Творческие способности как индивидуальные особенности качества человека
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, т. к. в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта, а накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей, оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ Дж. Смита, Б.Н. Никитина можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей: q Раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение, затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами. q Создание обстановки, опережающей развитие детей: необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
q Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил, так способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Процесс познания мира ребенком идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). q Предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. q Оказание ненавязчивой, умной, доброжелательной помощи взрослых. q Тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе, взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий, необходимо постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Детское музыкальное творчество – это сочинения и импровизации, песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка – самовыражение. Н. А Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, обогащают друг друга Творчество детей возникает на основе овладения определенными умениями и навыками в результате обучения. В свою очередь, обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. Обучение, включающее проблемные, поисковые творческие задания (начиная с младшего дошкольного возраста), раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции Важно создавать для этого игровые проблемные ситуации, побуждать детей к вариативным самостоятельным действиям, развивать способность переноса усвоенного, применения в новых условиях, в свободной вариативной форме. Таким образом, творческие импровизации обогащают процесс обучения, проблемные ситуации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности. Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей; оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности, в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. В пении дети чаще всего импровизируют спонтанно, в различных играх. Поют колыбельную куклам, марш для солдатиков на одном слоге и двух-трех звуках. Они легко исполняют и задания педагога: «Спой свое имя», «Ответь на вопрос пением» и т.д. Старшие дети охотно импровизируют песни, придумывают свою мелодию на заданный текст. Дети способны сочинять ритмические и мелодические мотивы, импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах Например, дается задание «Придумай марш и сыграй на деревянных палочках» или «Сыграй «дождик» на металлофоне» и т.д.
Следует еще раз подчеркнуть, что все задания и упражнения проводятся в игровой форме, чтобы дети не ощущали ни малейшего насилия со стороны педагога, чувствовали себя свободно, непосредственно и были удовлетворены своими результатами. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах особенно, если музыкальные произведения народного характера, т. к. они просты в воспроизведении, мелодичны и красивы. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности. Для раскрытия творческих способностей, использую коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации. Хотелось бы сказать, что народное творчество является отличным материалом, опираясь на который будут развиваться творческие музыкальные способности у детей дошкольного возраста. Народное творчество многогранно, интересно, красиво и достойно того, чтобы его изучали, помнили и знали. Гипотеза исследования
«Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов» – так записано в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» (16.02.2001).
Закон РФ «Об образовании» обозначил задачей дошкольного образования «…развитие полноценной, разносторонней творчески активной личности…». Исходя из социального запроса общества (отраженного в вышеназванных документах) в настоящее время становится весьма актуальной проблема патриотического воспитания детей и развитие их творческого потенциала, что послужило основанием для более широкого изучения народной педагогики, которая берет свое начало у К.Д. Ушинского. К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях первые и блестящие попытки раскрытия национальной самобытности. На основе наследия К.Д. Ушинского отечественная педагогическая наука рассматривала народную педагогику как соединение эмпирических педагогических знаний с опытом народных масс. Она основывалась на традиционно сложившихся в народе воззрениях на цели и задачи воспитания детей. Народная педагогика использовала для достижения своих целей: • фольклор (предания, загадки, пословицы, поговорки, сказания, былины, сказки и т.п.); • народную музыку (бытовые, колыбельные и обрядовые песни); • народный театр (Петрушка, скоморохи и т.п.); • изобразительное прикладное искусство (лубок, различные виды росписи и т.д.); • быт и межличностные отношения в семье. Таким образом, еще в 60–70 гг. XIX века народное творчество легло в основу русской педагогической системы, в том числе и дошкольного воспитания, и произошло соединение народной и теоретической педагогики. Современная дошкольная педагогика широко использует все богатство накопленного опыта. Считаю, что элементы народной педагоги (в выше обозначенном контексте) можно использовать в практике работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по музыкальному воспитанию. Таким образом, цель исследования: установить степень эффективности применения фольклора в практике работы по патриотическому воспитанию и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования фольклора и его воспитательных возможностей в вопросах патриотического воспитания и развития творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях по музыкальному воспитанию.
2. Изучить особенности музыкального творчества детей дошкольного возраста с целью определения стратегии в применении фольклора в патриотическом воспитании и развитии творческих способностей. 3. Определить эффективность работы по использованию народного творчества как средства патриотического воспитания и развития творческих способностей детей дошкольного возраста 4. Разработать методические рекомендации для воспитателей, музыкальных руководителей и родителей по использованию воспитательных возможностей фольклора для развития творческих способностей и патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Предмет исследования:влияние народного творчества на патриотическое воспитание и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Объект исследования – фольклор как средство воспитания и развития. Субъект исследования: дети дошкольного возраста: 2004–05 уч. год – 1 младшая группа – 20 человек средняя группа – 25 человек всего 67 человек старшая группа – 22 человека 2005–06 уч. год – 2 младшая группа – 20 человек старшая группа – 25 человек всего 67 чел. подготовительная группа – 22 человека Гипотеза: предполагаю, что в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные и количественные изменения показателей музыкального творчества у выделенной группы дошкольников посредством использования фольклора как одного из средств развития творческих способностей и патриотического воспитания. Методы: q диагностика показателей музыкального творчества: констатация и контрольный срез: восприятие музыки, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, песенное творчество, танцевальное творчество, музыкально-игровое творчество, импровизационное музицирование; q анализ полученных результатов q выводы по цели исследования
Практическая часть
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|