Определение базового рынка
В последнее время все более актуальными становятся вопросы развития издательско-полиграфического комплекса страны в условиях изменяющегося мультимедийного рынка. Это связано прежде всего с тем, что ситуация в посткризисный период в сфере издательско-полиграфической деятельности продолжает оставаться весьма неустойчивой. Серьезные изменения, происходящие в сфере массовых коммуникаций, и связанные со все более широким использованием цифровых платформ, начинают все в большей степени оказывать влияние на дальнейшую перспективу развития не только полиграфического производства, но и всей производственной инфраструктуры (производство оборудования и материалов, бумаги и картона для печати, организация оптовой торговли и сервиса). В системе государственной статистики оценка работы отрасли осуществляется по результатам работы только части типографий, представляющих в основном крупные и средние предприятия, доля которых в общем объеме выпуска печатной продукции существенно превышает 50 процентов. Работа остальных типографий, как правило, относящихся к категории малых предприятий, учитывается обобщенными данными малых предприятий в сводных статистических отчетах по регионам. Для получения объективной оценки промышленного потенциала отечественной полиграфии в рамках данной работы, было проведено дополнительное исследование на базе имеющихся данных Росстата по мониторингу отрасли, экспертных оценок и аналитических расчетов. Для этого все типографии были разбиты на группы, исходя из их производственной мощности и оценочного оборота по основным видам деятельности. В результате были получены следующие данные, которые характеризуют полиграфическую деятельность России в 2015 году:
- I группа – 1405 предприятий, объединяющая крупные и средние типографии (с числом работающих свыше 1000, 500 и 100 человек) – общий годовой оборот производства составляет 85,2 млрд. рублей или 3,5 млрд. долл. США. - II группа– 1712 предприятий, объединяющая средние типографии (с числом работающих от 50 до 100 и от 20 до 50 человек) – общий годовой оборот производства – 42,7 млрд. рублей или 1,7 млрд. долл. США. - III группа – 1862 предприятия, объединяющая малые типографии (с числом работающих до 20 человек) – общий годовой оборот производства – 4,9 млрд. рублей или 0,2 млрд. долл. США. IV группа - 2160 предприятий, объединяющая средние и малые цифровые типографии, и типографии широкоформатной струйной печати общий годовой оборот производства, которых составил 33,4 млрд. рублей или 1,4 млрд. долл. США. На основании выполненной работы можно сделать достаточно объективный прогноз об общей эффективности деятельности субъектов рынка полиграфических работ в 2015 Общий годовой оборот полиграфической промышленности России в 2015 году составил 166,0 млрд. рублей или 6,9 млрд. долл. США, что на 3 % больше уровня 2014 года (161,2 млрд. рублей) и на 12,3 % меньше чем в 2013 году (189,3 млрд. рублей). Результаты статистических данных за 2015 год и экспертная оценка деятельности полиграфических предприятий на протяжении всего года дают основание сделать вывод о том, что уровень производства первой половины этого года не превышал полученный в 2014 году, а основной прирост был достигнут во втором полугодии. В течение 2015 года среди руководящего состава полиграфических предприятий доминировала достаточно трезвая оценка текущей ситуации, присутствовало понимание необходимости постоянной выработки конкретных мер и это, в конечном счете, обеспечило в значительной мере сохранение основного производственного потенциала полиграфической отрасли.
В таблице 1.1 представлен Общий выпуск печатной продукции в натуральных показателях по номенклатуре Росстата в 2015 году.
Таблица 1.1 - Общий выпуск печатной продукции в натуральных показателях по номенклатуре Росстата в 2015 году (код по ОКВЭД 22.2 газеты, книги, прочая (журналы, рекламная, этикетка, упаковка, сопроводительная документация и представительская продукция)
Состояние отечественного рынка полиграфии характеризуется балансом спроса и предложения на выпуск той или иной печатной продукции в тот или иной отрезок времени. Сегодня рынок полиграфических работ уже сформировался и достаточно насыщен. Он включает в себя общефедеральную, межрегиональную и региональную составляющие. По данным Межрегиональной ассоциации полиграфистов (МАП) на полиграфическом рынке страны функционируют более 7 тысяч типографий и комплексов, на которых занято более 200 тысяч человек (таблица 1.2).
Таблица 1.2 - Структурные показатели полиграфии России на 2015г. Количество типографий и работающих на них
Самую большую группу предприятий в полиграфии продолжают составлять типографии с численностью работающих до 50 человек (рисунок 1.1), основной удельный вес среди которых падает на типографии с численностью работающих до 20 человек. Численность занятых в крупных или средних типографиях и малых типографиях распределяется поровну, следовательно, в сфере малого полиграфического бизнеса сегодня занято около 100 тыс. человек.
Рисунок 1.1 – Общая структура полиграфии в России в 2015 году, %
Современное издательско-полиграфическое производство печатной продукции жестко разделилось на две зоны ответственности: - издательская работа: создание контента, его подготовка и передача цифрового оригинал-макета в печать; - полиграфическая реализация издательского проекта: прием и контроль оригинал-макета, печать и сдача готового тиража издания. До недавнего времени сектор допечатных процессов был неотъемлемой частью полиграфии, связывающий создателей контента с конкретным процессом печати. Сегодня он не только выделился в самостоятельную сферу производственной деятельности, но и стал достаточно универсальным для создания любого вида контента, независимо от способа его распространения. Более того, современные допечатные процессы на основе цифровых технологий заложили основу для создания систем сквозного цифрового управления всех ступеней полиграфического производства. С развитием Интернета появились абсолютно новые формы организации производства печатных изданий – размещение заказа, утверждение цветопробы, оформление и доставка тиража, согласование текущих вопросов, все это и многое другое осуществляется в режиме online. Эти процессы расширили возможности издающей организации в сфере децентрализованной печати, позволили преодолеть географические барьеры, из-за которых ранее издательский бизнес был в основном привязан к конкретной типографии. Характерной чертой современной медиа-среды является разделение рыночного пространства на товарные секторы и сегменты, ориентированные на определенный контингент потребителей, что сформировало изменение некогда единого понятия издательско-полиграфического комплекса как отрасли на отдельные сферы производства печатной продукции: отрасль печатных СМИ, книгоиздания, индустрия печатной рекламы, упаковки, цифровая полиграфия и т.п. Все эти направления бизнеса в той или иной мере инициируют новые организационные формы, по-разному восприимчивы к регулирующим воздействиям, неоднозначно влияют на развитие сферы печатной инфраструктуры.
Данный процесс вполне объективный, так как определяется чисто рыночными (экономическими) интересами субъектов общего рынка производства печатной продукции. И это соответствует общемировым тенденциям, но как показывает анализ, в большинстве развитых зарубежных стран, несмотря на дифференцированную рыночную структуру, издательско-полиграфическая сфера деятельности базируется на едином нормативно-техническом комплексе и скоординированном взаимодействии с инфраструктурой печати. В отечественном издательско-полиграфическом комплексе в настоящее время такие условия отсутствуют и, следовательно, узко направленная сегментация рынка печатной продукции нарушает производственное и технологическое единство комплекса, приводит к потере необходимого регулирования ряда организационно-технических вопросов в этой сфере деятельности, оказывающих существенное влияние на функционирование и развитие отраслевого производственного потенциала. Решающим фактором для индустрии печати будет не только развитие спроса на печатную продукцию, но, в первую очередь, усиливающееся давление электронных средств массовой информации. На рисунке 1.2 представлена структура рынка печатной продукции.
Рисунок 1.2 - Структура рынка печатной продукции в 2015 году Коммуникационные технологии будут все больше влиять на все сферы общественной деятельности и иметь повышенное воздействие на рынок печати. С одной стороны, новые информационные технологии будут активно внедряться в полиграфическое производство, и совершенствовать его, обеспечивая дальнейшее развитие, а с другой стороны – вытеснять (замещать) печатную продукцию на информационном рынке. Как показала экспертная оценка, среди основных проблем, продолжавших оказывать влияние на эффективность работы полиграфических предприятий, оставались: - недостаточные темпы роста общего объема печатных работ; - рост дебиторской задолженности за выполненные работы; - уровень цен на полиграфические работы, влияние демпинга; - недостаток собственных оборотных средств и последовательное увеличение стоимости бумаги и других расходных материалов. Если оценивать общее состояние рынка полиграфических работ по завершению текущего года, то следует констатировать, что большинство типографий уже адаптировалось к новым требованиям издательских заказов, на рынке установился определенный баланс “спрос-предложение” за счет вынужденной “консервации” излишних производственных мощностей, в конкурентной борьбе наметилось ужесточение, а в работе с клиентами – улучшение.
Оценивая масштабы инвестиционной деятельности в отрасли в прошедшем году, следует отметить, что она отражает главное направление модернизации в современной полиграфии, связанное с расширением номенклатуры предлагаемых работ, повышением их качества и диверсификацией действующих производств. Несмотря на заметное снижение общего объема инвестиций, в 2015 году было установлено более 220 единиц печатной техники, половину из которых составили цифровые печатные машины промышленного типа. В процессе разработки различных прогнозных вариантов развития полиграфического производства были определены положения и выявлены основные факторы, которые будут оказывать доминирующее влияние на дальнейшее позиционирование полиграфического потенциала в системе коммуникаций. Анализ развития событий последнего времени выявил, что главной проблемой для всего полиграфического бизнес-сообщества остается падение общего объема выпуска печатной продукции, нарастающая тенденция уменьшения масштабов полиграфического производства. Печать уступает ведущие позиции на информационном рынке, ее опережают комплексные интегрированные средства коммуникаций. Неизбежное решение проблемы монетизации в сети для издательств резко ускорит процесс сжатия рынка печатной продукции, но, одновременно, инновационные процессы откроют для полиграфии новые ниши в электронной сфере коммуникаций, в придании специфических свойств продукции, в которой используется печать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|