Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование оказания правовой помощи населению




 

С 15 января 2012 года благодаря законодательной инициативе Президента РФ начал действовать Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Закон № 324-ФЗ).

Часть 1 ст.48 Конституции РФ провозглашает, что каждому гарантировано право получать квалифицированную юридическую помощь. А в случаях, прямо предусмотренных законом, юридическая помощь должна быть оказана бесплатно.

До 15 января 2012 г. существовало три ситуации, когда человек мог гарантированно рассчитывать на бесплатную юридическую помощь.

.   Статус подозреваемого/обвиняемого (ч.4 ст.116 УПК РФ). Если адвокат участвует в предварительном расследовании или судебном разбирательстве по назначению (дознавателя, следователя или суда), расходы на оплату его труда несет федеральный бюджет (ч.5 ст.150 УПК РФ). Участие защитника подразумевает и свидания с ним неограниченное число раз.

2. Статус военнослужащего либо гражданина, уволенного с военной службы, а также члены его семьи (п.3 ст.22 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"). Возможность получения такими лицами бесплатной помощи весьма ограничена, а именно - вопросами прохождения военной службы и рамками производства уголовного дела.

.   Статус гражданина РФ, среднедушевой доход семьи которого ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, а также статус одиноко проживающего гражданина, доходы которого ниже аналогичной величины (ст.26 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). Данная норма продублирована в Законе № 324-ФЗ. Но одного статуса мало: адвокаты гарантированно окажут бесплатную помощь лишь в пяти ситуациях, причем очень специфических и даже отчасти экзотических. Назовем их:

o по заявлению истца суд первой инстанции рассматривает дело о взыскании алиментов; возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

o к адвокату обратился ветеран Великой Отечественной войны (обратите внимание: ветеран именно ВОВ) по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

o к адвокату обратился гражданин по вопросам составления заявлений о назначении пенсий и пособий;

o к адвокату обратился гражданин, пострадавший от политических репрессий, по вопросам, связанным с реабилитацией;

o к адвокату обратился несовершеннолетний, содержащийся в учреждении профилактики безнадзорности и правонарушений (по любым вопросам).

Закон № 324-ФЗ изменил перечень таких ситуаций и добавил условие, что адвокат должен являться участником государственной системы бесплатной юридической помощи.

На практике бесплатную юридическую помощь фактически оказывают профсоюзные организации своим подшефным работникам. Хотя в ТК РФ это прямо не прописано.

Важно учесть: Закон № 324-ФЗ не распространяется на такую сферу, как уголовное судопроизводство. Там применяются нормы УПК РФ.

Закон № 324-ФЗ предусматривает формирование организационных и правовых начал государственной (гл.3) и негосударственной (гл.4) систем бесплатной юридической помощи. Как именно они будут выглядеть, сказать пока сложно, поскольку новый закон - лишь фундамент. Он устанавливает, в частности, принципы и виды оказания бесплатной юридической помощи гражданам, а также кто ее будет оказывать и какими квалификационными требованиями должно обладать такое лицо.

Предполагается, что бесплатная юридическая помощь будет оказываться преимущественно на государственных началах. К участникам бесплатной государственной системы юридической помощи отнесены (ст.15 Закона № 324-ФЗ):

·         федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

·         органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения;

·         государственные внебюджетные фонды;

·         государственные юридические бюро (юридические лица, созданные в форме казенных учреждений субъектов РФ).

Отдельно указано, что в оказании гражданам бесплатной юридической помощи также могут участвовать адвокаты и нотариусы.

Финансирование расходов на создание и деятельность государственных юридических бюро, а также на оплату труда и компенсацию расходов адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, целиком ляжет на плечи региональных бюджетов.

Составлять документы и представлять интересы граждан в судах и прочих структурах такие органы должны только в предусмотренных федеральным (региональным) законодательством случаях, в частности, Законом № 324-ФЗ. Однако в нем речь идет о "гражданах, нуждающихся в социальной поддержке и социальной защите". Данное понятие очень расплывчато. Четкого определения в законодательстве нет. Поэтому не совсем понятно, в каких случаях чиновники смогут на законном основании ответить на просьбу отказом и нужно ли будет вообще представлять документы (и какие), подтверждающие этот статус [8].

Законом № 324-ФЗ установлены три вида бесплатной юридической помощи, которую могут оказывать (с некоторыми изъятиями) юридические и физические лица - участники государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, а также иные лица, наделенные правами. Вот они:

·         правовое консультирование в устной и письменной форме;

·         составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

·         представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Данный перечень имеет открытый характер. Действует общий принцип: допустимы любые иные виды, не запрещенные законом (например, выезд на дом, прямые телефонные линии и пр.).

Главное, что в законе перечислены виды бесплатной юридической помощи. Это компенсирует то, что само понятие "юридическая помощь" (бесплатная) в законе отсутствует.

Крайне важно, что в ст.8 Закона № 324-ФЗ приведены требования к квалификации тех, кто будет непосредственно оказывать бесплатную юридическую помощь. Это смогут делать только лица с высшим юридическим образованием (разумеется, данное требование не распространяется на студентов).

Поскольку представление интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях требует более высокого качества знаний и большего опыта, предусмотрено, что федеральным законом для оказания помощи этого вида могут быть установлены дополнительные квалификационные требования.

Особого внимания заслуживает перечень категорий граждан, которые смогут воспользоваться бесплатной юридической помощью всех видов в рамках государственной системы. Приведем его полностью:

.   малоимущие граждане (среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума) (соответствующую справку выдает орган социальной защиты населения);

2. инвалиды I и II группы;

.   ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического труда;

.   дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их представители, если обращение связано с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

.   граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 02.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

.   несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их представители, если обращение связано с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних;

.   граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом РФ от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

.   граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если их обращение связано с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

.   граждане, имеющие право получать бесплатную юридическую помощь в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ [8].

Перечень показывает, что принятие рассматриваемого закона адресовано прежде всего социально незащищенным слоям населения.

Право на бесплатную юридическую помощь предусмотрено законодательством только для отдельных категорий малоимущих граждан и по ограниченному кругу вопросов.

В ч.2 и 3 ст.20 Закона № 324-ФЗ приведены случаи, когда названные категории граждан смогут воспользоваться бесплатной юридической помощью. Перечень содержит много позиций.

Изначально оказание юридической помощи населению к вопросам местного значения не относится. В связи с этим законом субъекта РФ такое полномочие может быть делегировано органам местного самоуправления. Учитывая дотационность местных бюджетов, не понятно, как будут финансироваться местные юридические бюро. К тому же вопрос их статуса принятым законом и другими нормативными актами не урегулирован. По этой же причине местные власти вряд ли ринутся принимать правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии прав граждан на получение бесплатной юридической помощи (ч.2 ст.14 Закона № 324-ФЗ).

При всем этом органы местного самоуправления наделены правом (а не обязанностью) оказывать гражданам все виды бесплатной юридической помощи. Но в любом случае финансирование всех указанных мероприятий осуществляется из местных бюджетов (ч.3 ст.29).

Надо отметить, что перспективы удачной реализации Закона № 324-ФЗ специалисты (юристы, нотариусы, адвокаты и пр.) оценивают по-разному.

Прежде всего, много вопросов вызывает реализация одного из основополагающих принципов оказания бесплатной правовой помощи - ее доступность. Дело в том, что процедура признания малоимущим подразумевает представление в орган социальной защиты населения целого пакета документов. Их сбор иногда требует длительного времени, а скорая юридическая помощь нужна гражданину здесь и сейчас.


Заключение

 

Необходимость создания единой системы бесплатной юридической помощи населению давно назрела. Сегодня параллельно функционирует несколько вариантов оказания такой помощи. Это правовая помощь малоимущим гражданам со стороны адвокатских образований, в государственных юридических бюро. Кроме того, существуют юридические клиники при вузах, где студенты практикуются по несложным делам, давая бесплатные консультации под руководством преподавателей; общественные приемные и центры бесплатной юридической помощи при Ассоциации юристов России.

К сильным сторонам данного законопроекта можно отнести четкое структурирование системы и выделение государственной и негосударственной частей; перечисление субъектов и форм, в которых каждый из них может оказать гражданину бесплатную юридическую помощь. Названы следующие формы помощи: правовое информирование, правовое консультирование, представление интересов гражданина в гражданском судопроизводстве и представление интересов несовершеннолетнего при рассмотрении материалов о его помещении в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Важно, что круг лиц, которые смогут претендовать на бесплатную юридическую помощь за бюджетные средства, будет шире, чем на сегодня предусмотрено действующим Законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ". С удовлетворением отмечу, что в законопроекте зафиксировано уже сложившееся и основанное на региональном законодательстве положение - уполномоченные по правам человека тоже оказывают гражданам бесплатную правовую помощь в определенных формах, поэтому они вошли в систему наравне с органами власти, общественными объединениями и представителями профессиональных сообществ.


Библиографический список

 

1. Конституция Российской Федерации, 12.12.1993.

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <http://base.garant.ru/12191964/>.

.   Бабичев И.В. Правовое регулирование организации деятельности органов местного самоуправления // http://cmo. khabkrai.ru <http://cmo.khabkrai.ru> - 06.08.2010.

.   Информационно-правовая система "Гарант" // www.garant.ru

.   Куликов А.А. Бесплатная юридическая помощь с 2012 года // Бесплатная юридическая помощь с 2012 года. - Дата обращения: 01.04.2012.

.   Лекции - Государственное и муниципальное управление <http://www.webarhimed.ru/page-242.html> // http://www.webarhimed.ru

.   Матулевич В. На пути к бесплатной юридической помощи // Юридический справочник руководителя. - Январь 2012.

.   Миронова Л., Шайхуллин М. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления по оказанию юридической помощи гражданам // Муниципальное право. - 2011. - №2. - С.11-14. <http://emsu.ru/ml/ispdf.asp?god=2011&nom=2>

.   Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (постатейный) (под общ. ред. Ю.А. Дмитриева). - ЮРКОМПАНИ, 2012 г.

.   Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 05.11.2008.

.   Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010.

.   www.consultant.ru <http://www.consultant.ru> - Официальный сайт компании "Консультант Плюс".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...