По дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения»
Общие положения
Учебная деловая игра (УДИ) — это целенаправленно сконструированная модель какого-либо реального процесса, имитирующая профессиональную деятельность и направленная на формирование и закрепление профессиональных умений и навыков. Игра активизирует учебный процесс, по сравнению с традиционной формой проведения практических занятий. Она усиливает заинтересованность ее участников в более глубоком знании изучаемой проблемы, предоставляет им возможность повышать педагогическое мастерство, В деловой игре активно проявляются такие качества личности, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение взаимодействовать с коллективом, создается большая эмоциональная включенность игроков в образовательный процесс. Активизация творческой, познавательной деятельности студентов требует широкого использования проблемного обучения, которое формирует самостоятельность позиции студента, развивает и совершенствует способность к творческой деятельности. В центре игрового моделирования оказывается построение имитационной модели, которая одновременно воплощает наиболее характерные признаки и свойства реального объекта и наиболее полно отражает существенные стороны изучаемых дисциплин. Деятельность преподавателя в учебной игре сводится к ее планированию, организации и руководству. Цель игровой деятельности студентов триедина: ♦ получение знаний и навыков для будущей профессиональной работы; ♦ оценка себя в исполняемой роли; ♦ победа в соревновании. Игры, безусловно, повышают эффективность вузовского обучения, и этим окупаются затраты времени, сил и средств на их проведение. Трудоемкость проблемного обучения значительно выше традиционного, однако «выгода» перекрывает все затраты. Игра как форма проблемного обучения представляет собой надежное средство пробуждения интереса к профессиональной деятельности. Это своеобразная практика, и нарабатываемый в ней опыт достаточно близок к профессиональной работе.
Создание новых учебных деловых игр вполне возможно с помощью трансформации уже существующих производственных, управленческих, экономических и других деловых игр. Процесс создания новой игры должен подчиняться неким принципам, система которых позволяет всесторонне обосновать любой новый проект. Так, например, обязательно должна быть учтена целевая направленность учебной деловой игры, т.е. она должна быть ориентирована на основе доминантной цели. Кроме того необходимо использовать документы базовой деловой игры и по возможности адаптировать их для новой учебной деловой игры. В целом процесс трансформации существующих деловых игр в учебные деловые игры основан на следующих принципах: ♦ целевая направленность; ♦ сохранение составляющих имитационного моделирования; ♦ оптимальная технология; ♦ соответствие целевой модели обучаемого специалиста; ♦ творческий подход; ♦ использование коллективной и индивидуальной деятельности игроков; ♦ двуплановость, многоуровневость в комплексной игре; ♦ диалоговое общение игроков; соревновательная, индивидуальная, групповая и меж
Для студентов 1-го курса дневного отделения мы рекомендуем при изучении дисциплины «Мировая экономика» использовать УДИ «Опыт мирохозяйственной деятельности», разработанную на основе модернизации и трансформации ДИ «Эстафета передового опыта (ПО)» [3]. Комплексная многоуровневая деловая игра «Опыт мирохозяйственной деятельности»
Рассмотрим подробно базовую комплексную многоуровневую деловую игру «Опыт мирохозяйственной деятельности» («ОМД»). Несмотря на то, что процедура игры жестко регламентирована» модульность ее структуры позволяет акцентировать внимание на конкретных задачах. Например, если в качестве актуальной рассматривается проблема заимствования новшеств, то из ДИ может быть исключена процедура их описания, а в качестве основы использоваться имеющийся банк ПО. Если же ставится задача развития умения описания ПО, то усилия игроков направляют на совершенствование именно этой формы деятельности. «ОМД» можно использовать и как своеобразную разновидность «мозговой атаки». Условия проведения игры по своему психологическому содержанию аналогичны экстремальной ситуации, в которой игроки вынуждены предлагать идеи, решения, использовать передовой опыт. Это способствует не только увеличению профессионального и интеллектуального потенциала, но и обогащает эмоциональный опыт. Блок-схема и регламент игры Подготовка к игре не требует больших организационных усилий. В качестве домашнего задания участники изучают методическое пособие и обдумывают новшества, которые они смогут предложить в игре. Проведение игры рассчитано на 6 ч аудиторного времени. Блок-схема проведения игры представлена на рис. 1.1.
1-ый этап
Й этап
Обмен, анализ и оценка ПО 3-й этап
А Выступление аналитиков и обсуждение Обсуждение ПО
Банк ПО Рисунок 1.1. Блок-схема ДИ «ОМД»: С — секретарь; А — аналитик
Цель Результат 1.Форматы описаний ПО 2.Список членов совета ОМД 1.Выполнение и описание
ПО каждым участником ДИ 2.Выборы совета Рисунок 1.2. Содержание работ 1-го этапа игры «ОМД»
1-й этап. Выявление и описание ПО.Руководителями этого этапа игры являются два преподавателя, выполняющие роль научных консультантов. Они сообщают участникам исходную информацию, акцентируя внимание на требованиях к описанию ПО. Особенность этого этапа игры состоит в том, что каждый ее участник выполняет роль представителя своей организации. Научные консультанты должны обратить особое внимание на необходимость четкого, лаконичного и достаточно полного описания ПО, которое в дальнейшем позволит другим участникам ДИ правильно его оценить. В процессе индивидуальной работы участники имеют дело с первой игровой моделью — описанием ПО по заданному формату. Руководители игры должны настроить участников на возможность качественного совершенствования модели. Продолжительность этой операции 1-го этапа около 30 мин. На вторую операцию этапа — выборы членов совета «ОМД» (председателя, двух секретарей и аналитиков) целесообразно отвести около 10 мин. Эта операция важна тем, что она приводит к смене руководителей игры. Совет «ОМД» становится управляющим органом, научные консультанты как бы уходят на «второй план», а участники игры получают возможность проявить способности к самоуправлению и самоорганизации. Одна из особенностей активных методов обучения в вынужденности активного поведения. 2-й этап. Обмен, анализ и оценка ПО по эстафете.Этот этап игры «ОМД» начинается с формирования групп обмена, анализа и оценки ПО. Оптимальное число игроков — 46 человек, при этом в каждую группу входит семь игроков, включая аналитика. Председатель совета «ОМД» осуществляет общее руководство, а каждый секретарь отвечает за три группы. Этот этап включает три операции: собственно эстафету, заседание совета «ОМД» и выступление председателя совета. Наибольшее значение имеет первая операция. В процессе эстафеты происходят обмен, анализ и одновременно оценка представленного слушателями ПО. Если на первом этапе акцент делался на письменную коммуникацию и индивидуальную работу, то на втором этапе большее значение приобретает: устная коммуникация, принятие коллективных решений, внутригрупповое и межгрупповое взаимодействие.
Первая операция — члены группы обмена, анализа и оценки ПО — изучают форматы ПО, передавая их по кругу и делая соответствующие пометки (форма 1). После того как все члены группы ознакомятся с представленным ПО, принимается коллективное решение о наиболее значимых и практически ценных новшествах. Секретари отвечают за правильность оформления форматов, соблюдение регламента и передачи комплекта форматов следующей группе по установленному графику. Продолжительность обсуждения в малом круге — 15 мин, в «большом круге» — 90 мин. Графическая модель взаимодействия игроков на этом этапе представлена на рис. 1.3. Эстафета завершается, когда группа обмена, анализа и оценки ПО получит свои комплекты форматов. Аналитики каждой группы заполняют бланки экспертизы, подводя итоги по оценке ПО другими группами. В этой операции отрабатывается технология проведения эстафеты
Рисунок 1.3. Графическая модель взаимодействия игроков в процессе передачи ПО: А — аналитик; С — секретарь; О — член группы
Цель Результаты 1.Внутригрупповая 1.Форматы ПО с оценка ПО («малый круг») рейтерами обратной 2.Межгрупповая связи оценка ПО («большой круг») 2.Бланки оперативной 3.Подведение качественных экспертизы аналитиков и количественных итогов 3.Бланк сводной экспертизы оценки ПО совета «ОМД» 4.Комплект наиболее ценных форматов ПО 5.Выступление председателя совета «ОМД»
Рисунок 1.4. Содержание работ 2-го этапа игры «ОМД»
Вторая операция— заседание совета «ОМД» (9 чел.). Цель заседания — подведение количественных и качественных итогов оперативной экспертизы, проведенной аналитиками. В результате заполняется бланк сводной экспертизы (продолжительность операции —10 мин). Третья операция— выступление председателя совета «ОМД» (5 мин). 3-й этап. Обсуждение ПО. Этап начинается со смены ролей большинства участников игры: члены группы оценки и обмена ПО разыгрывают второй комплект ролей, что требует определенной перестройки стиля мышления и форм работы. Каждая группа получает от секретарей совета описание наиболее интересных ПО, авторы отобранных советом «ОМД» описаний в каждой группе автоматически становятся новаторами. Остальные члены группы, включая секретарей, разыгрывают роли сподвижника новатора, пропагандиста, критика, консерватора и конформиста. На распределение ролей отводится 5 мин.
На этом этапе основной акцент делается на обсуждение положительных и отрицательных аспектов наиболее ценного ПО, а также возможностей его широкого использования на практике. Каждая группа выступает перед всей аудиторией (7—10 мин), аналитики выступают по 3 мин.
Цель Результат 1.Проведение публичной 1.Рекомендации по дискуссии по отработанному использованию ПО ПО 2.Выступления 2.Выведение возможных аналитиков с оценкой позиций людей при столкновении ролевого общения с новшествами игроков
Рисунок 1.5. Содержание 3-го этапа игры «ОМД» Роль аналитика сохраняется и на данном этапе игры, однако формы оценки деятельности игроков меняются. Преобладает коллективное решение проблем, отрабатываются навыки устных выступлений в условиях дефицита времени. С целью повышения объективности работы аналитиков и усиления соревновательности рекомендуется вводить взаимное рецензирование выступлений аналитиков. 4-й этап. Подведение итогов игры. Этот этап включает две операции. Первая операция— заключительное выступление председателя совета «ОМД», в котором дается оценка проведения ДИ и полученных результатов, а также выявляются недостатки и достоинства деятельности игроков. Председатель совета «ОМД» передает скомплектованный банк описаний ПО научным консультантам. На эту операцию отводится 5 мин. Вторая операция— разбор игры научными консультантами.
Рисунок 1.6 Схема разыгрывания ролей на 3-м этапе «ОМД»
Цель Результаты 1.Подведение итогов 1.Банк ПО игры: оценка ПО и 2.Поощрение победителей рекомендации по использованию 2.Комплектование банка ПО 3.Разбор игры
Рис. 1.7. Содержание работ 4-го этапа игры «ОМД»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|