Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системный подход в управлении




Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоу-ренс, Э. Г. Юдин и др.

Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.

По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. Б результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами.

10.Стратегическое планирование

Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Система стратегического планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.
До последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.
Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:

1. Определение миссии и целей организации.

2. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.

3. Выбор стратегии.

4. Реализация стратегии.

5. Оценка и контроль выполнения.

11. Понятие миссии, частные цели
Роль миссии организации состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию извне. Миссия позволяет сориентировать или же даже подчинить интересы «внутренних» по отношению к организации людей интересам «внешних» людей. Определяя то, для чего создана и существует организация, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Существует широкое и узкое понимание миссии.

В широком понимании миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации.

В узком понимании миссия — миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Классификация целей по функциональным областям:
1) Рыночные цели (или внешние программные цели): в области маркетинга и Public Relations, например:
-Объем продаж в натуральном и в стоимостном выражении.
-Число клиентов.
-Доля рынка.
2) Производственные цели (внутренние программные цели) являются следствием рыночных. Включают в себя все, что необходимо для достижения рыночных целей (за исключением организационных ресурсов):
-Обеспечить определенный объем производства (объем производства = объем продаж - существующие запасы + планируемые запасы);
-Построить цех (объем капитального строительства);
-Разработать новую технологию (проведение НИР и ОКР);
3)Организационные цели — все, что касается управления, структуры и персонала организации:
-Принять на работу трех маркетологов;
-Довести средний уровень зарплаты сотрудников до уровня зарплаты у лидера на рынке
-Внедрить систему управления проектами.
4) Финансовые цели — увязывают между собой все цели в стоимостном выражении:-

-Чистый объем продаж (из «рыночных целей»);
-Величина издержек (из «производственных» и «организационных» целей);
-Валовая и чистая прибыль;
-Рентабельность продаж и т.п.

 

Учет внешнего окружения при выработке стратегии

Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то,

чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет

работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя

отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.

Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового

регулирования и управления, политических процессов, природной среды и

ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического

и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам:

покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который

может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих

целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели

организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и

направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что

организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает

возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя

возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...