Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы управления государственной собственностью




КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Принятие и исполнение государственных решений»

На тему: «Особенности принятия решений в процессе управления государственной собственностью».

 

 

Выполнила: Грицак Р.В.

 

Екатеринбург, 2013


Содержание

 

Введение………………………………………………………………….............3

Глава 1. Теоретические основы управления государственной собственности.5

1.1 Основы управления государственной собственностью…………………….5

1.2 Функции управления государственной собственностью…………………12

1.3 Система управления государственной собственностью…………………17

Глава 2. Анализ специфики управления федеральным имуществом Российской Федерации…………………………………………………………20

2.1 Департамент имущественных отношений…………………………………20

2.2 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом…......22

2.3 Анализ управления федеральным имуществом РФ……………………….24

Глава 3. Способы повышения эффективности………………………………30

Заключение………………………………………………………………………37

Список используемых источников……………………………………………39

 


Введение

Мировой опыт говорит о том, что при любой современной социально-экономической системе государственная собственность является экономической основой государства, позволяющей ему выполнять важные экономические, социальные и политические функции. Развитая экономика самоорганизуется. Но для формирования и развития ее самоорганизации также необходима и государственная организация, государственное управление. Государственная организация - внутренний момент экономической организации, проникающий во все ее поры и составляющий ее органическую часть (например, кредитно-денежная система, государственные предприятия, налогообложение и т.д). В то же время государственная организация – внешний элемент по отношению к самоорганизации экономики, но органически с ней связанный. Вот почему экономический механизм современной рыночной экономики состоит из двух взаимосвязанных блоков: рыночного механизма самоорганизации и государственного регулирования и управления. Государственное хозяйствование – феномен не менее экономический, чем рынок, конкуренция, товар, деньги, капитал и т.п. И основой этого хозяйствования является государственная собственность.

Управление государственной собственностью требует четкого определения ее объектов и субъектов, а также их особенностей. Объектами государственной собственности являются участки земли сельскохозяйственного назначения, большая часть природных ресурсов, средства производства государственных предприятий, денежно-кредитные средства, государственные финансы, ценные бумаги и многое другое.

Субъектами государственной собственности являются федеральное государство России, субъекты Российской Федерации, субъекты муниципальной собственности. Государственная собственность представляет собой целостную систему отношений. Составными блоками этой системы являются отношения: внутри органов государственной власти и управления, которые связаны с владением, распоряжением и пользованием объектами государственной собственности; между субъектами федеральной, региональной и муниципальной форм государственной власти; между субъектами всех государственных структур, связанных с управлением государственной собственностью и государственными предприятиями.

Управление государственной собственностью в России зависит не только от ее специфики, но и от особенностей социально-экономических условий, обусловленных историческим прошлым, многонациональным составом, тем; что Россия – это евроазиатская страна, которая имеет огромную территорию, большие запасы полезных ископаемых, разный уровень развития и обобществления производительных сил в разных сферах, отраслях производствах и т.д. В России проблемы государственной собственности всегда находились в центре внимания ученых, интенсивно и глубоко исследовались. Цель курсовой работы рассмотреть систему управления государственной собственностью и рассмотрение общеметодологических основ управления государственной собственностью. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие государственной собственности;

- выделить объекты государственной собственности;

- рассмотреть функций государственной собственности;

- рассмотреть цели, задачи и принципы системы управления государственным имуществом;

Объектом исследования в данной работе является вся государственная собственность, принадлежащая РФ. Предмет исследования - государственные мероприятия по оперативному управлению федеральной собственностью, с целью минимизации затрат на ее содержание.
Глава 1. Теоретические основы управления государственной собственностью

Основы управления государственной собственностью

Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в не собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Для рассмотрения общеметодологических основ управления государственной собственностью необходимо согласовать юридическое понятие собственности с ее организационным строением. С этой точки зрения выделим «объект собственности», который следует рассматривать как точку приложения различных управляющих воздействий. Можно сформулировать следующее определение этого объекта: объектом собственности является организационно-обособленная часть национального богатства, юридически закрепленная за конкретным собственником или группой собственников.

В роли объекта собственности могут выступать: отдельная вещь; совокупность имущества; имущественный комплекс; земельный, водный или лесной участок; месторождение полезных ископаемых; зона воздушного пространства; частотный диапазон; обособленная доля в общей собственности и т.д. Для любого объекта собственник всегда должен быть персонифицирован. Именно он изначально определяет характер управления данным объектом и по его решению часть или все функции могут быть переданы другим физическим или юридическим лицам. На него также ложится бремя содержания объекта собственности.

Особого рассмотрения заслуживают отношения между субъектами и объектами собственности, складывающиеся на федеральном уровне. Государство, в отличие от других собственников, не может решать проблемы управления находящимися в его собственности объектами на интуитивной основе, ориентируясь на использование метода проб и ошибок. Его особая роль в этом отношении связана с целым рядом важных обстоятельств.

Во-первых, результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности. Во-вторых, федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами. Исключительной собственностью государства являются также объекты воздушного пространства, эфира и ресурсов космических систем в том понимании, в котором они включаются в национальное богатство. До принятия Земельного кодекса вся совокупность земельных, водных, лесных участков, а также все объекты, относящиеся к земным недрам, рассматриваются как часть федеральной собственности.

В-третьих, объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях: производство материальных благ, создание и обслуживание социальной инфраструктуры, федеральное управление и т. д.

Процесс управления государственной собственностью и одной из ее составляющих – федеральной собственностью должен осуществляться таким образом, чтобы затраты на ее содержание и управление не превышали доходов, полученных от процесса управления. Для этого в процессе управления необходимо применять некий набор методов и приемов управления, которые в совокупности составляют единую методологию управления государственной собственностью.

Теоретический (качественный) анализ объекта управления, базирующийся на социально-экономической основе, всегда предшествует его детальному изучению и является необходимым условием правильной организации процесса управления и безошибочного толкования его финансовых результатов. Необходимым условием успешного управления государственной собственностью является понимание сущности объекта управления или технологического процесса, знание причин развития и особенностей конкретной обстановки. Формирование реальной схемы управления государственной собственностью должно осуществляться с учетом принципов эффективного менеджмента, базовых положений гражданского и хозяйственного законодательства (рис. 1.).

Рис. 1. Процесс управления государственной собственностью

 

В результате такого закрепления происходит изменение правового статуса отдельных объектов собственности, что влияет на выбор способов управляющих воздействий на объекты со стороны собственника. В рамках изложенного, реализация процесса управления государственной собственностью (ГС) определяется этапами, представленными в табл. 1.

Особой функцией сложных систем является управление, которое непосредственно направлено на упорядочение, сохранение и повышение целостности системы, ее организации, на повышение эффективности целенаправленной деятельности.

Таблица 1.

Этапы реализации процесса управления государственной собственностью.

№п/п Этап (цель) Результат (документ)
  Инвентаризация (получение и обобщение данных о существовании объекта ГС и внесение его в опись) Опись ГС
  Учет (проверка юридической чистоты объекта, его классификация в соответствии с утвержденными признаками и внесение в реестр ГС) Реестр ГС
  Оценка (проведение мероприятий по установлению рыночной цены для различных вариантов использования: сдача в аренду, передача в доверительное управление, продажа (приватизация), реструктуризация и т. д.) Кадастр ГС
  Анализ возможностей использования (выработка и экономическая оценка вариантов использования объекта ГС) Проекты Указов Президента РФ, постановлений (распоряжений) Правительства РФ
  Планирование использования (разработка последовательности мероприятий для реализации наилучшего варианта по этапу 4) Проекты Указов Президента РФ, постановлений (распоряжений) Правительства РФ
  Организация и подготовка мероприятий (маркетинг, кадровые решения, инфраструктурные преобразования для реализации этапа 8) Указы Президента РФ, постановления (распоряжения) Правительства РФ
  Мотивация исполнителей (утверждение порядка поощрения федеральных участников этапа 8) Указы Президента РФ, постановления (распоряжения) Правительства РФ  
  Проведение мероприятий (реализация последовательности этапов 4-7) Указы Президента РФ, постановления (распоряжения) Правительства РФ
  Контроль проведения мероприятий (сбор, обобщение и анализ результатов выполнения этапа 8) Постановления (распоряжения) Правительства РФ, распоряжения МГИ РФ, заключения Счетной палаты Федерального Собрания РФ
  Регулирование процесса управления на любом этапе (в соответствии с результатами этапа 9: корректировка исходных данных расчетов, кадровых решений, плановых заданий, последовательности проведения мероприятий и т. д.) Указы Президента РФ, постановления (распоряжения) Правительства РФ, распоряжения МГИ РФ

Применительно к государственной собственности, процесс управления, общий вид которого представлен на рис. 2, имеет ряд существенных особенностей, обусловленных распределенным характером объектов управления (многие объекты государственной собственности разнесены территориально и разобщены ведомственно) и существенными нормативно-правовыми ограничениями на выбор управляющих воздействий. Например, необходимо жестко соблюдать многие нормы и правила, вытекающие из условий функционирования и нести высокую ответственность за правильность принимаемых решений.

Все это приводит к необходимости научной проработки путей совершенствования процесса управления. В теории принятия решений, проблема рационального управления сложными динамическими объектами является центральной.

Для ее решения используются методы оптимального управления, математического программирования, исследования операций, теории вероятностей, теории игр, экспертные методы и т.д. При этом задачи принятия решения классифицируются по различным признакам (рис. 2).

Выработка и принятие решений является одной из важнейших задач управления сложными динамическими системами, к которым можно отнести государственную собственность.

 

Рис. 2. Схема процесса управления сложными системами.

 

Математическое обеспечение принятия решений в области управления государственной собственностью должно удовлетворять следующим основным требованиям:

- открытости, т.е. обладать способностью к развитию в результате совершенствования методов;

- многоцелевости, т.е. обеспечивать исследование, анализ и оценку эффективности объектов управления различного назначения, а также максимальное разнообразие возможностей, необходимых для использования во вновь возникающих задачах;

- обеспечения возможности творческого вмешательства лиц, принимающих решения, в процесс подготовки вариантов управленческих решений;

- способности своевременно вырабатывать обоснованные рекомендации для принятия решений лиц, принимающих решения.

В теории управления /38/ общая методологическая структура процесса подготовки и выбора рациональных управленческих решений, которая применима и в управлении государственной собственностью, заключается в последовательном сокращении числа рассматриваемых вариантов (альтернатив) путем постепенного исключения худших по некоторым признакам (показателям). Для этого, вначале, из универсального множества альтернатив формируется исходное множество (ИМА), а затем, на его основе – допустимое множество альтернатив (ДМА), в пределах которого ищется оптимальное решение.

Рис. 3. Классификация задач принятия решения.

 

Для решения задач принятия решения в настоящее время имеется значительное количество научных методов, анализ которых позволяет выделить три подхода, применимых к задачам в области управления государственной собственности:

- объединение множества критериев путем введения единого критерия, позволяющего полностью упорядочить ИМА по их предпочтительности;

- нахождение для ИМА пусть не полного, а частичного упорядочения, но не более информативного, чем просто объединение не противоречащих друг другу предпочтений, устанавливаемых в соответствие с каждым из привлекаемых для этого критериев;

- последовательная выработка итерационным путем одного или нескольких компромиссных решений на основе локальных предпочтений лица принимающего решения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...