Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения»




Общие положения

 

Учебная деловая игра (УДИ) — это целенаправленно скон­струированная модель какого-либо реального процесса, ими­тирующая профессиональную деятельность и направленная на формирование и закрепление профессиональных умений и навыков.

Игра активизирует учебный процесс, по сравнению с тра­диционной формой проведения практических занятий. Она усиливает заинтересованность ее участников в более глубоком знании изучаемой проблемы, предоставляет им возможность повышать педагогическое мастерство, В деловой игре активно проявляются такие качества личности, как дисциплинирован­ность, ответственность, чувство долга, умение взаимодейство­вать с коллективом, создается большая эмоциональная вклю­ченность игроков в образовательный процесс.

Активизация творческой, познавательной деятельности студентов требует широкого использования проблемного об­учения, которое формирует самостоятельность позиции сту­дента, развивает и совершенствует способность к творческой деятельности.

В центре игрового моделирования оказывается построение имитационной модели, которая одновременно воплощает наи­более характерные признаки и свойства реального объекта и наиболее полно отражает существенные стороны изучаемых дисциплин.

Деятельность преподавателя в учебной игре сводится к ее планированию, организации и руководству.

Цель игровой деятельности студентов триедина:

♦ получение знаний и навыков для будущей профессиональной работы;

♦ оценка себя в исполняемой роли;

♦ победа в соревновании.

Игры, безусловно, повышают эффективность вузовского обу­чения, и этим окупаются затраты времени, сил и средств на их проведение. Трудоемкость проблемного обучения значительно выше традиционного, однако «выгода» перекрывает все затра­ты. Игра как форма проблемного обучения представляет собой надежное средство пробуждения интереса к профессиональной деятельности. Это своеобразная практика, и нарабатываемый в ней опыт достаточно близок к профессиональной работе.

Создание новых учебных деловых игр вполне возможно с помощью трансформации уже существующих производствен­ных, управленческих, экономических и других деловых игр.

Процесс создания новой игры должен подчиняться неким принципам, система которых позволяет всесторонне обосно­вать любой новый проект. Так, например, обязательно долж­на быть учтена целевая направленность учебной деловой игры, т.е. она должна быть ориентирована на основе доминантной цели. Кроме того необходимо использовать документы базо­вой деловой игры и по возможности адаптировать их для но­вой учебной деловой игры.

В целом процесс трансформации существующих деловых игр в учебные деловые игры основан на следующих принципах:

♦ целевая направленность;

♦ сохранение составляющих имитационного моделирования;

♦ оптимальная технология;

♦ соответствие целевой модели обучаемого специалиста;

♦ творческий подход;

♦ использование коллективной и индивидуальной деятель­ности игроков;

♦ двуплановость, многоуровневость в комплексной игре;

♦ диалоговое общение игроков;

соревновательная, индивидуальная, групповая и меж­
групповая деятельность игроков.

 

Для студентов 1-го курса дневного отделения мы рекомендуем при изучении дисциплины «Мировая экономика» использовать УДИ «Опыт мирохозяйственной деятельности», разработанную на основе модернизации и трансформации ДИ «Эстафета передового опыта (ПО)» [3].

Комплексная многоуровневая деловая игра «Опыт мирохозяйственной деятельности»

Рассмотрим подробно базовую комплексную многоуровне­вую деловую игру «Опыт мирохозяйственной деятельности» («ОМД»). Несмотря на то, что процедура игры жестко регламен­тирована» модульность ее структуры позволяет акцентиро­вать внимание на конкретных задачах. Например, если в ка­честве актуальной рассматривается проблема заимствования новшеств, то из ДИ может быть исключена процедура их опи­сания, а в качестве основы использоваться имеющийся банк ПО. Если же ставится задача развития умения описания ПО, то усилия игроков направляют на совершенствование именно этой формы деятельности.

«ОМД» можно использовать и как своеобразную разновид­ность «мозговой атаки». Условия проведения игры по свое­му психологическому содержанию аналогичны экстремаль­ной ситуации, в которой игроки вынуждены предлагать идеи, решения, использовать передовой опыт. Это способствует не только увеличению профессионального и интеллектуального потенциала, но и обогащает эмоциональный опыт.

Блок-схема и регламент игры

Подготовка к игре не требует больших организационных усилий. В качестве домашнего задания участники изучают методическое пособие и обдумывают новшества, которые они смогут предложить в игре. Проведение игры рассчитано на 6 ч аудиторного времени. Блок-схема проведения игры представ­лена на рис. 1.1.

 

 

1-ый этап

Выявление и описание ПО   Совет «ОМД»
Индивидуальная работа   Выборы

Й этап

 

 

 

 

 

 

 

      ------». Совет «ОМД»   Пред­седа­тель
             
                  «ОМД»
  Wa *     У/А   Засе­дание   Выступ­ление
         

Обмен, анализ и оценка ПО

3-й этап

А

А

Выступление анали­тиков и обсуждение

Обсуждение ПО

 

4-и этап    
Председатель совета «ОМД»   Научные консультанты
Заключительное слово   Разбор игр и подведе­ние итогов

Банк ПО

Рисунок 1.1. Блок-схема ДИ «ОМД»: С — секретарь; А — аналитик


 

 

Цель Результат

1.Форматы описаний ПО

2.Список членов совета ОМД

1.Выполнение и описание

ПО каждым участником ДИ

2.Выборы совета

Рисунок 1.2. Содержание работ 1-го этапа игры «ОМД»

 

1-й этап. Выявление и описание ПО.Руководителями этого этапа игры являются два преподавателя, выполняющие роль научных консультантов. Они сообщают участникам исходную информацию, акцентируя внимание на требованиях к опи­санию ПО. Особенность этого этапа игры состоит в том, что каждый ее участник выполняет роль представителя своей ор­ганизации. Научные консультанты должны обратить особое внимание на необходимость четкого, лаконичного и достаточ­но полного описания ПО, которое в дальнейшем позволит дру­гим участникам ДИ правильно его оценить. В процессе инди­видуальной работы участники имеют дело с первой игровой моделью — описанием ПО по заданному формату. Руководи­тели игры должны настроить участников на возможность ка­чественного совершенствования модели. Продолжительность этой операции 1-го этапа около 30 мин.

На вторую операцию этапа — выборы членов совета «ОМД» (председателя, двух секретарей и аналитиков) целесообразно отвести около 10 мин. Эта операция важна тем, что она при­водит к смене руководителей игры. Совет «ОМД» становится управляющим органом, научные консультанты как бы уходят на «второй план», а участники игры получают возможность проявить способности к самоуправлению и самоорганизации. Одна из особенностей активных методов обучения в вынуж­денности активного поведения.

2-й этап. Обмен, анализ и оценка ПО по эстафете.Этот этап игры «ОМД» начинается с формирования групп обмена, анализа и оценки ПО. Оптимальное число игроков — 46 человек, при этом в каждую группу входит семь игроков, включая ана­литика. Председатель совета «ОМД» осуществляет общее руководство, а каждый секретарь отвечает за три группы. Этот этап включает три операции: собственно эстафету, заседание совета «ОМД» и выступление председателя совета. Наибольшее значение имеет первая операция. В процессе эстафеты проис­ходят обмен, анализ и одновременно оценка представленно­го слушателями ПО. Если на первом этапе акцент делался на письменную коммуникацию и индивидуальную работу, то на втором этапе большее значение приобретает: устная коммуни­кация, принятие коллективных решений, внутригрупповое и межгрупповое взаимодействие.

Первая операция члены группы обмена, анализа и оценки ПО — изучают форматы ПО, передавая их по кругу и делая со­ответствующие пометки (форма 1). После того как все члены группы ознакомятся с представленным ПО, принимается кол­лективное решение о наиболее значимых и практически цен­ных новшествах. Секретари отвечают за правильность оформ­ления форматов, соблюдение регламента и передачи комплекта форматов следующей группе по установленному графику. Про­должительность обсуждения в малом круге — 15 мин, в «боль­шом круге» — 90 мин. Графическая модель взаимодействия игроков на этом этапе представлена на рис. 1.3. Эстафета за­вершается, когда группа обмена, анализа и оценки ПО получит свои комплекты форматов. Аналитики каждой группы заполняют бланки экспертизы, подводя итоги по оценке ПО другими группами. В этой операции отрабатывается техноло­гия проведения эстафеты

 

 

Рисунок 1.3. Графическая модель взаимодействия игроков в процессе передачи ПО: А — аналитик; С — секретарь; О — член группы

 

 

Цель Результаты

1.Внутригрупповая 1.Форматы ПО с

оценка ПО («малый круг») рейтерами обратной

2.Межгрупповая связи

оценка ПО («большой круг») 2.Бланки оперативной

3.Подведение качественных экспертизы аналитиков

и количественных итогов 3.Бланк сводной экспертизы

оценки ПО совета «ОМД»

4.Комплект наиболее

ценных форматов ПО

5.Выступление председателя

совета «ОМД»

 

Рисунок 1.4. Содержание работ 2-го этапа игры «ОМД»

 

Вторая операция— заседание совета «ОМД» (9 чел.). Цель заседания — подведение количественных и качественных ито­гов оперативной экспертизы, проведенной аналитиками. В ре­зультате заполняется бланк сводной экспертизы (продолжи­тельность операции —10 мин).

Третья операция— выступление председателя совета «ОМД» (5 мин).

3-й этап. Обсуждение ПО. Этап начинается со смены ролей большинства участников игры: члены группы оценки и обмена ПО разыгрывают второй комплект ролей, что требует опреде­ленной перестройки стиля мышления и форм работы. Каждая группа получает от секретарей совета описание наиболее ин­тересных ПО, авторы отобранных советом «ОМД» описаний в каждой группе автоматически становятся новаторами. Осталь­ные члены группы, включая секретарей, разыгрывают роли сподвижника новатора, пропагандиста, критика, консерватора и конформиста. На распределение ролей отводится 5 мин.

На этом этапе основной акцент делается на обсуждение по­ложительных и отрицательных аспектов наиболее ценного ПО, а также возможностей его широкого использования на практике. Каждая группа выступает перед всей аудиторией (7—10 мин), аналитики выступают по 3 мин.

 

 

 


Цель Результат

1.Проведение публичной 1.Рекомендации по

дискуссии по отработанному использованию ПО

ПО 2.Выступления

2.Выведение возможных аналитиков с оценкой

позиций людей при столкновении ролевого общения

с новшествами игроков

 

 

Рисунок 1.5. Содержание 3-го этапа игры «ОМД»

Роль аналитика сохраняется и на данном этапе игры, одна­ко формы оценки деятельности игроков меняются. Преобла­дает коллективное решение проблем, отрабатываются навыки устных выступлений в условиях дефицита времени.

С целью повышения объективности работы аналитиков и усиления соревновательности рекомендуется вводить взаим­ное рецензирование выступлений аналитиков.

4-й этап. Подведение итогов игры. Этот этап включает две операции. Первая операция— заключительное выступление председателя совета «ОМД», в котором дается оценка проведе­ния ДИ и полученных результатов, а также выявляются не­достатки и достоинства деятельности игроков. Председатель совета «ОМД» передает скомплектованный банк описаний ПО научным консультантам. На эту операцию отводится 5 мин. Вторая операция— разбор игры научными консультантами.

 

 

 

 

 

 

 

Нова-   Консер­ватор   Сподвижник     Критик   Пропа­гандист   Нова­тор
тор Г       Г  
                         
  Конфор­мист   Конфор­мист   Конфор­мист   Конфор­мист  
                                     

 

Рисунок 1.6 Схема разыгрывания ролей на 3-м этапе «ОМД»

 

 

Цель Результаты

1.Подведение итогов 1.Банк ПО

игры: оценка ПО и 2.Поощрение победителей

рекомендации по

использованию

2.Комплектование

банка ПО

3.Разбор игры

 

 

Рис. 1.7. Содержание работ 4-го этапа игры «ОМД»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...