Порядок проведения лабораторной работы.
Для машины с независимым возбуждением параметры состояния машины и параметры обмоток определяются по следующим выражениям: . В установившемся режиме индуктивность обмотки возбуждения может быть принята равной нулю. При исследовании динамических процессов значение для машин обычного исполнения выбирается из неравенства: . Момент инерции для двигателей постоянного тока независимого возбуждения может быть определен по выражению: Момент сухого трения и коэффициент вязкого трения могут быть рассчитаны по формулам: , . Для машины постоянного тока запишем уравнения состояния обмоток возбуждения и якоря , при определенных уравнениях связи и уравнения динамики общая математическая модель машины в операторной форме записи примет вид: Для исследования механической характеристики машины постоянного тока составим структурную схему и выполним ее расчет в программе
Модель (рис. 3.39) имеет два задающих сигнала: - управление по цепи возбуждения и - управление по цепи якоря. Нагрузка задается блоком Step2 в относительных единицах. Блок Transfer Fcn моделирует цепь возбуждения (постоянная времени 0.5 с), а блок Transfer Fcn1 моделирует цепь якоря (постоянная времени 0.02). Управление по цепи возбуждения подается раньше для того, чтобы к моменту подачи управляющего сигнала по цепи якоря и нагрузки поток в машине уже установился. Результаты моделирования двигателя постоянного тока с независимым возбуждением представлены на рис. 4.3.
Имитационное моделирование машины постоянного тока проводится с использованием библиотеки SimPowerSystems пакетного расширения Simulink. Данная имитационная модель приведена на рис. 4.4.
В состав модели входят следующие блоки: · источники постоянного напряжения для питания обмотки возбуждения и якорной обмотки – DC Voltage Source из библиотеки · машина постоянного тока DC Machine из библиотеки · блок Constant для задания нагрузки на валу двигателя из библиотеки Simulink\Sources; · приборы для измерения переменных состояний машины. В полях настройки задаются: · параметры обмотки якоря - [Ом], [Гн]; · параметры обмотки возбуждения - [Ом], [Гн]; · взаимная индуктивность между обмоткой возбуждения и обмоткой якоря - [Гн]; · суммарный момент инерции машины и нагрузки – J [ ]; · коэффициент вязкого трения - [Нмс]; · коэффициент сухого трения - [Нмс]; · начальная скорость [рад/c]. Выход блока DC Machine предназначен для измерения и наблюдения переменных состояний машины в следующей последовательности: угловая скорость [рад/c], ток якоря [А], ток возбуждения [А], электромагнитный момент развиваемый двигателем [Нм].
Для снятия механической характеристики и расчета рабочих характеристик машины в двигательном режиме работы в окне настройки блока Constant последовательно задаются значения момента от с шагом . Для каждого значения выполняется запуск модели. Результаты моделирования представлены табл. 4.2. Таблица 4.2
Расчетные значения , . Коэффициент полезного действия для машины постоянного тока работающего в двигательном режиме рассчитывается по формуле , а в генераторном режиме – . Снятие механических характеристик при различных напряжениях питания проводятся для двух значений напряжения на якоре и , где - номинальное напряжение на якорной обмотке. Нагрузка на валу машины меняется в диапазоне с шагом . Расчет выполняется для каждого значения напряжения на якоре и момента. Результаты моделирования представлены табл. 4.3. и 4.4.
Таблица 4.3
Таблица 4.4
Расчет механических характеристик при различных сопротивлениях в цепи якоря проводятся для двух значений сопротивления якоря и , где номинальное сопротивление обмотки якоря. Сопротивление якоря осуществляется в поле окна настройки параметров машины. Нагрузка на валу машины меняется в диапазоне с шагом . Расчет выполняется для каждого значения сопротивления якоря и момента. Результаты моделирования представлены табл. 4.5.
Таблица 4.5.
Аналогично проводится расчет при различных потоках возбуждения и , где - номинальный магнитный поток возбуждения. Изменение потока возбуждения осуществляется в поле Field-armature mutual inductance окна настройки параметров машины. Нагрузка на валу машины меняется в диапазоне с шагом . Расчет выполняется для каждого значения потока возбуждения и момента. Результаты моделирования представлены табл. 4.6. и 4.7. Таблица 4.6
Таблица 4.7
Расчет регулировочных характеристик при изменении напряжения якоря проводится для постоянного момента нагрузки, равного номинальному и изменению напряжения в цепи якоря от 0.4 до 1.2 исходного значения с шагом 0.2 исходного значения напряжения. Результаты расчета представлены табл. 4.8.
Таблица 4.8.
Содержание отчета · каталожные данные машины постоянного тока; · математическая модель машины постоянного тока; · структурная схема для расчета механической характеристики машины постоянного тока; · результаты моделирования, представленные динамической характеристикой и ; · имитационная виртуальная модель с использованием стандартных блоков библиотеки SimPowerSystems. · заполненные таблицы 4.2 – 4.8; · графики рабочих характеристик машины в двигательном и генераторном режимах; · графики механической характеристики машины при различных напряжениях на якоре; · графики механической характеристики машины при различных сопротивлениях якоря;
· графики механической характеристики машины при различных потоках; · регулировочная характеристика машины постоянного тока работающей в двигательном режиме при номинальном моменте.
Варианты заданий
Вопросы для самопроверки 1. Машины постоянного тока: принцип действия, конструкция, область применения. 2. Способы возбуждения машины постоянного тока: схемы возбуждения. 3. Математическая модель машины постоянного тока и особенности ее расчета в программе MatLab. 4. Механические характеристики машин постоянного тока с различными способами возбуждения. 5. Способы регулирование скорости вращения якоря двигателя постоянного тока. 6. Имитационная модель Simulink для исследования рабочих характеристик машины постоянного тока.
Читайте также: II. Методика и порядок составления родословной Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|