Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В логопедической группе детского сада.




Методические рекомендации по педагогической практике

Для слушателей курсов профессиональной переподготовки

По программе дополнительного профессионального образования «Логопедия»

 

 

Екатеринбург 2004

 

 

Составитель:

кандидат педагогических наук, доцент Т.П. Артемьева

 

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, профессор З.А. Репина

кандидат педагогических наук, доцент Н.М. Трубникова

 

Методические рекомендации предназначены для слушателей факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников специального образования Института специального образования. В них представлены образцы ведения документации, отчетных материалов по итогам логопедической практики в разных типах образовательных учреждений, определены цели, задачи, содержание практики, предложен список рекомендуемой литературы. Это поможет слушателям спланировать и методически верно провести логопедические занятия с детьми, имеющими речевую патологию.

 

Учебно-методическая практика является важной составной частью курса логопедии, так как обеспечивает единство теории и практики, необходимое при подготовке учителя-логопеда.

В ходе практики слушатели на основе активной самостоятельной работы систематизируют, уточняют и расширяют свои знания по логопедии, приобретают практические навыки работы с детьми, закрепляют приемы комплексного обследования детей с речевой патологией, учатся самостоятельно планировать направления и содержание коррекционной работы.

Пособие содержит разнообразный методический материал: структуру анализа посещенного занятия логопеда, образец оформления речевой карты, структуру разнотипных конспектов занятий, образец дневника логопедической практики.

В период логопедической практики слушатели должны ознакомиться с организацией и содержанием работы в логопедической группе детского сада, в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта, в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В соответствии с учебным планом профессиональной переподготовки предусмотрено прохождение слушателями логопедической практики в течение 4-х недель. Отчетная документация по педагогической практике представляется в первые 5 дней четвертой сессии в папке с описью вложения.

Слушатели, не предоставившие отчетных материалов о прохождении педагогической практики (без уважительных причин), к итоговой государственной аттестации не допускаются.

 

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ:

 

· углубление и закрепление теоретических знаний, полученных слушателями при изучении курсов «Логопедия», «Психология», «Методика обучения русскому языку»;

· выработка умения применять эти знания на практике при проведении занятий по коррекции нарушений речи у детей;

· формирование навыка самостоятельного проведения логопедического обследования детей с речевой патологией, умения составлять и обосновывать заключение логопеда, намечать перспективный план коррекционного воздействия;

· уточнение и закрепление практических навыков планирования и проведения индивидуальной логопедической работы по устранению различных нарушений речи, приобретенных слушателями в процессе обучения;

· выработка навыков планирования и проведения подгрупповых и фронтальных логопедических занятий с детьми, имеющими фонетико-фонематическое, общее недоразвитие речи;

· овладение способами дифференцированного и индивидуального подхода к детям с различной речевой патологией с учетом клинического диагноза и структуры речевого дефекта;

· формирование умения самостоятельно анализировать логопедические занятия, делать точные и аргументированные выводы, критически оценивать знания свои и товарищей, вести постоянный поиск наиболее рациональных и эффективных приемов коррекционного воздействия.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ,

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

I. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА

 

Продолжительность практики – 2 недели. Слушатели должны ознакомиться с порядком приема детей и комплектования групп, организацией работы логопеда и воспитателя, с документацией логопеда, планированием его работы, с программой обучения детей с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи и проектом программы обучения детей с общим недоразвитием речи, с методической литературой по различным разделам программы, оформлением кабинета.

В течение практики слушатели посещают и анализируют все занятия логопеда по его расписанию (индивидуальные, подгрупповые, групповые), проводят самостоятельно по одному индивидуальному, подгрупповому и фронтальному занятию в речевой группе: планируют занятия, составляют их конспекты, готовят наглядность, совместно с логопедом анализируют проведенные занятия.

Слушатели ведут дневник, отражающий содержание и объем выполняемой работы. В дневнике логопедической практики должны быть следующие разделы:

· индивидуальный план работы слушателя на период практики в детском саду;

· наблюдение и анализ посещенных логопедических занятий;

· график проведения слушателями индивидуального, подгруппового и фронтального логопедических занятий.

 

Указания к ведению дневника:

- в дневнике должна быть отражена вся работа слушателя в детском саду для детей с нарушениями речи;

- дневник должен заполняться ежедневно. Слушатели представляют дневник на просмотр и подпись логопеду.

Требования к ведению и оформлению дневника едины для всех образовательных учреждений, где проводится логопедическая практика. Изменения вносятся лишь на первой странице, где указывается место прохождения практики.

 

Отчетная документация по практике

в логопедической группе детского сада.

1. Дневник логопедической практики.

2. Анализ одного из посещенных занятий логопеда с подробной записью наблюдений за ходом этого занятия.

3. Конспект занятия, проведенного самостоятельно, с приложением наглядного материала, использованного в ходе занятия.

 

Приложение 1:

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Институт специального образования Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников специального образования   Отчет о педагогической практике     Фамилия, имя, отчество слушателя _____________________________________________ _____________________________________________   Место работы и должность ____________________________________________________ ____________________________________________________     Екатеринбург 2004

Приложение 2

 

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Институт специального образования Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников специального образования   Дневник педагогической практики слушателя, обучающего по программе дополнительного профессионального образования «Логопедия»   _____________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество слушателя)   Екатеринбург 2004

Приложение 3

Практика проводилась в детском саду № ____________ города __________________________________ с _____________ по ___________ 200 ___г. Заведующая детским садом _____________________________________ Логопед детского сада _________________________________________     Подпись заведующей детского сада _______________________ Печать учреждения     Руководитель практики ________________________  

 

Разделы дневника:

1. План работы с ________ по _________________ (составляется совместно с логопедом детского сада)

В предлагаемом образце приведено примерное содержание плана работы в речевой группе детского сада. Оно может быть изменено, дополнено в соответствии с положениями логопеда детского сада.

 

п\п Содержание работы Календарные сроки исполнения Подпись логопеда
       
1. Знакомство со структурой детского сада, порядком приема детей и комплектования групп. Организация работы логопеда и воспитателя, взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя. Знакомство с логопедическим кабинетом детского сада.    
2. Знакомство с режимом дня, расписанием занятий, документацией логопеда. Знакомство с детьми прикрепленными для занятий.    
3. Изучение «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» и проекта «Программы коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи», наблюдение и анализ индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий логопеда, воспитателя и музыкального руководителя.    
4. Подготовка и самостоятельное проведение логопедических занятий.    
5. Участие в разборе детей со сложными речевыми нарушениями (совместно с психоневрологом, методистом, логопедом) с целью уточнения диагноза и определения содержания и методики коррекционного воздействия.    
6. Участие в аналитическом разборе логопедических занятий.    

II. Посещенные занятия логопеда

Дата Тип занятия Речевой диагноз Тема занятия Подпись логопеда
21.02.2005 Индивидуальное Дизартрия ФФНР Звуки С и Ш (этап дифференциации)  

III. Самостоятельно проведенные занятия

Дата Тип занятия Речевой диагноз Тема занятия Оценка Подпись логопеда
           

 

Дневник заверяется подписью логопеда, заведующей детским садом, печатью детского сада.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...