Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Потенциал мировой экономики




Автор-составитель: А.В. Белолипецкая,

доцент кафедры экономики, бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

 

Дисциплина «Мировая экономика и международные экономические отношения»

является частью базового цикла дисциплин по направлению 080100.62 «Экономика» профиль «Финансы и кредит». Б3.Б.7.

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины.. 5

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.. 5

3. Требования к результатам освоения дисциплины.. 6

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 7

5. Содержание курса. 8

5.1 Содержание тем дисциплины.. 8

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (последующими) дисциплинами. 15

5.3 Темы дисциплины.. 15

6. Перечень семинарских занятий. 18

7. Темы курсовых работ. 19

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 19

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 23

10. Образовательные технологии. 23

11. Оценочные средства. 23

11.1 Оценочные средства для входного контроля (тесты) 23

11.2. Оценочные средства текущего контроля (эссе) 82

11.3. Оценочные средства для самоконтроля обучающихся. 85

11.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации. 87

12. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине. 88

13. Методические рекомендации студентам .. 103

13.1 Теоретические и практические рекомендации студентам по изучению дисциплины.. 103

13.2 Методические рекомендации студентам заочного отделения по выполнению контрольной работы 106

14. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 111

14.1. Цели самостоятельной работы.. 111

14.2. Формы, виды и содержание самостоятельной работы.. 111

14.3. Планирование и организация самостоятельной работы.. 112

14.4. Контроль и оценка результатов самостоятельной работы.. 113

14.5. Требования к самостоятельной работе и этические нормы.. 114

14.6. Задания для самостоятельной работы студентов. 114

Приложение 1. ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ». 120

Приложение 2. Методические рекомендации по проведению занятий в интерактивной форме 169

Глоссарий. 196


1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

 

Цель курса

Состоит в том, чтобы дать базовую основу студентам в области мирового хозяйства и международных экономических отношений.

Задачи курса:

- раскрыть становление и сущность мирового хозяйства и тенденции его развития;

- объяснить развивающиеся процессы глобализации в мировом хозяйстве;

- показать научно-технический потенциал мирового хозяйства;

- объяснить отраслевую структуру мирового хозяйства;

- раскрыть систему современных международных экономических отношений;

- показать роль и значение международной торговли в функционировании мирового хозяйства;

- показать роль и значение международного регулирования торговли: ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД;

- охарактеризовать международное движение капитала: сущность, структуру, динамику;

- рассмотреть международную миграцию рабочей силы;

- проанализировать международные валютно-расчетные отношения, платёжный и расчетный балансы;

- рассмотреть международные валютно-финансовые организации: МВФ, Мировой банк, ЕБРР и другие;

- объяснить происходящие в мировом хозяйстве интеграционные процессы;

- проанализировать роль крупнейших стран;

- охарактеризовать место России в системе современных международных экономических отношений.

 

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

 

Б3.Б.7.

Дисциплина «Мировая экономика и международные экономические отношения» включена в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»). Изучение «Мировой экономики и международных экономических отношений» базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как «Макроэкономика», «Микроэкономика» и «Экономическая география».

В свою очередь «Мировая экономика и международные экономические отношения» являются определенной базой для изучения таких последующих дисциплин, как «Внешнеэкономическая деятельность», «Международная торговля», «Международные валютно-кредитные отношения», «Международные экономические организации».

Требования к входным знаниям в результате освоения предшествующих дисциплин: знание основных экономических категорий, законов и теорий, показателей, их классификации и способов их определения.

 

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

ОК-1 – владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-3 – способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

ОК-4 – способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем.

Профессиональные компетенции:

ПК-8 – способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистике о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

ПК-9 – способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;

ПК-10 – способен использовать для решения аналогических и исследовательских работ современные технические средства и информационные технологии.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать и представлять процессы, происходящие в современном мировом хозяйстве и в системе мирохозяйственных связей, таких как международная торговля, вывоз капитала, миграция рабочей силы, международные валютно-кредитные отношения, интеграционные процессы и глобализация.

Уметь: ориентироваться в системе субъектов мирового хозяйства, в соотношении экономик ведущих стран соответствующих регионов.

Владеть: методами подбора, анализа и интерпретации отечественных и зарубежных источников информации.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Профиль: Финансы и кредит

Вид учебной работы/ Количество часов (зачетных единиц)     Очная форма обучения Заочная форма обучения Заочная форма обучения на базе СПО
Аудиторные занятия      
в т.ч. интерактивной форме      
Лекции      
Практические и семинарские занятия      
Самостоятельная работа, в том числе:      
Работа с учебной литературой      
Работа с Интернет-ресурсами      
Подготовка к семинарским и практическим занятиям (зачету)      
Написание эссе (контрольной работы)      
Вид промежуточной аттестации Зачет, семестр 2 Зачет, курс 2 Зачет, курс 2
Общая трудоемкость часы   зачетные единицы     72*
     

 

Содержание курса

Содержание тем дисциплины

Тема 1. Мировое хозяйство и его структура

Понятие и сущность мирового хозяйства и международных экономических отношений. Факторы, определяющие развитие мирового хозяйства и международных экономических отношений.

Краткая история становления мирового хозяйства. Этапы развития современного мирового хозяйства. Характеристика этапов.

Центропериферическое строение современного хозяйства. Центр и периферия. Сущность понятия «догоняющее развитие».

Субъекты мирового хозяйства. Три группы стран: развитые, развивающиеся и с переходной экономикой. Критерии для такого выделения: уровень экономического развития, социальная структура экономики, тип экономического роста, уровень и характер внешнеэкономических связей.

Понятие открытости экономики. Экспортная квота, импортная квота, внешнеторговая квота.

Характеристика группы промышленно развитых стран. 7 ведущих государств этой группы.

Характеристика группы так называемых развивающихся стран. Признаки, позволяющие относить эти страны к одной группе. Фактическая неоднородность этих стран. Возможность выделения в их составе новых индустриальных стран, нефтедобывающих стран, наименее развитых стран. Особое место группы лидеров развивающегося мира: новых индустриальных стран и стран-членов ОПЕК.

Характеристика группы стран с переходной экономикой. Выделение нескольких подгрупп: Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии, бывшие республики СССР (без стран Балтии), Китай и Вьетнам, Монголия.

Куба и Северная Корея в мировом хозяйстве.

Международное разделение труда. Естественная и социально-экономическая основы МРТ. Основные типы МРТ: общее, частное, единичное.

Международная специализация производства. Производственная и территориальная специализация. Основные формы проявления международной специализации производства.

Три группы стран: производящие продукцию обрабатывающей промышленности, дающие продукцию добывающей промышленности, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции.

Международная кооперация производства. Сущность. Основные методы налаживания кооперированных связей.

Система национальных счетов. Ее сущность. Важнейшие показатели СНС: ВВП и ВНП, конечная и промежуточная продукция, добавленная стоимость, чистый национальный продукт, национальный доход. (ПК-8, ПК-9, ПК-10).

 

Тема 2. Потенциал мировой экономики

Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства. Сущность. Земельные ресурсы. Водные ресурсы. Лесные ресурсы. Распределение по странам.

Ресурсы минерального сырья и топлива. Уголь, нефть, природный газ. Гидроэнергетика. Распределение по странам.

Металлическая руда. Железная руда. Бокситы. Медная руда. Распределение по странам.

Наделенность природными ресурсами развитых, развивающихся и стран с переходной экономикой.

Трудовые ресурсы мирового хозяйства. Сущность. Население. Экономически активное население. Проблемы занятости. Отраслевая структура населения по группам стран. Мировой рынок труда.

Отраслевая структура мирового хозяйства. Первичный, вторичный и третичный сектора. Возрастание роли третичного сектора. Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство. Земледелие. Животноводство. Ситуация по группам стран.

Топливно-энергетический комплекс. Нефть. Уголь. Газ. Ситуация по группам стран.

Черная металлургия. Цветная металлургия. Химическая промышленность.

Машиностроение мира. Четыре главных машиностроительных региона мира: Северная Америка; Западная, Центральная и Восточная Европа; страны Восточной и Юго-Восточной Азии; Россия и другие бывшие советские республики. Структура машиностроения. Автомобилестроение. Транспорт и связь.

Научные ресурсы мира. Показатели состояния научных ресурсов страны. НИОКР. США – важнейший центр науки. Западная Европа – один из главных центров науки. Научно-технический потенциал Японии. Научно-технический потенциал России. (ПК-8, ПК-9, ПК-10).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...