Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соборное уложение царя алексея михайловича




1. Источники Уложения. Система Уложения. История создания Уложения.

2. Статус публичной власти по Уложению.

3. Правовое положение разрядов населения московского государства по Уложению.

4. Вотчинное и поместное право по Уложению.

5. Уголовное право по Уложению.

6. Суд и процесс по Уложению.

 

Литература:

Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 3: Акты земских соборов.

Соборное уложение 1649 г. Текст, комментарии. Л., 1987

Пособия:

Загоскин Н.П. Уложение царя Алексея Михайловича и Земский собор 1648-1649 гг. Казань, 1879

Ключевский В.О. История сословий в России – любое издание

Котошихин Г. О России в царствование царя Алексея Михайловича – любое издание

Латкин В.Н. Материалы для истории Земских соборов XVII столетия. Спб., 1884

Маньков А.И. Уложение 1649 г. – кодекс феодального права России – любое издание

Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 г.: Учебное пособие для высшей школы. М., 1961

 

При ответе на первый вопрос студент учитывает прежде всего материал преамбулы памятника. Анализ преамбулы позволит отвечающему грамотно и правильно сформулировать и охарактеризовать источники Уложения. При этом необходимо будет охарактеризовать те источники, которые не упомянуты в преамбуле, но есть, например, в тексте самого памятника (ст. 1 гл. XIII). Отдельно стоит остановиться при ответе на анализе статей, позаимствованных из Литовско-Русского статута. Освещая вопрос о системе Уложения, также следует сопоставить систему Уложения с системой Статута. Последнюю часть вопроса следует раскрыть, рассказав об истории заседания Земского собора 1648-49 гг., чем было вызвано заседание Собора, какие вопросы он решал. Так же следует остановиться на работе Уложенной комиссии, кто в нее входил, как проходила ее работа.

Второй вопрос целесообразно раскрывать на анализе первых трех глав Уложения. Следует найти в памятнике и проанализировать статьи, вводящие в русское уголовное право понятие crimen laesae maiestatis. Следует раскрыть его многочисленные квалификации на примере главы второй памятника. Затем необходимо будет сопоставить статус царской власти со статусом Церкви, необходимо проанализировать особенности положения церковных властей перед светской власти. В этой связи уместно будет привлечь в качестве дополнительного материала анализ гл. XII и XIII Уложения. Чем было вызвано появление в государственном аппарате Монастырского приказа?

Третий вопрос раскрывается на материале анализа, прежде всего, ст. 27 – 99 гл. Х Уложения, затем необходимо последовательно проследить на материале отдельных глав особенности положения бояр, детей боярских (гл. VII), церковнослужителей и людей, подчиненных Церкви. Отдельно следует остановиться на анализе статуса государственных (черносошенных) крестьян, крепостных крестьян (гл. XI) и посадских (гл. XIX). Последним характеризуется положение несвободного населения – холопов (гл. XX).

Четвертый вопрос раскрывается на анализе, прежде всего, двух глав: XVI и XVII Уложения. Отвечающий в первую очередь должен охарактеризовать принцип «по вотчине служба, а не по службе вотчина» и найти ему подтверждение в тексте памятника. Исходя из этого, необходимо будет в дальнейшем четко провести разграничительную черту между понятием поместья и понятием вотчины. Здесь будет необходимым определить эволюцию поместного и вотчинного землевладения в Московский период истории русского права, чем была продиктована тенденция на сближение статуса этих двух видов землевладения. После студент кратко, но с указанием конкретного правового материала характеризует полномочия и обязанности помещика и права вотчинника по Уложению.

При ответе на пятый вопрос семинарского занятия отвечающий учитывает положения следующих глав: I – V, XXI – XXII. Необходимо раскрыть систематику преступлений: деления их на публичные и частные (направленные против конкретной личности, а не государственного интереса), затем следует определиться с понятием преступления по Уложению и целью наказания, которую ставит перед собой законодатель. После следует охарактеризовать понятие субъекта преступления и преступника, показать на конкретном правовом материале, как статус человека влияет на его наказание в уголовном отношении. В конце ответа студент раскрывает виды преступлений, известных памятнику, и характеризует лестницу наказаний.

Шестой вопрос семинарского задания необходимо осветить при анализе соответствующих статей гл. Х и гл. XXI Уложения. В первую очередь анализирует первые 20 статей гл. Х, где содержатся общие принципы процесса и судопроизводства, к этому анализу следует привлечь материал гл. XV памятника. При раскрытии вопроса о системе судебных инстанций необходимо сопоставить материал ст. 3 – 7 гл. XXI со ст. 1 гл. Х Уложения. Затем раскрываются вопросы подсудности разных дел, указываются разновидности процесса (суд и розыск), проводится анализ судебных доказательств.

 

СЕМИНАР № 4

РУССКИЙ АБСОЛЮТИЗМ

 

1. Правовая квалификация абсолютизма. Статус и компетенция Императора. Порядок престолонаследия. Сущность русского абсолютизма.

2. Органы государственной власти и управления при абсолютизме. Местное управление при абсолютизме.

3. Сословия в условиях абсолютизма.

4. Суд и процесс периода Империи (до 1864 года).

5. Кодификация права периода Империи: История создания Полного собрания законов и Свода законов Российской Империи.

 

Литература:

Законодательство Петра I. М., 1997

Законодательство Екатерины Великой М., 2002

Полное собрание законов Российской Империи. Издание 1, 2, 3 – электронная версия

Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 4: Законодательство периода становления абсолютизма. Т. 5: Законодательство периода расцвета абсолютизма.

Свод законов Российской Империи. ТТ. I – XV (CD версия: КонсультантПлюс)

Пособия:

Блинов И.И. Губернаторы. Историко-юридический очерк. М., 1905

Дмитриев Ф.М. История судебных инстанций – любое издание

Исаев М.А. Лекции по истории русского права и государства. Вып. 3. Ч. 1-2. М., 2001

барон Корф С.А. Дворянство и его сословное управление за столетие: 1762 – 1855 гг. СПб., 1906

Кизиветтер А.А. Посадская община в России в XVIII веке. М., 1903

Макиавелли Н. Государь. М., 1990

Пахман С.В. История кодификации права в России. Т. 1 – 2 – любое издание

Сперанский М.М. Руководство к познанию законов – любое издание

Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о Своде законов – любое издание

Латкин В.Н. Учебник истории русского права периода империи – любое издание

Филиппов А.Н. Учебник истории русского права. Юрьев, 1916

 

При ответе на первый вопрос семинара студент учитывает следующие памятники: арт. 20 Устава воинского 1716 г. Представление Правительствующего Сената о поднесении государю императору Петру титулов «Отца Отечества» и «Великого» от 1721 г., Указ о праве наследия престола 1722 г., Указ о престолонаследии 1797 г., Учреждение Императорской Фамилии 1797 г.

Ответ строится по следующему плану. В первую очередь необходимо дать грамотное юридическое определение абсолютизма, исходя из классического определения, сформулированного Н. Макиавелли в его труде «Князь», после необходимо провести сравнение данного определения или теории баланса (равновесия) с реальностью, получившей место прописки на российской почве. Закончить ответ на эту часть вопроса следует посредством анализа положений российского законодательства, регулирующего статус Государя Императора и Его власти. После необходимо перейти к анализу и характеристике законодательных актов, определявших порядок престолонаследия и статус Императорской фамилии. Особо следует остановиться на отличительных чертах австрийской системы престолонаследия и понятии «заступления» прав на наследования престола.

Ответ на второй вопрос строится на основе анализа следующих памятников: Указ об учреждении правительствующего Сената 1711 г., Указ о власти и ответственности Сената 1711 г., Указ о должности Сената 1718 г., Указ о должности Сената 1722 г., Указ о должности сената 1726 г., Указ о правах и обязанностях Сената 1802 г., Именной указ об учреждении Верховного тайного совета 1726 г., Указ о форме сношений Верховного тайного совета с Сенатом и коллегиями 1726 г., Именной указ об учреждении при дворе Ея Императорского Величества Кабинета 1731 г., Указ об учреждении Совета при Высочайшем дворе на время войны 1769 г. Далее: Именной указ о коллегиях 1718 г., Генеральный регламент всем коллегиям 1720 г. Манифест об учреждении министерств 1802 г., Общее учреждение министерств 1811 г. По вопросу местного управления: Именной указ об учреждении губерний и о расписании к ним городов 1708 г., Инструкция или наказ воеводам 1719 г., Регламент или Устав Главного магистрата 1721 г., Учреждение для управления губерниями Всероссийской империи 1775 г.

Для ответа на третий вопрос необходимо изучить следующие памятники: Табель о рангах 1722 г., Указ о наследии имений 1714 г., Манифест о даровании вольности благородному российскому дворянству 1762 г., (Жалованная) грамота на права и выгоды городам Российской империи 1785 г., Жалованная грамота дворянству 1785 г.

Ответ на третий вопрос целесообразно строить по следующей схеме. Сначала определяются права и обязанности духовенства, затем дворянства, после городских жителей (мещан), и наконец, крестьян. В последнем случае отдельно анализируется статус государственных крестьян, затем частновладельческих (крепостных). После студенту следует осветить вопрос прав, свобод (вольностей) и обязанностей русских подданных, последний штрих в ответе – характеристика статуса инородцев.

Четвертый вопрос следует анализировать на основе двух памятников: Краткое изображение процесса или тяжебных дел 1715 г. и Именного указа о форме суда 1723 г. При этом необходимо помнить, что к гражданским лицам применялись процессуальные постановления Воинского и Морского уставов, а также все время Империи до 1864 года продолжали действовать процессуальные положения Соборного уложения царя Алексея Михайловича.

При ответе на пятый вопрос студент раскрывает историческую необходимость кодификации русского права. Следует кратко рассказать историю работы кодификационных комиссий, объяснить те трудности, с которыми они сталкивались в своей работе. Затем необходимо рассказать о деятельности графа М.М. Сперанского, оценить тот вклад, который он сделал. Потом студент анализирует систему Полного собрания и Свода, кратко характеризует их дальнейшую судьбу и издания.

 

СЕМИНАР № 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...