностью значения опыта. В менеджере ценится ситуационное мышление (оценивать ситуацию и искать решения для данной сит.) Задача менеджера – создать повторение жизненных циклов орг-ии. 2) Традиц. орг-я характер. прозрачностью всех процессов, опред-ью технологии, низким уровнем риска. Реш. проблем носили дискретный хар-р. Совр.орг-ия характер-ся закрытостью процессов, их неопрд-ью, имеется тенденция к росту риска, решения проблем носит системный хар-р. 3) Осн. в развитии трад. орг-ии являлось ее внутр. динамика. Орг-ия слабо зависела от влияний среды, м-т в орг-ии ориентировался на отдельные задания, отд. группы исполнителей. В соврем. резкое возрастание значения динамики внешн. среды, зав-ть орг-ии от вн. среды, на первый план выходит проблема адаптации к вн. среде. Содержание м-та можно рассматривать в трех аспектах: как науку и искусство управления; как вид деят-ти и процесс принятия управл. решения; как аппарат
управл. деят-тью орг-ции. Категория м-та - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существ. св-ва и устойчивые отношения в процессах управл. орг-цией. К основным категориям относят: объект и субъект м-та, ф-ции м-та, виды м-та, методы м-та, принципы. Объектом м-та явл. орг-ция – как сознательно координируемое для достижения установленных целей сообщество людей. Вид объекта: операция, проект, система. Уровень объекта: раб. место, участок, цех, произ-во, предпр., объединение предпр. Функцион. области: инновации, пр-во, снабжение, сбыт, персонал, финансы… Субъекты м-та, м-ры – рук-тели различного уровня, занимающие пост. дол-ть в орг-ции и наделенные полномочиями принятия решения в опред. сфере деят-ти орг-ции. Различают три вида м-та по их иерархич. уровню: высший, средний и нижний. На одном уровне имеются раличные зоны, своя гориз. структура – функцион. области управления. Виды м-та – это специальные области управл. деят-ти, связанные с решением определ. задач в управлении. Различают общий и функциональный менеджмент. Общий м-т заключается в управлении деят-тью орг-ции в целом или ее самост. хоз. единиц. Функц. м-т заключ. в управл. определ. сферами деят-ти орг-ции. (напр. персоналом, маркетингом, финансами). По признаку содержания различают нормативный, стратег. и оперативный м-т. Норм. м-т предусматривает разработку и реализацию философии орг-ции, ее предпринимат. политики, определение позиции орг-ции в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегич. намерений. Стратегич. м-т предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха орг-ции и обеспечение стратегич. контроля за их реализацией. Оператив. м-т предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направл. на практич. реализацию принятых стратегий развития орг-ции.
Ф-ции м-та определяют устойчивый состав специфич. видов управл. деят-ти, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложений. Различают: общие (формирование целей, планирование, орг-ция и контроль), технологич. (решения и коммуникации) и социально-психологи. (делегирование и мотивация). Методы м-та – это система правил и процедур принятия управл. решения по различным задачам с целью эффект. развития орг-ции. Методы м-та позволяют снизить интуитивный хар-р управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффект. орг-цию в построение и фукцион-ние системы управления орг-ции. Осн. факторы, влияющие на становление и развитие м-та в рос. экономике. 1)Формирование рыночного механизма и сочетание его с госуд. регулированием. 2)Изменение в структуре потребностей общества в продукции и услугах, ориентация мен-та преимуществ. на удовлетворение потребностей в предметах потребления. 3) Обострение внутр. конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижение спроса на традицион. отечеств. товары и услуги. 4) Интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к междунар. стандартам. 5) Усиление социальных и эколог. требований к деят-ти орг-ции, ориентация м-та на внешн. факторы эффективности орг-ции. 6)Возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация (разнообразие деят-ти) и кооперация (объед. компаний в многоуровн. орг-цию) орг-ций. 7) Профессионализация мен-та, повышение его обществ. значимости и оценки, стремление к обучению и повышению профес. квалификации. Принципы эффективного мен-та. Принципы мен-та – это общие закономерности и устойчивые требования, присоблюдении кот. обеспечивается эффект. развитие орг-ции. К числу важн. относят: -п. целостности предполагает необх-ть рассмотрения орг-ции как целостной соц.-эконом. системы; -п. иерархической упорядоченности регламентирует уровень дифференциации процессов управления в орг-ции (распределение властных полномочий); -п. целевой направленности развития определяет приоритет целевой стратегич. ориентации орг-ции и достижение этих целей как важнейший критерий эффект-ти мен-та; -п. научной обоснованности и оптимальности формулирует
необх-ть использования научного подхода, методов и инстр-тов м-та для обоснования управл. решения; -п. рацион. сочетания централизации и децен-ции устанавливает требование рацион. разделения управл. процедур и решений на базе обоснованного делегирования, полномочий, ответственности м-та; -п. демократизации предполагает использование поведенч. инструментов м-та для мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров. Связь фаз промышл. развития и сложности рыночного окружения с методами Мен-та. Методы и формы мен-та изменялись в связи с прохождением общества фаз пром. развития: 1)фаза массового произ-ва – нач. 20в. по 30-е годы. характеризовалась выпуском стандартной продукции, неогранич. рынками сбыта, низкой себ-ти прод., мен-т направлен внутрь фирмы на снижение произ. издержек; 2)фаза массового произ-ва – 30-60-е годы- хар-ся выпуском дифференциров. прод., бурно развив. маркетинг, возрастает внимание м-та к формированию имиджа фирм; 3)постиндустриальная фаза – от 60-х до сегодня – хар-ся жесткой конкуренцией, быстрым устареванием основного капитала и интернац-ция предпр-ва, осн. внимание м-та направлено на решение стратегич. задач, страт. маркетинг. Классические концепции управления. Тейлор исследовал труд. процесс, ввел контроль за рацион. использ. труда и хронометраж. Он на практике отыскал тот V работы, соответствующим образом выполняя кот. рабочий наиболее рационально может отдавать свою раб. силу в теч. длит. времени. Черты: 1) тесное сотрудничество адм-ции и рабочих; 2) расчленение операций на сост. элементы; 3) введение оплат труда, стимулир рост выработки Эмерсон разработал 12 принципов производ-ти. Точность целей для каждого уровня рук-ва, здравый смысл в анализе новых ситуаций, компетентность консультирования, дисциплина и диспетчирование, справедливое отношение к персоналу, быстрый и полный учет, нормы и расписания, нормирование операций, стандартные инструкции, вознаграждение за произ-ть.
Форд внедрил модель модель Тейлора в массовом пр-ве машин, осуществл. пр-ва по стандартным технологиям, непрерывные технол. процессы, четкая система контроля и план-ния. Бюрократич. школа (Вебер). Гл. идея – четкое разделение задач, обяз-тей и компетенции м-ров, специализация ф-ций, строго иерархич. построение служб, рук-во по четко установлен. правилам, высокая роль документооборота. Админист. школа Файоль. формулирует систему мер по рационализации не только пр-ва, но и управл., введение в практику ф-ций управл.: предвидение, орг-ция, рук-во, контроль. Разделение труда, полномочия и ответ-ть, дисциплина, единоначалие, единство рук-ва, подчинение частных интересов общим. вознаграждение. централизация, порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух. Психотехнич. подход.- исследование физиолог, психолог. факторов влияния на производ-ть персонала. 6.Современные концепции управления. 1)Сущность новых подходов отражает концепция м-т без иерархии, кот. ставит цели: -отказ от легитимизации права одностороннего распорядительства над ресурсами и инф-цией (любой может получить инф-цию); -деперсонализация властных полномочий и отмена дуального принципа «санкция» и «вознаграждение»; -учреждение автономных групп с высоким потенциалом саморегулиров; -утверждение гуманных ценностей и форм поведения взамен односторонней ориентации на экон. рез-т; -учет эконом. требований в принятии предпр. решений. 2)Just-in Time Producton (точно в срок) – это фил-фия м-та, нацеленная на устранение потерь в пр-ве и в смежных с ним сферах деят-ти. Изготовлению подлежит только то кол-во, кот. необходимо к заданному сроку. 3)Total Quality Control (всеобщий котроль качества) – концепция гарантированного качества, предполаг. охват работников всех произв. звеньев для полноты удовлетворения запросов потребителя 4)Total Productive Maintenance (всеобщее повышение эффект-ти произв). Концепция ориентирует на комплексное повышение эф-ти производ. системы за счет вовлечения в этот процесс всех работников орг-ции. 5)бенчмаринг – направлена на мониторинг последних достижений основных конкурентов во всех функц. сферах, тенденций развития техники и технологии и использования этой инф-ции при определении стратегии развития орг-ции. 6)реинженеринг – это перепроектирование бизнес-процессов с чистого листа с целью их качеств. улучшения, ликвидации наслоения организац. хар-ра, учета совр. возм. в технике и технологии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|