Психическая регуляция жизнедеятельности человека.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Эмоции человека. Эмоции – психические состояния переживания зависимости человека от мира. Функции эмоций: -сигнальная, оценочная, энергетическая, побудительная, коммуникативная. Чувства – устойчивые переживания, свойственные человеку, отражают его отношение к чему-либо, носят предметный характер. Ценностное отношение человека к действительности выражается в высших чувствах: моральных, эстетических, интеллектуальных и праксических. Классификация эмоций: положительные – отрицательные; стенические – астенические. Теории эмоций. Три основных аспекта анализа эмоций: Физиологических механизмов, экспрессивного компонента и анализ эмоций как результата оценки ситуации. Последний характеризует когнитивно-ориентированные теории. Н-р, информационная теория эмоций П.В.Симонова: эмоции – это функция 2-х факторов: значения потребности и разности между информацией необходимой для ее удовлетворения и информацией имеющейся. Основные виды эмоциональных состояний. Настроение - это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и жизнедеятельность человека. Аффект - это кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция, связанная с резким изменением для человека жизненных обстоятельств. Аффект возникает на уже происшедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта. Стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Первоначально понятие "стресс" возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма (Г.Селье).
Фрустрация - психическое состояние человека, характеризуемое стойкими отрицательными эмоциональными переживаниями, вызванное крайней степенью неудовлетворенности, блокадой стремлений и невозможностью достижения целей. 3.2. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля выполняет две взаимосвязанные функции – побудительную и тормозную. Структура волевого процесса:осознания цели действия и связанного с ней мотива, борьба мотивов, принятие решения, исполнительный этап.
Познавательная сфера человека. Познавательная сфера имеет иерархическое (уровневое) строение: - сенсерно-перцептивный (ощущения, восприятие) уровень, чувственное, непосредственное отражение; - когнитивный (мышление, воображение, речь) уровень, обобщенное и опосредованное отражение. Чувственное и рациональное познание регулируется вниманием и памятью. Внимание - это направленность психики на объекты, сосредоточенность на чем-либо, обеспечивает регуляцию познавательной деятельности. Виды внимания: произвольное (волевое) – непроизвольное; внешнее - внутреннее. Свойства внимания: объем, переключение, распределение, устойчивость, колебание, концентрация. Память. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), сохранение, воспроизведение (актуализация, возобновление), забывание. Виды П Виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную; эмоциональную; образную; словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) на кратковременную; долговременную; оперативную.
Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. (XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз). Сенсорно-перцептивный уровень познания. В современной психологии сенсорные и перцептивные процессы разграничивают по целостности и предметности. Ощущение – непосредственное отражение отдельных свойств предметов и явлений. Восприятие – непосредственное отражение предмета в целом. Продукт восприятия – чувственный образ, построение которого требует активности субъекта. Способность восприятия складывается при жизни, в практической деятельности. Сенсорные процессы. Ощущения являются первичной формой ориентировки в действительности Анатомо-физиологический аппарат ощ. – анализатор. Каждый рецептор обладает специфической возбудимостью к определенным воздействиям. Виды ощущений: экстероцептивные – отражают воздействие внешней среды; интерацептивные – отражают воздействие внутренней среды организма; проприоцептивные – ощущение сокращения мышц и положения тела. Закономерности ощущений: · чувствительность и пороги ощущений характеризуют диапазон отражаемых воздействий; · адаптация – изменение чувствительности для приспособления к изменяющимся условиям; сенсибилизация- повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов; · синестезии – взаимодействие ощущений разных модальностей, при воздействии на 1 анализатор могут возникать сразу 2 вида ощущений (зрительные-слуховые, слуховые-кожные). Свойства восприятия. Целостность - отражение объекта во всем многообразии и соотношении его свойств и сторон. Предметность – отнесенность образа к предметам или явлениям объективного мира. Осмысленность – осознание того, что воспринимается, придание образам определенного смысла. Обобщенность - отражение единичных объектов как проявления определенного класса объектов. Константность – относительное постоянство формы, величины, цвета предметов при изменяющихся условиях. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности и опыта.
Когнитивный уровень Память. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), сохранение, воспроизведение (актуализация, возобновление), забывание. Виды П Виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную; эмоциональную; образную; словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) на кратковременную; долговременную; оперативную.
Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. (XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз) для успешного запоминания необходимо учитывать особенности механизмов процесса запоминания и использовать разнообразные мнемические приемы. Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление тесно связано с речью, социально обусловлено. Специфическим продуктом мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Понятия – мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Суждение – отражение связей между предметами и явлениями и между их свойствами и признаками. «Все сланцы горючи». Умозаключение – связь между суждениями, в результате установления которой, порождается новая мысль. «Все сланцы горючи», «Данное вещество является сланцем», следовательно «Данное вещество горюче». Классификации видов мышления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|