Победители
⇐ ПредыдущаяСтр 48 из 48
Не успели разморозиться тела повешенных на виселице и на деревьях, изрубленных под стенами и замученных в темницах, не успела морская волна скрыть в своей глубине торчащие изо льда трупы, не успел новый соловецкий архимандрит Макарий с набранной по разным монастырям братией захоронить останки без христианских обрядов на маленьком островке, как царь Алексей Михайлович занемог. Из уст в уста по всей России передавали, что это кара Божия за святотатственное разорение православного монастыря и беспримерное истребление монахов-страстотерпцев, что самодержец не выживет. И Алексей Михайлович не выжил — умер, покрытый гноем и струпьями, как говорили, в последние мгновения умоляя соловецких мучеников о прощении. Но не было в народных рассказах прощения царю Алексею Михайловичу — побежденному верой истребителю своих подданных. Даже Екатерина II заметила, что, искореняя религиозное инакомыслие мечом, «Тишайший» самодержец оказался «тупым, бездушным и бессердечным». Старообрядчество лишь расширилось и укрепилось, и одной из его важнейших баз стало Поморье. Соловецкие монахи, приказчики и простая братия, рассчитывавшие «пересидеть» своих восставших товарищей под крылом воевод в Сумском остроге, монастырских подворьях и промыслах, а затем занять видные места в «очищенной от бунтовщиков» обители, крепко просчитались. Многие годы они терпели притеснения воевод и стрелецких начальников, царских «целовальников» и приказчиков, были не раз обобраны и избиты. Затем лишь немногие из них смогли вернуться на родное пепелище — большинство было разогнано по разным монастырям, а допущенным на Соловки предоставляли самую тяжелую и грязную работу. Хозяйство монастыря по всему Поморью было так основательно подорвано, что его нельзя было даже восстановить за десятки лет. Монастырь превратился в царскую вотчину, куда был направлен архимандритом Макарий из Тихвинского монастыря, келарем и казначеем Илларион и Феодосии из Сийского монастыря, уставщиком Игнатий из Крестомаровской пустыни и т. д. Даже монастырскую казну новые власти называли «великого государя казной»!
Речь шла об остатках былой богатейшей казны, ибо стрельцы во главе с воеводой Мещериновым вели себя в обители, как в завоеванном неприятельском городе. Мещеринов, например, тащил себе золотые и серебряные деньги пудами, жемчуг мешками, соболей связками и многими шубами, драгоценные оклады икон и церковную утварь, в том числе древнейшую, — многими десятками экземпляров. Воевода беззастенчиво грабил драгоценное платье и церковные облачения из монастырской и частной казны, забирал себе складни и книги, серебряные, медные и оловянные сосуды, не брезговал запасами слюды, пушками, порохом и пищалями, железом и конской сбруей, даже одеждой работных людей. Предметом его особого увлечения были часы с боем, которые он крал из казны и охотно брал в качестве взяток. Бодрые командиры, разумеется, не отставали от своего начальника. Энергичная грабительская деятельность Мещеринова, перешедшего уже на вымогательство денег с поморского населения (под угрозой казни за мнимую причастность к восстанию), была пресечена прибытием в монастырь архимандрита Макария и князя Владимира Андреевича Волконского с дьяком Алмазом Чистого в июне 1676 года. Имея особые полномочия, Волконский арестовал своего давнего неприятеля Мещеринова (и порядком-таки поиздевался над ним, прежде чем через несколько месяцев отправил на материк). Правительство нового царя Федора Алексеевича пыталось придать некую видимость законности своему отношению к монастырю. На имущество Мещеринова и его командиров был наложен арест. На одном только нагруженном струге смещенного воеводы было найдено более двух тысяч трехсот рублей денег, груды драгоценностей и много пудов красного товара. Характерно, что Волконский не спешил составить опись конфискованного, ибо сам им поживился, а затем, оставаясь в монастыре год на постое и живя душа в душу («пия и бражничая») с архимандритом Макарием, «пограбил монастырскую казну и покрал». Впрочем, и Мещеринов недаром мерз на Белом море — до приезда Волконского он отправил в свои вотчины самые ценные пожитки, в том числе три пуда золотой и серебряной монеты.
Мещеринов вознаградил себя сам еще и потому, что понимал — награды за выполнение кровожадных приказов правительства не дождется. В самом деле — правительство царя Федора заявляет, что «Соловецкий монастырь — прочим монастырям не в образец», царь пишет, что «к нему особое наше призрение и милость», стараясь превратить опоганенную общерусскую святыню в свой, карманный, самодержавно одобренный пункт паломничества и поклонения. Но история соловецкого возмущения не забывается народом — о ней говорят, пишут, она служит моральным оружием борцам за свободу воли. Служит до тех пор, пока цветущий остров на Белом море не становится зародышем общесоюзной системы лагерей смерти.
* * *
Ссылки
См. главные исследования: Вилинский С. Г. Послания старца Артемия (XVI века). Одесса, 1906; Зимин А. Л. И. С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М., 1958. Ч. 1. Гл. IV. § 2. Дело старца Артемия. С. 153–168. Здесь же указана библиография.
Все известные ныне послания Артемия опубликованы: Русская историческая библиотека. Спб., 1878. Т. 4. Ст. 1201–1448.
Стефанович Д. О Стоглаве. Его происхождение, редакция и состав. К истории памятников древнерусского церковного права. СПб., 1909. С. 51–52.
Источники опубликованы: Белокуров С. А. О библиотеке московских государей в XVI столетии. М., 1898. Приложения. С. IX, XXI, LXXIII, LXXVI—LXXVII.
Послание Сильвестра опубликовано: Голохвастов Д. П., Леонид. Благовещенский иерей Сильвестр и его писания // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1874. Кн. 1.
Об описанных ниже событиях мы узнаем из «Дела Висковатого» — материалов освященного собора конца 1553 — начала 1554 г. (лучшая публикация: Бодянский О. М. Розыск или список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Висковатого //Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1858. Кн. 2. Отд. III. С. 1–42). Подробнее см. Зимин А. Л. И. С. Пересветов и его современники. Ч. 1. Гл. IV. § 3. Вольнодумец Башкин и его единомышленники. С. 168–182.
Челобитные (доносы) Сильвестра и Симеона опубликованы с «Делом Висковатого» (см. также: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией) императорской Академии наук (далее — ААЭ). СПб., 1836. Т. 1. С. 246–249). Отсюда взяты приведенные выше без ссылок характеристики Артемия, его отношений с Сильвестром и царем, его популярности.
Об изложенных ниже событиях мы узнаем из «Соборной грамоты в Соловецкий монастырь о заточении бывшего троицкого игумена Артемия, с приписанием соборного о нем определения», опубликованной в ААЭ (Т. 1. С. 249–256).
Сочинения князя Курбского // Русская историческая библиотека. СПб., 1914. Т. 31. С. 335–338, ср. с. 333. Упоминаемое ниже письмо Курбского Марку Сарыгозину с оценкой Артемия опубликовано здесь же, с. 415–420.
Опубликована: Полное собрание русских летописей. СПб., 1910. Т. 13. См. С. 232–233.
Московские соборы на еретиков XVI в. // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1847. Кн. 3. С. 1; Зимин А. Л. И. С. Пересветов и его современники. С. 160–162; и др.
Сообщения Андрея и Захарии см.: Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1847. Кн. 8. С. 2–3; Русская историческая библиотека. СПб., 1878. Т. 4. Ст. 913.
Садковский С. Артемий, игумен Троицкий // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1891. Кн. 4. Отд. III. С. 140.
«Словеса» И. А. Хворостинина опубликованы: Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени. 2-е изд. СПб., 1909. Ст. 525–558 (Русская историческая библиотека. Т. 13).
О жизни и деятельности И. А. Хворостинина см.: Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник. СПб., 1888. С. 182–203; Зеньковский С. Друг самозванца, еретик и стихотворец князь Иван Андреевич Хворостинин. Нью-Йорк, 1956; Семенова Е. Л. Русская общественная мысль первой половины XVII века (творчество С. И. Шаховского и И. А. Хворостинина). Автореферат дис. канд. ист. наук. Л., 1982; Анашкина Н. В. И. А. Хворостинин — писатель первой четверти XVII века. Автореферат дис. канд. фи- лол. наук. М., 1989.
Сказания Массы и Геркмана о Смутном времени в России. СПб., 1874. С. 208.
Сведения о первой ссылке И. А. Хворостинина приведены в грамоте царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета Никитича Романовых от января 1624 года об освобождении князя из вторичного заточения (в Кирилло-Белозерском монастыре). Грамота содержит обзор всех прежних «прегрешений» Хворостинина и церковных преследований, которым он подвергался, излагает приговор князю, вынесенный освященным собором в конце 1622 года. См.: Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. СПб., 1822. Ч. 3. С. 331–332. № 90.
О нем подробнее см.: Смирнов А, Святейший патриарх Фи-ларет Никитич // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1874. № 2.
Цит. по: Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник. С. 187.
Цит. по рукописям: Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина. Отдел рукописей. Ф. 256 (собрание Румянцева). № 413. С. 2341; Центральный государственный архив древних актов. Ф. 181 (собрание МГАМИД). № 20/25. Л. 805; и др.
Об их осуждении см.: Скворцов Д. Дионисий Зобниновский, архимандрит Троице-Сергиева монастыря. Тверь, 1890; Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1961. Кн. 5. С. 316–320; здесь же рассказывается о противниках Дионисия с товарищами, которых мы упомянем ниже.
Подробнее см.: Богданов А. Л. К полемике конца 60 — начала 80-х годов XVII в. об организации высшего учебного заведения в России. Источниковедческие заметки // Исследования по источниковедению истории СССР XIII–XVIII вв. М., 1986.
Савва В. И. Сочинения князя Ивана Андреевича Хворостинина // Летопись занятий императорской Археографической комиссии за 1905 год. СПб., 1907. С. 14 и др.
Там же. С. 33–37.
Там же. С. 38–80.
Об источниках и форме «Изложения» см. новейшее исследование: Анашкина Н. В. У истоков русского виршеписания (Наблюдения над стиховыми формами И. Хворостинина). МГУ. Филологический факультет. М., 1988. Деп. в ИНИОН АН СССР №32999 от 09. 03. 88.
Акты Археографической экспедиции. Т. III. № 147. «Учительный свиток» сохранился в рукописи Государственной публичной библиотеки РСФСР им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, собрание Погодина, № 1563. Л. 115–122 об.
Наиболее подробное исследование жизни и творчества Антония см.: Былинин В. К. Стихотворения Антония Подольского // Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина. М., 1990. Вып. 48.
Орлов А. С. Домострой по Кашинскому списку и подобным. Кн. 2 // Чтения в Обществе истории и древностей российских. М., 1911. Кн. 1. Отд. II. С. 103–112.
Православный собеседник. Казань, 1862. Ч. 1. С. 283–288.
Подробнее см.: Былинин В. К. Стихотворные «Предисловия много различны» в рукописях первой половины XVII века // Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина. М., 1983. Вып. 44. С. 7–18; предисловие к Хронографу опубликовано: Попов А. Н. Обзор хронографов русской редакции. М., 1869. Вып. 2. С. 245–252.
Все цитируемые далее послания Антония Подольского и справщика Ильи опубликованы в приложениях к статье В. К. Былинина «Стихотворения Антония Подольского».
Цит. по кн.: Соловьев С. М. История России… Кн. 5. С. 317 и ел.
Иван Наседка. О новой новине, претворенной на Богоявленское водосвящение. См. в рукописях: Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина. Отдел рукописей. Собрание Московской духовной академии. Фунд. (ф. 173). № 177. Л. 382–417; Государственный исторический музеи. Отдел рукописей. Синодальное собрание. № 298. Л. 496–530. Здесь см. и описание церковных споров.
Цит. по кн.: Соловьев С. М. История России… Кн. 5. С. 322–323.
О патриархе Никоне и его осуждении см.: Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. Т. XII. Патриаршество в России. Кн. III. СПб., 1883; Гиббенет Н. А. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1882–1884. Ч. 1–2; Дело о патриархе Никоне. СПб., 1897; Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев-Посад, 1909–1912. Т. 1–2; Он же. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. 2-е изд. Сергиев-Посад, 1913; и др.
Макарий. История русской церкви. Т. ХП. С. 684. Ср. С. 682–683.
Жизни и трудам Аввакума посвящена обширная литература. Подробнее о нем см.: Бороздин А. К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. 2-е изд. доп. и испр. СПб., 1900; Жуков Д. А. Аввакум Петров // Жуков Дм., Пушкарев Л. Русские писатели XVII века. М., 1973; Малышев В. И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского дома. Сб. научных трудов. Л., 1985. С. 277–322; и др.
Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 2. С. 523–524.
Там же. С. 524.
Флоровский Г. Пути русского богословия. 2-е изд. Париж, 1981. С. 63–65.
Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 2. С. 533.
Флоровский Г. Пути русского богословия. С. 73.
Приведенные сопоставления основаны на материалах монографии Н. Ф. Каптерева «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович». Т. 2.
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Горький, 1988. С. 50, 52–53, 70, 75, 86, 90, 94, 96–97, 101, 135, 146, Ср. с. 178.
Там же. С. 46.
Эти вопросы подробнейшим образом исследованы: Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к Православному Востоку в XVI и XVII столетиях. 2-е изд. Сергиев-Посад, 1914.
Житие протопопа Аввакума… С. 56, 83, 137.
Там же. С. 47, 92.
Там же. С. 137.
Там же. С. 79, 84, 115, 131. Ср. с. 153.
Там же. С. 69. 145, 137–138, Ср. с. 132 и др.
Там же. С. 175.
Там же. С. 104, 109–110, 112, 115, 177, 179.
Там же. С. 64–65, 79–81, 84, 85.
Там же. С. 82, 111, 113, 151–152, 166; слова дьякона Федора цит. по: Флоровский Г. Пути русского богословия. С. 68.
Житие протопопа Аввакума… С. 113.
Там же. С. 152, 165.
Там же. С. 22, 23, 30.
Там же. С. 66, 77.
Там же. С. 40–41, 69.
Там же. С. 38, 49, 54, 70–72, 81, 187.
Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 2. С. 12–37 и др.; Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. М., 1886. Ч. VIII. С. 17, 199–200, 233–238 и др.; Житие протопопа Аввакума… С. 35.
Деяния собора опубликованы: Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. М., 1877. Ч. II.
Подробнее см.: Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 2. С. 224–249; Макарий. История русской церкви. Т. XII. С. 754–762.
Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к Православному Востоку…; Он же. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 2. С. 256–332.
Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 2. С. 489–502; Гиббенет Н. А. Историческое исследование дела патриарха Никона. Т. 2. С. 397–416.
Центральный государственный архив древних актов. Ф. 396 (Архив Оружейной палаты). № 955 (1029). Л. 7–7 об., 8–8 об., 28, 31, 81 об. —82 об.
Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 2. С. 322, 465–488, 503–516.
Житие протопопа Аввакума… С. 145.
Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 2. С. 325–338, 362–365, 492–493.
Житие протопопа Аввакума… С. 42 и др.
Сочинение Дионисия дважды опубликовано Н. Ф. Каптеревым: Православное обозрение. 1888. №7, 9; Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 2. Приложение № 11.
Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 2. С. 340, 369–527.
Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Ч. II. С. 211–222, 233, 237, 269, 273–275, 373–375 и др.
Там же. Т. VI. С. 244–257.
Подробнее о послании Паисия Константинопольского см.: Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1. С. 162–177.
Все материалы сыска, следствия, суда и тюремного, содержания Семена Агафонниковича (Сильвестра) Медведева опубликованы: Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. Издание Археографической комиссии. СПб., 1884. Т. 1.; Спб., 1888. Т. 3. Основные источники о герое очерка приведены в работах: Козловский И. П. Сильвестр Медведев. Очерк из истории русского просвещения и общественной жизни в конце XVII века. Киев, 1895; Прозоровский А. А. Сильвестр Медведев (его жизнь и деятельность). Опыт церковно-исторического исследования. М., 1896; Брайловский С. Н. Темные места в биографии Сильвестра Медведева. СПб., 1901; Богданов А. П. Сильвестр Медведев // Вопросы истории. 1988. № 2. С. 84–98.
Эти и последующие события придворной борьбы с позиции Матвеевых описаны: История о невинном заточении ближнего боярина Артемона Сергеевича Матвеева… Изд. Н. Новиков. 2-е изд. М., 1785; Записки Андрея Артамоновича графа Матвеева // Сахаров И. П. Записки русских людей. СПб., 1841.
См.: Богданов А. П. Летописные известия о смерти Федора и воцарении Петра Алексеевича//Летописи и хроники. Сб. 1980 г. М., 1981. С. 197–206; Он же. Дашков Андрей Яковлевич // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1985. Т. 39. С. 32–33.
См. исследования и документы о Московском восстании 1682 года: Богоявленский С. К. Хованщина // Исторические записки. Т. 10; Буганов В. И. Московские восстания конца XVII века. М., 1969; Восстание в Москве 1682 года. Сб. документов. М., 1976; Богданов А. П. Начало Московского восстания 1682 года в современных летописных сочинениях // Летописи и хроники. Сб. 1984 г. М., 1984. С. 131–146; Он же. Московское восстание 1682 г. глазами датского посла // Вопросы истории. 1986. №3. С. 78–91; и др.
Лермонтова Е. Д. Самодержавие царевны Софьи по неизданным документам. СПб., 1912; Богданов А. П. Литературные панегирики как источник изучения соотношения сил в правительстве регентства Софьи (1682–1689 гг. ) // Материалы XVII ВНСК «Студент и научно-технический прогресс». История. Новосибирск, 1979. С. 71–79.
Куракин Б. И. Гистория о царе Петре Алексеевиче и близких к нему людях, 1682–1694 гг. // Архив князя Ф. А. Куракина. Спб., 1890. Кн. 1. С. 62, 64, ниже цитируется по С. 54–55.
О провокаторах см. документы: Второв Н. H., Александров-Дольник К. О. Воронежские акты. Воронеж, 1850. Кн. 1. С. 80–91 (документы на С. 73–74 подтверждают свидетельства Розыскных дел 1689 г. о том, что стрельцы разных полков собирались на охрану кельи Медведева от патриарха добровольно). События, связанные с переворотом 1689 г., отразились, хотя и своеобразно, в Розыскных делах о Федоре Шакловитом (СПб., 1884–1893. Т. I–IV).
См. тексты и комментарии в кн.: Богданов А. П. Памятники общественно-политической мысли в России конца XVII века. Литературные панегирики. М., 1983. № 22–31, 33.
Богданов А. П. Сильвестра Медведева панегирик царевне Софье 1682 года // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1982 г. Л., 1984. С. 45–52.
Привилей со стихотворным «Вручением» опубликован: Древняя Российская Вивлиофика. Изд. 1. Ч. VI. С. 390–420. Более точное издание «Вручения» см.: Прозоровский А. А. Сильвестр Медведев. С. 383–388.
Подробнее см.: Богданов А. П. Политическая гравюра в России периода регентства царевны Софьи Алексеевны // Источниковедение отечественной истории. Сб. 1981 г. М., 1982. С. 225–246.
Библиотека Академии наук СССР (далее — БАН), П. 1. А. 85; Государственный исторический музей (далее — ГИМ), Барсовское собрание № 799.
Прозоровский А. А. Сильвестра Медведева «Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся во гражданстве» // Чтения в обществе истории и древностей российских. 1894. Кн. 4. О сочинении и обстоятельствах его создания подробно см.: Богданов А. П. К истории текста «Созерцания краткого» // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М., 1983. С. 127–161; Он же. К вопросу об авторстве «Созерцания краткого лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся во гражданстве» // Там же. М., 1987. С. 114–146; Он же. «Про мышление общих добр неленостное» // Чистякова Е. В., Богданов А. П. «Да будет потомкам явлено…» Очерки о русских историках второй половины XVII века и их трудах. М., 1988.
Остен. Памятник русской духовной письменности XVII века. Казань. 1865. С. 74–76.
Сведения о рождении и юности Медведева содержатся в документах: ГИМ, Чудовское собрание № 302. Л. 182–182 об.; Центральный государственный архив древних актов (далее — ЦТ АДА), ф. 27 (приказ Тайных дел), № 245. Л. 2–3; № 143. Л. 2; № 181. Л. 2; Акты Московского государства. СПб., 1901. Т. 3. С. 313, 427, 494, 508; Русская историческая библиотека. СПб., 1904. Т. 23. Ст. 434, 440, 483, 489, 500–501, 504.
Подробнее см.: Гурлянд И. Я. Приказ великого государя Тайных дел. Ярославль, 1902.
О нем см.: Татарский И. Симеон Полоцкий (его жизнь и деятельность). Очерк исследования из истории просвещения и внутренней церковной жизни во вторую половину XVII века. М., 1886; и др.
О нем см.: Галактионов И. В., Чистякова Е. В. А. Л. Ордин-Нащокин — русский дипломат XVII века. М., 1961.
См.: Брайловский С. Н. Письма Сильвестра Медведева // Памятники древней письменности. СПб., 1901. Т. 144: Копанев А. И. Письмо Сильвестра Медведева к Симеону Полоцкому // Вопросы социально-экономической истории и источниковедения периода феодализма в СССР. М., 1961. С. 281–283.
О ней см.: Покровский А. А. Древнее новгородско-псковское письменное наследие // Труды XV Археологического съезда в Новгороде. М., 1916. Т. 2; Киселев Н. П. О московском книгопечатании XVII века // Книга. Исследования и материалы. М., 1960. Т. 2. С. 164–169; Голенченко Г. Я. Белорусы в русском книгопечатании // Там же. М., 1966. Т. 13. С. 106–119.
Ундольский В. М. Сильвестр Медведев, отец славяно-русской библиографии // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1846. № 3; и др.
См., например: Дурново Н. Н. «Приветство брачное» Сильвестра Медведева // Известия Общества русского языка и словесности. 1904. Кн. 2. С. 303–350; «Эпитафион» Симеону Полоцкому // Прозоровский А. А. Сильвестр Медведев. С. 389–393; «Плач и утешение двадесятьма двема виршами…» на смерть царя Федора Алексеевича // Древняя Российская Вивлиофика. Ч. XIV. С. 95–111; ГИМ, Синодальное собрание № 1705; и др.
Подробнее см.: Богданов А. П. К полемике конца 60 — начала 80-х годов XVII в. об организации высшего учебного заведения в России. Источниковедческие заметки // Исследования по источниковедению истории СССР XIII–XVIII вв. М., 1986. С. 177–209.
Остен. С. 77; ГИМ, Синодальное собрание V. Л. 370; там же 369/969. Л. 37 об.
О них см.: Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. СПб., 1899.
Читатель может сам сравнить полемические сочинения, значительная часть которых опубликована в книге А. А. Прозоровского: Сильвестра Медведева «Хлеб животный» (С. 415–430), «Праведный ответ» (сохранившийся отрывок, С. 450–452), «Манна» (издана с купюрами, с. 452–538); Афанасия Иоаннова «Обличение на новопотаенных волков» (С. 577–593); Евфимия Чудовского «Показание на подверг латинского мудрования (С. 430–434); «Опровержение латинскаго учения о пресуществлении» (С. 434–450); братьев Лихудов «Акос» (С. 538–577). См. также: Сильвестра Медведева «Известие истинное». Публикация С. А. Белокурова // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1885. Кн. 4. Отд. И. С. 1–87 (с посланиями о пресуществлении св. даров гетмана И. С. Мазепы и Иннокентия Монастырского); его же «Книга, глаголемая церковно- составник или изъяснитель» (ГИМ, Чудовское собрание 283/81); Зубовский П. Контроверсия. Полемическое сочинение XVII века. Спб., 1888; Иннокентия Монастырского книга в защиту Медведева (Государственная публичная библиотека РСФСР им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (далее — ГПБ), собр. Погодина 688. 1; ГИМ, Синодальное собр. 294. Л. 274 и ел.; Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина (далее — ГБЛ), собр. Ундольского 481; и др. ).
ГИМ, Синодальное собрание 433, 567, 683 и др.
Подробнее см.: Богданов А. П. Хронографец Боголепа Адамова // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1988. Т. 41; Он же. Борьба за организацию Московской славяно-греко-латинской академии // Советская педагогика. 1989.
См.: Белокуров С. А. Арсений Суханов. М., 1894. Ч. 1–2; Богданов А. П. Автограф «Прении с греками о вере» Арсения Суханова // Источниковедение отечественной истории. М., 1989. Вып. 7.
Акты исторические. Спб., 1842. Т. 5. С. 117; Соболевский А. И. Образованность Московской Руси XV–XVII вв. СПб., 1892; Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII век. М., 1955. С. 554–556; Бакланова Н. А. Русский читатель XVII века // Древнерусская литература и ее связи с новым временем. М., 1967; Богданов А. П. Известия Кариона Истомина о книжном читании // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1986 г. Л., 1987; и др.
Остен. С. 114–117.
Миркович Г. О. времени пресуществления святых даров. Спор, бывший в Москве во второй половине XVII века. Вильна, 1886. С. 91.
Переписку московского патриархата с украинским православным духовенством и экс-патриархом Константинопольским см.: Архив Юго-Западной России. Киев, 1872. Т. V. Ч. 1. См. также: Письма Лазаря Барановича. 2-е изд. Чернигов, 1865; Шляпкин И. А. Святой Димитрий Ростовский и его время (1651–1709). Спб., 1891.
Материалы для истории раскола. М., 1879. Т. VI. С. 227.
Этих обстоятельств не может скрыть даже в целом апологетическая книга: Смирнов П. Иоаким, патриарх Московский. М., 1881. См. также упомянутые монографии А. А. Прозоровского и И. А. Шляпкина.
Источники этих и нижеприведенных отзывов см.: Розыскные дела… Т. 1. Ст. 553–554, 572; Яхонтов И. Иеродиакон Дамаскин, русский полемист XVII века. СПб., 1884. С. 27; Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1858. Т. 1. С. 349–350; Смирнов П. Иоаким, патриарх Московский. С. 233–235.
Подробнее см.: Прозоровский А. А. Сильвестр Медведев. С. 315–319
Остен. С. 76, сравни С. 141–142 и др.
Подробнее см.: Шляпкин И. А. Святой Димитрий Ростовский и его время (1651–1709). С. 211–229, 235.
Там же, ст. 531–532.
В дополнение к опубликованным в Розыскных делах документам см. архивные дела о пожалованиях за поимку Медведева: ЦГАДА, ф. 396 (Архив Оружейной палаты), оп. 1, ч. 17, д. 26843 и 26888.
Подробнее см. тексты и комментарии: Богданов А. П. Памятники общественно-политической мысли в России, № 12–13, ср. № 15–16.
Этот указ находим среди Розыскных дел (Т. 1. С. 829–830).
Опись основной части конфискованных у Медведева книг (попавших в Патриаршую, затем Синодальную библиотеку, ныне в ГИМ) опубликовал И. Е. Забелин (Временник Общества истории и древностей российских. М., 1853. Кн. 16. Отд. III. С. 53–67); из того же источника были добыты книги № 697–735 по «Описанию Патриаршей библиотеки, 1718 года» (Русский архив. 1864. Приложение).
Эти сочинения вошли отдельными статьями в упоминавшуюся уже книгу «Остен» (изданную по не лучшему списку): и сохранились в разных редакциях в книге «Щит веры» и других рукописях. Перечислю их вкратце с указанием основных списков. Памфлет «Оростриге, бывшем монахе Сильвестре Медведеве, вводившем ересь латинскую в великороссийский народ: отдельный, возможно, авторский список в сборнике ГИМ, Синодальное собрание 979/369. Л. 33–40; Остен, ГИМ Синодальное собрание 545. Л. 79 и сл., отдельно из «Остена» там же V. Л. 366 и сл., ЦГАДА, ф. 196 (Мазуринское собрание), № 595. Л. 185–196; в особом списке «Остена», принадлежавшем царевичу Алексею Петровичу, БАН, 34. 4. 3 (А. П. б); Щит веры» краткой редакции 1690 года, БАН, А. П. 8 или П. 1. В. 8. Л. 23 и сл. (книга царевича Алексея Петровича); «Щит веры» пространной редакции 1693 года, ГИМ, Синодальное собрание 310/346. Л. 38 и сл., ГПБ, собр. Титова 3245 (сравни также редакции «Щита веры» в Ленинградском отделении Института истории СССР АН СССР (далее — ЛОИИ) К-115-РКП кн. 125; Институт русской литературы АН СССР (далее — ИР ЛИ), Отд. пост., оп. 24, № 3). Извещение от имени патриарха Иоакима о покаянном писании Сильвестра Медведева: в «Остене», ГИМ, Синодальное собрание 545. Л. 83 и сл., БАН, А. П. 6; в «Щите веры» 1693 года, ГИМ, Синодальное собрание 346/310. Л. 226 и сл., ГПБ, собрание Титова 3245. «Покаянное исповедание бывшего монаха Сильвестра Медведева»: в «Остене», ГИМ, Синодальное собрание 545. Л. 85 и сл., БАН, А. П. 6; в «Щите веры» 1693 г., ГИМ, Синодальное собрание 310/346. Л. 229 об., ГПБ, собрание Титова 3245, ЛОИИ К-115-РКП кн. 125; ИР ЛИ, Отд. пост., оп. 24, № 3; в различных сборниках, ГБЛ, ф. 556 (Вифанская духовная семинария), № 37/2369. Л. 439–445, ГПБ, Софийская библиотека 1481. ГБЛ, ф. 310 (собрание Ундольского), № 478, ЦГАДА, ф. 199 (портфели Миллера), оп. 2, д. 528, ч. 1; № 729, ЦГАДА, Рукописи Московской синодальной типографии, № 228. Поучительное слово о ереси Медведева для прочтения от имени патриарха Иоакима в Крестовой палате: в указанных списках «Остена» и «Щита веры» 1693 года, а также в отдельных рукописях — ГБЛ, ф. 556 (Вифанская духовная семинария), № 37/ 2369. Л. 456–480, ГПБ, собрание Толстова, Q. 1. 334. Л. 1 (с указанием, что оно было прочтено «на соборе всему священному чину всего царствующего града Москвы в лето 7198/1690 месяца ианнуария»), ГПБ, ф. 487, оп. 2, Q. 145. Наконец, в «Щите веры» редакции 1693 года есть статья «Соборное определение о разрешении от… отлучения Сильвестра Медведева» (ГИМ, Синодальное собрание 310/346. Л. 259 и сл., 452/290; ЦГАДА, Рукописи Московской синодальной типографии, № 228. Л. 494), опубликованная под видом официального церковного документа в «Актах исторических, собранных и изданных Археографической комиссией» (СПб., 1842. Т. 5. С. 337–342). Поношения Медведеву содержались также в сочинении Гавриила Домецкого о книге «Остен», вызвавшем резкую критику иеродиакона Чудовского монастыря Дамаскина в первые годы XVIII в. (БАН, А. П. 7; ГБЛ, ф. 310, собрание Ундольского, №424, 1011, 1019).
О слухах при московском дворе подробнее см.: Браудо А. И. Записки Невилля о Московии 1689 г. // Русская старина. 1891. Т. 71. № 9, 11; Давид И, Современное состояние Великой России, или Московии. Публикация А. С. Мыльникова // Вопросы истории. 1968. № 1, 3, 4; сравни: Коялович М. О. Письма и донесения иезуитов в России конца XVII и начала XVIII века. СПб., 1904; и др.
Об обстоятельствах его ссылки см.: Розыскные дела… Т. 1. Ст. 161–162, 150–151.
ГИМ, Синодальное собрание 452/290. Л. 247–247 об.
Яхонтов И, Иеродиакон Дамаскин, русский полемист XVII века. С. 27.
Барсуков Н. П. Житиеф и Завещание святейшего патриарха московского Иоакима // Общество любителей древней письменности. М., 1897. Т. 47. Опубликованный здесь кодекс (он известен ныне в двух рукописях, ГБЛ, Беляева 29/1535 и ТСЛ-П№ 14) включает несколько сочинений двух авторов. Главный из них, Новоспасский архимандрит Игнатий Римский-Корсаков, написал неоконченное «житие» предполагавшегося «святого Иоакима, пространное послание своему другу архиепископу Афанасию о кончине Иоакима и многих событиях междупатриаршества (мы обратимся еще к этому посланию) и завершающие кодекс стихи «Над гробом» почившего патриарха. Секретарем Иоакима Карионом Истоминым написано было «Духовное завещание» патриарха, полное злобных выпадов против иноверцев и всяких ростков свободы вероисповедания в России, а также стихотворные и прозаические эпитафии Иоакиму (сравни черновые и беловые автографы этих сочинений в архиве Истомина: ГИМ, Чудовское собрание 98/300. Л. 311–312; 100/302. Л. 87 Б, 163; 88/290. Л. 139 и сл., 161 об. и сл. ).
Остен. С. 77: ГИМ, Синодальное собрание V. Л. 372 об. — 373; 369. Л. 40–40 об.
Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. СПб., 1888. Т. III. Ст. 1233–1238, 1267–1274 (здесь же и ответы В. В. Голицына). Документы включены в дело о ссылке князей Голицыных с женами и детьми из Яренска в Пустозерскии острог на вечное житье.
Ср.: Богданов А. П., Симонов Р. А. Прогностические письма доктора Андреаса Энгельгардта царю Алексею Михайловичу // Естественно-научные представления Древней Руси. Счисление лет. Символика чисел. «Отреченные» книги. Астрология. Минералогия. М., 1988.
Мансветов И. Д. Как у нас правились церковные книги в XVII веке. М., 1883. С. 157.
О судьбе Истомина подробнее см.: Брайловский С. Н. Один из «пестрых» XVII столетия. СПб., 1902; и др.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российский церкви. СПб., 1887. Ст. 144, 188, 317; и др.
Полное собрание законов Российской Империи — 1. Т. IV. № 1910; Введенский Н. Л. Законодательные акты Петра I. М. -Л., 1945. С. 151.
См.: Памятники русского права. Вып. 8. Законодательные акты Петра I (первая четверть XVIII века). М., 1961; Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 2. Сергиев-Посад, 1912. С. 253–255; Флоровский Г. Пути русского богословия. 2-е изд. Париж, 1981. С. 84–89.
Флоровский Г. Пути русского богословия. С. 83–85, 89.
Там же. С. 91, 96, 97, 99, 100, 103, 106–107, 114.
XVIII век. № 3. М., 1958. С. 50.
Цит. по: Морозов А. М. В. Ломоносов. М., 1950. С. 83.
Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М. — Л., 1950. С. 95, 264, 356–357, 396–397, 431; Он же. Полное собрание сочинений. М. -Л., 1954. Т. 5. С. 65.
XVIII век. № 3. С. 383–386; Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. М. -Л., 1959. Т. 8. С. 117–123, 252, 909–914; Богданов А. П. Естественнонаучные представления в стихах Кариона Истомина // Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988. С. 265–268; Ливанова Т. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. М., 1952. Т. 1. С. 59, 481–482.
Котович А. Духовная цензура в России (1799–1855 гг. ). СПб., 1909. С. 1.
Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. М. -Л., 1960. Т. 9. С. 539; Он же. Избранные философские произведения. С. 653–655, 780–782; Белявский М. Т. М. В. Ломоносов и основание Моско
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|