Примерна схема анализа одного из посещенных занятий логопеда
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Соответствие темы, цели и содержания занятия, речевого материала программе, перспективному плану работы, возрасту детей. 2. Взаимосвязь коррекционных, образовательных и воспитательных задач. 3. Организация занятия: - внешний вид детей; - подготовка детей к занятию; - эстетичность оборудования занятия; - соответствие дидактического материала целям и содержанию занятия. 4. Структура занятия: - основные этапы занятия, соблюдение их логической последовательности; - четкость, обоснованность перехода от одного этапа занятия к другому. 5. Методы и приемы обучения: - разнообразие приемов, их взаимосвязь и обоснованность; - приемы привлечения внимания, обеспечения устойчивого интереса, положительного эмоционального настроя детей; - приемы активизации познавательной деятельности детей; - сочетание индивидуальной и фронтальной работы. 6. Характеристика педагогической деятельности логопеда: - умение установить контакт с детьми; - педагогический такт; - уровень владения приемами и методами работы; - контроль за речью (произношение, словарный запас, грамматический строй); - оказание логопедической помощи детям, ее эффективность; - доступность, логичность, эмоциональность ведения занятия; - учет речевых возможностей и характерологических особенностей детей; - взаимосвязь нового материала с закреплением ранее пройденного. 7. Результаты занятия: выполнение плана, эффективность использованных приемов, качество знаний, умений и навыков, приобретенных детьми. 8. Выводы и предложения (положительные стороны, недостатки занятия и методические рекомендации по их устранению).
Анализ занятия, проведенного логопедом, должен предваряться подробной записью хода занятия, отражающего деятельность логопеда и детей. Запись хода посещенного занятия и его анализ могут быть оформлены как на отдельных листах, так и в ученической тетради с указанием даты, темы занятия, клинического диагноза, структуры речевого дефекта детей*
* Схема анализа посещенного занятия едина для детского сада, специальных (коррекционных) школ для умственно отсталых детей, детей с тяжелой речевой патологией. СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ЭТАПЕ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА Тема: звук «Ш»
Цели: образовательные, коррекционные, воспитательные. Оборудование: зеркала, зонды, шпатель, спирт, вата, профиль артикуляции звука, слоговые дорожки и таблицы, предметные и сюжетные картинки. Ход занятия: 1. Организационный момент. 2. Артикуляционная зарядка: а) общие артикуляционные упражнения; б) специальные артикуляционные упражнения; в) упражнения по развитию силы голоса и выдоха. 3. Объявление темы занятия. 4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием). 5. Анализ артикуляции по плану: а) положение губ; б) положение зубов; в) положение языка (кончика, спинки, корня); г) участие голосовых складок; д) характер выдыхаемой струи. 6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание. 7. Развитие фонематического слуха: а) опознание звука из ряда изолированных звуков, отдаленных по артикуляционному и акустическому подобию; б) из слогов с учетом выше указанных рекомендаций; в) из слов; г) из предложения; д) из текста. 8. Закрепление звука в слогах. 9. Закрепление звука в словах. 10. Закрепление звука в предложении. 11. Домашнее задание. 12. Итог урока: а) выяснение, какой звук отрабатывался на уроке; б) анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;
в) заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное). 13. Оценка работы ребенка на уроках проводится с положительной психотерапевтической направленностью.
СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА Тема: звук «С».
Цели: образовательные, коррекционные, воспитательные. Оборудование: зеркала, профиль артикуляционный, слоговые дорожки и таблицы, предметные и сюжетные картинки, материал для графической записи, буквы разрезной азбуки. Ход занятия: 1. Организационный момент. 2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения). 3. Объявление темы занятия. 4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное). 5. Анализ артикуляции по плану. 6. Характеристика звука (гласный-согласный, глухой-звонкий, твердый – мягкий). 7. Связь звука с буквой. 8. Развитие фонематического слуха. 9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись. 10. Закрепление звука в словах. Звукослоговой анализ слов с графической записью. 11. Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения. 12. Закрепление звука в тексте. 13. Домашнее задание. 14. Итог занятия. 15. Оценка работы детей на занятии.
СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ
Тема: звуки «С» - «З».
Цели: образовательные, коррекционные, воспитательные. Оборудование: профили артикуляции звуков, слоговые таблицы, предметные картинки для сравнения слов-паронимов, разрезная азбука, сюжетные картинки, материал для графического письма. Ход занятия: 1. Организационный момент. 2. Артикуляционная гимнастика. Планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения для того и другого звука. 3. Объявление темы занятия. 4. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания). 5. Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции. 6. Характеристика звуков. 7. Связь звуков и букв. 8. Развитие фонематического слуха. 9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.
10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов. 11. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков. 12. Дифференциация звуков в тексте. 13. Домашнее задание. 14. Итог занятия. 15. Оценка работы детей на занятии.
СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПРИ РИНОЛАЛИИ Тема: звук «Ж». Цели: образовательные, коррекционные, воспитательные. Оборудование: зеркала, артикуляционный профиль, слоговые дан рожки и таблицы, предметные и сюжетные картинки. Ход занятия: 1. Организационный момент. 2. Работа по нормализации моторики нижней челюсти. 3. Массаж твердого и мягкого неба. 4. Гимнастика для мышц мягкого неба и задней стенки глотки. 5. Массаж лица. 6. Массаж губы. 7. Мимическая гимнастика. 8. Артикуляционная гимнастика: а) для губ; б) для языка. 9. Дыхательная гимнастика (формирование диафрагмального дыхания, силы ротового выдоха, дифференциации ротового и носового дыхания). 10. Работа над голосом. 11. Объявление темы. 12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация). 13. Развитие лексико-грамматической стороны речи. 14. Домашнее задание. 15. Итог занятия. 16. Оценка работы детей на занятии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|