Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синергия в учебной аудитории





Я, как преподаватель, пришел к убеждению, что многие из по-настоящему удачных


уроков или семинаров балансируют на самом краю хаоса. Синергия проверяет,


действительно ли преподаватель и студенты открыты для восприятия принципа, в


соответствии с которым целое большее суммы его частей.


Бывают моменты, когда ни преподаватель, ни студенты не знают наверняка, что


именно должно произойти. Все начинается в спокойной атмосфере, располагающей людей к


открытости и желанию узнавать и выслушивать взгляды друг друга. Потом следует


"мозговая атака", по правилам которой дух оценивания подчиняется духу творчества,


воображению и интеллектуальному взаимодействию. И тогда начинает происходить нечто


феноменальное. Семинар полностью преображается благодаря радостному возбуждению от


нового импульса новой идеи и нового направления, которые с трудом поддаются


определению, но почти осязаемы всеми участниками.


Возникает такая синергия, словно вся группа сообща решила отказаться от старых


сценариев и написать новые.


Я никогда не забуду занятий по философии и стилю руководства, которые я вел в


университете. Прошло около трех недель с начала семестра, когда один из студентов во


время своего ответа стал рассказывать, об очень сильном личном переживании, чрезвычайно


эмоциональном и глубоко осмысленном. Дух уважения и признательности опустился на


присутствующих – уважения к индивидуальности этого человека и признательности за его


мужество.


Это общее чувство стало благодатной почвой для возникновения синергии и


творческого порыва. Зараженные рассказанным, другие студенты стали делиться своими


наблюдениями, открытиями и сомнениями. Спокойная и доверительная атмосфера


побуждала к максимальной открытости. Вместо того, чтобы обсуждать тему, к которой они


готовились дома, студенты поглощали информацию, содержащуюся в рассказах их


товарищей, и начали создавать совершенно новый сценарий семинара, отличный от


первоначально задуманного.


И я был увлечен этим процессом. Я попал под гипнотическое воздействие его


творческой магии. И я обнаружил, что моя привязанность к заданной структуре семинара


постепенно ослабевает и открываются абсолютно новые перспективы. Это не было простым


полетом фантазии; в том, что происходило, чувствовались зрелость, стабильность и смысл,


значительно превосходящие старые замыслы и планы.


Мы отказались от прежней программы, отложили в сторону учебники и


сформулировали новые цели, наметили новые проекты и определили новые задания. Нас


настолько вдохновило происшедшее, что еще целых три недели мы были переполнены


желанием делиться с другими тем, что случилось с нами.


Мы решили написать книгу, содержащую наши выводы и открытия, связанные с


изучаемым предметом – принципами руководства. Задания были изменены, были запущены


новые проекты, сформированы новые творческие команды. Все заработали гораздо


интенсивней, чем это было при старой структуре обучения, и мотивы для такой работы были


 


совершенно иными.


В результате этого опыта возникла уникальная, сплачивающая, синергитическая


культура, которая сохранилась и после окончания семестра. Многие годы эта группа


собиралась на традиционные встречи выпускников. Даже и теперь, много лет спустя,


встречаясь, мы часто вспоминаем то, что испытали, и стараемся вновь осмыслить, что


именно произошло и почему.


Меня особенно изумляла одна вещь: насколько мало потребовалось времени для


создания уровня доверия, достаточного, чтобы вызвать такую синергию. По-моему, это


случилось, в значительной мере, благодаря тому, что участники этого события были людьми


достаточно зрелыми. Это был последний семестр их выпускного курса, и, я думаю, они


хотели получить что-то большее, чем просто очередное занятие. Они жаждали чего-то


нового и волнующего, они сами хотели творить, создавать что-то поистине значительное.


Эта идея уже созрела в них, а они созрели для этой идеи.


В добавление к этому и сам процесс обучения был организован верно. Я чувствовал,


что участие в синергитическом процессе значительно весомее, чем разговор о нем, что


создавать что-то новое гораздо важнее, чем просто читать что-то старое.


Как и большинству людей, мне приходилось испытывать и такие моменты в жизни,


которые были уже почти синергитическими, которые балансировали на грани хаоса и по


каким-то причинам именно хаосом и заканчивались. К сожалению, обжегшись на подобных


примерах из жизни, люди часто приступают к новому делу с мыслью о возможном провале.


Стремясь защититься от этого, они отсекают себя и от синергии.


Это похоже на руководителей, которые для оказания воздействия на нескольких


нерадивых сотрудников вводят драконовские правила, ограничивающие свободу и


творческие возможности всех остальных, или деловых партнеров, которые, представляя себе


наихудший из возможных сценариев развития отношений, именно его описывают в


договоре, уничтожая этим сам дух творчества, предпринимательства и синергии.


Оглядываясь на свой опыт консультирования и обучения руководящих кадров, могу


сказать, что главный акцент почти всегда делался на синергию. В начале работы обычно


требовалось значительное мужество для того, чтобы честно взглянуть правде в глаза и


сказать о человеке или организации, или семье то, что сказать нужно, но для этого нужно


сочетание смелости и истинной любви. Затем все становились более естественными,


открытыми и искренними и начинался процесс синергитического общения. Он становился


все более и более творческим и завершался таким осмыслением ситуации и такими планами,


которых сначала никто из участников не ожидал.


Как утверждал Карл Роджерс: "Самое индивидуальное является одновременно самым


общим". Чем более искренним вы становитесь, чем откровеннее вы в ваших высказываниях,


– особенно, говоря о своем собственном опыте или своих собственных сомнениях, – тем


больше люди откликаются на сказанное вами и тем больше крепнет их чувство


безопасности, способствующее их собственному самовыражению Их открытость, в свою


очередь, заражает других участников, и возникает общая творческая эмпатия,


обеспечивающая более глубокое осмысление, получение новых знаний и поддерживающая


ощущение радостного возбуждения, не позволяющее этому процессу прекращаться.


Люди начинают понимать друг друга молниеносно, практически с полуслова, по


обрывкам фраз. И вот перед ними открываются, давая пищу для размышлений, целые новые


миры, новые горизонты, новые парадигмы с многими вариантами решений и новые


альтернативы. Конечно, иногда случается, что эти новые идеи повисают в воздухе, но, как


правило, они находят свое отражение в реальных практических решениях.


 


СИНЕРГИЯ В БИЗНЕСЕ


Я с удовольствием вспоминаю один исполненный высокого смысла эпизод


синергитического взаимодействия, который произошел, когда я с коллегами работал над


созданием нашей корпоративной миссии. Почти все сотрудники компании отправились


высоко в горы, где, окруженные волшебной красотой природы, мы начали работу с


обсуждения чернового наброска нашей миссии, который некоторые из нас уже считали


превосходным.


На первых порах общение было уважительным, осторожным и предсказуемым. Но как


только мы приступили к обсуждению различных альтернатив, ожидающих нас перепектив и


возможностей, люди стали открываться, вести себя естественно, они стали размышлять


вслух. Совместная работа над формулированием миссии вдохновила полную свободу обмена


мнениями. Люди проявляли как искреннюю эмпатию, так и мужество, благодаря чему от


взаимоуважения и взаимопонимания мы продвинулись к творческому синергитическому


общению.


Это почувствовали все. И это было здорово! Когда эта форма общения устоялась, мы


вернулись к своей задаче – выразить коллективное представление о миссии в словесной


форме, так чтобы каждое слово имело конкретное и вдохновляющее значение для каждого


участника.


Вот как звучит итоговая формулировка нашей миссии:


Наша миссия заключается в том, чтобы помочь людям и организациям значительно


увеличить их способность к достижению достойных целей посредством понимания и


осуществления идеи руководства, основанного на принципах.


Синергитический процесс, приведший к созданию нашей миссии, навсегда запечатлел


этот текст в умах и сердцах каждого из нас, и он сослужил нам добрую службу в качестве


ориентира для определения того, к чему мы стремимся, а также того, к чему мы не


стремимся.


Другой случай мощного проявления синергии имел место, когда я принял приглашение


выступить в качестве катализатора дискуссии на ежегодной конференции по планированию,


проводимой крупной страховой компанией. Несколькими месяцами ранее я встречался с


оргкомитетом этой двухдневной конференции, в которой должны были принять участие все


высшие руководители. Мне сказали, что традиционный подход заключался в определении


путем анкетирования или интервьюирования четырех или пяти важнейших вопросов


развития фирмы, по которым руководители готовили альтернативные предложения.


Предыдущие конференции обычно проходили в атмосфере уважительного формального


обмена мнениями, иногда нарушавшейся стычками по модели "Выиграл/ Проиграл". Обычно


эти конференции носили абсолютно предсказуемый, нетворческий характер, протекали вяло


и скучно.


Разговаривая с членами оргкомитета о значении синергии, я заметил, что его члены


начали осознавать заложенные в ней возможности. Хотя и с большими колебаниями, они


все-таки согласились на изменение привычного порядка. Оргкомитет обратился к


нескольким работникам руководящего звена с просьбой подготовить анонимные тезисы по


каждой из приоритетных проблем, а затем предложил всем руководителям до конференции


ознакомиться с ними, чтобы разобраться в проблемах и различных взглядах на них.


Руководители должны были прийти на конференцию подготовленными к тому, чтобы в


большей мере слушать, чем выступать, в большей мере творить и достигать синергии, чем


нападать или защищаться.


Половину первого дня конференции мы посвятили изучению и практическому


усвоению Навыков 4, 5 и 6. Остальное время было отдано творческой синергии.


 


Высвободившаяся созидательная энергия была огромна. Скука сменилась радостным


возбуждением. Открывшись для взаимного влияния, люди стали совершать одно открытие за


другим и вырабатывать все новые и новые варианты решений. К концу конференции


родилось и окрепло совершенно новое понимание главной проблемы компании.


Предложения, изложенные в анонимных тезисах, устарели. Различия были оценены и


преодолены. Начало формироваться новое совместное видение.


Люди, испытавшие однажды истинную синергию, никогда уже не станут такими,


какими были раньше. Им известна возможность вновь пережить это расширяющее


горизонты увлекательное приключение.


Часто предпринимаются попытки воспроизведения конкретных синергитических


эпизодов, но, как правило, это не удается. Однако основную цель этой творческой работы


ухватить можно. Руководствуясь восточной философией, призывающей "не подражать


великим мастерам, а искать то, что они искали, мы сами стремимся не к воспроизведению


прошлых синергитических ситуаций, а к созданию новых с новыми, отличными от прежних,


иногда более высокими целями.


СИНЕРГИЯ И ОБЩЕНИЕ


Синергия вдохновляет. Творчество вдохновляет. Открытость и общение могут


привести к феноменальному результату. Возможность получения значительного эффекта и


достижения значительного прогресса настолько реальна, что стоит •того риска, который


содержится в открытости.


После Второй мировой войны правительство Соединенных Штатов поручило Дэвиду


Лилиенталю возглавить новую Комиссию по атомной энергии. Лилиенталь сформировал


группу знаменитых ученых – высших авторитетов в своей области, приверженцев своих


собственных учений.


Этой разнообразной группе ярких личностей была предложена чрезвычайно


насыщенная программа, и им не терпелось приступить к работе. Дополнительное давление


на них оказывала пресса.


Однако Лилиенталь несколько недель посвятил тому, чтобы создать значительный


Эмоциональный Банковский Счет. Он дал людям познакомиться друг с другом, узнать


интересы и надежды, цели и заботы коллег, их образование и опыт работы, их взгляды и


парадигмы. Лилиенталь способствовал возникновению такого рода взаимодействия, которое


создает между людьми крепкие связи, и был жестоко раскритикован за то, что


"непродуктивно" тратил время.


Но в итоге Лилиенталю удалось создать сплоченную группу, члены которой были


предельно восприимчивы к мнениям и влиянию со стороны коллег и проникнуты духом


синергии и творчества. Уровень взаимного уважения между членами комиссии был столь


высок, что в случае возникновения разногласии вместо споров и конфронтации


предпринимались искренние попытки понять друг друга. Установка была следующая:


"Если человек вашего интеллекта, вашей квалификации и преданности делу не


согласен со мной, значит в вашей позиции есть что-то, чего я не понимаю, и я должен это


понять. Вы обладаете точкой зрения и системой ценностей, в которых я должен


разобраться". Таким образом была создана возможность взаимодействовать, не заботясь о


защите своих позиций. Родилась новая, необычная культура отношений.


Предлагаемая диаграмма показывает, как тесно доверие связано с различными


уровнями общения.


 

 


Самый низкий уровень общения, возникающий в ситуациях низкого доверия,


характеризуется желанием обороняться и официальным педантичным языком,


описывающим все возможные ситуации и пути отхода на случай, если дела пойдут плохо.


Подобное общение порождает исключительно ситуации типа "Выиграл/Проиграл" или


"Проиграл/Выиграл". Такое общение неэффективно, так как при нем отсутствует Р/РС-


баланс и оно порождает новые причины для ухода в глухую оборону.


Средняя позиция – это уважительное общение. Это уровень, на котором


взаимодействуют достаточно зрелые люди. Они уважают друг друга и стараются избегать


ситуаций противостояния. Они общаются вежливо, но без эмпатии. Они способны понимать


друг друга умом, при этом особо не вникая в парадигмы и посылки, лежащие в основе


позиции партнера, и не открываясь навстречу новым возможностям.


Уважительное общение может работать как в независимых, так и во взаимозависимых


ситуациях, однако при этом творческие возможности остаются нераскрытыми. Во


взаимозависимых ситуациях компромиссы – явление обычное. Компромисс означает, что


1+1=1½. Взаимная уступка. При таком общении нет напряженности, агрессии или намерения


манипулировать. Это честное и уважительное общение, лишенное, однако, творчества и


синергии. Оно приводит к низшей форме "Выиграл/Выиграл".


Синергия означает, что 1+1 может равняться 8, 16 или даже 1600. Синергитический


уровень общения, основанный на высоком доверии, позволяет получать решения, лучшие


чем те, которые предлагались изначально. Обеим сторонам это известно. Более того, они


получают истинное удовольствие от совместного творчества, формируется некая


самодостаточная и приносящая удовлетворение мини-культура. Даже когда это


продолжается недолго, наличие Р/РС-баланса не вызывает сомнения.


Возможны обстоятельства, при которых синергия не может быть достигнута, а


ситуация "Не Связываться" является неприемлемой. Но даже в этом случае сам факт


искренних попыток достижения синергии обычно приводит к более эффективному


компромиссу.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...