Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к организационной структуре управления




Требование Содержательная характеристика
1. Оптимальность Организационная структура управления не должна содер­жать в себе слишком большого числа звеньев как по верти­кали, так и по горизонтали, поскольку чем больше звеньев, тем труднее координировать их деятельность. В то же время звеньев не должно быть мало, поскольку в этом случае на каждое звено падает слишком большая нагрузка.
2. Оперативность Организационная структура должна быть построена таким образом, чтобы все распоряжения выполнялись оперативно. Одно из условий этого — минимальное количество посред­ников между руководителем, отдающим распоряжения, и их непосредственным исполнителем.
3. Экономичность Организационная структура управления должна быть уст­роена таким образом, чтобы затраты на содержание управ­ленческого аппарата окупались и не были слишком значи­тельными.
4. Надежность Организационная структура управления должна действовать без перебоев, например, при передаче информации (эффект «испорченного телефона»), в том числе и распоряжений. Кроме того, она должна быть достаточно гибкой, то есть обладать способностью перестраиваться в зависимости от ситуации и актуальных задач.

 

Основные виды организационных структур управления

 

В менеджменте выделяется шесть наиболее распространенных орга­низационных структур управления.

1. Линейная организационная структура. Данная структура уп­равления характерна для мелких и средних предприятий, которые осу­ществляют производство товаров и услуг, не характеризующихся особой сложностью.

При линейной структуре каждое подразделение имеет только од­ного руководителя, на которого возлагаются полномочия принятия всех управленческих решений; этот руководитель подчиняется лишь выше­стоящему руководителю и т. д. Другими словами, в рамках линейной организационной структуры подчиненные зависят только от своего руководителя; вышестоящий орган управления не имеет права отдавать им распоряжения без согласования с непосредственным руководите­лем.

Линейная организационная структура обладает как преимущества­ми, так и недостатками. Среди преимуществ можно отметить:

1) в основе этой системы лежит один канал коммуникации — канал между руководителем и подчиненным, а следовательно, ис­полнитель не должен согласовывать распоряжения, которые исходят от разных органов управления и могут вступать в проти­воречие друг с другом;

2) обеспеченность распоряжений, получаемых исполнителем, всеми необходимыми ресурсами;

3) персональная ответственность руководителя за результаты принимаемых им решений. Недостатки линейной структуры управления:

1) к руководителю выдвигаются слишком высокие требования, по­скольку управление подразделением предполагает высокую компетен­тность в тех сферах деятельности, которой занимаются подчиненные;

2 ) линейная структура на больших предприятиях приводит к тому, что менеджеры высшего уровня оказываются перегруженными: им приходится иметь дело с огромными массивами информации, вступать в контакты с большим количеством людей. Это может приводить к серьезным задержкам в принятии управленческих решений или, попро­сту говоря, к бюрократической волоките.

2. Функциональная организационная структура. В рамках фун­кциональной структуры принятие управленческих решений распределя­ется между функциональными руководителями, которые отвечают за принятие решений в той области, которая относится к их компетенции. Эти решения передаются в подразделения или конкретным работникам, которые и воплощают их в жизнь.

Преимущества функциональной структуры управления:

1) Функциональная структура помогает преодолеть недостаток ли­нейной структуры, поскольку принятие решений в каждой из областей деятельности возлагается на специалистов, которые компетентны в опре­деленной сфере деятельности, а потому могут принимать более взвешен­ные и обоснованные решения. Линейная структура этого обеспечить не может, поскольку линейный руководитель не может знать всего.

2) Линейные менеджеры (руководители подразделений) в этом слу­чае освобождаются от принятия решений и могут сосредоточиться ис­ключительно на управлении производством.

3) Функциональная структура снижает потребность организации в специалистах широкого профиля, которые встречаются достаточно редко. Это приводит к упрощению и решению ряда очень существен­ных проблем кадровой политики.

Недостатки функциональной структуры управления:

1) Очень трудно координировать решения, принимаемые функцио­нальными подразделениями. Могут возникать ситуации, когда решения, принятые разными функциональными службами, будут противоречить друг другу. Это требует обращения в данные службы в связи с необхо­димостью изменить сущность решений.

2) Мотивация работников снижается, поскольку каждый из них подчиня­ется одновременно нескольким функциональным руководителям; появ­ляется возможность избежать ответственности. С другой стороны, фун­кциональный руководитель не всегда может в достаточной мере про­контролировать действия своих подчиненных.

3) Процедура принятия решений оказывается более длительной, в там числе и из-за необходимости согласовывать их с другими функци­ональными службами.

3. Линейно-функциональная организационная структура. Фак­тически, при функциональной структуре исполнители одновременно подчиняются функциональным и линейным руководителям. На функ­циональных руководителей возлагается обязанность принимать реше­ния, тогда как линейный руководитель решает вопросы, связанные с оперативным управлением.

Линейно-функциональная структура является трансформацией фун­кциональной и одновременно совмещает в себе качества линейной струк­туры. В ней основная доля полномочий возлагается на линейного руко­водителя, который принимает решения относительно любых действий своих подчиненных (естественно, В рамках отведенных ему полномочий), В то же время имеются и функциональные руководители, которые кон­сультируют и помогают ему принять правильные решения, разрабатывая их варианты; их руководство исполнителями хотя и входит в их полно­мочия, все же носит исключительно формальный характер. Фактически, линейный руководитель выполняет функции координатора между раз­личными функцыональными подразделениями.

Важность функциональных подразделений при линейно-функцио­нальной структуре управления возрастает тем больше, чем выше уро­вень, на котором принимаются решения.

Преимущества линейно-функциональной структуры:

1) Линейный руководитель выполняет функции координатора, что исключает противоречия в решениях и распоряжениях.

2) Линейный руководитель является единственным руководителем для каждого из работников. Как следствие — более сильная мотивация и отсутствие возможности избежать выполнения своих обязанностей.

3) Уровень компетентности решений сохраняется на том же уровне, что и при функциональной структуре.

Недостатки линейно-функциональной структуры:

1) Излишнее усложнение вертикальных отношений в организации.

2) На горизонтальном уровне, напротив, отношения развиты слиш­ком слабо, поскольку решения в конечном счете принимает линейный руководитель. В этом отношении функциональная структура более со­вершенна, поскольку она обеспечивает «связность» действий подраз­делений, объединенных процессом производства (по крайней мере, в каждой из областей, за которые отвечают функциональные службы).

3) Линейный руководитель, обязанный осуществлять оперативное управление, оказывается перегруженным из-за необходимости прини­мать решения стратегического характера.

4) Каждое звено в рамках линейно-функциональной структуры стре­мится к решению стоящих перед ним задач, а не к достижению целей, стоящих перед организацией в целом.

5) Линейно-функциональная структура малоприменима на больших предприятиях, поскольку линейный руководитель не может в должной степени координировать деятельность подчиненных.

4. Линейно-штабная организационная структура управления. Руководство исполнителями возлагается на линейного руководителя, при котором создается штаб. Штаб не имеет полномочий, связанных с руководством и принятием решений; его задачи ограничиваются помо­щью линейному менеджеру в осуществлении определенных функций управления. Штабные подразделения — это планово-экономический отдел, юридическая служба, отделы анализа, координирования, контрол­линга, отдел маркетинга, бухгалтерия и т. д. В некоторых случаях штаб­ные подразделения наделяются правом функционального руководства (это касается прежде всего бухгалтерии, отдела управления персона­лом, отдела маркетинга, планово-экономического отдела).

Преимущества линейно-штабной структуры:

1) Линейные руководители освобождаются от нагрузки, что позво­ляет им качественнее осуществлять оперативное управление.

2) Поскольку в штат подразделения входят специалисты в конкретных областях, организация не нуждается в специалистах широкого профиля. Принимаемые решения носят более продуманный характер.

Недостатки линейно-штабной структуры:

1) У линейного руководителя сосредотачивается слишком много властных полномочий.

2) Отсутствие четкой ответственности, поскольку специалист, подго­тавливающий решение, не занимается его реализацией; вследствие этого могут возникать проблемы, связанные с реализуемостью решений.

5. Матричная организационная структура управления. При матричной организационной структуре существует два типа связей. Во-первых, это функциональные связи, при которых конкретный исполни­тель подчиняется руководителю соответствующей функциональной службы. Во-вторых, исполнитель подчиняется еще и руководителю про­екта. В обязанности руководителя второго типа входит координация действий различных исполнителей в рамках одного проекта (целевой программы, темы); этот руководитель отвечает за выполнение данного проекта в указанные сроки с использованием отведенных ресурсов и на должном уровне качества. При этом руководитель проекта взаимо­действует не только с членами проектной группы, но и с работниками соответствующих функциональных служб, которые подчиняются ему в ряде вопросов.

Преимущества матричной организационной структуры:

1) Текущее управление оказывается более эффективным.

2) Повышается возможность гибкого использования ресурсов в соответствии с актуальными задачами, стоящими перед организацией.

3) Имеется лицо, которое отвечает за воплощение конкретной про­граммы.

4) Более быстро осуществляется должная реакция на требования заказчика, изменения спроса и т. д.

Недостатки матричной организационной структуры:

1) Из-за отсутствия координации каждая из проектных групп будет «тянуть одеяло на себя» — возникают проблемы с определением при­оритетов.

2) Возможно возникновение конфликтов между менеджерами фун­кциональных подразделений и руководителями проектных групп.

3) Отрыв сотрудников от работы коллектива приводит, во-первых, к отсутствию сплоченности и навыков, необходимых для работы в коман­де, а во-вторых, к плохому знанию работниками правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях.

6. Дивизиональная организационная структура управления. Основная фигура в рамках дивизиональной структуры — менеджер, руководящий подразделением (вертикальная связь). В его подчинении находится ряд помощников, которые выполняют функцию координа­ции отдельных функциональных служб (горизонтальная связь). Под­разделения выделяются на основании одного критерия.: это может быть или производство определенного вида товара, или обслуживание региона, или работа с определенным типом потребителя, или иной при­знак. Руководители функциональных служб зависят от менеджера, ру­ководящего подразделением, и отчитываются перед ним.

Преимущества дивизиональной структуры:

1) Подразделения функционируют как небольшие самостоятель­ные предприятия, что повышает их конкурентные качества.

2) Подразделения обладают способностью быстро реагировать на изменения ситуации, в большей степени ориентированы на потребителя

3) Более высокая координированность внутри подразделений дос­тигается за счет того, что они подчиняются одному лицу.

Недостатки дивизиональной структуры:

1) Одни и те же подразделения вынуждены выполнять одинаковую работу, поскольку горизонтальные связи существуют только внутри подразделения, отвечающего за производство продукта от начала процесса до его.завершения.

2) Вертикаль управления иногда оказывается слишком слоэкмой. Дублирование управленческих функций повышает затраты на содер­жание аппарата.

3) Руководитель подразделения вынужден планировать, процесс производства от начала до конца.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...