Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

РЕФОРМЫ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II





1. Отмена крепостного права. Акты крестьянской реформы. Положение крестьян как сословия после реформы.

2. Земская реформа.

3. Судебная реформа. Органы суда и процесс (уголовный и гражданский) по Судебным уставам.

4. Городская реформа.

 

Литература:

Крестьянская реформа 1861 г. Сборник законодательных актов. М., 1954

Реформы Александра II. М, 1998

Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 7: Документы крестьянской реформы. Т. 8: Судебная реформа.

Пособия:

Виленский В.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1963

Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 г. МГУ, 1957

Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1960

Лаптева Земские учреждения в России. М., 1993

Лаптева Л.Е. Региональное и местное управление в России (вторая половина XIX века). М., 1998

Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60-х начале 90-х гг. XIX в. Л., 1984

 

При ответе на первый вопрос семинара студент в первую очередь должен осветить в краткой форме предысторию крестьянской реформы. Особо стоит остановиться на причинах, побудивших правительство произвести реформу. Затем кратко освещается работа редакционных комиссий. Следующий этап ответа – анализ Манифеста 19 февраля 1861 года. Следует особо остановиться на юридической характеристике памятника, какие он имел последствия для крестьян. После проводится анализ Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Следует при этом особо проанализировать права крестьян как сословия, указать сословные учреждения, которые они получили возможность создавать, а также определить сам сословный статус крестьян или «свободных сельских обывателей».

Ответ на второй вопрос семинара строится на основе анализа Положения 1864 года. Особо следует остановиться на вопросе взаимосвязанности земской реформой с судебной того же года, охарактеризовав их в общих чертах.

Отвечая на третий вопрос, в первую очередь студент останавливается на характере судебных учреждений, созданных реформой, особо следует выявить источники реформы – те образцы, которые были взяты за основу реформы. В целом, отвечая на вопрос, студент обязан строго придерживаться рамок анализа Судебных уставов императора Александра II.



Четвертый вопрос семинара освещается с позиций анализа Городового положения 1870 года. Характеризуются учреждения, созданные реформой, порядок их формирования, а равно статус – их права и обязанности.

 

 

СЕМИНАР № 6

СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

1. Изменения в статусе и правах Высочайшей верховной власти в России после 1905 г.

2. Учреждение Государственной Думы и Государственного Совета. Их правовое положение и компетенция.

3. Права и обязанности подданных по основным государственным законам Империи 23 апреля 1906 г.

4. Свершение февральской революции в России и вопрос о состоянии Высочайшей верховной власти. Проблема легитимности новой власти.

5. Учредительное собрание 1918 г.

 

Литература:

Государственная Дума России. Сборник документов. М., 1954

Новый конституционный строй. Сборник документов. Спб., 1908

Отречение Николая II. Вспоминания очевидцев, документы. Л., 1927

Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 9: Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. М., 1993

Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. 1. Птг., 1917

Учредительное собрание России. Стенографический отчет. М., 1991

Пособия:

Вишняк М.В. Всероссийское учредительное собрание. Париж, 1932

Катков Г.М. Февральская революция. М., 2006

Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1-2. Спб., 1909

Кокошкин Ф.Ф. Русское конституционное право. Т. 1-2. Спб., 1908

Лазаревский Н.И. Русское конституционное право. Т. 1-2. Спб., 1909

барон Нольде Б.Э. Очерки государственного права. Спб., 1911

Протасов Л.Г. Всероссийское учредительное собрание. История рождения и гибели. М., 1997

Скрипилев Е.А. Всероссийское учредительное собрание: историко-правовое исследование. М., 1982

Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской империи: 1906 – 1917 гг. М., 1998

 

При ответе на первый вопрос студент анализирует манифест 17 октября 1905 года и другие акты конституционной реформы 1905-06 гг. Необходимо при этом указать на конкретные положения, ограничивающие права и привилегии Монарха, в то же время следует проследить характер прерогатив Государя Императора согласно Основным государственным законам 23 апреля 1906 года. Следует выявить характер этого акта, сравнив его при этом с конституционными актами других стран той эпохи. Заключительная часть ответа должна быть посвящена характеристике дуалистического типа конституционной монархии, установившейся в России после 1905 года.

Ответ на второй вопрос семинарского задания строится на основе анализа Положений о Государственной Думе и Государственном совете 1906 г., в которых при этом необходимо привлечь положения статей Основных государственных законов 1906 г. особо освещается вопрос о порядке формирования представительных органов власти и их реальной компетенции. Отдельная часть ответа – анализ избирательного закона 1907 г. При этом даются ответы на следующие вопросы: каков был характер избирательной системы (её тип); кто получил избирательные права (активные и пассивные); как на практике реализовывались избирательные права российских подданных.

Третий вопрос семинарского задания следует осветить, начав с анализа положений Основных государственных законов, затем необходимо будет перейти к анализу «Временных правил», изданных в период с 1905 по 1906 гг., в которых подробно регулировался порядок пользования правами и свободами русских подданных.

Четвертый вопрос целесообразно осветить, начав с анализа положения в России ее основных политических сил во время Первой мировой войны. Следует выявить действительные причины революции, проанализировав ситуацию конца февраля и начала марта 1917 года. Затем необходимо перейти к анализу памятников права: Манифесту об отречении государя Императора, Акта отказа от восприятия престола Великим князем Михаилом и документов Временного правительства, которыми определялся его статус в системе Верховной власти России. Анализ заканчивается ответом на вопрос, насколько легитимен был переворот и власть самого Временного правительства.

Пятый вопрос целесообразно начать с определения понятия Конституанты. В дальнейшем ответ должен быть построен на основе анализа двух основополагающих документов: Положения о выборах в Учредительное собрание 1917 г. и Стенограмме его заседания. Студент должен особо выделить при ответе проблему представительности Собрания, ходе его работы, необходимо определиться с действительной причиной срыва его заседания. В конце характеризуется акты, принятые первым и последним заседанием Учредительного собрания.

 

СЕМИНАР № 7





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.