Выполнение исследовательской работы
Цель: Определить экологическое состояние почв Механический состав почвы обусловлен наличием в ней глины, песчаника, мелких камней, биогенных и антропогенных включений. Структура почвы определяет её уплотнённость и наличие воздуха, необходимого для жизненных процессов. Влажность почвы обуславливает возможность питания растений и является необходимым фактором окружающей среды для всех живых организмов. Кислотность почвы – важнейший экологический фактор, определяющий условия жизнедеятельности почвенных организмов и высших растений, а также подвижность загрязнителей в почве. И, наконец, засолённость почвы характеризуется повышенным содержанием легкорастворимых минеральных солей, что неблагоприятно сказывается на физических и химических свойствах почвы и создаёт неблагоприятные условия для развития и роста растений. И всё это мы должны учитывать, если хотим сохранить плодородие почвы. Для того, чтобы анализ почвы был более точным, в каждом выбранном биотопе берётся не менее пяти проб. Пробы берутся по «правилу конверта» Для взятия пробы выкапывается квадрат 10х10 см, снимается дернина, берётся комок почвы на исследование, дернина кладётся на место и пристукивается. Образец почвы помещается в конверт, который подробно подписывается. Плотность - степень связанности почвенной массы (с помощью ножа, лопатки или лопаты). Почва может быть: рассыпчатая (пыль, песок) – лопатка легко втыкается; рыхлая – нож или лопата втыкаются без труда; уплотнённая – нож или лопата входят с усилием; плотная – нож или лопата входят с трудом; очень плотная – лопата не входит, «звенит».
На месте мы можем определить и влажность.
сухая – рассыпается в пыль; свежая – холодит руки; влажная – мнётся в руке; сырая – можно выжать воду; мокрая – вода течёт без нашей помощи.
По итогам исследования: - почва пришкольного участка - Механический состав. В зависимости от того, какие частицы преобладают в почве (кремнезём или глинозём), почвы разделяются на лёгкие и тяжёлые. Если почва сухая, её надо увлажнить дистиллированной водой. По результатам исследования почва пришкольного участка Кислотность почвы Мы тщательно удобряем, перекапываем, поливаем почву, высаживаем семена, уничтожаем вредителей, но часто не получаем желаемого результата. Скорее здесь дело в другом, почва на нашем участке либо кислая, либо щелочная. Чтобы ответить на этот вопрос и узнать, что вносить в почву, необходимо определить кислотность почвы. Качественной мерой кислотности является рН (водородный показатель). Наиболее богатые обитателями являются почвы, в которых рН близок к нейтральному значению. По отношению к кислотности почвы растения делятся на 5 групп: Не переносящие кислых почв (требуют нейтральной или слабощелочной реакции почвенной среды): свекла, капуста кочанная, лук, чеснок, шпинат, горчица, смородина, астры. Нуждающаяся в слабокислой и близко к нейтральной реакции почвы: брюква, турнепс, капуста кормовая, горох, фасоль, кукуруза, пшеница и т.д. Переносящие умеренную кислотность(положительно отзывающиеся на известкование): рожь, овес, тимофеевка, гречиха. Переносящие умеренную кислотность (страдающие от избыточного известкования): лен, картофель, подсолнечник, репа, тыква, кабачки, помидоры, крыжовник и т. д. Предпочитающие кислую реакцию почвы: люпин, щавель, гортензия.
При значении рН<3 (сильно кислые почвы) и больше 9 (сильно щелочные почвы) из-за высоких концентраций ионов водорода или гидроксид-ионов повреждаются клетки живых организмов. Кроме этого, рН почвы сказывается и на степени доступности биогенных элементов. При рН <4 почва содержит так много ионов алюминия Аl³+, что она становится высокотоксичной для большинства растений. При ещё более низких значениях рН в токсичных концентрациях могут содержаться ионы железа Fe³+, марганца Мn²+. При выфсоких значениях рН ионы железа Fe³+, марганца Мn²+, а также фосфат-ионы РО³4- оказываются связанными в малорастворимые соединения (фосфаты и гидроксидфосфаты) – тогда растения страдают от их недостатка.
Поэтому кислотность почвы необходимо учитывать и уметь определять. Кислотность почвы определяется несколькими методами: Физический метод. Определяется кислометром или рН-метром. Протираем сухой тряпочкой металлический штырь и опускаем в почву на 10-15 см не менее 3-х раз (показывает как работает рН-метр). Химический метод универсальной лакмусовой бумажкой. Берём дистиллированную воду, высыпаем пробу почвы в соотношении 1:5, даём отстояться (20 мин.) и вводим индикаторную бумажку. По изменению цвета индикаторной бумаги определяем значение рН почвы. По результатам анализа анализа (не менее 5 пробдля каждого объекта) рН пришколного участка от 5,5 до 7,5 – от слабокислой до слабощелочной; рН школьного поля от 5,5 до 7,0 – слабокислой до нейтральной среды. Засоленность почвы. Избыток растворенных в почве солей (ее засоленность) снижает ее плодородие. Такими солями являются, например, хлориды натрия, магния, кальция, карбонат и сульфат натрия. Определили количество этих солей в почве. Обнаружение карбонатов в почве. Для этого на пробу (почвенный раствор) действуем 10% раствором НСl. Если почва содержит карбонат-ион, то под действием кислоты начинается выделение СО2. Уравнение реакции: Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 + H2O Карбонат-ионы (СО32-) не обнаружены.
Определение наличия хлоридов в почве.
Обнаружение сульфат-ионов в почве.
Обнаружение ионов натрия (Nа+). Результаты исследования заносились в сводную таблицу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|