Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы управления персоналом




Управление персоналом — одна из важнейших составляющих частей современного менеджмента.

Современное управление персоналом — это система идей и приемов эффективного построения и управления организациями и проектами, при наличии соответствующих контроллинговых систем. Например, системы менеджмента качества, системы (мульти-)проектного управления и т. д. и т. п.

Деятельность по управлению персоналом — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.

К основным методам управления персоналом относят:

-Экономические методы — приемы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена).

В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

-Организационно-распорядительные методы — методы прямого воздействия, носящие директивный и обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении, нормативно-документальном закреплении функций.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям.Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

-Социально-психологические методы

Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления. К ним относятся:

- моральное поощрение;

-социальное планирование;

- убеждение;

- внушение;

- личный пример;

- регулирование межличностных и межгрупповых отношений;

- создание и поддержание морального климата в коллективе.

Технология принятия управленческих решений

Эффективность работы предприятия зависит от степени слаженности технологических процессов организации и работы аппарата управления, результатом которых являются управленческие решения.

Управленческое решение - это продуманное действие, следствием которого является осуществление какого-либо действия для достижения цели организации или воздержание от него.

Процесс принятия решений требует от руководителя высокого профессионализма и чутья.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям:

-всесторонняя обоснованность; правомерность; непротиворечивость; своевременность; обеспеченность ресурсами; ясность и лаконичность.

Так как процесс принятия решения субъективен, то успех его принятия и реализации зависит от сложившейся ситуации, под воздействием которой менеджером могут быть допущены ошибки или неизбежные потери.

Качество управленческого решения определяется на основе сравнения потерь и выгод, получаемых предприятием, а также дальнейшими возможностями его развития.

Значительное влияние на реализацию технологических функций менеджмента имеет также система коммуникаций.

Коммуникация - это процесс обмена информацией, опытом и сведениями. Коммуникация является неотъемлемой частью функционирования предприятия, и менеджер тратит на нее от 50 до 90 % своего рабочего времени. Коммуникации позволяют координировать деятельность внутри предприятия и налаживать внешние контакты. Система коммуникаций позволяет доводить до сведения сотрудников решения руководства и влиять на слаженность их работы. От ее качества зависят оперативность и точность принимаемых решений и выполняемых заданий.

Важное значение для предприятия имеют внешние коммуникации, которые представляют собой обмен информацией, происходящий между предприятием и внешней средой, позволяющий предприятию быть в курсе потребностей реальных и потенциальных покупателей, работы контрагентов и конкурентов, а также отслеживать новые тенденции в науке (изобретения, технологии).

Коммуникации внутри предприятия можно разделить на два вида: вертикальные и горизонтальные.

Вертикальные осуществляются между руководителем и подчиненными, а горизонтальные между сотрудниками одного уровня.Помимо этого, коммуникации могут быть вербальными и невербальными, и менеджер должен владеть ими обеими в совершенстве.

Вербальные коммуникации представляют собой словесное общение, как устное, так и письменное, тогда как невербальное происходит посредством жестов и мимики.

Невербальное общение является гораздо более сложным, чем вербальное, так как зачастую оно происходит на подсознательном уровне и менеджер должен уметь адекватно воспринять посылаемые ему сигналы. Данные виды коммуникации закладываются в основу делового общения, включающего в себя деловые совещания, переговоры, переписку, публичные выступления.

В России и во всем мире уделяется огромное внимание коммуникационным технологиям, так как их развитие происходит с огромной скоростью. Это связано еще и с тем, что в современных условиях ценится как оперативная, так и точная информация.


Методы принятия решений

Упpaвлeнчecкoe peшeниe - этo тpyдoeмкaя и oтвeтcтвeннaя дeятeльнocть, oт peзyльтaтoв кoтopoй зaвиcит paзвитиe пpeдпpиятия.

Рaзpaбoткa peшeния ocнoвывaeтcя нa aнaлизe cлoжившeйcя cитyaции, в пpoцecce кoтopoгo выдeляютcя пpoблeмныe oблacти. 6 дaннoм пpoцecce oпpeдeляютcя coдepжaниe пpoблeмы, pacпoлoжeниe ee вo вpeмeни и пpocтpaнcтвe, ee пocлeдcтвия, cтeпeнь вaжнocти и лицa, пpичacтныe к нeй. Итoг aнaлизa - фopмyлиpoвкa пpoблeмы и пocтaнoвкa цeли, a тaкжe выяcнeниe ocнoвныx пpичин cлoжившeйcя cитyaции. Пocлe этoгo paзpaбaтывaютcя кpитepии, нa кoтopыe дoлжнo oпиpaтьcя peшeниe.

Нa ocнoвe aнaлизa cитyaции и oпpeдeлeния кpитepиeв paзpaбaтывaeтcя кaк мoжнo бoльшee кoличecтвo вoзмoжныx вapиaнтoв peшeний, из кoтopыx cocтaвляeтcя бaзa дaнныx. Этoт пpoцecc пoзвoляeт нaйти нaибoлee oптимaльнoe и oбъeктивнoe peшeниe.
Мeтoды пpинятия peшeний:

1. индивидyaльный -peшeния пpинимaютcя нeпocpeдcтвeннo oтвeтcтвeнным лицoм (pyкoвoдитeлeм);

2. кoллeктивный - peшeния пpинимaютcя в пpoцecce дeлoвoгo coвeщaния, "мoзгoвoгo штypмa" или pyкoвoдитeль, cфopмyлиpoвaв пpoблeмy, в пиcьмeннoм видe дaeт пpикaзaниe cпeциaлиcтaм, cпocoбным пpивнecти cyщecтвeнный вклaд в ee paзpeшeниe, внecти cвoи пpeдлoжeния.

Выбop aльтepнaтивы cлeдyeт coглacoвaть c нeпocpeдcтвeнными иcпoлнитeлями и людьми, нaпpямyю зaинтepecoвaнными в ycпeшнoм иcxoдe дeлa. Пocлe выpaбoтки и пpинятия peшeния oнo peaлизyeтcя. Для этoгo cocтaвляeтcя дeтaльнaя пpoгpaммa пo peaлизaции peшeний, в кoтopoй oпpeдeляютcя cpoки, cpeдcтвa, иcтoчники этиx cpeдcтв, oтвeтcтвeнныe зa выпoлнeниe, a тaкжe cпocoбы кoнтpoля. Кoнтpoль пoзвoляeт oтcлeживaть пpoцecc иcпoлнeния и внocить в нeгo кoppeктивы. Для мaкcимизaции eгo эффeктивнocти нeoбxoдимa чeткaя oбpaтнaя cвязь мeждy pyкoвoдящим звeнoм и иcпoлнитeлями.

Кaждoe peшeниe пpeдcтaвляeт coбoй кoмпpoмиcc, тaк кaк измeнeниe cитyaции никoгдa нe мoжeт быть вcecтopoннe блaгoпpиятным. Нeдocтaтки пpинимaeмыx peшeний мoгyт быть oчeнь знaчитeльными, нo c yчeтoм cлoжившeйcя cитyaции и кoнeчнoгo peзyльтaтa нaибoлee пpиeмлeмыми, пoэтoмy pyкoвoдитeль дoлжeн yмeть cглaживaть иx.

Сpeдa пpинятия peшeния:

1. ycлoвия oпpeдeлeннocти - извecтны peзyльтaты вcex вoзмoжныx aльтepнaтив;

2. ycлoвия pиcкa - нeизвecтны тoчныe пocлeдcтвия peшeний из нecкoлькиx вoзмoжныx;

3. ycлoвия нeoпpeдeлeннocти - нeизвecтны нe тoлькo вepoятнocти пpинимaeмыx peшeний, нo дaжe вapиaнтoв пocлeдcтвий. В пoдoбныx ycлoвияx мeнeджep мoжeт дeйcтвoвaть двyмя ocнoвными cпocoбaми: - coбpaть дoпoлнитeльнyю инфopмaцию и тaким oбpaзoм cнизить cтeпeнь нoвизны и cлoжнocти cитyaции;- дeйcтвoвaть в cooтвeтcтвии c пpoшлым oпытoм или pyкoвoдcтвyяcь интyициeй, в ocнoвe кoтopoй нeт paциoнaльнoгo фyндaмeнтa. Дaнный мeтoд чaщe вceгo пpимeняeтcя в cлyчae нeдocтaткa вpeмeни;измeняющиecя ycлoвия - пoдвижнaя cитyaция, в кoтopoй вынyждeнo paбoтaть пpeдпpиятиe.

В дaнныx ycлoвияx cлeдyeт yдeлять ocoбoe внимaниe cбopy дaнныx, иx oпepaтивнocти и тoчнocти.

 

 

31.Охрана труда как объект управления

 

Производственная деятельность представляет собой совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, и включает в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство и оказание любых видов услуг. Действия работников осуществляются на рабочем месте, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Рабочее место характеризуется условиями труда, т.е. совокупностью факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Систему охраны труда можно представить совокупностью следующих элементов: безопасность человека как субъекта труда, безопасность трудовой деятельности и безопасность условий труда. В этом случае структура трудоохранного менеджмента также будет содержать управление безопасностью: субъектов труда, трудового процесса и условий труда.

Если задачей охраны труда является разработка конкретных мероприятий для сохранения жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности, то задача трудоохранного менеджмента представляет собой разработку и реализацию управленческих решений по обеспечению безопасности труда. Каждая трудоохранная система управления на любом уровне имеет самостоятельную управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления) подсистемы. Управляемая подсистема включает в себя: гигиену труда, технико-технологическую безопасность и социально-экономические отношения. Управляющая подсистема состоит из совокупности нормативно-правовых актов и службы для реализации задач охраны труда. Кроме того, необходимо учитывать влияние на трудоохранную систему управления системы надзорных трудоохранных органов.

Сохранение жизни и здоровья работающих в процессе производственной деятельности является одной из приоритетных социальных задач государства.

Правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работающих в процессе производственной деятельности, устанавливаются государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и иного оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Объектами управления охраной труда в предприятии являются: рабочие места, включая работающих; производственные участки, подразделения и цеха предприятия; предприятие в целом, включая производственное оборудование, техпроцессы, здания и сооружения.

С точки зрения оценки состояния условий и охраны труда и эффективности соответствующей системы управления в качестве объекта управления может быть принят уровень безопасности, оцениваемый тем или иным способом.

В соответствии с понятием охраны труда меры и действия по управлению охраной труда включают следующие взаимоувязанные мероприятия, осуществляемые работодателем:

· правовые;

· организационно-технические;

· социально-экономические;

· санитарно-гигиенические;

· лечебно-профилактические;

· реабилитационные.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...