Политика воен. ком. была рассчитана на быструю миров. революцию, в ходе кот. к власти придут коммунисты. В Германии 1918г произошла такая рев-я, а также в Австро-Венгрии, но распалась на части. Большевики верили в новую всемирную коммунистич. революцию, поэтому вводили новый экономико-военный коммунизм. 1. Отказ от частн. собств., введ. общенародн. собственности. 2. Отказ от рыночной экономики и запрет на торговлю.(за торговлю – расстрел).
3.Отказ от денег, т.к. в стране гиперинфляция; деньги потеряли смысл.
4. Введение продразвёрстки – обязат. сдача хлеба гос-ву, причем размеры не установлены.
5. Бесплатное проживание в квартирах, бесплатный транспорт.
6. На производстве – введение рабочего контроля и отказ от буржуазного специалиста.
Эта политика выбила стимул у крестьянина: чем больше собир. урожай, тем больше забирало гос-во, и поэтому резкое недовольство стали выражать зажиточные крестьяне. В Деревнях созданы комитеты бедноты(бедняки, алког., кот не сдавали ничего). Во время Воен. коммунизма большевики начали применять насилие к крестьянам. Но недовольны не только зажиточные, поэтому начин. восстания против продразвёрстки. Крестьянин не может купить даже гвозди и тд. «Мы за советы, но без большевиков».
Пик недовольства – восст. матросов в Кронштадте. Восстание жестоко подавлено в марте 1912г. Ленин понял, что политику нужно изм., прежде всего для сохран. власти большевиков. Ленина не поддерживало большинство. 10-ый съезд РКПБ(Российская коммун. Партия Большевиков) принимает новую экономич. политику (НЭП).
1. Возвращ. частн. собств-ти, хотя и под контролем гос-ва.
2. Введение продовольств. налога. Сдаст крест. свой налог, остальное – его. 3. Разрешена торговля => восст. товарно-денежные отношения.
4. Привлечение иностр. капитала, т.к. нет денег на восстан. экономики, это происходит на «паях» гос-ва.
5. Привлечение иноостр. спец-ов на восстан. производства. 6.На предприятиях отменена «уравниловка». Выплата з/п – зависит от качества труда.
7. Предприятия получали некот. свободу от гос-ва.
Эта НЭП обозначала попытку ввести рыночные отношения в Россию. Но эта политика содержала в себе противоречия:
С одной стороны – свобода предприн-ва, а с другой стороны – контроль гос-ва, отсутствие полной свободы предприн-ва. НЭП проход. с большими трудностями в 20-е годы. Возникает кризис хлебозаготовок. Крестьянин отказывается сдавать хлеб, т.к. были низкие закупочные цены. Промышл. товары продает по высоким ценам. Гос-во выходит из кризиса давлением на крест. Но при всех издержках НЭП выполнила свои ф-ии:
1)Восстан. экономика, разрушенная в годы граждан. войны. 2) Устан. контакты м/у городом и деревней с помощью торговли.
3)Укреп-ся зажиточные крест-ие хоз-ва, кот и кормят страну. 1929 – партия Большев. под рук.Сталина. и Происх. отказ от НЭПа. Причины: НЭП вела к восстановлению частн. собств-ти, что противоречило задачам партии большевиков. Партия взяла курс на индустр. страны, а для этого необх. средства и их берут в деревне. с 1929 НЭП сворачивается; Возврат к плановой экономике; отказ от частн. собст-ти.
48.Образование СССР. К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно- политический союз (июнь 1919 г.). Объединялись вооруженные силы и вводилось единое военное командование (Революционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии). Представители республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления. Хозяйственный союз выражался в подчинении органов управления некоторыми отраслями промышленности, финансами и транспортом соответствующим наркоматам РСФСР. Однако отсутствие правовых норм, регулирующих отношения центральных и местных (республиканских) органов власти, вызывало между ними конфликты. Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Ее своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры играли и роль общегосударственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций. Благодаря этому достигалось единство действий республик в решении военных и хозяйственных вопросов. В 1920—1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Увеличивалось число общесоюзных хозяйственных наркоматов. Возросла роль ВЦИК как общефедеративного органа власти. Республики передавали правительству РСФСР право представлять и защищать их интересы на международной арене. Сложившаяся договорная система тормозила решение многих вопросов экономического и политического сотрудничества. Нуждались в более четком определении права и обязанности Совета Труда и Обороны РСФСР и Наркомфина РСФСР, выполнявших общефедеральные функции. Весной 1922 г. высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации заявили о необходимости «уточнения» взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей. В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения. И. В. Сталин, возглавлявший народный комиссариат по делам национальностей РСФСР, разработал план «автономизации». В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказских республик на правах автономии. С Бухарской и Хорезмской народными республиками и с ДВР предлагалось сохранить прежние, договорные отношения. В октябре — ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В. И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик. Образование СССР. В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды Советов, участники которых одобрили предложение В. И. Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза Советских Социалистических Республик. Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами Союза ССР стали РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. На съезде был избран ЦИК СССР, в состав которого вошли председатели ЦИК союзных республик М. И. Калинин, Г. И. Петровский, А. Г. Червяков и Н. Н. Нариманов. Исполнительную власть вплоть до принятия Конституции нового государства должен был осуществлять Совнарком РСФСР. 256 В июле 1923 г. II сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была утверждена в январе 1924 г. II съездом Советов СССР. Конституция законодательно закрепила образование Союза ССР Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и почтово-телеграфной связью входили в функции союзных ведомств. Устанавливались структура и объем полномочий высших органов власти и управления. Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами — двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан. На верховные общесоюзные органы возлагалось определение основ народнохозяйственных планов, утверждение государственного бюджета, установление единой денежной системы. При Совнаркоме учреждалось Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва. В области избирательного права неизменными остались принципы Конституции РСФСР 1918 г., отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования при избрании депутатов в Советы. На основе Конституции СССР 1924 г, были внесены изменения в Конституции союзных республик. После принятия Конституции СССР главным направлением в области национальной политики была провозглашена ликвидация исторически сложившегося неравенства народов, прежде всего в хозяйственной, социальной и культурной сферах. В республиканский аппарат управления вовлекались национальные кадры. Но широкие полномочия общесоюзных управленческих структур усиливали процесс бюрократической централизации в стране. В 1924—1925 гг. было проведено национально-государственное размежевание в Средней Азии. На территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. в союзную республику была преобразована Таджикская АССР. Шел интенсивный процесс создания автономных республик и областей в Закавказье (Дагестанская АССР, Горская АССР) и в Сибири (Якутская АССР, Бурят-Монгольская АССР). Проводилась работа по уточнению границ союзных республик в Закавказье, Средней Азии и др. По уровню экономического развития эти районы значительно превосходили соседние территории. В 20-е годы изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округа и районы. Вплоть до середины 30-х годов — времени принятия второй Конституции СССР — все процессы национально-государственного строительства велись в соответствии с Основным Законом СССР 1924 г.
49.Внешняя политика в 20-е годы. В начале 20-х годов Запад смягчил свою непримиримую позицию по отношению к Советской России. Этому способствовали провал прямой военной интервенции, усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в капиталистических странах. Введение нэпа было расценено европейскими правительствами как ослабление большевистской политической системы и фактор, открывающий возможность для экономического сотрудничества. Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических стран для восстановлении разрушенного народного хозяйства. В 1921—1922 гг. были заключены торговые соглашения России с Англией, Австрией, Норвегией и др. В них также содержались обязательства отказаться от взаимной враждебной пропаганды. Одновременно были подписаны договоры, налажены политические и экономические контакты с соседними западными государствами, образовавшимися в результате распада Российской империи: Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией. Большое значение имело укрепление отношений молодого Советского государства с его восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. В этих документах решались спорные пограничные и имущественные вопросы, провозглашались принципы взаимопризнания и взаимопомощи. Эти соглашения расширяли сферу влияния Советской России на Востоке. Советско-монгольский договор 1921 г. означал установление протектората Советской России над Монголией и первый опыт «экспорта революции». Части Красной Армии, введенные в эту страну, поддержали монгольскую революцию и укрепили режим ее вождя Сухэ-Батора.
Генуэзская конференция. В 1921 г. страны Антанты предложили Советскому правительству принять участие в международной конференции для урегулирования спорных вопросов, связанных с экономическими претензиями Запада к России. В случае их принятия европейские страны обещали официально признать Советскую Россию. В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция. В ней участвовало 29 государств — Россия, Англия, Франция. Германия и др. Западные державы предъявили России совместные требования: компенсировать долги царского и Временного правительств (18 млрд. руб. золотом); вернуть национализированную большевиками западную собственность на территории бывшей Российской империи; отменить монополию внешней торговли и открыть дорогу иностранным капиталам; прекратить революционную пропаганду в их странах. Советское правительство выдвинуло свои условия: компенсировать ущерб, причиненный иностранной интервенцией в годы гражданской войны (39 млрд. руб.); обеспечить широкое экономическое сотрудничество на основе долгосрочных западных кредитов; принять советскую программу всеобщего сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ведения войны. Переговоры зашли в тупик из-за взаимной неготовности к политическому компромиссу. Однако в ходе конференции наметился раскол среди западных держав. Германия в силу своего тяжелого политического и экономического положения пошла на сотрудничество с Советской Россией. В Рапалло, предместье Генуи, был подписан советско- германский договор. Со стороны Германии он означал политическое признание Советской России, установление с ней дипломатических отношений и широкого экономического сотрудничества. Россия признала Германию, побежденную в Первой мировой войне, равноправным партнером, открыла свой внутренний рынок для сбыта германской промышленной продукции. Обе они отказались от взаимных денежных претензий. На основе Рапалльского договора 1922 г. советско-германские отношения развивались в 20-х годах в дружественном направлении. Отношения с другими европейскими государствами (Англией и Францией) имели сложный характер. В 1923 г. возник конфликт между СССР и Великобританией. Она предъявила Советскому правительству ноту (ультиматум Керзона), в которой протестовала против расширения влияния России на Ближнем и Среднем Востоке. Через некоторое время конфликт удалось погасить дипломатическими средствами, стороны заявили, что считают его исчерпанным.
Международное признание СССР. В 1924 г. Англия, заинтересованная в торговле с Россией, первой официально признала Советское государство. Вслед за ней оно было признано Италией, Францией и другими странами мира. Полоса дипломатического признания была вызвана тремя причинами: изменением внутриполитической обстановки в странах Запада (приход к власти правосоциалистических сил), широким общественным движением в поддержку СССР и экономическими интересами капиталистических государств. В 1924—1925 гг. Советский Союз установил дипломатические отношения с государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Из ведущих капиталистических держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х годов. Во второй половине 20-х годов официальный внешнеполитический курс Советскою правительства был направлен на укрепление своего международного престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и международной безопасности. В 1926 г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией. В 1927 г. СССР выступил с декларацией о необходимости полного разоружения, в 1928 г. — с проектом конвенции о сокращении вооружений. СССР присоединился к пакту Бриана — Келлога 1928 г., содержавшему призыв к отказу от войны как средству решения межгосударственных споров. Попытки всех сторон в 20- е годы обеспечить мир в Европе имели во многом пропагандистский характер и были обречены на провал из-за складывавшейся международной ситуации. Для укрепления безопасности своих южных границ СССР расширял свое влияние в Иране, Афганистане и Турции. В середине 20-х годов с ними были заключены новые соглашения политического и экономического характера. Проведение официальной внешнеполитической линии Советского правительства осложнялось его вмешательством (через Коминтерн) во внутренние дела других государств. В частности, в 1926 г. была оказана материальная помощь бастующим английским рабочим, что болезненно восприняли британские власти. Великобритания в 1927 г. временно разорвала дипломатические и торговые отношения с Советским Союзом. Правительства США, Франции, Бельгии и Канады ввели эмбарго на поставку советских товаров в свои страны. Под лозунгом пролетарского интернационализма СССР вмешался во внутренние дела Китая. Поддержка прокоммунистических сил (Мао Цзедуна) в их борьбе против гоминьдановского правительства привела к временному разрыву советско-китайских отношений. Летом — осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии произошел вооруженный конфликт между советскими войсками и армией Чан Кайши, пытавшейся установить контроль над КВЖД и вторгнуться на территорию СССР. Отношения с Китаем были восстановлены в начале 30-х годов из-за расширявшейся агрессии Японии на Дальнем Востоке, которая представляла опасность как для Советского Союза, так и для Китая. В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна. Он констатировал усиление напряженности в международных отношениях, опасность возникновения новой мировой войны и возможность нападения на СССР. В этой сложной международной обстановке Коминтерн допустил ошибку и отторгнул потенциальных союзников — социал-демократов, объявив их своим главным политическим противником. В связи с этим была провозглашена линия на отказ от всякого сотрудничества и борьбу с ними. Фактически эти решения привели к самоизоляции международного коммунистического движения, нарушению принципа пролетарского интернационализма и способствовали приходу в ряде стран правоэкстремистских (фашистских) сил.