Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Анализ финансово-хозяйственной деятельности (АФХД) предприятия является важной частью, а по сути, основой принятия решений на микро-экономическом уровне, т.е. на уровне субъектов хозяйствования. Не следует, однако, воспринимать этот вид анализа как простое "расчленение" объекта и описание составляющих его частей. Любой экономический субъект является сложной системой со множеством взаимосвязей как между его собственными составляющими, так и с внешней средой. C помощью аналитических процедур выявляются наиболее значимые характеристики и стороны деятельности предприятия и делаются прогнозы его будущего состояния, после чего на основе этих прогнозов строятся планы производственной и рыночной активности и разрабатываются процедуры контроля за их исполнением. Анализ хозяйственной деятельности выделяется в специальную отрасль экономических знаний. Он заключается в исследовании экономических процессов и явлений, обусловивших их фактов и причин, объективной оценке производственно-хозяйственной деятельности, научном обосновании бизнес-планов и контроле за ходом их выполнения. Анализ позволяет выявить внутрихозяйственные резервы и разработать мероприятия по их реализации, обосновать и распространить передовой опыт хозяйствования в условиях рыночной экономики, выявить и устранить негативные явления в работе предприятий. Он служит базой для принятия оптимальных управленческих решений. Анализ хозяйственной деятельности как практическая деятельность предшествует принятию управленческих решений и сводится к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации, а главное, способствует успешной их реализации. При его проведении изучают экономическую, техническую, технологическую и социальную стороны деятельности предприятий для объективной оценки выполнения планов, прогнозов, динамики хозяйствования, тенденций развития экономики, а главное -- для выявления, изучения и мобилизации резервов повышения эффективности предпринимательской и другой деятельности, разработки оптимальных управленческих решений.
Анализ финансово- хоз. деят-ти предприятия преследует несколько целей: определение финансового положения; выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе; выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии; прогноз основных тенденций финансового состояния. Анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия состоит в общем из следующих основных компонентов: Анализ имущественного положения Анализ ликвидности Анализ финансовой устойчивости Анализ деловой активности Анализ рентабельности Эти составные части тесно взаимосвязаны межу собой и их разделение необходимо лишь для более четкого разделения и понимания выводов по аналитическим процедурам анализа финансово-хозяйственной деятельности организации. Анализ имущественного положения складывается из следующих компонентов: Анализа активов и пассивов баланса Анализа показателей имущественного положения При анализе активов и пассивов баланса прослеживается динамика их состояния в анализируемом периоде. Следует иметь ввиду, что в условиях инфляции ценность анализа по абсолютным показателям значительно снижается и для нейтрализации этого фактора следует проводить анализ также и по относительным показателям структуры баланса. Планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия Устойчивому финансово-хозяйственной деятельности предприятия во многом способствует предварительная работа по планированию всех его доходов и направлений расходования средств.
К задачам планирования финансов относятся: 1) обеспечение производственно-торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами. Определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направления их расходования; 2) установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами; 3) выявление путей наиболее рационального вложения капитала и резервов по его эффективному использованию; 4) увеличение прибыли за счет экономного использования денежных средств; 5) осуществление контроля за образованием и расходованием денежных средств и эффективного вложения капитала. Важный момент финансового планирования – его стратегия. Планирование является одним из тех методов управления экономикой, которые весьма активно и успешно разрабатывались советскими учеными. Роль и значимость планирования вообще и финансового в частности можно достаточно легко обосновать с различных позиций, поэтому банальные дискуссии о том, нужен план или нет, в настоящее время вряд ли уместны; более того, в условиях естественного динамичного развития экономики, стохастичности рынка и постоянно нарастающей конкурентной борьбы роль этой функции, по крайней мере, не уменьшается. Естественно, нарождающиеся рыночные отношения привели не только к внедрению новых для нашей страны экономических категорий, но и к появлению иных подходов к планированию. Прежде всего, следует отметить, что необходимость составления планов определяется многими причинами. Выделим три из них, являющиеся, по нашему мнению, основными: - неопределенность будущего;- координирующая роль плана;- оптимизация экономических последствий. Действительно, если бы будущее компании или предприятия было абсолютно предопределенным, не было бы нужды постоянно разрабатывать планы, совершенствовать методы их составления и структурирования. Отсюда, кстати, видно, что главная цель составления любого плана - не определение точных цифр и ориентиров, поскольку сделать это невозможно в принципе, а идентификация по каждому из важнейших направлений некоторого "коридора", в границах которого может варьировать тот или иной показатель.
Основой для разработки планов предприятия должна служить оценка намечаемых действий с учетом существующих экономических и производственных условий и имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта ресурсов, а также характера рынка, который, как предполагается, будет преобладающим в течение срока действия плана. Важными факторами которые следует учитывать при разработке планов, являются также уровень конкуренции, характер отрасли, в которой действует экономический субъект, и размер самого предприятия. Не следует недооценивать и общий уровень экономического развития и стадию экономического цикла в стране, поскольку они накладывают серьезные ограничения на перспективы развития некоторых видов деятельности. Значение планирования в финансово-хоз.деятельности предприятия трудно переоценить, поскольку именно план представляет собой ориентир, к которому стремится предприятие, и одновременно критерий оценки успешности его деятельности. Инновации в менеджменте Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия. Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций: · использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства; · внедрение продукции с новыми свойствами; · использование нового сырья; · изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения; · появление новых рынков сбыта. Особое значение для менеджмента имеют инновации с мощными преобразовательными функциями. Эти инновации радикально изменят производственный аппарат, имеющий высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства. К таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и технологии. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технологический уровень, можно создавать главные предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое состояние. Новый производственный аппарат требует, как правило, новой организации, управления, маркетинга, новой мотивации, т.е. нового типа инновационного менеджмента. Он предполагает, что будет производиться и новая продукция.
Инновационный менеджмент - особое направление менеджмента, взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. Инновационный менеджмент призван обеспечивать эндогенную гармонизацию - согласование всех внутренних структурных элементов, и экзогенную гармонизацию - согласование предприятия как целостной структуры с внешней средой. Вырабатывает способы, методы, механизмы управления, соответствующие виду инновации. Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии и мер, направленных на реализацию этой стратегии. При этом разработка и выпуск новых видов продукции и услуг становятся приоритетным направлением стратегии предприятия и определяют все другие направления ее развития. К основным целям инновационного менеджмента относятся: · разработка планов и программ инновационной деятельности; · наблюдение за разработкой новой продукции, услуг и технологией их внедрения; · рассмотрение программ создания новой продукции, услуг и технологий; · проведение единой инновационной политики (координация деятельности подразделений организации в этой области); · обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности; · обеспечение квалифицированным персоналом; Международный менеджмент Международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого являются формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и, соответственно, использование экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межгосударственного взаимодействия.
Принципиально структура международного менеджмента схожа со структурой национального (странового), т. е. включает в себя проблемы, охватывающие пять основных сфер управления фирменным бизнесом: 1. исследование, анализ и оценку внешней среды бизнеса и внутренней среды организации; 2. процессы коммуникации и принятие решений (включая модели и методы); 3. базовые функции управления (стратегическое планирование и реализацию стратегий, построение организации, мотивацию, контроль и координацию); 4. вопросы групповой динамики и руководства (лидерство, работу в группах); 5. вопросы эффективности деятельности предприятия (управление персоналом, производством, маркетингом, производительностью в целом). Однако внутри каждой из структурных частей существуют важные различия с национальной моделью. Принципиальное отличие международного менеджмента - это возможность эффективного использования "культурного фактора" практически в любой сфере управления. Реальные уровни конкурентного преимущества такого рода зависят от степени различий культур принимающих стран и страны базирования головной компании. Базовое отличие - содержание, роль и специфика внешней среды бизнеса, поскольку речь идет о его выходе из национальной границы. Управление международным бизнесом значительных масштабов требует качественно иной информационной базы, преодоления языкового барьера и профессионального обеспечения управленческих решений. Во внутренней среде фирмы такие категории, как цели, структура, разделение труда, координация, не предполагают особых отличий от национальной модели, но вопросы потребностей, восприятия, ценностей и целей поведения требуют учета национальных, культурных факторов. Особенности коммуникаций (от особенностей языкового барьера до ритуалов и невербального общения) в значительной степени определяют национально-культурную специфику принятия решений, так как то, что в одной культуре является рациональной моделью принятия решения, в другой может считаться неразумным поведением руководителя. Западный подход делает упор на информационную открытость и вовлечение работника в принятие решений, а в иных культурах это может восприниматься персоналом как слабость руководства и неумение руководить людьми. Успех достижения и рациональная оценка деятельности работника играют при управлении эффективностью деятельности организации первостепенную роль для любой страны, но в регионах Ближнего и Среднего Востока роль личного достижения и личного успеха как мощных мотиваторов эффективной работы несравненно меньше.
Эффективность менеджмента Эффeктивнocть мeнeджмeнтa - этo yпpaвлeниe дeятeльнocтью пpeдпpиятия c минимaльными издepжкaми и мaкcимaльными peзyльтaтaми. В мeнeджмeнтe выдeляют экoнoмичecкyю и coциaльнyю эффeктивнocть. Рeзyльтaтoм экoнoмичecкoй эффeктивнocти являeтcя экoнoмичecкий эффeкт, oтpaжaющийcя нa pocтe пpибыли, cнижeнии издepжeк, пoвышeнии кaчecтвa и т. д. Рeзyльтaтoм coциaльнoй эффeктивнocти являeтcя coциaльный эффeкт. Он зaключaeтcя в пoвышeнии yдoвлeтвopeннocти paбoтникoв oт выпoлняeмoй paбoты, yлyчшeнии ycлoвий тpyдa, пoвышeнии блaгococтoяния paбoтникoв. Взaимocвязь мeждy экoнoмичecкoй и coциaльнoй эффeктивнocтью oчeнь тecнaя, тaк кaк зaчacтyю пpи yлyчшeнии экoнoмичecкoй oбcтaнoвки yлyчшaeтcя и coциaльнaя yдoвлeтвopeннocть, и нaoбopoт, пpи пoвышeнии coциaльнoй yдoвлeтвopeннocти пoвышaeтcя экoнoмичecкaя эффeктивнocть. Пoвышeниe пpибыльнocти пpeдпpиятия пpивoдит к yвeличeнию зapaбoтнoй плaты(ocyщecтвлeнию мaтepиaльнoгo cтимyлиpoвaния) и, кaк cлeдcтвиe, к yдoвлeтвopeннocти paбoтникoв. Пoвышeниe coциaльнoй yдoвлeтвopeннocти в cвoю oчepeдь cпocoбcтвyeт пoвышeнию пpoизвoдитeльнocти и yлyчшeнию кaчecтвa и, кaк cлeдcтвиe, yвeличивaeт пpибыльнocть и т. д. Нo cлeдyeт oтмeтить, чтo мepoпpиятия coциaльнoй нaпpaвлeннocти мoгyт пpинecти cвoи плoды лишь в oтдaлeннoм бyдyщeм, пoэтoмy пoдoбныe дeйcтвия cлeдyeт дoпoлнитeльнo coпocтaвлять co cтpaтeгичecкими и тaктичecкими плaнaми. Фaктopы, пoвышaющиe эффeктивнocть мeнeджмeнтa: 1. взaимoдeйcтвиe в cиcтeмe yпpaвлeния; 2. oптимaльнoe иcпoльзoвaниe вpeмeни. Взaимoдeйcтвиe в cиcтeмe yпpaвлeния пpeдпoлaгaeт влияниe вcex пoдpaздeлeний пpeдпpиятия дpyг нa дpyгa. Знaчeниe взaимoдeйcтвия вoзpacтaeт пo мepe pacшиpeния cпeциaлизaции opгaнизaции. Взaимoдeйcтвиe пoдpaздeлeний пoзвoляeт paбoтaть фиpмe кaк eдинoмy мexaнизмy и иcключить лишниe звeнья. Тaкoe взaимoдeйcтвиe ycиливaeт peзyльтaтивнocть дeятeльнocти нa вcex ypoвняx ee выпoлнeния, в тoм чиcлe и yпpaвлeнчecкoм, тaк кaк нa нeгo cнижaютcя pacxoды. Пyти пoвышeния эффeктивнocти yпpaвлeния: 1. paзpaбoткa пpoблeм yпpaвлeния и cпocoбoв иx paзpeшeния; 2. пocтoяннoe yлyчшeниe тexнoлoгичecкoгo и инфopмaциoннoгo oбecпeчeния yпpaвлeния; 3. coвepшeнcтвoвaниe cиcтeм и мeтoдoв yпpaвлeния; 4. peгyляpнaя пepeпoдгoтoвкa кaк pyкoвoдящeгo cocтaвa, тaк и pядoвыx coтpyдникoв; 5. yдeлeниe знaчитeльнoгo внимaния пoдбopy кaдpoв. Оптимaльнoe иcпoльзoвaниe вpeмeни ocнoвывaeтcя нa чeткoм плaниpoвaнии мeнeджepoм выпoлняeмыx им и пoдчинeнными paбoт: 1. нe cтoит плaниpoвaть нa дeнь бoлee тpex вaжныx дeл и дecяти oбщиx; 2. пocлe выпoлнeния в нaчaлe paбoчeгo дня вaжнoгo дeлa cлeдyeт yтoчнить дaльнeйшиe пpиopитeты; 3. pacпpeдeлeниe ocyщecтвляeмыx фyнкций пo вpeмeни и вaжнocти пpeдпoлaгaeт чeткoe фopмиpoвaниe ycлoвий иx выпoлнeния (opгaнизaцию paбoчeгo мecтa, oбecпeчeниe ycлoвий и cpeдcтв для cooтвeтcтвyющeгo выпoлнeния paбoт). Пocлeдoвaтeльнocть выпoлнeния зaдaний: 1. дeлa cpoчныe и вaжныe; 2. cpoчныe; 3. вaжныe, нo нe cpoчныe; 4. вce ocтaльныe. Менеджмент в техносфере Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата. Это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Техносфера - совокупность элементов среды в пределах географической оболочки Земли, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе. Техносфера является совокупностью абиотических, биотических и социально-экономических факторов. Основные источники техногенных и антропогенных факторов влияния на человека и среду обитания сосредоточены в организациях, занятых производством товаров и оказанием услуг потребителям Менеджмент техносферы изучает: -общие вопросы функционирования и управления современной организацией в структуре товарного рынка. -взаимодействия персонала в коммуникативной сети организации на основе эффективных управленческих решений - сведения о технологии, процедурах разработки и методах принятия решений - системы управления охраной труда - предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях и обеспечения экологической безопасности -методы эколого-экономического анализа и экономические механизмы управления экологической безопасностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|