Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерна схема анализа одного из посещенных занятий логопеда




1. Соответствие темы, цели и содержания занятия, речевого материала программе, перспективному плану работы, возрасту детей.

2. Взаимосвязь коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

3. Организация занятия:

- внешний вид детей;

- подготовка детей к занятию;

- эстетичность оборудования занятия;

- соответствие дидактического материала целям и содержанию занятия.

4. Структура занятия:

- основные этапы занятия, соблюдение их логической последовательности;

- четкость, обоснованность перехода от одного этапа занятия к другому.

5. Методы и приемы обучения:

- разнообразие приемов, их взаимосвязь и обоснованность;

- приемы привлечения внимания, обеспечения устойчивого интереса, положительного эмоционального настроя детей;

- приемы активизации познавательной деятельности детей;

- сочетание индивидуальной и фронтальной работы.

6. Характеристика педагогической деятельности логопеда:

- умение установить контакт с детьми;

- педагогический такт;

- уровень владения приемами и методами работы;

- контроль за речью (произношение, словарный запас, грамматический строй);

- оказание логопедической помощи детям, ее эффективность;

- доступность, логичность, эмоциональность ведения занятия;

- учет речевых возможностей и характерологических особенностей детей;

- взаимосвязь нового материала с закреплением ранее пройденного.

7. Результаты занятия: выполнение плана, эффективность использованных приемов, качество знаний, умений и навыков, приобретенных детьми.

8. Выводы и предложения (положительные стороны, недостатки занятия и методические рекомендации по их устранению).

 

Анализ занятия, проведенного логопедом, должен предваряться подробной записью хода занятия, отражающего деятельность логопеда и детей. Запись хода посещенного занятия и его анализ могут быть оформлены как на отдельных листах, так и в ученической тетради с указанием даты, темы занятия, клинического диагноза, структуры речевого дефекта детей*

* Схема анализа посещенного занятия едина для детского сада, специальных (коррекционных) школ для умственно отсталых детей, детей с тяжелой речевой патологией.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

НА ЭТАПЕ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА

Тема: звук «Ш»

 

Цели: образовательные, коррекционные, воспитательные.

Оборудование: зеркала, зонды, шпатель, спирт, вата, профиль артикуляции звука, слоговые дорожки и таблицы, предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная зарядка: а) общие артикуляционные упражнения;

б) специальные артикуляционные упражнения;

в) упражнения по развитию силы голоса и выдоха.

3. Объявление темы занятия.

4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).

5. Анализ артикуляции по плану: а) положение губ;

б) положение зубов;

в) положение языка (кончика, спинки, корня);

г) участие голосовых складок;

д) характер выдыхаемой струи.

6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.

7. Развитие фонематического слуха: а) опознание звука из ряда изолированных звуков, отдаленных по артикуляционному и акустическому подобию;

б) из слогов с учетом выше указанных рекомендаций;

в) из слов;

г) из предложения;

д) из текста.

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление звука в словах.

10. Закрепление звука в предложении.

11. Домашнее задание.

12. Итог урока: а) выяснение, какой звук отрабатывался на уроке;

б) анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;

в) заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).

13. Оценка работы ребенка на уроках проводится с положительной психотерапевтической направленностью.

 

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА

Тема: звук «С».

 

Цели: образовательные, коррекционные, воспитательные.

Оборудование: зеркала, профиль артикуляционный, слоговые дорожки и таблицы, предметные и сюжетные картинки, материал для графической записи, буквы разрезной азбуки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Характеристика звука (гласный-согласный, глухой-звонкий, твердый – мягкий).

7. Связь звука с буквой.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

10. Закрепление звука в словах. Звукослоговой анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения.

12. Закрепление звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15. Оценка работы детей на занятии.

 

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ

 

Тема: звуки «С» - «З».

 

Цели: образовательные, коррекционные, воспитательные.

Оборудование: профили артикуляции звуков, слоговые таблицы, предметные картинки для сравнения слов-паронимов, разрезная азбука, сюжетные картинки, материал для графического письма.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика. Планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения для того и другого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).

5. Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков и букв.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов.

11. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

12. Дифференциация звуков в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15. Оценка работы детей на занятии.

 

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПРИ РИНОЛАЛИИ

Тема: звук «Ж».

Цели: образовательные, коррекционные, воспитательные.

Оборудование: зеркала, артикуляционный профиль, слоговые дан рожки и таблицы, предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Работа по нормализации моторики нижней челюсти.

3. Массаж твердого и мягкого неба.

4. Гимнастика для мышц мягкого неба и задней стенки глотки.

5. Массаж лица.

6. Массаж губы.

7. Мимическая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика: а) для губ;

б) для языка.

9. Дыхательная гимнастика (формирование диафрагмального дыхания, силы ротового выдоха, дифференциации ротового и носового дыхания).

10. Работа над голосом.

11. Объявление темы.

12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

15. Итог занятия.

16. Оценка работы детей на занятии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...