Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода




Урок 1.

Предмет: обществознание

Класс: 6А

Дата урока: 17.04.15

Тема: «Производство всего, что необходимо»

Тип урока: Изучение нового материала

Форма урока: лекция с элементом беседы

Оборудование: учебник обществознания Данилов Д.Д., Сизова Е. В., компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

Цели урока в соответствии с линиями развития.

Я линия развития личности. Понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе, чтобы ориентироваться в нём.

Определять понятия « экономика», «потребность», «блага», «потребление», «деньги», «цена», «производство». Выявлять взаимосвязь потребностей и экономического производства.

Я линия развития личности. Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных позиций, взглядов, ценностей.

Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях. Определять и объяснять своё отношение к нравственным ценностям.

Я линия развития личности. Действовать в пределах норм нравственности и права.

Решать учебно-жизненные задачи в соответствии с моральными нормами.

Ход урока

Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Применяемые учебные действия
– Сегодня мы приступаем к изучению третьей главы, которая называется: «Почему люди «добывают себе хлеб в поте лица?» Что может означать название главы? – Как бы вы ответили на этот вопрос? Следует записать все гипотезы ребят, так как на повторительно-обобщающем уроке к ним надо будет вернуться. – Какую сферу общества мы будем изучать и в чём её функция? – Тема сегодняшнего урока – «Производство всего, что нам необходимо».

 

Высказывают предположения. Высказывают свои гипотезы.     – Экономическая сфера. Она включает труд, производство и распределение всего того, что необходимо для жизни. Записывают в тетрадь.     Выдвижение версий.  
– Откройте § 17 и прочитайте начало. – Какое противоречие мнений, желаний сложилось в этой семье? – О чём нужно поговорить с Мишей?   – А что Миша думал на этот счёт?   На доске записывается: Мама – должна работать Миша – зачем? – Какой вопрос можно задать, если исходить из этого противоречия? Проблема: «Зачем родители ходят на работу?» – Сравните свой вопрос с вариантом авторов. Читают начало § 17 можно по ролям. – Мама должна была идти на работу, а Миша хотел в зоопарк. – Саша должен объяснить ему, что маме приходится ходить на работу, чтобы она могла их кормить и сегодня, и завтра. – Миша не понимал, зачем маме надо идти на работу, если они уже поели. Выслушиваются все варианты, затем выбирается один, который сравнивается с формулировкой авторов учебника.   Умение добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию. Формулирование проблемного вопроса.  

Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,

Деятельность учителя Деятельность учащихся Применяемые учебные действия
– Какие у вас есть предположения, версии для решения проблемы? Проводит стрелки на доске от записанной формулировки проблемы к ключевым словам версий (выделенным их авторами). Предлагают свои гипотезы. С одобрением принимается любая, даже самая абсурдная. Выдвижение версий.
– Давайте вспомним, что мы уже с вами знаем по этой проблеме. Можно воспользоваться рабочей тетрадью и выполнить задание № 1 на с. 78. – Что такое общество?   – Что такое общественные отношения?     – В чём важность труда как вида деятельности человека?       – Общество – это люди, объединённые совместной жизнью (интересами) и деятельностью по принятым правилам (мораль, законы). – Общественные (социальные) отношения – это многообразные связи и формы взаимодействия, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), независимо от воли и сознания их членов. Эти отношения могут принимать характер сотрудничества или социального конфликта. – Только в результате деятельности люди удовлетворяют свои потребности и реализуют жизненные цели, достигая либо формального признания (зарабатывая много денег), либо подлинного уважения (совершая общественно полезные деяния). Умение обобщать информацию и выделять главное.
– Как будем с вами решать проблему урока? – Надо проверить каждую из версий.    

планирование собственной деятельности

Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода

Деятельность учителя Деятельность учащихся Применяемые учебные действия
– Откройте схему «Пирамида человеческих потребностей» (с. 141). Как вы думаете, что такое потребности? – Найдите в тексте определение понятия «потребность». Выделите ключевые слова, объясняющие смысл данного понятия.   – По схеме (с. 141) определите потребности человека. – Какие потребности человек удовлетворяет в первую очередь, т.е. какие потребности являются для человека первичными? – Будет ли человек стремиться удовлетворить свою потребность в уважении, если не удовлетворены его физиологические потребности? – Прочитайте первый пункт § 17 «Что и зачем мы производим?» со второго абзаца и ответьте на вопрос: «Откуда появляется всё то, что необходимо человеку для удовлетворения его потребностей?»   – Объясните, как вы понимаете, что такое блага? – Проверьте себя по словарю.     – Что такое потребление?     – Проверьте себя по словарю. – Как бы вы теперь ответили на проблемный вопрос урока: «Зачем взрослые ходят на работу?» Добивайтесь того, чтобы ребята использовали новые понятия в своих ответах. Можно воспользоваться рабочей тетрадью и выполнить задание № 2 на с. 78. Высказывают предположения. – «Потребность– это нужда в чём-то необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человеческой личности, группы людей, общества в целом». Называют потребности и то, что они в себя включают. – Физиологические потребности.   – Нет. Он будет тратить силы, например, на достижение успеха, если голоден.   Работают самостоятельно. – Удовлетворение потребностей происходит путём потребления благ. Блага создаются трудом людей. Для этого в обществе существует система производства – организованный совместный труд людей по изготовлению необходимых всем вещей и услуг. Любой взрослый так или иначе включён в эту систему производства, участвует в изготовлении того, что нужно всем людям для удовлетворения их потребностей. – Блага – это различные товары и услуги. –Блага– различные продукты (вещи, объекты, идеи) и услуги, способные удовлетворить человеческие потребности (материальные и духовные). – Потребление– процесс использования благ для удовлетворения потребностей. – В словаре такое же определение. – Родители ходят на работу для того, чтобы производить блага, необходимые для удовлетворения потребностей людей. Умение преобразовывать символическую информацию в устную речь.     Выделение главного и определение смысла текста. Умение обобщать информацию и выделять главное.  
– Что означают слова «хозяйство», «экономика», «собственность»? – Читая первый абзац второго пункта «Чем отличается древняя и современная экономика?», составьте определение понятия «экономика». – Запишите в тетрадь. – Вспомните, что такое натуральное хозяйство средневековой Европы?   Предлагается выполнить задание из рубрики «Дополнительный материал» (с. 201). – Рассмотрите иллюстрации (с. 201). Проанализируйте, как производили хлеб в разные исторические эпохи. – Составьте логические цепочки рассуждений. По ходу ответа на доске ведётся запись, в итоге она выглядит следующим образом: Натуральное хозяйство Крестьянин пашет землю засевает пашню жнёт урожай засыпает зерно в амбар мельница хлеб в печи. – Как производят хлеб в современном обществе? По ходу ответа на доске ведётся запись, в итоге она выглядит следующим образом: Современное общество Фермер пашет землю при помощи современной техники засевает пашню тоже при помощи техники собирает урожай тоже при помощи техники зернохранилище мукомольный завод завод по выпечке хлеба магазин (разнообразие хлебобулочных изделий) хлеб на столе. – Вспомните, кому принадлежали орудия труда в обществах Древнего мира и Средних веков? Кто был хозяином полученного в процессе производства продукта? – Как происходило тогда распределение благ?   – Как происходит распределение благ в современной экономике?     – Приведите примеры благ, которые начали производиться только, начиная с ХХ века. – Сделайте вывод, чем древняя экономика отличается от современной?   – Такой вид хозяйственной деятельности называется товарным. – Почему в современном обществе практически ни одна семья не может производить всё, что ей нужно для жизни?     – Как теперь вы ответили бы на проблемный вопрос урока: «Зачем взрослые ходят на работу?»     Высказывают свои варианты.   – Экономика – это хозяйственная деятельность людей, связанная с производством жизненных благ, необходимых для удовлетворения потребностей. Записывают новое понятие. – Натуральное хозяйство – это способ ведения хозяйства, при котором всё необходимое человек производит сам.   Называют этапы производства хлеба. Внимание обращается на то, что все этапы работы осуществляет один и тот же человек.   Называют этапы производства хлеба. Внимание обращается на то, что разные этапы работы выполняют разные люди.   Вспоминают материал, изученный на уроках истории в 56-м классах. – Крестьяне платили налоги произведёнными продуктами, а всё остальное употребляли сами. – Всё, что производится, отправляется в магазин для продажи, где люди и приобретают необходимые блага. – Телевизор, холодильник, телефон... – В древней экономике люди всё производили для собственного потребления, им же принадлежали и средства производства, и произведённая продукция. В современной экономике люди производят товары для продажи, а средства производства принадлежат владельцам предприятий или государству. – У человека изменились потребности, а изготовление благ стало очень сложным и дорогим процессом, который невозможно осуществить в домашних условиях. Поэтому люди зарабатывают деньги, на которые покупают необходимые блага. – В современной экономике невозможно всё производить самим, поэтому родители ходят на работу, чтобы создавать определённые товары, которые затем поступают в магазины, а также получать деньги за свою работу.     Умение систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде схемы.     Умение сравнивать факты, явления, понятия.   Формулирование вывода.  
– Можно ли деньги назвать ценностью, которая помогает добиться уважения? – Если деньги – это «презренный металл», то зачем они тогда вообще нужны? – Прочитайте третий пункт и выполните задание к тексту (с. 145).   – Кто из вас может вспомнить выражения, в которых отрицательно оценивается влияние денег на человека? Если ребята затрудняются с ответом, то учитель может привести для примера несколько пословиц. «Где говорят деньги, там молчит совесть». «За грош с колокольни соскочит». «Кто врёт, тот денежки берёт». «Кто до денег охоч, тот не спит и ночь». «Федюшке дали денежку, а он и алтын просит». – Что такое деньги и зачем они нужны в хозяйстве человека?   – Блага мы покупаем за определённую цену. Что такое цена? Найдите определение в словаре. – Запишите в тетрадь. – Нет, подлинное уважение человек получает только через добрые дела. Высказывают свои гипотезы. Работают самостоятельно. Предлагают свои варианты. – Деньги–этотовар, признанный как всеобщий эквивалент стоимости других товаров, с их помощью можно обмениваться вещами и услугами, оценивать труд людей или какие-либо ценности. Деньги должны обладать свойствами: неподдельности, всеобщей признанности, делимости без потери стоимости. Деньги нужны для того, чтобы купить блага, необходимые для своих потребностей. – Цена – количество денег, за которые продавец готов продать, а покупатель – купить товар. Записывают понятие. Выдвижение версий. Выделение главного и определение смысла текста. Умение обобщать информацию и выделять главное.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...