Функции управления государственной собственностью
Функции управления государственной собственностью имеют несколько аспектов. С одной стороны, государство является единственным субъектом публичной власти, устанавливающим нормы хозяйственного законодательства. Эта часть государственной функции управления экономикой определяется как нормативная. С другой стороны, государство является одним из субъектов рынка, объекты собственности которого функционируют в коммерческом секторе экономики, подчиняясь нормам и правилам, созданным в результате нормативного управления. Эта часть управленческих функций государства определяется как продукционная. Реализация нормативной функции управления достигается формированием институциональных объектов, к числу которых относятся органы федерального управления (в т.ч. функциональные министерства), организации и некоммерческие фонды. Функционирование этой части федеральной собственности обеспечивает решение различных задач, к числу которых можно отнести поддержание обороноспособности, развитие науки и культуры, здравоохранения и образования, содержание законодательной, судебной и исполнительной властей и т. д. Для оценки эффективности управления государственной собственностью можно использовать: - концепцию управления финансовыми потоками, основанную на росте прибыли от управления; - концепцию портфеля собственности, основанную на совокупном росте стоимости государственной собственности, входящей в данный портфель. Первая концепция основана на построении модели финансовых потоков, в которой прибыль государства от управления государственной собственностью определяется по формуле /6/:
где: Д гс – доходы от управления госсобственностью;
З гс – затраты на управление госсобственностью. Доходы включают следующие составляющие: - доходы от продажи (приватизации) ГС; - доходы от управления госпакетами акций (дивиденды); - доходы от управления казенными предприятиями и др. Затраты на управление госсобственностью подразделяются на постоянные и переменные: Постоянные затраты, не зависящие от совокупной стоимости госсобственности: - затраты на содержание госаппарата (например, аппараты Министерства государственного имущества, его территориальных комитетов и т. д.); - затраты на содержание казенных предприятий, и т. д. Переменные затраты: - затраты на подготовку и проведение тендеров, аукционов, конкурсов; - текущие операционные затраты для осуществления уставной основной деятельности государственных унитарных предприятий; - текущие операционные затраты предприятий с госдолей, пропорциональные этой доле и т. д. Затратный показатель эффективности управления государственной собственностью может быть представлен в виде:
,
где: k – коэффициент, учитывающий налогообложение объектов госсобственности (например, государственные унитарные предприятия платят налоги от своей хозяйственной деятельности). Ресурсный показатель эффективности управления госсобственностью определяется из выражения:
,
где: С гс – совокупная стоимость объектов госсобственности. Основным условием повышения эффективности управления госсобственностью является оптимизация показателей Э з и Э р, то есть максимизация доходов при заданных расходах или минимизация расходов при заданных доходах. Вторая концепция основана на рассмотрении интегральной совокупности элементов госсобственности как портфеля собственности (совокупности портфелей собственности – ПС). Главным принципом этой концепции является повышение совокупной стоимости ПС, состоящей из суммы рыночных стоимостей ее элементов.
Следовательно, текущая рыночная эффективность ПС может быть определена как:
,
где: Сгс ТП – текущая портфельная стоимость госсобственности; Сгс НП – начальная портфельная стоимость госсобственности. В данном критерии дивиденды по госпакетам обычно не учитываются, так как они опосредованно влияют на рыночную (текущую) стоимость элементов ПС. Основным условием повышения эффективности управления госсобственностью является максимизация показателя Э тп. На практике часто используют интегральный показатель эффективности управления госсобственностью в виде взвешенной суммы рассмотренных критериев или их произведения. Адаптация общей методологии управления к проблемам управления государственной собственностью, на наш взгляд, должна учитывать традиции и специфику субъекта управления. Как указывалось ранее, в этом случае методы управления могут быть разделены на административные (законодательные, нормативно-правовые и организационные) и экономические. При этом указанные методы управления могут быть разделены на уровни применения. Например: - федеральный; - уровень субъектов Федерации или отраслей народного хозяйства; - муниципальный или отдельных предприятий и объединений. В целом приведенные концепции и критерии эффективности управления госсобственностью позволяет перейти к изложению методов управления определенными объектами собственности, основными из которых для целей данной книги являются: - государственные унитарные предприятия; - пакеты акций, находящиеся в собственности государства; - федеральное недвижимое имущество. Процесс управления этими объектами государственной собственностью, на наш взгляд, должен строиться в рамках общего цикла управления, однако в соответствии с определенной спецификой данный цикл может трансформироваться для повышения эффективности функционирования того или иного объекта государственной собственности. Таким образом, выделим основные функции государственной собственности: 1. Государственная собственность позволяет государству быть самостоятельным субъектом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом.
2. Государственная собственность является гарантом обеспечения многих международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права. 3. Государственная собственность обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей, производств и сфер экономики, имеющих высокий уровень обобществления и требующих таких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная информационная связь, обеспечение экономической безопасности и т.д.). 4. Государственная собственность создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства, принимая на себя большую долю издержек в тех сферах хозяйственной деятельности, которые невыгодны для частного предпринимательства. Например, ни в одной, даже высокоразвитой стране рынок не способен обеспечить оперативного управления воспроизводством в аграрной сфере экономики вследствие низкой эластичности между спросом на продовольственные товары и доходами населения, между спросом и ценами на продовольственные товары, между ценами и предложением продовольственных товаров. В России предпринимательская деятельность в аграрной сфере является наиболее рисковым занятием, приводящим к большим потерям доходов и капитала. В связи с этим свободный перелив капитала в эту сферу лишь под влиянием управления невидимой руки рынка невозможен. Для этого необходимо государственное регулирование и поддержка. 5. Государственная собственность обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ. 6. Важнейшей функцией государственной собственности является материальное обеспечение национальной безопасности. 7. Государственная собственность материально обеспечивает сглаживание экономических кризисов, мобилизуя ресурсы на быстрейший выход из кризиса путем снижения налогообложения, использования государственных резервных фондов, осуществляя интервенцию закупок товара, помогая ускорять освоение высоких технологий, национализируя собственность обанкротившихся предприятий и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|