Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психическая регуляция жизнедеятельности человека.




Эмоции человека.

Эмоции – психические состояния переживания зависимости человека от мира.

Функции эмоций: -сигнальная, оценочная, энергетическая, побудительная, коммуникативная.

Чувства – устойчивые переживания, свойственные человеку, отражают его отношение к чему-либо, носят предметный характер. Ценностное отношение человека к действительности выражается в высших чувствах: моральных, эстетических, интеллектуальных и праксических.

Классификация эмоций: положительные – отрицательные; стенические – астенические.

Теории эмоций.

Три основных аспекта анализа эмоций: Физиологических механизмов, экспрессивного компонента и анализ эмоций как результата оценки ситуации.

Последний характеризует когнитивно-ориентированные теории. Н-р, информационная теория эмоций П.В.Симонова: эмоции – это функция 2-х факторов: значения потребности и разности между информацией необходимой для ее удовлетворения и информацией имеющейся.

Основные виды эмоциональных состояний.

Настроение - это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и жизнедеятельность человека.

Аффект - это кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция, связанная с резким изменением для человека жизненных обстоятельств. Аффект возникает на уже происшедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта.

Стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Первоначально понятие "стресс" возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма (Г.Селье).

Фрустрация - психическое состояние человека, характеризуемое стойкими отрицательными эмоциональными переживаниями, вызванное крайней степенью неудовлетворенности, блокадой стремлений и невозможностью достижения целей.

3.2. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля выполняет две взаимосвязанные функции – побудительную и тормозную.

Структура волевого процесса:осознания цели действия и связанного с ней мотива, борьба мотивов, принятие решения, исполнительный этап.

 

Познавательная сфера человека.

Познавательная сфера имеет иерархическое (уровневое) строение:

- сенсерно-перцептивный (ощущения, восприятие) уровень, чувственное, непосредственное отражение;

- когнитивный (мышление, воображение, речь) уровень, обобщенное и опосредованное отражение.

Чувственное и рациональное познание регулируется вниманием и памятью.

Внимание - это направленность психики на объекты, сосредоточенность на чем-либо, обеспечивает регуляцию познавательной деятельности.

Виды внимания: произвольное (волевое) – непроизвольное; внешнее - внутреннее.

Свойства внимания: объем, переключение, распределение, устойчивость, колебание, концентрация.

Память. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), сохранение, воспроизведение (актуализация, возобновление), забывание.

Виды П

Виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную; эмоциональную; образную; словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) на кратковременную; долговременную; оперативную.

Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. (XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз).

Сенсорно-перцептивный уровень познания.

В современной психологии сенсорные и перцептивные процессы разграничивают по целостности и предметности.

Ощущение – непосредственное отражение отдельных свойств предметов и явлений.

Восприятие – непосредственное отражение предмета в целом. Продукт восприятия – чувственный образ, построение которого требует активности субъекта. Способность восприятия складывается при жизни, в практической деятельности.

Сенсорные процессы.

Ощущения являются первичной формой ориентировки в действительности Анатомо-физиологический аппарат ощ. – анализатор. Каждый рецептор обладает специфической возбудимостью к определенным воздействиям. Виды ощущений: экстероцептивные – отражают воздействие внешней среды; интерацептивные – отражают воздействие внутренней среды организма; проприоцептивные – ощущение сокращения мышц и положения тела.

Закономерности ощущений:

· чувствительность и пороги ощущений характеризуют диапазон отражаемых воздействий;

· адаптация – изменение чувствительности для приспособления к изменяющимся условиям; сенсибилизация- повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов;

· синестезии – взаимодействие ощущений разных модальностей, при воздействии на 1 анализатор могут возникать сразу 2 вида ощущений (зрительные-слуховые, слуховые-кожные).

Свойства восприятия.

Целостность - отражение объекта во всем многообразии и соотношении его свойств и сторон. Предметность – отнесенность образа к предметам или явлениям объективного мира. Осмысленность – осознание того, что воспринимается, придание образам определенного смысла. Обобщенность - отражение единичных объектов как проявления определенного класса объектов. Константность – относительное постоянство формы, величины, цвета предметов при изменяющихся условиях. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности и опыта.

Когнитивный уровень

Память. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), сохранение, воспроизведение (актуализация, возобновление), забывание.

Виды П

Виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную; эмоциональную; образную; словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) на кратковременную; долговременную; оперативную.

 

 

Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. (XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз)

для успешного запоминания необходимо учитывать особенности механизмов процесса запоминания и использовать разнообразные мнемические приемы.

Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление тесно связано с речью, социально обусловлено. Специфическим продуктом мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятия – мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений.

Суждение – отражение связей между предметами и явлениями и между их свойствами и признаками. «Все сланцы горючи».

Умозаключение – связь между суждениями, в результате установления которой, порождается новая мысль. «Все сланцы горючи», «Данное вещество является сланцем», следовательно «Данное вещество горюче».

Классификации видов мышления.

Виды мышления
По форме Наглядно-действенное Наглядно-образное Абстрактно-логическое
По характеру решаемых задач Теоретическое практическое
По степени развернутости Дискурсивное Интуитивное
По степени новизны и оригинальности Репродуктивное продуктивное
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...