Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания для производственной практики




Производственная практика является составной частью учебного процесса подготовки бакалавров. Во время практики проис­ходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобре­тение студентами умения и навыков практической работы по избранному направлению и присваиваемой квалификации.

Целью практики является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении курсов: Маркетинг персонала, Основы кадровой политики и кадрового планирования, Основы управления персонала, Трудовое право, Управление персоналом организации, Экономика и социология труда, Конфликтология, Инновационный менеджмент в управлении персоналом, Социология и психология управления, Основы социального страхования, Разработка управленческого решения, Управление проектами, Социальный менеджмент

 

Задачи практики состоят в следующем:

• изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления персоналом организации по месту прохождения практики;

• разработка предложений по совершенствованию подсистемы управления персоналом системы управления организации;

• сбор необходимых материалов и документов для выполнения курсовых проектов по дисциплинам «Управление персоналом организации» и «Социология и психология управления» в соответствии с выбранной темой.

Полнота и степень детализации этих задач регламентируются утвержденной рабочей программой, применительно к особенностям конкретных баз практики.

• Общее методическое руководство практикой осуществляет кафедра социальной антропологии и психологии. Заведующий кафедрой несет ответственность за уровень органи­зации практики и ее результаты. Непосредственное руководство практикой студен­тов возлагается на профессоров, доцентов и преподавателей, имеющих необходи­мый практический опыт.

Руководство практикой студентов в структурном подразделении организации - базы практики возлагается на высококвалифицированных специалистов и руководи­телей указанных подразделений.

Работа каждого студента организуется в соответствии с рабочей програм­мой, разработанной и утвержденной руководителями практики от университета и от организации.

Руководитель практики от организации осуществляет повседневное организа­ционно-методическое руководство и контроль хода практики закрепленного за ним студента и определяет ему конкретные задания, которые должны соответствовать задачам и содержанию организационно-экономической практики в целом, помогает в сборе необходимых материалов.

Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими работу студента на практике, являются программа практики и «Дневник студента по практике». По окончании практики предусмотрено представление студентом отчета по практике.

• В соответствии с поставленными задачами базами практики являются про­мышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, банки, страховые, торговые, инвестиционные и иные компании, службы по труду и занято­сти, кадровые рекрутинговые агентства и другие организации, имеющие в своем со­ставе кадровые службы или подразделения, выполняющие функции по управлению персоналом: отдел кадров, отдел управления персоналом, отдел обучения, отдел развития персонала, отдел организации труда и заработной платы, отдел мотивации и оплаты труда, отдел социального развития и т.п.

• При выборе рабочего места для студентов необходимо руководствоваться, прежде всего, моделью его специальности, а также исходить из того, что на рабочем месте будущий специалист должен получить определенные практические навыки выполнения конкретной работы по управлению персоналом организации.

• На период прохождения практики для студентов устанавливается режим рабо­ты, обязательный для тех структурных подразделений организации, в которых сту­денты проходят практику.

• Каждый студент обязан максимально использовать отведенное для практики время, обеспечить качественное выполнение всех заданий, предусмотренных про­граммой практики.

• При прохождении практики студент обязан:

• полностью выполнять задания, предусмотренные программой;

• подчиняться действующим в организации правилам внутреннего трудового
распорядка;

• изучать и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

• нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со
штатными работниками.

• Контроль выполнения студентами программы практики обеспечивается про­веркой собранных материалов руководителями практики от организации и от уни­верситета.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

В ходе прохождения практики студент должен ознакомиться с базой практики, изучить систему управления персоналом и ее особенности в зависимости от мас­штабов и организационно-правовой формы предприятия, а, также собрать материа­лы и документы, необходимые для подготовки отчета по пра'ктике и аналитической части выполняемых курсовых проектов по дисциплинам «Управление персоналом организации» и «Мотивация трудовой деятельности».

• Программа практики включает в себя обязательное выполнение каждым сту­дентом десяти заданий. Руководитель практики от университета, учитывая особен­ности организации - базы практики, может внести уточнения в содержание заданий.

Задание 1. Изучить общие сведения об организации: название, цель создания, краткая историческая справка. Основное содержание устава (законодательная основа, функции, права, ответственность). Место и роль предприятия (организации) в структуре национальной экономики России (мирового хозяйства). Экономическая и социальная значимость, полезность деятельности.

• Организация производства продукции и (или) выполнения работ, услуг. Но­менклатура и объем производства (оказываемых услуг). Конкурентоспособность. Производственная структура. Функциональные взаимосвязи подразделений.

• Планирование, организация, осуществление маркетинговой деятельности. Продукт. Рынок. Конкуренты. Потребители. Спрос, его динамика.

• Организация управления. Схема организационной структуры управления. Функциональные взаимосвязи подразделений и служб.

• Анализ технико-экономических показателей деятельности за 1-2 года: объем производства и реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении, объем продаж, затраты (себестоимость). Анализ финансового положе­ния: прибыль, рентабельность (с указанием необходимой бухгалтерской и статисти­ческой отчетности). Взаимоотношения с другими предприятиями (организациями), бюджетом, внебюджетными фондами, кредитно-банковскими учреждениями, страхо­выми организациями и др. Благотворительность.

• Характеристика эколого-экономического состояния. Экологический паспорт. Соответствие экологическим стандартам. Планирование, финансирование осущест­вляемых мероприятий по охране окружающей среды и анализ их влияния на дея­тельность предприятия (организации).

• Обеспечение условий охраны труда и безопасной жизнедеятельности рабо­тающих. Включение в коллективный договор (трудовое соглашение) информации о гарантированных условиях и охране труда на рабочем месте; о возможном риске по­вреждения здоровья; полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях, льготах.

• Для выполнения «Задания 1» следует использовать устав организации, биз­нес-план, годовые отчеты организации о производственно-хозяйственной деятель­ности: финансовый план (отчет), бухгалтерский баланс; отчет организации по труду (Форма № 2-Т); отчет о финансовых результатах и другие плановые и отчетные формы и документы.

Задание 2. Изучить исходные данные и провести анализ численности персо­нала, его структуры, динамики, использования рабочего времени. Провести анализ численности по категориям, удельного веса отдельных категорий, качественного со­става работников по образованию, профессиям, полу, возрасту, стажу работы.

• Изучить использование рабочего времени в организации: баланс рабочего времени; среднюю продолжительность рабочего дня; величину и причины потерь рабочего времени за счет целодневных и внутрисменных простоев и невыходов на работу. Проанализировать изменение этих показателей за ряд лет (2-3 года) или по кварталам в течение года. Изучить динамику численного состава кадров организа­ции: процент текучести в целом и по отдельным категориям персонала; процент принятых на работу и процент выбывших за год; основные причины текучести; про­цесс высвобождения работников в связи с ухудшением деятельности организации.

• Изучить функции службы управления персоналом по трудоустройству высво­бождаемых работников; взаимодействия со службами занятости и биржами труда через передаваемые и получаемые документы и информацию. Составить оперограммы указанных управленческих процедур.

• Для выполнения «Задания 2» следует использовать отчеты по труду, справки, планы мероприятий и другие документы службы управления персоналом. Срок

Задание 3. Изучить и провести анализ документов, характеризующих систему управления персоналом. Изучить организационную структуру системы управления персоналом организации: состав подразделений и должностных лиц; их иерархиче­скую структуру, подчиненность. Составить схему оргструктуры управления персона­лом, оценить ее рациональность. Дать предложения по ее совершенствованию. Изу­чить функции отдела управления персоналом и других подразделений системы управления персоналом на основе «Положения об отделе»; их распределение меж­ду бюро, группами и работниками отдела; функциональные взаимосвязи отдела с другими подразделениями организации.

Составить таблицы функционального разделения труда (см. форму табл. 1); провести их анализ с точки зрения дублирования функций, наличия или отсутствия необходимых функций, централизации функций; рассчитать трудоемкость основных функций отдела; дать оценку состава и трудоемкости функций с помощью ФСА.

Изучить должностные инструкции работников отдела.

Таблица 1
Таблица функционального разделения труда в отделе _

 

Ms п/п Наименование функции Исполнители Трудоемкость функции (чел. -ч)
        Нач. отдела управления персоналом Нач. бюро найма персонала Менеджер по персо­налу Техник      
              п

Условные обозначения:

Р - руководит,

С - согласовывает,

И - исполняет,

А - анализирует,

О - организует,

П - передает, получает информацию и т.д.

Провести анализ кадрового, методического, информационного и технического обеспечения системы управления персоналом: дать характеристику количественно­го и качественного состава работников кадровой службы на оснэве штатного распи­сания и отчета организации по труду (Форма № 2-Т); определить наличие основных регламентирующих документов кадровой службы (положения об отделах, должност­ные инструкции); изучить состав и использование кадровых документов, способы их ведения, систематизации, контроль исполнения; состав и использование техниче­ских средств службы управления персоналом.

Задание 4. Изучить систему найма и отбора персонала в организации; источ­ники привлечения персонала; организацию найма и приема персонала; порядок найма и увольнения работников; ознакомиться с наличием регламентирующей доку­ментации по найму и приему персонала.

Изучить систему проведения отбора персонала в организации: процедуру отбо­ра, состав комиссии, организацию ее работы, состав показателей отбора, состав доку­ментов, схемы замещения должностей, требования к кандидатам на замещение ва­кантных должностей, методы оценки и отбора персонала, мероприятий по введению в должность, функции работников, ответственных за найм, отбор и прием персонала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...