Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология производства цеха на сегодня




ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕХА

История развития шахты «Магнезитовая»

Шахта «Магнезитовая» является структурным подразделением горно-обогатительного производства ОАО «Комбинат «Магнезит». Шахта запроектирована и построена для поддержания вырабатывающих мощностей по добыче магнезита на карьерах ОАО «Комбинат «Магнезит» [1].

В октябре 1979 года министр черной металлургии СССР И.П. Казанец принял решение о финансировании строительства шахты до утверждения ТЭО и технического проекта за счет остатков лимита средств на реконструкцию и развитие «Комбината «Магнезит»,и строительство шахты «магнезитовая»,началось с 1980 года.

В 1982 году параллельно с проходкой стволов приступили к проходке горизонтальных выработок, в том числе и штольни гор. +340м из Карагайского карьера. В 1993 году силами подрядчиков ЮУШСУ и БШСУ – 7 приступили к подготовке опытно – добычного блока (ОДБ). С целью сокращения сроков строительства и сокращения затрат было принято решение о замене «Вспомогательного» ствола штольней гор. +340м и оставить на постоянную эксплуатацию проходческий копер «Север – 1» на стволе «Вентиляционный» шахты «Магнезитовая» [1].

Объекты поверхностного комплекса шахты «Магнезитовая» расположены на двух промплощадках: ствола «Вентиляционный» и центральной группой стволов (ЦГС).

На промплощадке ствола «Вентиляционный» расположены надшахтное здание подъемных машин, административно – бытовой комбинат, закладочный комплекс, подстанция «Вентиляционная», складские помещения и другие объекты.

С целью подготовки кадров и отработки технологий было принято

 

решение о первоочередной добыче магнезита в опытно – добычном блоке гор. +260м.

4 февраля 1997 года выдано разрешение на эксплуатацию шахты «Магнезитовая» в границах опытно – добычного блока.

У истоков начала добычи сырого магнезита стояли: начальник шахты Крохин С.И., главный инженер Мурзин А.В., начальник подземного участка(ПОУ) Порошин Ю.В., заместитель начальника участка ПОУ Умовист В.А. Получив разрешение на проведение опытных взрывов в очистных камерах ежесменно корректировали параметры проводимых буро – взрывных работ – для достижения лучших показателей по выходу кондиционного куска и качества оформления стенок и кровли очистных камер.

Система разработки в опытно – добычном блоке предусматривает закладку выработанного пространства твердеющими смесями и крепление кровли очистных камер анкерными штангами.

Для подземных горных работ в 1994 году через Норильский никель было приобретено два комплекта самоходного оборудования» буровые установки «Миниматик – 205ГS», погрузочно-доставочные машины «TORO – 300D» финской фирмы TAMPOK, самоходный кровлеоброботочный полок «Ютилифт – 807В» и вспомогательные машины типа ВОМ – 1А.

К концу 1998 года добыча на шахте выросла уже до 160 тыс.тонн.

Руководством ГОП и шахты было принято решение в 1999 году начать строительство нового портала штольни на горизонте +180м. на борту Карагайского карьера, одновременно пройти откаточный штрек по горизонту +180м,длинной 1200 метров.

В 2003 году поступление новых буровых машин марки «Boomer – 282» Шведской фирмы.

В январе 2004 года сдается в эксплуатацию новый добычной юлок №2 гор.+180м. В 2004 и 2005 г.г на шахте продолжается последовательное обновление самоходного оборудования. В Замен 3-х отработавших свой срок погрузочно – доставочных машин TORO- 300D грузоподъемностью 6.2т приходят две машины TORO- 400,грузоподъемностью 9.6т.

В связи с ростом количества подземного самоходного оборудования на шахте, а в этот период уже насчитывалось порядка 20 единиц самоходной техники, начальником цеха Пономаревым В.П. принимается решение об организации самостоятельного подземного участка по ремонту горношахтного оборудования.

В 2008 году руководством ГОП принимается решение о строительстве второй главной винтеляционной установки с однотипным существующим агрегатом ВОД -40.

История развития МПК

Саткинская группа месторождений магнезит представляет собой сырьевую базу производства периклазовых огнеупоров. Геолог М.И. Гарань, изучавший саткинские месторождения в 30 и 40-е годы, утверждает, что саткинский магнезит был открыт в 1896 году. Первые геологоразведочные работы на участках Саткинского месторождения были проведены в 1899г. Садовский Л.А. и в 1900 Краснопольским А.А.[2].

Разведочные работы велись шурфами, а затем буровыми скважинами. В 1900 году было добыто 438 тонн магнезита.

Все горные работы выполнялись вручную. Работали уступами высотой 3 метра для отбойки горной массы вручную бурили шпуры глубиной до 3,5 метров. В качестве взрывчатых веществ применялись динамит и белый порох. Взорванную горную массу разбирали при помощи ломов, дробили кувалдами и вручную выбирали отборно – кусковой магнезит крупностью от 40 до 200 мм, грузили в телеги и гужевым транспортом доставлялся к камерным, а позднее к шахтным печам построенный возле Карагайской залежи на обжиг. Вся магнезитовая мелочь вывозилась в отвалы.

По сведениям геолога Заварицкого А.Н. добыча магнезита в России

(Сатка) в 1913 году составляла 10% от мировой добычи (смотри таблицу 1).

Таблица 1 Добыча магнезита на разработках (в пудах)

Место добычи Годы
                   
В отводе у завода                    
На Волчьей горе                    
На Паленихе и у Березового моста                    

На взрывных работах в 50-е и 60-е годы применялись взрывчатые материалы: аммонит №6 (порошок и патронированный), аммонит В-3 (порошок и шнекованный), тротил чешуйчатый (отходы военного производства), капсюли – детонаторы в бумажной гильзе, огнепроводный шнур марки ОША, детонирующий шнур марки ДША.

Взрывание скважин при массовых взрывах производилось сплошным колонковым зарядом.

В 1961г. начата разработка Степного карьера. В этом же году для усреднения сырья построен склад сырого магнезита.

В начале 60-х годов получены и освоены первые станки вращательного бурения БСШ-1М и буровые машины СБМК-5 для бурения скважин малого диаметра[2].

В 1963 начата разработка Паленихинского карьера.

В 1965 году введен Восточный и Мельничный карьеры.

На 01.07.67г.рудник имел оборудование: 25экскаваторов УЗТМ с емкость ковша от 3 до 4,6 куб. м, 32 - буровых станка КУБ, 14- БСШ и бульдозеров- 14 штук.

В 1970 году началась очередная реконструкция горных работ - постепенная замена железнодорожной откатки горной массы на автотранспортную. На рудник получены первые буровые станки нового поколения СБШ-200.

В 1980 году получены и освоены первые экскаваторы ЭКГ-5 с емкостью ковша 5 куб. метров, экскавации 23 секунды.

В связи с приближением горных работ к жилому массиву в 1983 году на руднике внедрена сейсмобезопасная технология ведения взрывных работ.

В 1984 году на руднике получены модернизированные буровые станки вращательного бурения СБШ-250 МН 32.

1990 год явился расцветом для карьера, были достигнуты наибольшие показатели по добыче – 2360473 тонн и подаче – 2688928 тонн.

01.12.1996 года Мельнично –Паленихинский карьер достиг глубины 150 метров и ниже, согласно Справки руководства ГОП.

С целью приведения названия в соответствие с действующей в акционерном обществе проектной документацией отработки карьеров, что способствует наведению порядка в оплате труда и соблюдению штатной дисциплины «Волчьегорско – Степеной карьер» с 01.12.1998 года переименован в «Мельнично – Паленихинский карьер» (приказ по ОАО «Комбинат Магнезит» №773 от 08.12.1998 года).

В 2000 году добыта 200 – миллионная тонна магнезита.

В 2002 году получены 9 новых автомобилей «БелАЗ – Супер».

2004 год явился самым продуктивным по нарастанию объемов горной массы по сравнению с 1999 годом (объемы выросли в 1,5 раза).

История развития ДОФ

В октябре 1951 г. «Механобр» закончил работу над проектом ДОФ-2, входившей в комплекс строительства Нового завода, и строители завода и порядных организаций приступили к строительству фабрики.

Для организации дробления магнезита на фабрике работали две смены. Первыми начальниками смен ДОФ-2 были И.Я. Макагон и Ю.В.Макшанцев. В

феврале 1956 г. Закончился монтаж и наладка оборудования первой подвесной канатной дороги. На ней также работали две смены, и первыми мастерами канатных дорог стали А.Г.Петров и В.П.Коптелов.[1].

14 февраля была запущена первая вагонетка с дробленым магнезитом, предназначенная для ЦМП-3, которая была украшена красным флагом.

14.02.1956г. введены в работу: отделения крупного, среднего и мелкого дробления, корпуса сортировки №2 и №4, склад готового магнезита с двумя грейферными кранами, воздушно-канатная дорога №1.

К 1959 году на фабрике закончен монтаж оборудования второго технологического потока, канатной дороги №2, построены корпуса сортировки №3. Строилась дорога, связывающая ДОФ-2 с площадками старого завода и отвалом (складом) металлургического доломита, скреперной лебедки доломит загружался в железнодорожные вагоны для отправки на ЧМЗ и другие пункты[1].

С 1959 по 1962гг. проведена реконструкция воздушно-канатных дорог: автоматизирована загрузка и разгрузка вагонеток на погрузочно-разгрузочных станциях, усилены головки опор, выправлен профиль дорог, установлены вагонетки более совершенной конструкции.

В июне 1965 г. – пуск второй очереди ДОФ-2 с корпусом мелкого дробления №2 и силосным складом. По предложению рационализаторов фабрики для дробления металлургического доломита была построена отдельная технологическая нитка, встроенная в действующую, которая работает по настоящее время.

В 1971 г. началось строительство отделения обогащения магнезита в тяжелых суспензиях по проекту «Уралмеханобра».

8 мая 1975 года был подписан акт приемики окончания строительства отделения обогащения магнезита в тяжелых суспензиях. Принцип действия обогащения в тяжелых суспензиях основан на применении закона Архимеда, все то, чья плотность больше плотности жидкости в которую попадается – тонет, а что легче всплывает.

Пуск отделения обогащения позволил высвободить от тяжелой ручной работы 80 женщин – сортировщиц и решить вопрос механического обогащения магнезита. За достигнутые результаты в освоении отделения обогащения коллектив был представлен на ВДНХ и в 1976 году бывший начальник ДОФ-2 А.Г. Колбасов был награжден серебряной медалью, начальник отделения обогащения Макшанцев Ю.В. – золотой медалью и главный инженер Коптелов В.П. – бронзовой медалью.

В 1977г. На базе опытно-промышленной установки обогащения магнезита в тяжелых суспензиях по проекту «Уралмеханобр» и института ВОСИО построено и пущено в эксплуатацию отделение обогащения магнезита химическим способом, с получением окиси до 96-97%. В 1978г. совместными усилиями коллективов ДОФ-2 и ЦТД завершена работа по централизации управления технологическими потоками на едином пульте управления.

За 2003 год на ДОФ проведена огромная работа по обновлению корпусов галерей и оборудования. Полностью заменена галерея и дробилка КМД – 1750 на доломитовом потоке. За 50 лет эксплуатации канатных дорог металлоконструкции опор, сетевые устройства, якорные станции. Начиная с 2000 года по проекту «Союз-проммеханизация» г.Москва на ДОФ приступили к реконструкции ГПКД. Ведется планомерная работа по замене линейных опор на участке грузовых подвесных канатных дорог. Заменены 10 опор ГПКД № 1,2. В 2004г. реконструирована ст.проходная ГПКД № 1,2 и заменены 3 опоры ГПКД №6. смонтировано новое сетевое устройство над рекой Сатка и над ж/д путями МПС.

В настоящее время дробильно-обогатительная фабрика осуществляет подачу как традиционных видов сырья (ММИ и ММП), так и нетрадиционных (сидерит, металлургический доломит, половье, каустическая пыль, отвальный продукт от печей, что позволяет ОАО «Комбинат «Магнезит» осуществлять производство новых видов продукции, согласно возникающего спроса заказчиков.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЦЕХА НА СЕГОДНЯ

Шахта «Магнезитовая»

Годовой план по добыче магнезита в 2014 году составляет 0,4 млн.т. Численность трудящихся на 01.07.2014 составляет 365 человек. Из них рабочих 305 человек. РСиС- 61[1].

За время эксплуатации шахты с 1994года добыто более 8 млн.т сырого магнезита, пройдено около 80 км выработок.

Основные положения

В горный отвод шахты «Магнезитовая» (первое шахтное поле) включены запасы Карагайского, Гологорского, Мельнично-Паленихинского участков Саткинского месторождения магнезитов.

Разрабатываемые в проекте ГИПРОШАХТ технологические решения посвящены отработке запасов магнезитов горизонтов +180 м. и +100 м, которые залегают под частично отработанными запасами руд горизонтов +260 м. и +180 м. в непосредственном контакте с ними. Под залежами руд горизонта +100 м. располагаются планируемые в дальнейшем к отработке запасы магнезитов горизонта +20 м.

На гор.+180м – остаточные эксплуатационные запасы составляют 7,7млн.т (2млн.т в 4-й панели).

На гор.+100м - эксплуатационные запасы составляют 18,6млн.т (5млн.т в 1-й панели).

Для вскрытия и подготовки этих панелей к очистной добыче и ведение закладочных работ шахте необходимо проходить не менее 4,2 км выработок в год и построить поверхностный закладочный комплекс.

В качестве основных исходных данных при выполнении работы на перспективу приняты следующие условия:

1) производительность проектируемых участков магнезитов горизонтов +180 м. и +100 м. при полном развитии горных работ принимается 1600 тыс. т/год (в том числе: по горизонту +180 м. – 600 тыс. т/год, по горизонту +100 м. – 1000 тыс. т/год);

2) объёмы производства товарной руды по залежам и в целом по шахте «Магнезитовая» и время вовлечения в эксплуатацию вскрываемых залежей магнезитов решаются в рамках общей концепции развития компании ОАО «Комбинат «Магнезит»;

3) на шахте «Магнезитовая» установлен «газовый режим», поэтому проектирование осуществляется согласно требованиям «Специальных мероприятий «газового режима» на шахте «Магнезитовая» ОАО «Комбинат «Магнезит», согласованных письмом 13-02-02/784 от 24.04.2006 г. Управления горного надзора ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору;

4) залежи магнезитов горизонтов +180 м. и ниже являются угрожаемыми по горным ударам, поэтому проектирование осуществляется согласно требованиям «Указаний по безопасному ведению горных работ на Саткинском ме­сторождении магнезита, склонном к горным ударам» (утверждены главным инженером ОАО «Комбинат «Магнезит» 30.05.01).

2.1.2 Геологическая характеристика Саткинского магнезитового месторождения

Саткинская группа месторождений магнезита относится к башкирскому комплексу верхнедокембрийских (рифейских) осадочно-метаморфических образований, развитых на Западном склоне Южного Урала в пределах Башкирского (Башкирско-Уралтауского) мегантиклинория Центрально-Уральского поднятия.

Моноклинальное согласное залегание магнезитовых залежей и вмещающих пород, осложненное пологой складчатостью, определяет пластообразную морфологию подавляющего большинства рудных тел Саткинского месторождения. Редко рудные тела представлены неправильной формы образованиями и линзами.

Границы рудных тел обычно совпадают с границами магнезитовых залежей, иногда отступая от них в соответствии с требованиями кондиций. Выклинивание залежей по падению и простиранию клинообразное, тупое, иногда расщепленное. Углы падения колеблются в пределах 10-85°, обычно 30-45°.

Контакты магнезитовых залежей с вмещающими породами резкие. В лежачем боку они обычно ровные, направлены по слоистости. Для висячего бока более характерны нелинейные очертания, вызванные ростом крупных кристаллов магнезита в направлении, перпендикулярном общей линии контакта.

Всего в пределах Саткинского месторождения выделено 102 рудных тела, из которых пять включают в себя ~85% всех выявленных запасов. Остальные рудные тела являются мелкими, располагаясь со стороны лежачего и (чаще) висячего боков основных рудных тел. Длина основных рудных тел по простиранию от 1307 до 3560 м, по падению – от 98 до 506 м. Средняя мощность колеблется от 15,2 до 24,1 м.

Магнезитовые залежи состоят из собственно магнезита (93-98%), а также доломита, кварца, хлорита, кальцита, пирита, диабаза, пироксена, гидроокислов железа, т.н. «углисто-глинистого вещества» и др. минеральных примесей. Различными количественными соотношениями их и определяется содержание основных компонентов в добываемом сырье (MgO, SiO2, СаО), что с учетом текстурно-структурных особенностей минерализации, в конечном счете, оказывает наибольшее влияние на спекаемость и формирование свойств периклазовых порошков.

Отличительной особенностью магнезита Саткинской группы месторождений является его повышенная железистость, связанная как с наличием железосодержащих микровключений, так и с изоморфной примесью Fe в самом минерале – магнезите.

Балансовые запасы магнезитов категорий B+C1 и С2, предназначенных для подземной разработки, по состоянию на 01.01.2011 г. согласно отчетного баланса за 2010 г. составляют 131872 тыс.т.

2.1.3 Объекты поверхностного комплекса шахты «Магнезитовая»

Объекты поверхностного комплекса шахты расположены на двух промплощадках: промплощадка Центральной группы стволов и промплощадка ствола «Вентиляционный».

На промплощадке Центральной группы стволов (ЦГС) расположены стволы «Клетевой» (надшахтное здание строится) и «Скиповой» с шатровым копром «Север-1». Кроме того, на площадке расположены вентилятор главного проветривания, подстанция «Шахтная», компрессорная станция, очистные сооружения шахтных вод и другие объекты.

На промплощадке ствола «Вентиляционный» расположены: надшахтное здание «Вентиляционного» ствола со зданиями подъемных машин, административно-бытовой комбинат, дробильно-сортировочный комплекс, подстанция «Вентиляционная», складские помещения и другие объекты.

2.1.4 Схема вскрытия шахты «Магнезитовая»

Шахтное поле № 1 вскрыто тремя вертикальными стволами, наклонным транспортным съездом и штольнями из Карагайского карьера. Скиповой и Клетевой стволы располагаются на Центральной промплощадке шахты в районе ДОФ-2, Вентиляционный ствол – на фланге Гологорского месторождения в лежачем боку.

Все промплощадки шахты «Магнезитовая» спланированы и имеют подъездные автомобильные дороги.

Шахта «Магнезитовая» вскрыта следующими горно-капитальными выработками:

1) ствол «Вентиляционный» – круглого сечения, диаметр в свету – 6,5 м, пройден и закреплен монолитным бетоном до отметки +89 м. Армировка ствола - металлическая. Ствол обору­дован клетевым и скиповым подъемами и лестничным отделением и предназначен для спуска-подъема людей, материалов и мелкого оборудования, а также для выдачи горной массы с проходческих работ. Околоствольные дворы горизонтов +340 м, +260 м, +180 м выполнены по тупиковой схеме, руддворы и камерные выработки закреплены монолитным железобетоном и торкретбетоном;

2) ствол «Клетевой» - круглого сечения, диаметр в свету – 8,0 м, закреплен монолитным бетоном. Армировка ствола – металлическая. Ствол «Клетевой» пройден сразу на полную глубину до отметки – 129 м;

3) ствол «Скиповой» - круглого сечения, диаметр в свету – 6,0 м, закреплен монолитным бетоном. Армировка ствола - металлическая. Ствол пройден на глубину до отм. +59 м. Ствол обору­дован клетевым и бадьевым подъемами. Околоствольные дворы горизонтов +340 м, +260 м, +180 м, +100 м выполнены по тупиковой схеме, руддворы и камерные выработки закреплены монолитным железобетоном и торкретбетоном. В руддворе гор. +100 м. оборудована посадочная площадка для бадьевого подъема;

4) горизонтальные штольни – выработки сводчатой формы, закреплены монолитным железобетоном и торкретбетоном. Штольня гор. +180 м оборудована рельсовыми путями с шириной колеи 750 мм и ходовыми отделениями. На ус­тье каждой штольни установлены парные вентиляционно-шлюзовые двери из металла.

Запасы I очереди строительства – выше гор. +180 м – вскрываются и отрабатываются этажами высотой 80 м. Отметки горизонтов +340 м, +260 м, +180 м. Концентрационный горизонт – + 180 м.

Центральная группа стволов и ствол «Вентиляционный» на горизонтах +340 м, +260 м. и +180 м. соединены горными выработками. Горизонты +340 м, +260 м, +180 м вскрыты штольнями, пройденными в Карагайский карьер. Штольня на горизонте +180 м. оборудована рельсовыми путями и используется для транспорта добытого магнезита в карьер на перегрузочный склад руды (с последующей вывозкой карьерными автосамосвалами на поверхность). Штольня на горизонте +260 м. используется для вывозки руды шахтными автосамосвалами на перегрузочный склад (с последующей вывозкой карьерными автосамосвалами на поверхность). Штольня на горизонте +340 м. используется для доставки грузов и материалов в шахту.

Выработками горизонтов +260 м. и +180 м. полностью вскрыты запасы Карагайского и Гологорского участков I очереди строительства (свыше 33 млн.т). Подготовлены Опытный добычной блок на горизонте +260 м, добычные блоки № 1, № 2 и № 3, блок прибортовых запасов (БПБЗ) горизонта +180 м. В настоящее отработаны запасы Опытно-добычного блока гор. +260 м. выше отм. +320 м, междуэтажных целиков в добычных блоках № 1 и № 2 гор. +180 м. в отметках +263 м ÷ +277 м. Отработан блок прибортовых запасов (БПБЗ) гор.+180 м. Очистная добыча ведется в блоке № 3 и расширении блока № 3 гор. +180 м.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...